ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 14.12.72 N 322/34 "ОБ УСЛОВИЯХ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА, А ТАКЖЕ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА"
Приложение 5. ТИПОВЫЕ НОРМАТИВЫ ТРУДОЕМКОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
1. На основании настоящих типовых нормативов руководители предприятий (организаций) по согласованию с комитетами профсоюза утверждают конкретные нормативы трудоемкости работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава данного предприятия, исходя из сложившихся условий (видов ремонта и технического обслуживания, структуры ремонтной службы, типов подвижного состава и др.), характерных для данного предприятия.
Утвержденные предприятиями нормативы трудоемкости применяются для определения плановой численности и выдачи нормированных заданий рабочим, занятым на работах по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава автомобильного транспорта.
2. Общая суммарная нормативная трудоемкость работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава на планируемый период (год, квартал, месяц) по предприятию или участку определяется исходя из планового пробега автомобилей на этот период, и принятой в предприятии периодичности технического обслуживания нормативов трудоемкости технического обслуживания и текущему ремонта, рассчитанных для каждой модели автомобиля данного предприятия.
3. Для подвижного состава автомобильного транспорта новых моделей (с началом выпуска в 1963 г. и позднее) устанавливаются следующие исходные нормативы трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта при I категории условий эксплуатации:
4. Для подвижного состава автомобильного транспорта старых моделей (с началом выпуска до 1963 г.) устанавливаются следующие исходные нормативы трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта при I категории условий эксплуатации:
5. Указанные нормативы трудоемкости определены исходя из следующей периодичности технического обслуживания подвижного состава, предусмотренной Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Министерством автомобильного транспорта РСФСР 7 декабря 1971 г. по согласованию с Министерством автомобильной промышленности СССР:
а) для новых моделей (с началом выпуска в 1963 г. и позднее) при первой категории условий эксплуатации:
Типы автомобилей | Периодичность технического обслуживания (км) | |
ТО-1 | ТО-2 | |
Легковые | 3500 | 14000 |
Автобусы | 2600 | 13000 |
Грузовые <*> и автобусы на базе грузовых автомобилей | 2200 | 11000 |
<*> Для грузовых автомобилей Горьковского автомобильного завода периодичность технического обслуживания составляет 2000 км для ТО-1 и 10000 км для ТО-2.
б) для старых моделей с началом выпуска до 1963 г.:
Примечание. Для каждой категории условий эксплуатации наибольшая периодичность технического обслуживания применяется для легковых автомобилей и автобусов, средняя - для грузовых бортовых автомобилей и наименьшая - для автопоездов и автомобилей - самосвалов.
6. Исходные нормативы трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта рассчитаны на автотранспортные предприятия, насчитывающие 150 - 300 единиц подвижного состава одного типа при пробеге с начала эксплуатации, составляющем 50 - 75% от пробега до первого капитального ремонта, расположенные в центральной природно - климатической зоне и оснащенные средствами механизации согласно табелю гаражного оборудования.
7. Нормативы трудоемкости первого и второго технических обслуживаний не включают трудоемкость ежедневного и сезонного обслуживаний, а также трудоемкость сопутствующего текущего ремонта. Трудоемкость дополнительных работ сезонного обслуживания составляет к трудоемкости ТО-2: 50% для районов Крайнего Севера, 30% для зоны холодного климата и 20% для прочих условий.
8. Нормативы трудоемкости, указанные в таблицах, не учитывают трудовых затрат на вспомогательные работы, которые устанавливаются в пределах 20 - 30% к суммарной трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта по автотранспортному предприятию (меньший процент принимается для крупных автотранспортных предприятий, а больший - для средних и мелких автотранспортных предприятий). В состав вспомогательных работ входят: обслуживание и ремонт оборудования и инструментов; транспортные и погрузочно - разгрузочные работы, связанные с обслуживанием и ремонтом подвижного состава; перегон автомобилей внутри автотранспортного предприятия; хранение, прием и выдача материальных ценностей; уборка производственных и служебно - бытовых помещений.
9. Автотранспортные предприятия и управления в целях повышения производительности труда ремонтных рабочих и сокращения затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава автомобильного транспорта корректируют исходные нормативы технического обслуживания и текущего ремонта путем:
а) учета условий эксплуатации подвижного состава при назначении нормативов;
б) изменения режимов технического обслуживания, т.е. перечня операций, периодичности и трудоемкости;
в) изменения соотношения между объемами работ технического обслуживания и ремонта в результате включения в техническое обслуживание характерных, часто повторяющихся операций текущего ремонта.
Нормативы и уточненные режимы технического обслуживания подлежат согласованию с вышестоящей организацией.
10. Нормативы, регламентирующие техническое обслуживание и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта, корректируются с помощью коэффициентов в зависимости от следующих факторов:
а) категории условий эксплуатации К1;
б) модификации подвижного состава и организации его работы К2;
в) природно - климатических условий К3;
г) пробега с начала эксплуатации К4;
д) размеров автотранспортных предприятий К5.
11. Исходный коэффициент корректирования, равный единице, принимается для:
а) первой категории условий эксплуатации;
б) базовых моделей автомобилей;
в) центральной природно - климатической зоны;
г) пробега с начала эксплуатации, равного 50 - 75% от пробега до первого капитального ремонта;
д) автотранспортных предприятий, имеющих в своем составе 150 - 300 единиц подвижного состава.
12. Результирующий коэффициент корректирования нормативов (К) получается перемножением отдельных коэффициентов для:
а) трудоемкости технического обслуживания Кто = К2 x К5;
б) трудоемкости текущего ремонта Ктр = К1 x К2 x К3 x К4 x К5.
13. Категория условий эксплуатации характеризует условия работы автомобилей на дорогах, т.е. техническую характеристику дороги, тип и состояние покрытия, а также интенсивность движения и определяется по следующей таблице:
14. В зависимости от категории условий эксплуатации корректируются трудоемкость текущего ремонта и периодичность технического обслуживания по следующим коэффициентам К1:
15. По сравнению с базовой моделью в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы корректируется трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта по следующим коэффициентам К2:
<*> Для автомобилей высокой проходимости за базовую модель принимаются автомобили, имеющие двигатель одинакового рабочего объема и конструкции.
16. В зависимости от природно - климатических условий трудоемкость текущего ремонта корректируется по следующим коэффициентам К3:
Зоны и районы | Коэффициенты К3 для корректирования удельной трудоемкости ТР |
Центральная зона | 1,0 |
Пустынно - песчаные и высокогорные районы | 1,1 |
Зона холодного климата | 1,2 |
Крайний Север (условно) | 1,4 |
Перечень районов с особыми природно - климатическими условиями прилагается.
17. В зависимости от пробега подвижного состава с начала эксплуатации нормативы трудоемкости текущего ремонта корректируются по следующим коэффициентам К4:
18. В зависимости от размера автотранспортного предприятия корректируются нормативы трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта по следующим коэффициентам К5: