в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 24.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 31.01.2013 N 118 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"
действует Редакция от 31.01.2013 Подробная информация
ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 31.01.2013 N 118 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

IV. Моделирование перспективного развития медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года

1. Описание сценариев развития отрасли

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция), национальная экономика может выбрать путь движения от инерционного до инвестиционного. Следует учесть, что в рамках Концепции при любом развитии событий принято единое ключевое внешнеэкономическое условие: динамичный рост мировой экономики при сбалансированном соотношении тенденций глобализации и регионализации.

Проекция сценарного планирования Концепции на медицинскую промышленность позволяет сформулировать граничные сценарии развития: инерционный, инвестиционный, инновационный.

Реализация инерционного сценария, который характеризуется сохранением текущих тенденций развития медицинской промышленности, приведет уже в ближайшие годы к окончательной стагнации российского производства и дальнейшему вытеснению отечественных компаний-производителей с внутреннего и внешнего рынков из-за морального устаревания продукции и отсутствия системы ее продвижения.

Операции на территории Российской Федерации сведутся к выстраиванию товарно-распределительной системы, ориентированной на распространение и поддержку импортируемой продукции. Это приведет к углублению научно-технического отставания от мирового уровня, утрате отечественного научного потенциала в большинстве сегментов рынка медицинских изделий.

Рисунок 8 Изменение структуры рынка медицинских изделий в случае инерционного сценария.

Таким образом, при сохранении текущего вектора в десятилетней перспективе потребности в медицинских изделиях будут покрываться за счет импорта. Подобный вариант развития событий не соответствует интересам национальной безопасности государства и может поставить в критическую зависимость от импорта всю российскую систему здравоохранения.

Успешная реализация инвестиционного сценария, который характеризуется акцентом на формирование на территории Российской Федерации современных производственных площадок и адаптацией актуальных зарубежных технологий, является слабо реалистичной в области отрасли медицинских изделий и, в лучшем случае, приведет к краткосрочному увеличению доли локальной продукции на внутреннем рынке.

Для иностранных компаний инвестиции в открытие в России сборочных производств экономически целесообразны только в том случае, когда есть гарантия полного потребления внутри России произведенной продукции или существуют предпосылки последующего внедрения в производство на территории России инновационной продукции, добавленная стоимость которой компенсирует относительно дорогую рабочую силу и иные издержки.

Однако без усилий по формированию в России инновационной среды, способной генерировать на постоянной основе новые технологии, возможности по освоению новой продукции на российских промышленных площадках будут сильно ограничены.

Таким образом, реализация данного сценария выразится в формировании ограниченного числа локализованных производств, ровно в той степени, в которой это будет обеспечено внутрироссийским спросом и/или спросом в рамках территории таможенного союза.

Рисунок 9. Изменение структуры рынка медицинских изделий в случае инвестиционного сценария

Реализация инвестиционного сценария с учетом сложившихся условий будет направлена на развитие локального производства продукции и создание системы ее продвижения на внутреннем рынке. Этот сценарий является актуальным в среднесрочной перспективе, так как позволит осуществить сравнительно быстрый переход к пониманию современных технологий, но в долгосрочной перспективе в целом сохранит отставание в научно-технической области, поскольку средства преимущественно будут направляться в сферу производства.

При инновационном сценарии предполагается, что России удастся развить собственные технологические решения, конкурентоспособные на мировом уровне.

Однако слабость промышленной базы в медицинской промышленности, отсутствие отраслевых кластеров и производственной кооперации не позволяет осуществить в полном объеме трансфер новых отечественных технологий в производство.

Необходимость преодоления этих препятствий формирует основные задачи реализации Стратегии.

Рисунок 10. Изменение структуры рынка медицинских изделий в случае инновационного сценария

Анализ текущего положения в медицинской промышленности (разделы 2 и 3) показывает ограниченную способность бизнес-среды в краткосрочной перспективе изменить ситуацию. Целый ряд системных проблем требует решения для создания необходимого инновационного потенциала в отрасли. Таким образом, данный сценарий представляется реалистичным для медицинской промышленности в целом в перспективе 20 - 30 лет (с учетом длительности технологических циклов разработок). В принятом для Стратегии горизонте планирования до 2020 года можно говорить о создании инновационной продукции только в отдельных, приоритетных, сегментах рынка медицинских изделий.

Для отрасли в целом до 2020 года инновационный сценарий успеет реализоваться в создании необходимой инфраструктуры взаимодействия промышленности и науки. Акцент на мероприятия инновационного развития целесообразно связать с достижением отечественными компаниями масштабов, необходимых для поддержания технологического и инновационного цикла.

Таким образом, выбор сценария развития должен учитывать как имеющиеся материально-технические ресурсы, так и возможности всех субъектов рынка к переходу на инновационный путь. При этом важно, что основная фаза государственных инвестиций в модернизацию системы здравоохранения приходится на 2013 - 2017 годы. Это уже сейчас ставит перед медицинской промышленностью задачи по импортозамещению. Поэтому оптимальным вариантом является развитие преимущественно по инвестиционному сценарию (2013 - 2016 гг.) с последовательным выходом на инновационное направление к 2017-2020 гг.

