в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 27.03.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 30.12.2009 N 1215 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ АЭРОДРОМОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АВИАЦИИ"
действует Редакция от 30.12.2009 Подробная информация
ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 30.12.2009 N 1215 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ АЭРОДРОМОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АВИАЦИИ"

4.2. Ограничение препятствий

Необорудованная ВПП и ВПП для захода на посадку по приборам

4.2.1.1. Для проведения мероприятий по устранению препятствий, указанных в Нормах (пункт 4.2.1), необходимо определить перечень препятствий, выступающих за поверхности ограничения препятствий: внешнюю горизонтальную, коническую, внутреннюю горизонтальную, захода на посадку и переходные. Этот перечень составляется с помощью расчетных таблиц и планов поверхностей. Кроме того, планы поверхностей используются при оценке допустимости строительства в районе аэродрома новых и увеличения высоты существующих препятствий.

Планы и расчетные таблицы включаются в состав акта обследования препятствий.

4.2.1.2. Для каждого аэродрома подготавливается один план внешней горизонтальной, внутренней горизонтальной и конической поверхностей. Число планов поверхностей захода на посадку и переходных поверхностей определяется количеством направлений захода на посадку на аэродроме.

Масштаб планов выбирается с учетом особенностей конкретного аэродрома (количество и длина ВПП, количество препятствий и плотность их расположения и т.д.), но во всех случаях масштаб должен быть не менее: 1:100000 для внешней горизонтальной поверхности; 1:50000 для внутренней горизонтальной, конической, захода на посадку и переходных поверхностей.

На планы должны быть нанесены все препятствия, возвышающиеся над ограничительными поверхностями с указанием их номеров.

4.2.1.3. Размеры внешней горизонтальной поверхности рекомендуется устанавливать соответственно размерам зон учета препятствий, которые используются для построения схем маневрирования в районе аэродрома. Допускается принимать внешнюю горизонтальную поверхность в виде круга с центром в КТА и радиусом 15000 м для аэродромов класса I, II, III и 8000 м для аэродромов класса IV (рисунок 4.7).

Внешняя горизонтальная поверхность располагается на высоте 150 м над уровнем аэродрома классов I, II, III и на высоте 110 м над уровнем аэродрома класса IV.

Рисунок (не приводится)

Обозначения: ВШ - внешняя горизонтальная поверхность;

R = 15000 м для аэродромов класса I, II, III;

R = 8000 м для аэродромов класса IV;

В - поверхность взлета;

ЗП - поверхность захода на посадку

Рис. 4.7. Внешняя горизонтальная поверхность и ее расположение относительно поверхностей взлета и захода на посадку

4.2.1.4. Построение внешних границ внутренней горизонтальной и конической поверхностей показано на рисунках 4.8 и 4.9.

Для аэродромов с ВПП различных классов внутренняя горизонтальная поверхность формируется радиусами, соответствующими классу каждой ВПП. Высота конической поверхности на таких аэродромах определяется высотой конической поверхности, устанавливаемой Нормами для ВПП наивысшего класса.

Для нанесения на план внешней границы конической поверхности необходимо радиусы внутренней горизонтальной поверхности (см. таблицу 4.1 Норм) увеличить на:

Дельта r =100 м = 2000 м
0,05

для аэродромов с ВПП класса I, II, III или на:

Дельта r =60 м = 1200 м
0,05

для аэродромов, не имеющих ВПП класса I, II, III.

На планы рекомендуется наносить формулы определения высоты ограничительных поверхностей. Эти формулы получаются подстановкой конкретных значений высоты аэродрома и радиуса r в формулы, приведенные на рисунках 4.8 и 4.9.

Например, для H_а = 100 м и r = 4000 м высота внутренней горизонтальной поверхности будет равна:

H_ВГ = H_а + 50 = 100 + 50 = 150 м

На план наносится: "H_ВГ = 150 м".

Аналогично, для части конической поверхности, расположенной со стороны порога ВПП:

H = 0,05( /X2+ Y2- r) + H + 50 = 0,05 /X2+ Y2- 4000) + 100 + 50 = 0,05( /X2+ Y2) - 50 (м).
К/ а/ /
На план наносится: "H = 0,05 /X2+ Y2- 50 (м)".
К/

Обозначения: H - высота поверхности ограничения препятствий; H_а - высота аэродрома; I - расстояние между порогами; r = 4000 м - аэродромы класса I, II, III; r = 3500 м - аэродромы класса IV; Дельта r = 2000 м - аэродромы класса I, II, III; Дельта r = 1200 м - аэродромы класса IV

Рис. 4.8. План внутренней горизонтальной и конической поверхностей для аэродрома с одной ВПП (не приводится)

Рисунок (не приводится)

Обозначения: H - высота поверхности ограничения препятствий; H_а - высота аэродрома; Дельта L - определяется по плану с учетом масштаба; r = 4000 м - для аэродромов класса I, II, III; r = 3500 м - для аэродромов класса IV

Рис. 4.9. План внутренней горизонтальной и конической поверхностей для аэродрома с двумя ВПП

4.2.1.5. Планы поверхности захода на посадку и переходных поверхностей показаны на рисунках 4.10 и 4.11.

Внешняя граница той части переходной поверхности, которая, расположена сбоку от ЛП (линия AB на рисунках 4.10 и 4.11), криволинейна, т.к. расстояние от каждой точки линии AB до осевой линии ЛП зависит от продольного профиля ЛП.

Расстояние (в метрах) от осевой линии ЛП до точки на этой границе равно:

500 + 7 (H_а - H_о) - для ВПП класса I, II, III,

325 + 5 (H_а - H_о) - для ВПП класса IV,

где: H_а - абсолютная высота аэродрома;

H_о - абсолютная высота осевой линии ЛП, соответствующая координате X точки на границе переходной поверхности.

При построении планов согласно рисункам 4.10 и 4.11 эта линия может быть показана прямой, соединяющей точки A и B.

Длина второго и горизонтального секторов поверхности захода на посадку ВПП класса I, II или III зависит от высоты горизонтального сектора (H_г), которая равна:

H_г = H_а + 150 м.

Показанная на рисунке 4.10 точка C, в которой заканчивается зона переходной поверхности, может располагаться в пределах длины как первого, так и второго сектора поверхности захода на посадку, в зависимости от соотношения высоты аэродрома H_а и порога ВПП (H_1).

На плане поверхности захода на посадку и переходной поверхности используется только прямоугольная система координат XOY, связанная с порогом ВПП, в направлении которого выполняется заход на посадку. Соответствующие оси координат указываются на плане (рисунки 4.10 и 4.11).

На эти планы также рекомендуется наносить формулы определения высоты ограничительных поверхностей. Эти формулы получаются подстановкой конкретных значений высоты порога ВПП (H_1) и высоты аэродрома (H_а) в формулы, приведенные на рисунках 4.10 и 4.11.

Рисунок (не приводится)


<1> Эта высота определяется, когда X_C > 3060 м.

Точка Координаты, м
X Y
A X_A = -L Y_A = 500 + 7 (H_а - H_о **)
B X_B = 60 м Y_B = 500 + 7 (H_а - H_1)
C X_C = 2560 + 50 (H_а - H_1), если H_а - H_1 <= 10 м Y_C = 141 + 0,15 X_C
X_C = 2660 + 40 (H_а - H_1), если H_а - H_1 > 10 м
D X_D = 6660 + 40 (H_а - H_1), если H_п макс <= H_а + 150 м Y_D = 141 + 0,15 X_D

Обозначения: H - высота поверхности ограничения препятствий; H_а - высота аэродрома; H_1 - высота порога ВПП; H_о ** - высота конца ЛП; H_о - высота осевой линии ЛП, соответствующая координате X препятствия; L - расстояние от порога ВПП до противоположного конца ЛП

Рис. 4.10. План поверхности захода на посадку и переходных поверхностей для ВПП класса А, Б, В и Г

Рисунок (не приводится)

Точка Координаты, м
X Y
A X_A = -L Y_A = 325 + 5 (H_а - H_о **)
B X_B = 60 Y_B = 325 + 5 (H_а - H_1)
C X_C = 2060 + 40 (H_а - H_1) Y_C = 0,15 X_C + 66

Обозначения: H - высота поверхности ограничения препятствий; H_а - высота аэродрома; H_1 - высота порога ВПП; H_о ** - абсолютная отметка конца ЛП; H_о - высота осевой линии ЛП, соответствующая координате "X" препятствия; L - расстояние от порога ВПП до противоположного конца ЛП

Рис. 4.11. План поверхности захода на посадку и переходных поверхностей для ВПП класса Д и Е

4.2.1.6. Поверхность захода на посадку и внутренняя горизонтальная или коническая поверхность могут иметь общие зоны. Для ограничения и устранения препятствий, находящихся одновременно как в зоне поверхности захода на посадку, так и в зоне внутренней горизонтальной или конической поверхности, должна использоваться та поверхность, которая в месте расположения препятствия имеет меньшую высоту.

Пример взаимного расположения поверхностей ограничения препятствий с учетом их высоты показан на рисунках 4.12 и 4.13.

В целях более наглядного представления расположения препятствий и облегчения принятия решений при согласовании строительства высотных объектов на прилегающей к аэродрому территории рекомендуется строить планы, аналогичные показанному на рисунке 4.13, для каждого направления полетов, желательно непосредственно на карте М 1:100000. Такие планы могут включаться в акт обследования препятствий.

4.2.1.7. Для каждого аэродрома заполняются следующие одинаковые по форме расчетные таблицы (таблица 4.2):

а) расчетная таблица, для внешней горизонтальной, внутренней горизонтальной и конической поверхностей (одна таблица - таблица 4.2.1);

б) расчетная таблица для поверхности захода на посадку и переходной поверхности (по одной на каждое направление захода на посадку - таблица 4.2.2 и т.д.).

Порядок заполнения расчетных таблиц 4.2 следующий:

в заголовке таблицы указывается наименование аэродрома и название тех поверхностей ограничения препятствий, для которых составляется данная таблица. При необходимости, указывается направление полета (МК = ....). Кроме того, в заголовке таблицы указывается порог ВПП, выбранный в качестве начала отсчета координат XOY ("Начало координат - порог ВПП с МКпос =...");

в графах с 1 по 6 указываются данные о препятствиях, расположенных в зонах соответствующих поверхностей. Если одно и то же препятствие попадает в зоны нескольких поверхностей, оно вносится в соответствующие расчетные таблицы;

в графе 6 указывается высота осевой линии ЛП, соответствующая координате "X" препятствий, расположенных в зоне шириной +/- 750 м по обе стороны от оси летной полосы;

в графе 7 указывается обозначение соответствующей поверхности ограничения препятствий: ВШ - внешняя горизонтальная, К - коническая, ВГ - внутренняя горизонтальная, ЗП - захода на посадку, П - переходная;

в графе 8 указывается абсолютная высота (H) ограничительной поверхности, вычисленная по приведенным на рисунках 4.8 - 4.11 формулам для значений координат X и Y препятствия.

Вследствие значительной сложности формы конической поверхности в случае аэродрома с несколькими ВПП ее высота в месте расположения препятствия определяется с помощью плана.

Для этого на плане замеряется кратчайшее расстояние (по перпендикуляру) от препятствия до границы внутренней горизонтальной поверхности (дельта L). Высота конической поверхности в месте расположения препятствия равна

H = 0,05 дельта L + 50 м;

в графе 9 указывается разность (H_п - H) между высотой препятствия (H_п) и высотой ограничивающей поверхности (H);

в графе 10 для препятствий, возвышающихся над ограничительной поверхностью, указывается: "Критическое препятствие".

В этих расчетных таблицах координаты X, Y (графы 3 и 4) и высоты препятствий (графа 5) указываются в соответствии с перечнем препятствий аэродрома, а высота поверхности ограничения препятствий (графа 8) указывается с округлением до 0,1 м.

Превышение препятствия над ограничительной поверхностью (графа 9) указывается с округлением до 0,1 м.

4.2.1.8. Препятствия, определенные во всех расчетных таблицах как критические, сводятся в единую таблицу "Критические препятствия по аэродрому..." (таблица 4.3).

Порядок заполнения таблицы 4.3 следующий:

в графах с 1 по 6 указываются данные о расположении и высоте критических препятствий, причем положение этих препятствий указывается в полярной системе координат, поскольку данная таблица является общей по аэродрому. Номера и наименование препятствий в ней указываются в соответствии с перечнем препятствий аэродрома;

в графе 7 указывается ограничивающая поверхность. Если препятствие пересекает одновременно несколько поверхностей, в графе 7 указывается каждая из этих поверхностей;

в графе 8 указывается величина возвышения препятствия над каждой из ограничивающих поверхностей;

в графе 9 указываются мероприятия по устранению критических препятствий.

Рис. 4.12. Пример взаимного расположения поверхностей и образования результирующей поверхности ограничения препятствий для ВПП классов I, II, III (не приводится)

Рисунок (не приводится)

Обозначения: 1 - ВПП; 2 - ЛП; ограничительные поверхности: 3 - переходная; 4 - внутренняя горизонтальная; 5 - коническая; 6 - захода на посадку; 7 - взлета; 8 - внешняя горизонтальная

Рис. 4.13. План взаимного расположения поверхностей ограничения для ВПП классов I, II, III

Таблица 4.2

Расчетная таблица
для ______________________________________________________
(указывается наименование поверхностей ограничения
препятствий и, при необходимости, МК = ______)
Аэродром ____________ Начало координат XOY - порог ВПП с МКпос = ____________

N препятствия <1> Наименование препятствия <1> Расстояние от порога ВПП, м (X) Расстояние от оси ВПП или ее продолжения, м (Y) Абсолютная отметка препятствия, м (Hп) Абсолютная отметка оси ВПП, соответствующая координате X, м <2> (H_о) Поверхность ограничения препятствий Абсолютная высота ограничивающей поверхности, м (H) Превышение препятствия над ограничивающей поверхностью, м (Hп - H) Примечание
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
<1> Номера и наименование препятствий проставляются в соответствии с перечнем препятствий аэродрома.
<2> Заполняется только в расчетных таблицах для поверхности захода на посадку, переходных поверхностей, внутренней поверхности захода на посадку, внутренних переходных поверхностей и поверхности прерванной посадки для препятствий, расположенных не далее 750 м в каждую сторону от оси ВПП в пределах длины ЛП.

Таблица 4.3

Критические препятствия по аэродрому
_________________________________
(наименование)

N препятствия <1> Наименование препятствия <1> Удаление от КТА, м (S_n) Истинный азимут (A_п) Абсолютная отметка препятствия, м (H_п) Ограничивающая поверхность Превышение препятствия над ограничивающей поверхностью, м Мероприятия по устранению критических препятствий
град. мин.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
<1> Номера и наименование препятствий проставляются в соответствии с перечнем препятствий аэродрома.

4.2.1.9. Выявление всех критических препятствий и проведение мер по их устранению означает соответствие требованиям пункта 4.2.1 Норм.

В этом случае в таблице соответствия указывается:

в графе 2 - "Определен перечень критических препятствий в пределах поверхностей ограничения препятствий (внешняя горизонтальная, коническая, внутренняя горизонтальная, захода на посадку и переходные) и приняты меры по их устранению";

в графе 4 - "Соответствует".

ВПП точного захода на посадку I, II, III категорий

4.2.3. Требования Норм по ограничению и устранению препятствий для аэродромов с ВПП, оборудованными для точного захода на посадку по минимумам I, II или III категории (пункт 4.2.3 Норм) кроме всех требований Норм по ограничению и устранению препятствий для ВПП, оборудованных для захода на посадку по приборам (пункт 4.2.1 Норм), включают дополнительные требования по обеспечению вблизи ВПП свободного от препятствий воздушного пространства, ограниченного следующими поверхностями:

: В электронном документе нумерация пунктов соответствует официальному источнику.

внутренней поверхностью захода на посадку;

внутренними переходными поверхностями;

поверхностью прерванной посадки.

Расположение этих поверхностей относительно ВПП и переходных поверхностей показано на рисунке 4.14.

Рис. 4.14. Взаимное расположение поверхностей ограничения препятствий для ВПП, оборудованных для захода на посадку по I, II или III категории (вид по направлению захода на посадку) (не приводится)

Для проведения мероприятий по устранению существующих препятствий, выступающих за внешнюю горизонтальную поверхность, коническую поверхность, внутреннюю горизонтальную поверхность, поверхность захода на посадку и переходные поверхности, указанных в Нормах (пункт 4.2.4), необходимо руководствоваться пунктами 4.2.1.1 - 4.2.1.7 настоящих Методик.

Отсутствие препятствий, выступающих за внутреннюю поверхность захода на посадку (ВЗП), внутренние переходные поверхности (ВП) и поверхность прерванной посадки (ПП), подтверждается с использованием соответствующих планов (рисунки 4.15 и 4.16) и расчетных таблиц (таблица 4.4), составляемых для каждого направления, оборудованного для точного захода на посадку по минимумам I, II, III категории.

Рисунок (не приводится)

Точка Координаты, м
X Y
A X_a = 960 Y_a = 3(H_а - H_1) + 186
B X_b = 60 Y_b = 3(H_а - H_1) + 240
C X = -1800 c Y_c = 3(H_а - H_о *) + 240
D X_D = 30(H_о * - H_а) - 3600 Y_D = 3(H_а - H_о *) + 240

Обозначения: H_о * - абсолютная высота осевой линии ВПП на расстоянии 1800 м за порогом ВПП (X = -1800 м)

Рис. 4.15. План внутренней поверхности захода на посадку, внутренних переходных поверхностей и поверхности прерванной посадки (расстояние от порога до конца ВПП не менее 1800 м)

Рисунок (не приводится)

Точка Координаты, м
X Y
A X_a = 960 Y_a = 3(H_а - H_1) + 186
B X_b = 60 Y_b = 3(H_а - H_1) + 240
C X_c = -L Y_c = 3(H_а - H_о *) + 240
D X_D = 30(H_о * - H_а) - 1800 - L Y_D = 3(H_а - H_о *) + 240

Обозначения: H_о * - абсолютная высота осевой линии в конце ВПП (X = -L).

