УКАЗ Президента РФ от 28.12.2006 N 1474 "О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Указ
В соответствии со статьями 60, 62, 63 и 71 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и в целях совершенствования системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Российской Федерации постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации.
2. Установить, что:
а) до образования федерального государственного органа по управлению государственной службой:
функция по организации исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих на соответствующий год в части, касающейся получения дополнительного профессионального образования указанными служащими за пределами территории Российской Федерации, осуществляется Администрацией Президента Российской Федерации, иные функции, предусмотренные Положением, утвержденным настоящим Указом, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;
финансирование государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих, включая научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение дополнительного профессионального образования указанных служащих, осуществляется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством Российской Федерации, а в части, касающейся получения дополнительного профессионального образования федеральными государственными гражданскими служащими за пределами территории Российской Федерации, - за счет средств, выделяемых из федерального бюджета Управлению делами Президента Российской Федерации;
б) до образования государственных органов по управлению государственной службой субъектов Российской Федерации функции этих органов, предусмотренные Положением, утвержденным настоящим Указом, осуществляются государственными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации;
в) в 2007 году порядок получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации, предусмотренный Положением, утвержденным настоящим Указом, действует в части, касающейся организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки указанных служащих, осуществляемых с 1 января 2008 г.
3. Правительству Российской Федерации:
а) при формировании проектов федерального бюджета на 2008 год и последующие годы предусматривать финансирование государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на получение дополнительного профессионального образования указанными служащими за пределами территории Российской Федерации;
б) утверждать государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год;
в) привести в 4-месячный срок свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом;
г) обеспечить утверждение в 3-месячный срок:
экономических нормативов стоимости образовательных услуг по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке федеральных государственных гражданских служащих;
минимального размера ежегодных отчислений (в процентах) на научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих от объема средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих;
формы государственного статистического наблюдения за исполнением государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих, а также порядка представления указанной формы;
государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации;
положения о стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации;
положения о программе государственного органа по профессиональному развитию государственных гражданских служащих Российской Федерации и примерной формы программы;
примерной формы государственного контракта на профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих.
4. Внести в пункт 4 Положения об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 8 июня 2004 г. N 727 "Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 24, ст. 2393), следующие изменения:
а) абзац девятый изложить в следующей редакции:
"обеспечение выполнения Администрацией Президента Российской Федерации функций: по согласованию предложений федерального государственного органа по управлению государственной службой (до его образования - федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации) об объеме финансирования государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих и о приоритетных направлениях дополнительного профессионального образования указанных служащих; по согласованию ежегодно утверждаемого Правительством Российской Федерации после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов, за исключением федеральных государственных гражданских служащих федеральных министерств, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, а также федеральных служб и федеральных агентств, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации; по организации исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих на соответствующий год в части, касающейся получения дополнительного профессионального образования указанными служащими за пределами территории Российской Федерации;";
б) абзацы десятый и одиннадцатый признать утратившими силу;
в) абзац двенадцатый изложить в следующей редакции:
"отбор федеральных государственных гражданских служащих для получения ими дополнительного профессионального образования за пределами территории Российской Федерации, контроль за качеством их обучения и учет федеральных государственных гражданских служащих, получивших дополнительное профессиональное образование за пределами территории Российской Федерации;".
5. Признать утратившими силу с 1 января 2008 г.:
Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 1995 г. N 103 "О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 7, ст. 513);
Указ Президента Российской Федерации от 9 августа 1995 г. N 834 "О внесении дополнений в акты Президента Российской Федерации о федеральной государственной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3358);
Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 983 "О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 36, ст. 4131);
Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1998 г. N 1111 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 1995 г. N 103 "О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38, ст. 4782);
Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 2001 г. N 433 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 983 "О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 17, ст. 1690);
Указ Президента Российской Федерации от 8 августа 2001 г. N 1002 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 983 "О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3438);
пункт 4 приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. N 1360 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст. 4611);
Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2003 г. N 20 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 1995 г. N 103 "О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 3, ст. 207).
6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
28 декабря 2006 года
N 1474
УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Российской Федерации
от 28 декабря 2006 г. N 1474
1. Настоящим Положением в соответствии со статьями 60, 62 и 63 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определяется порядок получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации (далее - гражданские служащие), замещающими должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - должности гражданской службы), включенные в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах, а также регулируется порядок получения гражданскими служащими дополнительного профессионального образования как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.