Рисунок 11. Стратегема развития российской медицинской промышленности

Ключевыми стратегическими постулатами модели развития, направленными на решение системных проблем отрасли и ее интенсивное развитие, являются (см. рисунок 11):

- преодоление закрытости отрасли через стимулирование и приоритетное продвижение на внешние рынки существующих отечественных решений в развитых сегментах (с опорой на технологии немедицинского профиля) и стимулирование локализации иностранных производителей в отстающих сегментах;

- преодоление технологического отставания через стимулирование локализации иностранных производителей и формирование сильных отечественных компаний-интеграторов, способных финансировать техническое перевооружение и НИОКР на уровне ведущих мировых производителей;

- преодоление разобщенности индустрии, запуск инновационного цикла через консолидацию компетенций полного цикла (разработка, производство, продвижение) в компаниях-интеграторах и развитие научно-производственной инфраструктуры на базе нишевых решений.

Рисунок 12. Изменение структуры рынка медицинских изделий в случае оптимального сценария

2. Этапы реализации Стратегии

На первом этапе реализации Стратегии должны быть решены задачи материально-технического перевооружения отечественных предприятий. Государственные инвестиции будут направлены на поддержку развития производств связанных с обеспечением приоритетов национальной суверенности в области здравоохранения. К концу этапа в целом должны быть развернуты локализованные производства иностранных компаний в сегментах, где это экономически оправдано внутренним потреблением - в первую очередь, производство расходных материалов для уже установленного оборудования, оборудование массового спроса, производства в рамках партнерств с крупнейшими российским компаниями.

Ключевым направлением первого этапа будет решение проблемы нехватки профессиональных кадров и переход к мировым стандартам качества и безопасности в производстве медицинских изделий, формирование системы товаропродвижения российской продукции на зарубежные рынки.

Необходимо решение задачи продвижения российской продукции на зарубежные рынки СНГ, Латинской Америки, Африки.

Результатом этапа будет являться приток иностранных инвестиций, увеличение объема внутреннего производства, повышение инвестиционной привлекательности промышленных активов в России. К концу этапа в целом должен быть создан производственный потенциал, сбалансированный с объемами потребности российского здравоохранения, должна сложиться де-факто группа мотивированных на развитие компаний, обладающих запасом экономической устойчивости и способных осуществлять систематический менеджмент в области управления жизненным циклом продукции.

На втором этапе основной задачей будет преодоление разобщенности научно-производственного цикла, восстановление внутрироссийских и международных связей в области инновационного развития, интеграция России с мировую индустрию медицинских изделий.

Будут созданы условия для промышленной реализации фундаментальных и прикладных разработок в области биомедицинских технологий. Начнет функционировать инфраструктура создания и выведения на рынок новых видов продукции, механизмы воплощения инновационных идей в конечный продукт. Реципиентами технологий смогут выступать крупнейшие российские компании (компании-интеграторы).

На данном этапе будет актуально активное привлечение в сферу инноваций внебюджетных средств (в том числе принуждение госкомпаний к инновациям, "выдавливание" устаревших технологий и производств); поддержка креативного класса и общеэкономической среды; создание условий в рамках технологических кластеров и центров превосходства для локализация инновационных производств. В рамках данного этапа самое пристальное внимание со стороны государства должно быть уделено развитию тех сегментов медицинской промышленности, где наиболее высока вероятность коммерциализации российских технологий. В частности, таким направления могут являться технологии в области ядерной медицины, кардиохирургии, биотехнологии.

Наибольшую актуальность на втором этапе приобретет задача продвижения российской продукции на рынки развитых стран. Необходима реализация последовательных планов по созданию партнерств полного цикла, прямая государственная поддержка компаний, осуществляющих разработку, производство и поставки на экспорт высокотехнологичной продукции. На втором этапе необходим перенос акцента на приоритетную поддержку компаний, выходящих на внешние рынки.

Результатом этапа будет являться создание системы трансфера технологий в области медицинских изделий, увеличение экспорта медицинских изделий, создание потенциала постепенного перехода на применение отечественных технологий в медицине.

3. Ключевые механизмы и инструменты реализации Стратегии

3.1. Организация промышленной сборки и локализация компетенций в области производства

Сократить отставание отечественной медицинской промышленности от уровня развитых стран в максимально короткие сроки возможно за счет локализации на территории России производства наиболее высокотехнологических видов медицинских изделий, в первую очередь технологий, которые отсутствуют в стране, максимально используя научный и технологический отечественный потенциал.

Локализация только в том случае станет реальным механизмом реализации поставленных задач развития в отведенные сроки, если она позволит российским компаниям получить доступ к технологиям - локализация компетенций.

Промышленная политика будет отличаться для различных сегментов рынка медицинской промышленности и будет основана на принципах, указанных в Таблице 6.

Таблица 6.

Промышленная политика отрасли по сегментам

Сегмент Промышленная политика
Сегменты со значительным технологическим отставанием Совместное лицензионное производство, долевое владение технологиями
Сегменты с наличием собственных частичных компетенций мирового уровня Партнерство, объединение компетенций для продвижения совместного технологического решения
Сегменты, связанные с обеспечением независимости и безопасности <*>,и массовые сегменты Выкуп прав на технологии и организация производств, в том числе производств, отвечающих спросу развивающихся рынков


<*> Медицинские изделия, в том чиcле одноразового использования, для реанимации, анестезии, хирургии и медицинские изделия для нужд медицины катастроф.

3.2. Поддержка нишевых решений

Конкуренция во многих сегментах медицинской промышленности уже сейчас носит глобальный характер, при ограниченном количестве игроков. Таким образом, можно говорить о размывании национальных границ бизнеса и переходе сектора в область международного партнерства, поэтому попытка изолированного развития в современных условиях несостоятельна.

Учитывая наличие в России собственных технологий, необходимо, в том числе при выстраивании международного партнерства, обеспечивать поддержку проектов в результате которых возможно формирование устойчивой кооперации зарубежного производителя конечной продукции и российских компаний производителей комплектующих или расходных материалов. Необходимо максимально усилить существующие уникальные компетенции, став основным поставщиком оборудования и технических решений в этих сегментах в мировом масштабе.

Ключевыми сегментами в медицинской промышленности для развития являются сегменты, связанные с производством медицинских изделий, необходимых для достижения стратегических целей обеспечения национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации, наиболее развитые направления, имеющие большой экспортный потенциал, а также сегменты с наибольшей добавочной стоимостью.

3.3. Формирование корпоративных стратегий развития в области медицинской промышленности

В рамках реализации Стратегии предусматривается стимулирование процесса создания в государственных корпорациях и компаниях с государственным участием корпоративных стратегий в области организации и развития производства медицинских изделий, формирование обособленных дивизионов, концентрирующихся на применении технологий материнской компании в медицинских целях. Такие дивизионы получат преимущества финансовых, кадровых, научных возможностей государственных корпораций, но при этом будут сфокусированы на рынке медицинских изделий.

3.4 Стимулирование интеграции

Локализация производства и поддержка развития нишевых решений не позволят решить всех проблем, связанных с отсутствием высококвалифицированных кадров, отсутствием современной научной базы, разобщенностью отдельных звеньев производственной цепочки и др. Необходим комплексный подход к решению подобных задач.

Промышленную сборку возможно реализовать как на площадках частного бизнеса, так и на государственных площадках. Сбыт продукции в России наиболее эффективно реализуется частным бизнесом, а, к примеру, фундаментальные разработки -государственным сектором.

В современных условиях необходимы институциональные механизмы организации взаимодействия множества отдельных компаний с целью получения итогового комплексного решения, востребованного рынком. Такую роль выполняет компания-интегратор, которая контролирует процесс сервиса, обучения, реализации продукции, является центром сосредоточения юридических прав, обеспечивает обратную связь от пользователя продукции к разработчику и производителю.

Для решения поставленных целей необходимо стимулировать формирование порядка десяти общенациональных компаний-интеграторов, обеспечивающих необходимый темп развития промышленности.

Это позволит решить проблему проведения опытно-конструкторских работ и различных научных изысканий с воплощением их в опытные образцы.

Производство современных медицинских изделий требует высококачественной технологической базы. Малый и средний бизнес во многих случаях не в состоянии за короткий срок создать такую базу. В то же время в стране есть целый ряд крупных предприятий, располагающих современными технологиями. Эти компании-операторы могли бы размещать заказы малому бизнесу на разработку, а в некоторых случаях и изготовление отдельных узлов, датчиков, реагентов и расходных материалов.

Следующей стадией реализации стратегии станет решение проблем с коммерциализацией научных разработок, при этом возникает необходимость создания различных венчурных фондов по капитализации разработок.

Создание инжиниринговых центров, способных взять на себя не только функцию сервисного обслуживания медицинских изделий, но и обеспечить бесперебойную работу отделения или объекта здравоохранения в целом, позволит также создавать проекты по комплексному оснащению клиник "под ключ", с учетом потребностей оказания медицинских услуг населению, исходя из финансовых возможностей лечебного учреждения. Инжиниринговые центры должны стать ключевым звеном, так как они призваны изменить подход к производству продукции, используя обратную связь от конечного потребителя продукции до ее производителя.

3.5. Кадровая политика

Для формирования необходимого набора специалистов в отрасли требуется выполнение следующих условий:

- обеспечение обратной связи между образовательными учреждениями и действующим производством, необходимой для формирования учебных программ, ориентированных на современную медицинскую промышленность;

- организация обратной связи между производством и потребителями, которая должна обеспечить формирование производственного плана исходя из существующих потребностей отрасли;

- обеспечение обратной связи между научным и медицинским персоналом.

3.6 Использование потенциала роста рынка

В качестве мер по модернизации производств и создании новых производств предлагается использовать при осуществлении закупок медицинских изделий для государственных и муниципальных нужд механизмы, предусмотренные законодательством Российской Федерации в части установления дополнительных требований к участникам размещения заказов на поставку отдельных видов медицинских изделий с целью стимулирования решения задач Стратегии.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 31.01.2013 N 118 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"