в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 18.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 31.01.2013 N 118 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"
действует Редакция от 31.01.2013 Подробная информация
ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 31.01.2013 N 118 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

III. Анализ системных проблем отрасли

1. Определение системных проблем отрасли

Согласно результатам анализа развития отрасли медицинской промышленности в Российской Федерации можно выделить основные показатели, характеризующие отставание российских производителей от производителей развитых стран в анализируемой отрасли:

- технологическая отсталость и моральное устаревание продукции. Предприятия отрасли эксплуатируют технологии, которые находятся в стадии зрелости, спрос на которые объективно снижается. Совершенствование продукции в данном случае не приносит желаемого успеха и приводит к усугублению восприятия российской продукции как недостаточно эффективной в решении задач практической медицины.

- слабая инновационная деятельность сводится либо к приобретению машин и оборудования, обновлению производственных линий (крупные и государственные предприятия), либо к ограниченному совершенствованию продукции (дизайн, переход на новые комплектующие), но отнюдь не к

- проведению систематических исследований и созданию предпосылок к появлению радикальных изменений в технологиях. Горизонт планирования компаний, как правило, не превышает 3-5 лет.

- закрытость отрасли и слабая интеграция в международные рынки препятствуют достижению синергетического эффекта, который возможен в условиях международной кооперации. Отечественные производители слабо кооперируются с иностранными производителями и разработчиками и, как следствие, не имеют доступа к современным технологиям и возможности объективно оценить потенциал собственных технологий по сравнению с зарубежными. Многие компании даже в своем стратегическом планировании ориентируются исключительно на внутренний рынок и только 5-7% компаний ориентированы на зарубежные рынки как на важное направление развития и прилагают усилия к продвижению продукции. К закрытости отрасли также приводит недостаточное качество менеджмента, препятствующее эффективному взаимодействию с компаниями, ведущими бизнес по международным стандартам.

2. Составляющие факторы системных проблем

Выявление и анализ влияния факторов системных проблем целесообразно осуществить рассматривая отрасль как набор этапов жизненного цикла продукции (Рисунок 7).

Рисунок 7. Этапы разработки, производства и продвижения продукции.

За последние два десятилетия на отечественном рынке медицинских изделий наибольший прогресс достигнут в формировании системы дистрибуции (распространения) продукции. В России сформировано достаточное количество торговых компаний, имеющих налаженную систему хранения, доставки медицинских изделий. В некоторых случаях это дополнено компетенциями по обучению пользователей, сервисному обслуживанию. Созданы предпосылки к консолидации этого сектора, формированию общенациональных дистрибьюторских компаний в области медицинских изделий, что позволит обеспечить комплексное предложение по оснащению и обеспечению нужд ЛПУ. Формированию системы дистрибуции способствовали действия крупных зарубежных компаний по продвижению собственной продукции на российский рынок. Как следствие, на практике созданная инфраструктура обслуживает преимущественно импорт.

В вопросах послепродажного сопровождения ощущается недостаток квалифицированного персонала, в первую очередь, технических специалистов, способных осуществлять обслуживание и ремонт оборудования. Также недостаточно средств выделяется в рамках финансирования системы здравоохранения на приобретение услуг по сервисному обслуживанию медицинских изделий.

На этапе продвижения российские медицинские характеризуются слабой интеграцией в существующие каналы распределения. Эта ситуация является следствием ограниченной активности отечественных компаний в вопросах продвижения своей продукции. Компании, относящиеся к оборонно-промышленному комплексу, зачастую не могут преодолеть традиции распределительной системы, считая ключевой только функцию производства. Многие частные компании относятся к категории малого бизнеса и сильно ограниченны в своих финансовых возможностях. В этих условиях потенциальные потребители лишены возможности ознакомиться с продукцией российских компаний и сделать обоснованный выбор. У пользователей в государственных учреждениях здравоохранения на практике отсутствует информация о российских товарах, а сама система государственных закупок не формирует спрос с учетом локальных производственных возможностей.

В свою очередь, многие российские компании слабо осведомлены о возможностях поставки продукции за рубеж и потребностях мировых рынков.

Производство медицинских изделий на территории Российской Федерации обеспечивает менее 20% потребляемой продукции. Препятствием к развитию локального производства на базе существующего являются: слабая материально-техническая база, являющаяся следствием недостаточного уровня инвестиций в основные фонды, недостаток квалифицированного технического персонала, знакомого с современными стандартами организации процессов производства, несоответствие многих предприятий требованиям к качеству процессов разработок и производства. В частности это объясняется различием в обязательных российских и международных требованиях к промышленным компаниям. Далеко не все российские производители сертифицированы по международным стандартам, характерным для иностранных компаний.