2. Руководителем государственного органа, лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо представителем указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее представитель нанимателя), образовательным учреждением среднего, высшего и дополнительного профессионального образования (далее - образовательное учреждение), государственным органом или иной организацией, в которые гражданские служащие направляются на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку, обеспечиваются необходимые условия для освоения указанными служащими образовательных программ дополнительного профессионального образования (далее - образовательные программы).
За гражданским служащим в период получения им дополнительного профессионального образования сохраняется замещаемая должность и денежное содержание.
3. Основаниями для направления гражданского служащего на обучение по образовательной программе являются:
а) назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на иную должность гражданской службы на конкурсной основе;
б) включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения должности гражданской службы на конкурсной основе;
в) решение аттестационной комиссии о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного освоения им образовательной программы.
4. Профессиональная переподготовка гражданского служащего осуществляется с учетом профиля его образования в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, а также в случае изменения вида его профессиональной служебной деятельности.
Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "помощники (советники)", "специалисты" или "обеспечивающие специалисты", в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории "руководители" направляется на профессиональную переподготовку.
По результатам профессиональной переподготовки гражданскому служащему может быть присвоена дополнительная квалификация.
Необходимость в прохождении профессиональной переподготовки гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы категории "руководители", "помощники (советники)" или "специалисты", относящиеся к высшей и главной группам должностей, а также должности гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты", относящиеся к главной группе должностей, с присвоением им дополнительной квалификации определяется представителем нанимателя.
5. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года.
Гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, направляется на повышение квалификации по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу.
Гражданский служащий в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей направляется на повышение квалификации.
6. Стажировка гражданского служащего осуществляется в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя. Целью стажировки, которая проходит в государственных органах или иных организациях, является:
а) изучение передового, в том числе зарубежного, опыта;
б) закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим в период профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей.
7. Стажировка может являться как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и составной частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации.
Стажировка, являющаяся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, организуется представителем нанимателя совместно с государственным органом или иной организацией, в которые он направляется для прохождения стажировки, при участии образовательного учреждения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
8. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей, осуществляются с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от государственной гражданской службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "помощники (советники)" или "специалисты", относящиеся к высшей группе должностей, а также должности гражданской службы категории "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" или "обеспечивающие специалисты", относящиеся к главной и ведущей группам должностей, осуществляются с отрывом или с частичным отрывом от государственной гражданской службы.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих иные должности гражданской службы, осуществляются с отрывом от государственной гражданской службы.
Стажировка гражданских служащих осуществляется с отрывом от государственной гражданской службы.
9. Сроки обучения гражданских служащих по образовательным программам устанавливаются представителем нанимателя на основе нормативов продолжительности образовательных программ в соответствии с государственными требованиями к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке гражданских служащих, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
10. Организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих осуществляется на основе государственного заказа.
Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих формируется с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию гражданских служащих, основанных на индивидуальных планах профессионального развития гражданских служащих.
11. Индивидуальный план профессионального развития гражданского служащего разрабатывается им в соответствии с должностным регламентом совместно с непосредственным руководителем сроком на три года и утверждается в порядке, устанавливаемом представителем нанимателя. В индивидуальном плане указываются:
а) цель, вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования, включая сведения о возможности использования дистанционных образовательных технологий и самообразования;
б) направления дополнительного профессионального образования;
в) ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования гражданского служащего.
12. Программа государственного органа по профессиональному развитию гражданских служащих утверждается его руководителем по согласованию с соответствующим государственным органом по управлению государственной службой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В программе, рассчитанной на три года:
а) прогнозируется ежегодная потребность в профессиональной переподготовке, повышении квалификации и стажировке гражданских служащих по категориям и группам должностей гражданской службы, направлениям, видам, формам и продолжительности получения дополнительного профессионального образования с учетом профиля и типа образовательных учреждений;
б) указываются этапы реализации программы, перечень мероприятий, а также показатели, позволяющие оценивать ход и результаты ее реализации;
в) прогнозируется ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования гражданских служащих.
13. Федеральный государственный орган по управлению государственной службой на основе заявок на обучение федеральных государственных гражданских служащих по образовательным программам, которые оформляются федеральными государственными органами по форме согласно приложению N 1 и представляются не позднее 1 марта года, предшествующего планируемому, определяет структуру государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих (далее - федеральные гражданские служащие) и рассчитывает объем его финансирования.
