"ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ПАССАЖИРСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02" (утв. МПС РФ от 20.11.2002)



X. Требования к техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации транспортных средств


10.1. Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатацию транспортных средств следует осуществлять в соответствии с Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", Правилами по охране труда на автомобильном транспорте и Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт).

10.2. Движение напольного безрельсового колесного транспорта (автомобилей, тракторов, автопогрузчиков, электропогрузчиков и других безрельсовых колесных транспортных средств, включая грузовые тележки) (далее - транспортные средства) на территории предприятия должно осуществляться в соответствии с утвержденной руководителем предприятия схемой движения транспортных средств, устанавливаемой на щитах на видных местах: у въездных ворот, в транспортном цехе и в других местах интенсивного движения транспортных средств. В этих же местах следует устанавливать знаки, организующие в нужном режиме движение транспорта.

10.3. Скорость движения транспортных средств на территории предприятия не должна превышать:

на платформах, рампах, поворотах, при въезде и выезде из ворот, при выезде из-за угла здания, при переезде через железнодорожные пути, на перекрестках, в местах интенсивного движения работников, при движении задним ходом - не выше 3 км/час;

в цехах, на территории станции, на переездах и уклонах - не выше 5 км/час;

на прилегающей к железнодорожной станции, вокзалу территории - не выше 10 км/час.

10.4. Техническое состояние транспортных средств, находящихся в эксплуатации, должно соответствовать требованиям ГОСТ 25478. Транспортные средства должны использоваться в соответствии с их назначением и областью применения.

Транспортное средство должно быть оборудовано устройством, исключающим возможность несанкционированного управления им посторонним лицом.

10.5. Каждое транспортное средство на предприятии должно быть закреплено за конкретным водителем.

Водитель транспортного средства перед выходом в рейс должен пройти предрейсовый медицинский осмотр в медпункте (при его наличии).

10.6. Водитель транспортного средства во время работы должен иметь при себе удостоверение на право управления транспортным средством данной категории, регистрационные документы на транспортное средство, документы на перевозимый груз и путевой лист.

10.7. Перед выездом водитель должен быть проинформирован непосредственным руководителем об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза.

10.8. При сменной передаче техническое состояние транспортного средства проверяется механиком (мастером) или другим лицом, ответственным за выпуск транспортного средства на линию, совместно с водителями (закончившим смену и приступающим к работе). Исправность транспортного средства подтверждается соответствующей записью в журнале и путевом листе с указанием времени передачи транспортного средства.

10.9. Перевозка людей транспортными средствами, не оборудованными для перевозки людей, запрещается. Проезд разрешается только сопровождающему груз работнику при условии, что для него оборудовано место для сиденья, расположенное ниже уровня борта не менее чем на 300 мм.

10.10. Перевозка людей на безбортовых платформах, на грузе (размещенном выше или на уровне бортов, на длинномерном грузе или рядом с ним), прицепах, полуприцепах, а также перевозка людей в кабине, салоне сверх количества, указанного в паспорте на данное транспортное средство, не допускается.

Запрещается перевозка людей в кузовах буксируемых или буксирующих автомобилей.

10.11. Не допускается движение транспортного средства при нахождении людей на подножках, крыльях, бамперах, бортах транспортного средства.

10.12. При погрузке груза водитель должен проверить соответствие укладки и надежности крепления груза на транспортном средстве требованиям безопасности и обеспечения сохранности груза. При обнаружении нарушений этих требований водитель должен потребовать их устранения от лица, ответственного за погрузку.

К загрузке и выгрузке автомобиля необходимо приступать только после полной его остановки. При маневрировании автомобиля под загрузку или разгрузку запрещается находиться сзади автомобиля.

Закрывать и открывать борта кузова автомобиля должны не менее 2-х человек, при этом они должны находиться сбоку от него.

10.13. Пылящие грузы должны перевозиться на бортовых транспортных средствах с уплотненными кузовами и с соблюдением мер, исключающих их распыление при движении.

10.14. Перевозка легковоспламеняющихся жидкостей, кислот, щелочей транспортными средствами с электрическим приводом, аккумуляторные батареи которых располагаются под грузовой платформой, запрещается.

10.15. При работе на автопоезде сцепка автопоезда должна производиться сцепщиком под руководством работника, координирующего подачу водителем автомобиля для сцепки с прицепом (прицепами) и работу сцепщика. Сцепка и расцепка должны производиться на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием. Продольная ось тягача и продольная ось прицепа при этом должны располагаться на одной прямой.

10.16. В местах заправки транспортных средств топливом запрещается:

курить и пользоваться открытым огнем;

производить ремонтные и регулировочные работы на транспортном средстве;

производить заправку транспортного средства при работающем двигателе;

допускать перелив или пролив топлива.

10.17. В зимнее время запрещается выпускать на линию транспортные средства с неисправным устройством для обогрева кабины, а также перевозить людей (грузчиков, экипировщиков и работников, сопровождающих груз) в открытом кузове.

10.18. Эксплуатация вилочных авто- и электропогрузчиков осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 16215, ГОСТ 18962, ГОСТ 24366.

Не допускается выход груза за пределы пола тележки или погрузчика более чем на 1/3 длины и не более чем на 0,5 м.

10.19. Электро- и автопогрузчики с высотой подъема груза более 2 м должны быть оборудованы ограждением над головой водителя.

10.20. Электропогрузчики должны иметь специальное устройство, предохраняющее механизм подъема от перегрузки.

10.21. Электротележки и тягачи могут эксплуатироваться на пассажирских и грузовых платформах, а также в других местах, где уклон не превышает 15 градусов.

10.22. К электротележке или тягачу разрешается прицеплять не более 10 багажных или контейнерных тележек. На последней тележке должен находиться работник, который обязан наблюдать за передвижением тележек.

10.23. Электрокары должны соответствовать требованиям ГОСТ 18962 и техническим условиям на конкретные их виды.

Площадка водителя должна быть покрыта диэлектрическим резиновым ковриком.

Грузовые площадки должны быть приспособлены для перевозки определенных грузов и иметь устройства для их закрепления.

10.24. При производстве погрузочно-разгрузочных работ с применением авто- и электропогрузчиков (далее - погрузчик), необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

площадка между штабелем и вагоном должна обеспечивать свободный разворот погрузчика на 180 градусов;

для въезда погрузчика в вагон между рампой склада и открытым дверным проемом вагона следует устанавливать специальные настилы (мостики);

ширина проезда для погрузчика должна быть не менее 3 м;

высота груза от пола при движении погрузчика не должна превышать 0,3 м;

при перемещении груза раму погрузчика, во избежание соскальзывания груза с вил, следует устанавливать параллельно опорной поверхности или отклонять назад;

при движении под уклон погрузчик должен двигаться вилами назад, на подъем - вилами вперед.

10.25. Перемещение погрузчиком крупногабаритных грузов, ограничивающих видимость водителю, необходимо производить в сопровождении сигнальщика.

10.26. При штабелировании грузов погрузчиком, не имеющим кабины, над рабочим местом водителя должно быть установлено съемное ограждение.

10.27. Перевозка людей на погрузчике или электрокаре запрещается, кроме случая, когда в их конструкции и в технической документации завода-изготовителя предусмотрено и оборудовано дополнительное посадочное место.

10.28. Техническое обслуживание или текущий ремонт транспортных средств должны производиться на специально отведенных местах технического обслуживания и ремонта, оснащенных приборами, приспособлениями, инвентарем, инструментом, смотровыми канавами, эстакадами, подъемниками и другими необходимыми устройствами.

10.29. На местах технического обслуживания и ремонта транспортных средств запрещается:

применение бензина, растворителей и других легковоспламеняющихся жидкостей для промывки агрегатов и деталей;

заправка транспортных средств топливом;

хранение легковоспламеняющихся жидкостей, горючих материалов, кислот, красок, карбида кальция и т.п. в количествах, превышающих их сменную потребность;

хранение отработанного масла, порожней тары из-под топлива и смазочных материалов;

загромождение проходов и выходов из помещений материалами, оборудованием, демонтированными агрегатами.

10.30. Использованные обтирочные материалы на постах технического обслуживания и ремонта должны немедленно убираться в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками и удаляться из помещения по окончании смены в установленные места сбора для утилизации или уничтожения.

10.31. Разлитое топливо, масло должны немедленно удаляться с применением опилок, песка, которые после использования должны собираться в металлические ящики, установленные вне производственного помещения.

10.32. На месте технического обслуживания и ремонта транспортное средство должно быть заторможено стояночным тормозом, зажигание выключено (подача топлива у дизельного двигателя перекрыта), рычаг переключения передач (контроллер) поставлен в нейтральное положение, под колеса подложены (не менее двух) упоры (башмаки), на рулевое колесо вывешена табличка "Двигатель не пускать - работают люди!".

10.33. При техническом обслуживании и ремонте транспортных средств запрещается:

работать лежа на полу (земле) без использования лежака;

выполнять какие-либо работы на транспортном средстве, вывешенном только на домкрате, тали и другом грузоподъемном механизме без установки стационарных упоров;

использовать вместо козелков для подставки под вывешенное транспортное средство диски колес, кирпичи и другие подручные предметы;

снимать и устанавливать рессоры, пружины без предварительной их разгрузки;

производить техническое обслуживание или ремонт транспортного средства при работающем двигателе (за исключением отдельных видов работ);

оставлять инструмент и детали на краю смотровой канавы;

работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;

пускать двигатель и осуществлять перемещение самосвального транспортного средства при поднятом кузове;

использовать лом, монтажную лопатку и другие предметы для облегчения проворачивания карданного вала;

при уборке рабочего места использовать струю сжатого воздуха;

работать на неисправном оборудовании, неисправными инструментом и приспособлениями.

10.34. Мойка транспортных средств должна производиться на специально отведенной площадке, оборудованной подводом воды, сжатого воздуха, емкостью для моющей жидкости, скребками, щетками и другими различными приспособлениями.

Пост открытой ручной мойки транспортных средств должен располагаться на площадке, изолированной от открытых проводников и оборудования, находящихся под напряжением.

При механизированной мойке транспортных средств рабочее место мойщика должно располагаться в защищенной от попадания воды кабине. Электропроводка, лампы освещения, электродвигатели, пусковая и другая электрическая аппаратура должны быть в герметичном исполнении; пульты управления должны быть выполнены на напряжение в сети не выше 42 В.

10.35. Проверка тормозов на ходу должна проводиться на площадке, достаточной по размерам и другим условиям для исключения возможного наезда на что-либо в случае неисправных тормозов.

10.36. При проверке технического состояния транспортного средства должны проверяться также комплектность и исправность инструмента, приспособлений, наличие и комплектация медицинской аптечки, наличие огнетушителя, знака аварийной остановки или мигающего красного фонаря, наличие упоров под колеса, запасного колеса, буксировочного троса.

10.37. Перед выпуском авто- и электропогрузчиков на линию необходимо дополнительно к проверке технического состояния транспортного средства проверить: исправность грузоподъемника, убедиться в отсутствии повреждений цепей и исправности их крепления к раме и каретке грузоподъемника, провести внешний осмотр сварных швов верхних кронштейнов, проверить надежность крепления пальцев, шарниров рычагов, действие механизмов погрузчика.