Рис. 4.16. План внутренней поверхности захода на посадку, внутренних переходных поверхностей и поверхности прерванной посадки (расстояние от порога до конца ВПП менее 1800 м)

Планы подготавливаются аналогично пунктам 4.2.1.2 - 4.2.1.4 настоящих Методик с использованием масштаба не менее 1:20000.

Выявление всех критических препятствий и проведение мер по их устранению означает соответствие требованиям пункта 4.2.2 Норм.

В этом случае в таблице соответствия указывается:

в графе 2 - "Определен перечень критических препятствий в пределах поверхностей ограничения препятствий (внешняя горизонтальная, коническая, внутренняя горизонтальная, захода на посадку и переходные) и приняты меры по их устранению";

"Препятствия, возвышающиеся над внутренней поверхностью захода на посадку, внутренними переходными поверхностями и поверхностью прерванной посадки с МК =.___, отсутствуют";

в графе 4 - "Соответствует".

ВПП для взлета

4.2.5. Требование Норм по ограничению и устранению препятствий для взлета предусматривает создание для каждого направления взлета некоторого свободного от препятствий воздушного пространства, в пределах которого воздушное судно при продолженном взлете может достичь некоторой минимальной высоты, на которой возможен заход на посадку на аэродроме вылета или разгон для дальнейшего выхода на схему вылета и следования по ней. Это воздушное пространство определяется поверхностью взлета (рисунок 4.17).

: В электронном документе нумерация пунктов соответствует официальному источнику.

Поверхность взлета устанавливается вдоль траектории продолженного взлета. Как правило, такой траекторией (в плане) является продолжение осевой линии ВПП.

а) ВПП классов I, II, III

Рисунок (не приводится)

б) ВПП класса IV

Рисунок (не приводится)

Рис. 4.17. План поверхности взлета

4.2.5.1. План поверхности взлета подготавливается для каждого направления взлета в том же масштабе, что и планы поверхностей захода на посадку и переходных поверхностей.

Это позволяет совмещать эти планы для рассматриваемого направления полетов, т.е. выполнять их на одном листе.

При построении плана поверхности взлета используется прямоугольная система координат XOY, связанная с порогом ВПП, от которого начинается разбег при взлете (рисунок 4.17). Соответствующие оси координат указываются на плане.

4.2.5.2. Для каждого направления взлета необходимо заполнить расчетную таблицу (таблица 3.4), причем целесообразно ее объединить с расчетной таблицей для поверхности захода на посадку и переходных поверхностей для того же направления полета.

Порядок заполнения расчетной таблицы для поверхности взлета (или той части объединенной таблицы, которая относится к взлету), следующий:

в графах с 1 по 5 указываются данные о препятствиях, расположенных в пределах поверхности взлета (рисунок 4.17);

в графе 6 делается прочерк;

в графе 7 указывается обозначение поверхности взлета (B);

в графе 8 указывается абсолютная высота поверхности взлета в месте расположения препятствия, определяемая по формуле на рисунке 4.17. Необходимое для подстановки в формулу расстояние D определяется по формуле:

D = -X_п + X_в;

в графе 9 указывается разность (H_п - H) между высотой препятствия (H_п) и высотой ограничивающей поверхности (H);

в графе 10 по препятствиям, возвышающимся над поверхностью взлета, указывается: "Критическое препятствие".

В зависимости от соотношения высоты аэродрома (H_а) и высоты нижней границы поверхности взлета (H_2) зона поверхности взлета может иметь такие общие части с зонами внутренней горизонтальной и конической поверхностей, в которых внутренняя горизонтальная поверхность или коническая поверхность находятся ниже поверхности взлета и, таким образом, являются ограничивающими поверхностями. Пример такого расположения поверхностей и образования ими результирующей поверхности ограничения препятствий показан на рисунках 4.12 и 4.13.

4.2.5.3. Выявление всех критических препятствий в пределах поверхности взлета и определение мер по их устранению означает соответствие требованиям пункта 4.2.5 Норм.

В этом случае в таблице соответствия указывается:

в графе 2 - "Определен перечень критических препятствий в пределах поверхности взлета и намечены меры по их устранению";

в графе 4 - "Соответствует".

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 30.12.2009 N 1215 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ АЭРОДРОМОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АВИАЦИИ"