Заявка формируется федеральным государственным органом на основе экономических нормативов стоимости образовательных услуг по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке федеральных гражданских служащих и прогнозируемой численности указанных служащих, направляемых на обучение, по группам и категориям должностей федеральной государственной гражданской службы, видам, формам и срокам получения дополнительного профессионального образования в соответствии с программой федерального государственного органа по профессиональному развитию федеральных гражданских служащих. К заявке прилагается пояснительная записка с обоснованием основных направлений дополнительного профессионального образования федеральных гражданских служащих исходя из перспективных целей и задач соответствующего федерального государственного органа, направляющего указанных служащих на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку.
14. Федеральный государственный орган по управлению государственной службой в период формирования федерального бюджета на соответствующий год, но не позднее 1 мая года, предшествующего планируемому, вносит в Правительство Российской Федерации согласованные с Администрацией Президента Российской Федерации предложения:
а) об объеме финансирования государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных гражданских служащих на соответствующий год с необходимыми обоснованиями;
б) о приоритетных направлениях дополнительного профессионального образования федеральных гражданских служащих исходя из перспективных целей и задач федеральных государственных органов.
15. Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных гражданских служащих, за исключением федеральных гражданских служащих федеральных министерств, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, а также федеральных служб и федеральных агентств, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, согласовывается федеральным государственным органом по управлению государственной службой с Администрацией Президента Российской Федерации.
Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных гражданских служащих представляется федеральным государственным органом по управлению государственной службой по форме согласно приложению N 2 в Правительство Российской Федерации, которое утверждает его не позднее чем в 3-месячный срок со дня вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год.
16. Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных гражданских служащих содержит следующие сведения:
а) количество федеральных гражданских служащих, направляемых на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку и для получения дополнительного профессионального образования за пределами территории Российской Федерации (по каждой образовательной программе отдельно);
б) объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку федеральных гражданских служащих, в том числе на получение ими дополнительного профессионального образования за пределами территории Российской Федерации (по каждой образовательной программе отдельно), а также на научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение дополнительного профессионального образования.
17. Организация исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных гражданских служащих на соответствующий год в части, касающейся получения дополнительного профессионального образования федеральными гражданскими служащими за пределами территории Российской Федерации, осуществляется федеральным государственным органом по управлению государственной службой.
18. Размещение государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных гражданских служащих в части, касающейся профессиональной переподготовки или повышения квалификации указанных служащих, осуществляется федеральными государственными органами с участием федерального государственного органа по управлению государственной службой в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
Федеральный государственный орган (заказчик) совместно с федеральным государственным органом по управлению государственной службой, с одной стороны, и образовательное учреждение, определенное в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов (исполнитель), с другой стороны, заключают государственный контракт на профессиональную переподготовку или повышение квалификации федеральных гражданских служащих по форме, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Государственный контракт на профессиональную переподготовку или повышение квалификации федеральных гражданских служащих должен содержать обязательное условие о возмещении федеральным государственным органом по управлению государственной службой образовательному учреждению затрат на профессиональную переподготовку или повышение квалификации указанных служащих.
19. Размещение государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных гражданских служащих в части, касающейся выполнения работ, оказания услуг, связанных с научно-методическим, учебно-методическим и информационно-аналитическим обеспечением дополнительного профессионального образования, осуществляется федеральным государственным органом по управлению государственной службой в образовательных учреждениях и научных организациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
20. Порядок утверждения, финансирования и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, а также полномочия государственных органов субъекта Российской Федерации по размещению государственного заказа устанавливаются законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом настоящего Положения.
21. Контроль за ходом исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных гражданских служащих и государственных заказов на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации осуществляется соответственно федеральным государственным органом по управлению государственной службой и государственными органами по управлению государственной службой субъектов Российской Федерации.
Государственные органы по управлению государственной службой субъектов Российской Федерации ежегодно представляют в федеральный государственный орган по управлению государственной службой сведения об итогах исполнения государственными органами субъектов Российской Федерации государственных заказов на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации.
ПриложенияПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Положению о порядке получения дополнительного
профессионального образования государственными
гражданскими служащими Российской Федерации,
утвержденному Указом Президента Российской Федерации
от 28 декабря 2006 г. N 1474
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Положению о порядке получения дополнительного
профессионального образования государственными
гражданскими служащими Российской Федерации,
утвержденному Указом Президента Российской Федерации
от 28 декабря 2006 г. N 1474
1. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации, стажировка федеральных государственных гражданских служащих и их дополнительное профессиональное образование за пределами территории Российской Федерации
2. Научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих