ПИСЬМО МНС РФ от 05.04.2001 N ВП-6-18/274@



Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в целях упорядочения работы налоговых органов Российской Федерации по рассмотрению жалоб налогоплательщиков в соответствии со статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации и выработке единого подхода разъясняет следующее.

1. Налоговый орган оставляет жалобу налогоплательщика без рассмотрения в случае:

- подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика (ст. ст. 26, 27, 28 и 29 НК РФ);

- пропуска срока подачи жалобы, в соответствии со статьей 139 НК РФ;

- представления возражений по акту проверки (п. 5 статьи 100 НК РФ);

- при наличии информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом);

Повторное принятие решения налоговым органом по жалобе налогоплательщика по тому же предмету и основанию Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

2. Решение вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика на акт налогового органа в обязательном порядке должно содержать вводную, мотивировочную и резолютивную части. Резолютивная часть решения выносится по форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации.

3. Рассмотрение и подготовка решений по жалобам налогоплательщиков на решения налоговых органов по актам проверок в порядке статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации возлагается на юридические (правовые) подразделения вышестоящих налоговых органов.

В процессе рассмотрения и подготовки решений по жалобам налогоплательщиков юридические (правовые) подразделения вправе запрашивать заключения соответствующих методологических подразделений. Решение по жалобе налогоплательщика принимается с учетом, судебной практики Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по рассматриваемым вопросам.

4. В случае принятия решения по жалобе налогоплательщика в соответствии с п.п. 2 п. 2 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо иметь ввиду следующее.

Дополнительная проверка назначается в рамках рассмотрения жалобы налогоплательщика (глава 20 Кодекса), т.е. разрешения налогового спора, в отличие от налоговой проверки проводимой в рамках налогового контроля (глава 14 Кодекса).

Вместе с тем, дополнительная проверка проводится с учетом следующих особенностей.

В решении о назначении дополнительной проверки, в целях разрешения налогового спора, в соответствии с п.п. 2 п. 2 статьи 140 Кодекса указывается:

- круг вопросов подлежащих обязательному рассмотрению при проведении указанной проверки;

- налоговый орган осуществляющий проведение указанной проверки.

5. Учитывая, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений о приостановлении течения давностных сроков (ст. ст. 46, 115 и др.) решение о приостановлении исполнения обжалуемого налогоплательщиком решения в порядке статьи 141 Кодекса должно приниматься в исключительных случаях при наличии достаточных документально подтвержденных оснований.

6. Вышестоящим налоговым органам в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" предоставлено право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия федеральным законам и иным нормативно-правовым актам.

Данное право вышестоящими налоговыми органами может быть реализовано при отсутствии жалоб налогоплательщиков (налоговых агентов) в рамках мероприятий по контролю за деятельностью нижестоящих налоговых органов.

Государственный советник
налоговой службы I ранга
В.А. ПАВЛОВ

\r\n