Отрасль характеризуется высокой зависимостью от импортных комплектующих. Большинство производств медицинских изделий на 50-90% обеспечены поставками комплектующих из-за рубежа, что существенно снижает инвестиционную привлекательность российских промышленных активов.

Динамика исследований и разработок являются одним из основных критериев успеха компаний в отрасли производства медицинских изделий. На сегодняшний день только крупнейшие российские компании могут позволить эффективно финансировать собственные разработки; при этом объемы этих средств несопоставимы с вложениями крупных иностранных производителей. Существенной проблемой во внедрении результатов научных работ в производство является отсутствие системы трансфера научных разработок в производство - отсутствие доступа к информации о научных разработках, проведенных в академической среде, эффективной кооперации между компаниями, работающими на отдельных этапах разработки и производства.

В результате проведенного анализа был выявлен разрыв в критических аспектах взаимодействия научной, производственной и коммерческой среды, что, в конечном итоге, препятствует непрерывному функционированию инновационной системы, и выделены следующие факторы, обуславливающие снижение конкурентоспособности отечественных компаний:

- недостаточная обеспеченность квалифицированным персоналом;

- недостаточный уровень инвестиций в целом, и недостаточный уровень прямых иностранных инвестиций в частности;

-информационная непрозрачность отрасли и рынка: недостаток объективных данных о российских компаниях и товарах, недостаток широко доступной информации о тенденциях развития зарубежных рынков;

- несоответствие процессов ведения бизнеса в российских компаниях устоявшимся международным стандартам - различия в обязательных требованиях со стороны российского и международного законодательства к организации разработок и производства медицинских изделий;

- отсутствие (крупных) российских компаний, способных определять отраслевую политику и поддерживать цикл разработок;

- зависимость от импорта комплектующих и компонентов, снижающая инвестиционную привлекательность промышленных проектов в России;

- слабая система продвижения отечественных медицинских изделий, как на внутреннем, так и на зарубежных рынках;

- недостаточная эффективность системы передачи разработок в промышленность. Большинство выделенных факторов, влияющих на снижение конкурентоспособности отрасли, являются сквозными и взаимозависимыми, то есть, сказываются в каждой из основных системных проблем. Выявленые взаимосвязи представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Влияние факторов на формирование системных проблем отрасли

Недостаточная обеспеченность квалифицированным персоналом обуславливается тем, что система профессионального образования в настоящее время не предлагает рынку достаточное количество специалистов, знакомых с современными медицинскими изделиями и методами их применения. Ввиду отсутствия единого информационного поля в сфере медицинской промышленности (доступной информации о потребностях отрасли, мировых трендах в области современной медицинской промышленности), отсутствует системный подход к подготовке высококвалифицированных кадров, участвующих во всех функциональных областях - маркетинг, НИОКР, производство, эксплуатация, сервисное обслуживание - и способных эффективно решать задачи, поставленные как перед промышленностью, так и перед здравоохранением Российской Федерации в целом.

Существующие сегодня в Российской Федерации стандарты и правила производства медицинских изделий не гармонизированы с международными аналогами, что существенным образом замедляет и осложняет российским разработчикам и производителям выход на европейский и мировой рынок, а также препятствует осуществлению совместных проектов с иностранными компаниями. Усовершенствование и гармонизация нормативно-правовой базы отрасли способствует структурированию рынка медицинских изделий на территории России и дает возможность отечественным производителям изготавливать современную конкурентоспособную и востребованную продукцию с перспективой развития экспортного потенциала.

Характерной особенностью текущего положения отрасли медицинской промышленности является отсутствие связи между спросом и предложением, что проявляется в невостребованности разрабатываемых продуктов. Причиной этого является отсутствие финансовых возможностей для проведения полноценных информационно-поисковых исследований у субъектов малого и среднего предпринимательства, которые составляют большинство компаний в анализируемой отрасли. В результате компании вынуждены принимать бизнес-решения в условиях информационного вакуума. Для обеспечения полноценного информационного потока для всех участников рынка необходимы отраслевые решения, на начальной стадии поддержанные государством.

Слабая система продвижения отечественных медицинских изделий обусловлена тем, что дистрибьюторам медицинских изделий невыгодно реализовывать отечественное оборудование ввиду отсутствия необходимых сопутствующих усилий по продвижению со стороны большинства производителей и зачастую гораздо более высокой доходности на торговых операциях с импортными медицинскими изделиями.

Агрессивная политика продвижения со стороны иностранных производителей медицинских изделий и фактическое отсутствие маркетинга в бизнес-функционале российских компаний препятствуют продвижению отечественной продукции на рынок. Мониторинг рынков и продвижение товаров не являются полноценными элементами управления для большинства российских производителей медицинских изделий. Работа по прогнозированию спроса, мероприятия по изучению и расширению рынка практически не проводятся. Отсутствие изменений в данной области приведет к тому, что, даже обеспечив производство широкой номенклатуры качественных медицинских изделий в стране, будет невозможно достичь результатов увеличения доли локального производства на внутреннем и внешних рынках. На определенный период необходима государственная поддержка продвижения отечественных медицинских изделий.

Низкий уровень капитализации отечественных компаний приводит к отсутствию национальных компаний, способных определять стратегическое развитие отрасли. Ситуация осложняется низким уровнем инвестиционной привлекательности медицинской промышленности - информационная закрытость отрасли не позволяет принимать решения с приемлемым уровнем риска вложений.

В России сохранился достаточно сильный научный потенциал мирового уровня, однако его рыночное воплощение в виде высокотехнологичных компаний, которые уже завоевали некоторую часть рынка и заинтересованы в серьезных инвестициях для его расширения, практически отсутствует. Иностранные компании активно приобретают новейшие технологии, в том числе и в России, и активно реализуют их в различных приборах и оборудовании по всему миру.

В настоящий момент в отрасли отсутствует эффективно работающая система трансфера технологий из научной сферы в область промышленного производства, что выражается в низком уровне развития системы венчурного финансирования и отсутствии должного уровня кооперации между организациями, работающими на отдельных этапах разработки и производства. Ситуация характеризуется разрывами между наукой, образованием и бизнесом, слабым уровнем сетевой кооперации. К настоящему моменту не развит в должной мере институт инновационных рыночных посредников; не полностью сформированы устойчивые инновационные кластеры (Санкт-Петербург, Пенза, Нижний Новгород), технологические платформы. Присутствие государства в качестве патентовладельца в большинстве патентов, полученных в результате научно-исследовательских работ, выполненных с привлечением бюджетного финансирования, делает практически невозможным на практике дальнейшую коммерциализацию.

Результаты анализа позволят говорить о том, что только системное решение этих проблем позволит выйти на устойчивую траекторию роста отечественной индустрии обеспечить создание новых рабочих мест (в том числе в смежных областях), достигнуть современного уровня медицинского обслуживания граждан, обеспечить доступ к долгосрочным инвестиционным ресурсам, новым рынкам сбыта и новым технологиям

Таблица 5.

Российская медицинская промышленность. SWOT-анализ

Сильные стороны Слабые стороны
- Наличие сырьевой базы и мощностей по наработке радионуклидов;
- Наличие широкой инфраструктуры медицинских НИИ для проведения клинических исследований новых образцов медицинских изделий;
- Относительно низкая стоимость квалифицированного персонала в области исследований и разработок;
- Недостаточная обеспеченность квалифицированным персоналом;
- Недостаточный уровень инвестиций;
- Различия в российской и международной нормативной базе в области обращения медицинских изделий;
- Низкая информационная прозрачность отрасли;
- Слабая система продвижения продукции;
- Низкий уровень капитализации отечественных компаний (отсутствие крупных компаний);
- Зависимость от импорта комплектующих;
- Неэффективная система трансфера разработок в промышленность.
ВозможностиУгрозы
- Широкий набор отечественных технологий в смежных областях знаний, которые могут быть применены для производства медицинских изделий;
- Положительные тенденции государственной политики в области здравоохранения, создающие предпосылки интенсивного роста потребления.
Опережающее развитие других стран, которые обеспечат более приемлемые условия для партнерства и локализации компетенций;
Ориентация спроса исключительно на высокотехнологическую импортную продукцию.

Для повышения инвестиционной привлекательности отрасли в настоящей Стратегии разработан ряд мероприятий, направленных на увеличение информационной прозрачности отрасли и введение нормативных процедур для упрощения инвестиционной деятельности.

Привлечение бюджетных и внебюджетных инвестиций в проекты по разработке и организации производства продукции, развитию инфраструктуры отрасли, а также создание центров трансфера технологий планируется в рамках ФЦП.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 31.01.2013 N 118 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"