ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 22.04.92 N 6 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКШИХ У СУДОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ"



Экономическая реформа в Российской Федерации, непосредственно связанная с изменением всей системы сложившихся земельных отношений на основе введения многообразия и равенства форм собственности и форм хозяйствования, повлекла за собой кардинальное изменение законодательства, значительно расширившего компетенцию судов по разрешению земельных споров. Так, Законом РСФСР " Об изменениях и дополнениях Конституции ( Основного Закона) РСФСР" изложены в новой редакции статья 11 и 12 Конституции РСФСР, приняты Законы РСФСР "О социальном развитии села", "О земельной реформе", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а также новый Земельный кодекс РСФСР.

Проведенное Верховным Судом Российской Федерации изучение судебной практики показало, что при применении нового земельного законодательства у судов возникли вопросы, связанные с определением подведомственности заявленных требований.

В целях защиты прав и охраняемых законом интересов собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и предотвращения случаев необоснованного отказа в правосудии Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. Суд вправе принять к производству и рассмотреть по существу дела по спорам, связанным с земельными отношениями, одной из сторон в которых являются граждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью (в том числе ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство), если спор возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, а также по жалобам указанных лиц на решения местных Советов народных депутатов (местной администрации) по земельным вопросам (ст.ст.1, 6 Закона РСФСР " Об арбитражном суде", ст.ст. 20, 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Судам, в частности, подведомственны:

а) требования о признании неправомерным отказа местного Совета народных депутатов (местной администрации) в предоставлении земельного участка, в том числе для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства, строительства индивидуального жилого дома, для индивидуального садоводства и огородничества, сенокошения, выпаса скота (ст.7, ч.1 ст.33, ст.ст. 58, 59, 66, 68 ЗК РСФСР, ст.ст. 7, 8 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве");

б) жалобы на отказ в регистрации и выдаче соответствующим Советом народных депутатов государственных актов, удостоверяющих право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, а также на отказ в регистрации заключенного договора аренды земли (ст.ст. 9, 13, 31 ЗК РСФСР);

в) требования о признании неправомерным прекращения местным Советом народных депутатов (местной администрацией) права собственности на землю, пожизненного наследуемого владения и пользования земельными участками и их аренды (ст. 39 ЗК РСФСР);

г) жалобы собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей на решение местного Совета народных депутатов (местной администрации) о предварительном согласовании места размещения объекта, для строительства которого необходимо изъятие земельного участка для государственных и общественных нужд (ст.28 ЗК РСФСР);

д) жалобы собственников земли участков, землевладельцев, арендаторов о признании недействительными актов, изданных государственными или иными органами не в соответствии с их компетенцией либо с нарушением требований законодательства (ст.10 Закона РСФСР "О земельной реформе");

е) требования о признании преимущественного права наследования земельного участка после смерти главы крестьянского (фермерского) хозяйства, а также о преимущественном праве наследования земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, жилищного, дачного, гаражного строительства, ведения предпринимательской деятельности, для садоводства и животноводства, а также о наследовании права аренды (ст.ст. 13, 61, 62, 65, 67, 82 ЗК РСФСР);

ж) требования о признании неправомерным отказа администрации в предоставлении служебного надела (ст. 85 ЗК РСФСР), а также отказа в сохранении права пользования служебным наделом за лицами, перечисленными в ст. 87 ЗК РСФСР;

з) требования о возмещении убытков, причиненных изъятием, выкупом или временным занятием земельных участков для государственных и общественных нужд, ограничением прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан (ст.ст. 55, 97, 98 ЗК РСФСР);

и) требования о возмещении убытков, причиненных в результате неправомерного занятия земельного участка, его загрязнения, порчи и других нарушений прав собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей (ст.ст. 53, 55, 126 ЗК РСФСР);

к) требования о возмещении убытков, понесенных собственником земли, землевладельцем, землепользователем в связи с проведением изыскательских работ (ст.ст. 45, 46 ЗК РСФСР);

л) требования о возмещении местным Советом народных депутатов (местной администрацией) стоимости произведенных затрат на улучшение земель в случае добровольного прекращения права пожизненного наследуемого владения и пользования земельными участками и их аренды, а также требования местного Совета (местной администрации) к землевладельцу или землепользователю о возмещении ущерба, связанного с ухудшением качественного состояния и порчей земель (ст.42 ЗК РСФСР);

м) жалобы на решение местного Совета народных депутатов (местной администрации) о предоставлении земельного участка другим лицам, которым ущемлены права и охраняемые законом интересы собственника, землевладельца, землепользователя (например, собственники, землевладельцы в результате решения местного Совета народных депутатов (местной администрацией) лишены подъезда к своим земельным участкам);

н) споры между собственниками индивидуальных жилых строений, расположенных на смежных (соседних) земельных участках, об устранении препятствий в пользовании земельным участком , в том числе и в случае, когда оспариваются его границы и размеры (ч.1 ст.120 ЗК РСФСР);

о) споры между садоводческим товариществом и его членами, споры членов товарищества между собой, а также споры между супругами, в том числе и бывшими, по поводу раздела земельного участка или определения порядка пользования этим участком;

п) споры между членами дачно-строительного кооператива и кооперативом, а также споры членов дачно-строительного кооператива между собой по поводу пользования земельным участком или его раздела.

2. Неподведомственны судам споры и жалобы, связанные с предоставлением земель, их изъятием для государственных и общественных нужд, прекращением прав на землю, по вопросам аренды, отчуждения и приобретения земельных участков, а также иные земельные и имущественные споры, связанные с земельными отношениями, когда их участниками являются предприятия, их объединения, организации любых организационно-правовых форм, включая колхозы, а также граждане и их объединения, самостоятельно осуществляющие предпринимательскую деятельность, в том числе ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство, поскольку в силу ст. 1 Закона РСФСР " Об арбитражном суде", ст.ст. 20, 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные дела относятся к юрисдикции арбитражного суда.

3. Отказ местного Совета народных депутатов (местной администрации) в предоставлении гражданину в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства, обжалуется гражданином в соответствии с ч.1 ст. 33 ЗК РСФСР в суде.

Учитывая, что в связи с отказом в предоставлении участка между гражданином и местным Советом народных депутатов (местной администрацией) возникает спор о праве гражданском, он разрешается судом по правилам искового производства.

Суд также вправе принять к производству и рассмотреть по существу требование гражданина, если его заявление о предоставлении земельного участка не было рассмотрено местным Советом народных депутатов (местной администрацией) в предусмотренный ст.35 ЗК РСФСР месячный срок.

4. Исходя из пунктов 4 и 5 ст.126 ГПК РСФСР, в заявлении, с которым гражданин обращается в суд в случае отказа в предоставлении земельного участка, должны быть, применительно к требованиям, содержащимся в ч.1 ст.30 ЗК РСФСР, указаны цель использования и размеры земельного участка, который истец просит обязать местный Совет народных депутатов (местную администрацию) предоставить ему в собственность или пожизненное наследуемое владение, а также местоположение этого участка.

Если заявление, поданное в суд, не содержит указанных выше данных либо не отвечает другим требованиям, изложенным в ст.ст. 126 и 127 ГПК РСФСР, судье следует в соответствии со ст.130 ГПК РСФСР вынести определение об оставлении заявления без движения и предоставить заявителю срок для исправления недостатков.

5. Проверяя законность и обоснованность отказа местного Совета народных депутатов (местной администрации) в предоставлении земельного участка, необходимо выяснить, имеются ли условия, при наличии которых гражданин может претендовать на получение участка, местоположение, размер, пригодность земельного участка, по поводу которого возник спор, для использования в целях, указанных истцом, а также реальную возможность предоставления ему этого участка.

6. Решая вопрос о законности и обоснованности отказа местного Совета народных депутатов (местной администрации) в предоставлении гражданину земельного участка для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, суду необходимо учитывать, что в силу ст.58 ЗК РСФСР право на получение земельного участка для этих целей предоставлено гражданам, достигшим 18-летнего возраста, имеющим опыт работы в сельском хозяйстве и соответствующую квалификацию либо прошедшим специальную подготовку, причем преимуществом обладают граждане, проживающие в данной местности.

Поскольку закон не устанавливает других условий для предоставления земельного участка, например, наличие у гражданина сельскохозяйственной техники, семян, удобрений и т.п., необходимых для ведения крестьянского хозяйства, они не должны выясняться судом при рассмотрении этой категории дел, так как не имеют значения для разрешения спора по существу.

В случае отказа в предоставлении земельного участка члену колхоза, работнику совхоза либо другого сельскохозяйственного предприятия (кроме опытных хозяйств), пожелавшему выйти из их состава и вести крестьянское (фермерское) хозяйство, к участию в деле должно быть привлечено соответствующее сельскохозяйственное предприятие, из земель которого подлежит изъятию земельный участок, соответствующий паю или стоимости акций, принадлежащих выделяющемуся для самостоятельного хозяйствования работнику.

7. Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд в соответствии с ч.2 ст.33 ЗК РСФСР вправе вынести решение, подтверждающее правильность отказа в предоставлении земельного участка, либо о неправомерности принятого решения об отказе.

В случае удовлетворения иска решение суда является основанием для оформления соответствующим местным Советом народных депутатов (местной администрацией) отвода истцу земельного участка и выдачи документов, подтверждающих его полное право на этот участок.

8. Разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР N 12 от 20 декабря 1983 г. "О практике применения судами земельного законодательства" могут применяться при рассмотрении земельных и имущественных споров, связанных с земельными отношениями в той части, в которой они не противоречат Конституции РСФСР, Законам РСФСР "О социальном развитии села", "О земельной реформе", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Земельному кодексу РСФСР и настоящему постановлению.

Председатель Верховного Суда
Российской Федерации
В.М.ЛЕБЕДЕВ

Секретарь Пленума,
член Верховного Суда
Российской Федерации
В.В.ДЕМИДОВ

\r\n