РАСПОРЯЖЕНИЕ ОАО "РЖД" от 04.12.2008 N 2595р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ СОЗДАНИЕМ И СОДЕРЖАНИЕМ ЗАЩИТНЫХ ЛЕСОНАСАЖДЕНИЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ - ФИЛИАЛОВ ОАО "РЖД"



3.1. Требования охраны труда при проходе работников к месту работ в зоне железнодорожных путей


3.1.1. Перед выходом на работу необходимо уточнить у руководителя работ маршрут прохода к месту работ, проверить наличие сигнальных принадлежностей и защитных приспособлений.

3.1.2. Проходить от места сбора к месту работ и обратно работники должны под наблюдением руководителя работ.

Сигнал о приближении поезда или команду руководителя работ об отходе от пути на безопасное расстояние или в заранее определенное место является обязательным для исполнения для всех работников.

3.1.3. При нахождении вблизи железнодорожных путей работники должны соблюдать следующие требования безопасности:

проходить к месту работы и обратно в пределах железнодорожной станции (далее - станция) по установленным маршрутам служебного прохода;

при проходе вдоль железнодорожных путей на станции следует идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса. При этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики и другие препятствия;

на перегонах проходить вдоль железнодорожных путей за кюветом, и только при крайней необходимости, можно проходить сбоку от железнодорожных путей по обочине на расстоянии не менее 2,5 м от крайнего рельса;

при приближении поезда или другой движущейся единицы необходимо заблаговременно отойти в сторону от пути при скорости поездов до 140 км/ч на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса, при скорости 141 - 160 км/ч - на расстояние не менее 4 м, при скорости 161 - 200 км/ч - на расстояние не менее 5 м;

при работе путеукладчика, электробалластера, уборочной машины, рельсосварочного поезда и других машин тяжелого типа необходимо отойти в сторону от пути на расстояние не менее 5 м, путевого струга - не менее 10 м, машин, оборудованных щебнеочистительными устройствами, двухпутных и роторных снегоочистителей - не менее 5 м в сторону, противоположную выбросу снега, льда, засорителей, однопутных снегоочистителей - не менее 25 м;

переходить железнодорожные пути следует в установленных местах (пешеходные мостики, тоннели, настилы), а при их отсутствии под прямым углом, предварительно убедившись, что на пересекаемых путях в этом месте нет приближающегося подвижного состава;

переходить железнодорожный путь, занятый подвижным составом, пользуясь переходными площадками вагонов, убедившись в исправности поручней и подножек;

обходить группы вагонов или локомотивов, стоящих на железнодорожном пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона или локомотива;

проходить между расцепленными вагонами при расстоянии между автосцепками не менее 10 м;

обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.

При невозможности пройти в стороне от железнодорожного пути или по обочине (в тоннелях, на мостах, при разливе рек, отсутствии обочин, во время заносов и в других случаях) проход по железнодорожному пути следует осуществлять с принятием следующих мер предосторожности:

на двухпутном участке следует идти навстречу движению поездов в правильном направлении, помня о возможности следования поездов и в неправильном направлении;

на многопутных участках и перегонах, оборудованных двусторонней автоблокировкой для определения направления движения поездов, следует ориентироваться по показаниям светофоров;

при движении группой идти следует друг за другом или по два человека в ряду, выполняя требования впереди идущего сигналиста или специально выделенного работника и позади идущего руководителя работ, ограждающих группу сигналами остановки: днем - развернутым красным флагом, а ночью - фонарем с красным огнем;

в условиях плохой видимости (в крутых кривых, глубоких выемках, в лесной или застроенной местности, а также в темное время, в туман, метель и других случаях) следует выполнять требования двух сигналистов, один из которых следует впереди, а другой сзади группы на расстоянии зрительной связи, но так, чтобы приближающийся поезд был виден им на расстоянии не ближе 500 м от идущей группы. Сигналисты должны идти с развернутыми красными флагами (ночью с фонарями с красным огнем) и ограждать идущую группу работников до тех пор, пока они не сойдут с пути. В случаях если группа своевременно не сошла с пути, сигналист обязан сойти с пути от приближающегося поезда не ближе чем за 400 м и продолжать подавать сигналы остановки. В случаях если сигналист не виден руководителю работ на расстоянии более 500 м, должны выделяться промежуточные сигналисты;

при проходе мест, где снег расчищен траншеями, работники к моменту подхода поезда должны находиться в нишах.

3.1.4. При нахождении на железнодорожных путях работникам запрещается:

переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся подвижным составом и другими подвижными единицами;

садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения;

пролезать под стоящими вагонами, а также протаскивать под ними инструмент и приспособления;

находиться в междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям;

переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков;

становиться или садиться на рельсы;

становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком, между остряком и стойкой крепления закладки, в желоба на стрелочном переводе и на концы железобетонных шпал.

3.1.5. Выходя на железнодорожный путь из помещений, а также из-за зданий, которые затрудняют видимость железнодорожного пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава, а в темное время суток, кроме того, подождать, пока глаза привыкнут к темноте.

3.1.6. Необходимо быть внимательным вблизи железнодорожных путей при плохой видимости (туман, снегопад) и гололеде, а также зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость звуковых сигналов.