в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 27.03.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Опрос

Приходилось ли Вам участвовать в коррупции (брать или давать взятку) в этом месяце?

нет

да

Поиск

Аудиторская Деятельность (аудит, Аудитор)

- предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с составлением аудиторского заключения, а также по оказанию аудиторских услуг, как-то: постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета; составление деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности; анализ финансово-хозяйственной деятельности; оценка активов и пассивов экономического субъекта; консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства; обучение маркетингу, менеджменту, технологическое и экологическое консультирование и др.: разработка учредительных документов и др.; предоставление информации о будущих партнерах; информационное обслуживание клиентов. Аудитор должен быть квалифицированным специалистом, аттестованным на право А.д. в порядке, установленном законодательством. Исторической родиной аудита считается Англия, где в 1844 г. была принята серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны были приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами. Основная цель аудита - установление достоверности бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных финансовых операций нормам законодательства. При этом под достоверностью бухгалтерской отчетности понимается такая степень точности данных, которая позволяет потенциальному пользователю отчетности делать на ее основе выводы о реальных результатах деятельности компании и принимать на основании этих выводов решения. В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливаются: точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности предприятия; соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям и критериям; соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства. А.д. при прочих условиях отвечает своей цели и назначению только тогда, когда ее осуществляет независимый аудитор. Существует несколько правил, соблюдение которых обеспечивает качество независимости А.д.: свободный выбор аудитора (аудиторской фирмы) хозяйствующим субъектом; договорные отношения между аудитором (аудиторской фирмой) и клиентом, позволяющие аудитору самому выбирать клиента и быть независимым от указаний каких-либо государственных органов; возможность отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных недостатков; невозможность аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом; запрещение аудиторам и аудиторским фирмам заниматься хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельностью, не связанной с выполнением аудиторских, консультационных и других услуг, разрешенных законодательством. Для дачи своего заключения аудитор должен составить мнение об: общей приемлемости отчетности (соответствует ли отчетность в целом всем требованиям. предъявляемым к ней, и не содержит ли противоречивой информации); обоснованности(существуют ли основания для включения в отчетность указанных в ней сумм); законченности (включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в частности все ли активы и пассивы принадлежат компании); оценке (все ли категории правильно оценены и безошибочно подсчитаны); классификации (есть ли основания относить сумму на тот счет, на который она записана): разделении (отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее, к тому периоду, в котором были проведены); аккуратности (соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге); раскрытии (все ли категории занесены в финансовую отчетность и правильно отражены в отчетах и приложениях к ним). В настоящее время правовая основа аудиторской деятельности в РФ включает в себя четыре уровня. Общие начала функционирования независимых аудиторов в РФ определяют «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации», введенные в действие Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263. Следующий по значению комплекс правовых норм (второй уровень) - стандарты(правила) А.д. В РФ действует более 10 правил (стандартов), одобренных Комиссией по А.д. при Президенте РФ. Документы третьего уровня регулирования носят вспомогательный характер- прежде всего это акты, определяющие технические аспекты реализации требований закона и стандартов, прогрессивные приемы и рациональные способы организации деятельности независимого аудиторского контроля. К ним относятся, а частности, утвержденное приказом ЦБ от 10 сентября 1997 г. Положение об аудиторской деятельности в банковской системе РФ; ежегодные письма ЦБ о порядке составления и предоставления аудиторского заключения по результатам деятельности кредитных организаций; «Порядок составления аудиторского заключения», одобренный Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 9 февраля 1996 г. К этому уровню относятся также акты, утверждаемые негосударственным органом - ассоциацией «Аудиторская палата России». К наиболее значительным из принятых ею актов можно отнести «Положение о Третейском суде при Ассоциации» (с «Регламентом Третейского суда») и « Кодекс профессиональной этики аудиторов». Документы четвертого (локального) уровня - рекомендации по аудиторской деятельности на отдельных предприятиях, определяющие не урегулированные на других уровнях вопросы функционирования определенных служб или. организации в целом. В РФ функционирует система государственных органов, осуществляющих контроль за деятельностью независимых аудиторов. Вышестоящий орган - Комиссия по А.д. при Президенте РФ, при которой действует Консультативный совет. На уровне ведомств действует Департамент по организации А.д. Минфина РФ (общий аудит, аудит страховых организаций, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов) и Департамент лицензирования банковской и А.д. ЦБ (банковский аудит). В целях контроля за квалификацией аудиторов действуют центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии (ЦАЛАК) при Минфине РФ и ЦБ. Чаадаев С.Г.

Юридический словарь