ПРИКАЗ МНС РФ от 21.08.2002 N БГ-3-02/458 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАСЧЕТУ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ, ИСЧИСЛЯЕМОЙ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 06.08.2001 N 110-ФЗ"
2.1. Формирование доходной части налоговой базы переходного периода
В соответствии с п. 9 ст. 10 Федерального закона N 110-ФЗ налогоплательщики, переходящие с 01.01.2002 на определение доходов и расходов по кассовому методу (в порядке, предусмотренном ст. 273 НК РФ), при определении суммы налога в соответствии с п. 8 ст. 10 Федерального закона N 110-ФЗ определяют налоговую базу с учетом предусмотренных главой 25 НК РФ особенностей формирования доходов и расходов и даты их признания.
1. В составе доходов налоговой базы переходного периода налогоплательщики, применяющие в 2002 году кассовый метод, должны отразить сумму задолженности по полученным авансовым платежам, которая ранее не учитывалась при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
Такая необходимость определяется изменением порядка исчисления применяющими кассовый метод организациями суммы подлежащих налогообложению в текущем периоде доходов в части изменения даты признания доходов.
В соответствии с положениями ст. 273 НК РФ датой получения дохода при применении кассового метода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Таким образом, полученная предварительная оплата (авансы) у организаций, применяющих кассовый метод, становятся объектом налогообложения в отчетном периоде их получения.
Поскольку переходящая с 01.01.2002 на кассовый метод организация, получившая в прошлых отчетных периодах предварительную оплату за продукцию (работы, услуги), имущество, имущественные права, в периоде получения не учитывала эти суммы при расчете налога на прибыль, то их следует учесть в составе доходной части налоговой базы переходного периода. Указанные суммы должны быть учтены без налога на добавленную стоимость и иных налогов, предъявленных покупателю.
2. В составе налоговой базы переходного периода необходимо отразить суммы, подлежащие единовременному восстановлению в связи с различиями в оценке объектов или операций, подлежащих учету в целях налогообложения в соответствии с требованиями, установленными главой 25 НК РФ.
В первую очередь это относится к суммам не использованных на 31.12.2001 средств резервов, отчисления в которые в соответствии с действующим до вступления в силу главы 25 НК РФ законодательством уменьшали размер налоговой базы по налогу на прибыль.
Указанное требование обусловлено тем, что в соответствии с нормами ст. 273 НК РФ налогоплательщиками, применяющими кассовый метод, расходами признаются затраты только после их фактической оплаты. Резервы, созданные организациями под будущие расходы, на момент создания резерва не являлись оплаченными.
Поэтому в случае, если до 2002 года налогоплательщик создавал резервы под любые виды расходов и при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль за 2001 год в силу отраслевой специфики формирования себестоимости продукции (работ, услуг) не восстанавливал в Справке к расчету налога от фактической прибыли суммы остатков таких резервов, то такие суммы должны увеличивать размер налоговой базы переходного периода.
Указанное не применяется в отношении резервов по сомнительным долгам, если организация до 1 января 2002 года признавала выручку в целях налогообложения по отгрузке. Суммы выявленного на конец 2001 года остатка такого резерва могут быть использованы организациями в последующем в общеустановленном порядке.
Если налогоплательщик применял метод признания выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения до 1 января 2002 года "по оплате", поступающая оплата за ранее отгруженную продукцию (работы, услуги) после указанной даты будет признаваться доходами текущего периода.