Ассоциация региональных банков России (АРБР) подготовила поправки в Гражданский кодекс, по которым суд вправе уменьшить размер убытков, которые взыскиваются с банка по факту необоснованных списаний с карт клиентов. Для этого банк должен доказать, что инцидент произошел из-за грубой неосторожности клиента. Об этом «Известиям» рассказали в АРБР. Президент ассоциации, зампредседателя комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков сообщил «Известиям», что такая инициатива была высказана на экспертном совете комитета Госдумы по финрынку и отражает позицию банковского сообщества. По словам Аксакова, сейчас поправки направлены на рассмотрение в Минфин и Центробанк; он готов их внести в Госдуму после того, как они выскажут свою позицию по вопросу.
Эта идея возникла у банкиров как защитная реакция на фоне действия нового закона и растущих издержек на компенсации клиентам — 1 января 2014 года вступили в силу поправки в закон «О национальной платежной системе» (НПС). С тех пор банки обязаны возмещать клиенту ущерб от несанкционированных списаний средств после получения от клиентов уведомления, что данная операция совершена без его согласия. Однако клиент должен уведомить банк о несанкционированных списаниях не позже чем в течение суток после инцидента — в противном случае банк может не возмещать убытки.
Предполагается, что банк будет сам подавать в суд на клиента с иском о возмещении убытков. Но в суд могут обратиться и сами клиенты, которым недобросовестный банк затягивает выплату: законом об НПС не предусмотрены четкие сроки возврата денег клиенту, и в данном случае расторопность банка показывает, насколько ему важен клиент.
Аксаков пояснил, что новые поправки вносятся в Гражданский кодекс, а не специальный закон об НПС.
— Даже при внесении изменений в закон об НПС нужно будет менять ГК в этом направлении, — говорит он. — В то же время в Госдуме находится президентский законопроект, изменяющий вторую часть ГК и регулирующий такие вопросы, как потребительское кредитование, факторинг, банковский вклад, расчеты и так далее. Он принят в первом чтении в 2012 году в рамках целого пакета поправок в ГК, готовится ко второму, поэтому поправки можно вносить как раз ко второму чтению законопроекта.
Аксаков привел пример грубой неосторожности клиента: гражданин потерял карту, на которой написан PIN-код. Сейчас банк даже в этом случае — при передаче PIN-кода третьим лицам — должен возмещать убытки по несанкционированным списаниям с карт в полном объеме по закону об НПС.
Зампред комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов, руководитель проекта «Общероссийского народного фронта» «За права заемщиков», отмечает, что причина появления инициативы понятна: у банков значительно возросли выплаты после принятия закона о НПС (исчисляются сотнями миллионов рублей), и участились случаи мошенничества.