ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 22.12.2006 N 793 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 АВГУСТА 2001 Г. N 637"
Постановление
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 г. N 637 "О федеральной целевой программе "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 39, ст. 3769).
2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2008-2010 годы включать федеральную целевую программу "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года" в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 декабря 2006 г. N 793
1. В пункте 1 слова ", включающую подпрограммы "Преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС", "Преодоление последствий аварий на производственном объединении "Маяк" и "Преодоление последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" исключить.
2. Пункт 3 признать утратившим силу.
3. Федеральную целевую программу "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
"ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА"
Паспорт федеральной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года"
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
1. Постановка проблемы и причины ее возникновения
Федеральная целевая программа "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года" (далее - Программа) направлена на преодоление последствий аварий на производственном объединении "Маяк", Чернобыльской АЭС и испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне (далее - радиационные катастрофы и инциденты).
Радиационные катастрофы и инциденты вызвали появление комплекса проблем, требующих решения на федеральном уровне.
В 1949-1956, 1957 и 1967 годах радиоактивному загрязнению подверглись около 23,5 тыс. кв. км территорий Уральского региона. Были изъяты из землепользования 119 тыс. гектаров земель и переселены из радиоактивно загрязненных населенных пунктов в другие районы 18,5 тыс. человек.
Вследствие аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. были загрязнены более 56 тыс. кв. км территорий, входящих ныне в состав территории Российской Федерации, в том числе около 2 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий и около 1 млн. гектаров земель лесного фонда. На указанных территориях проживали около 3 млн. человек, из них более 52 тыс. человек были переселены в организованном порядке или переселились самостоятельно. В ликвидации последствий аварии приняли участие более 200 тыс. человек.
Воздействие радиации на население Алтайского края и Республики Алтай вызвано испытаниями ядерного оружия на Семипалатинском полигоне в 1949-1962 годах.
Последствия радиационных катастроф и инцидентов явились одним из факторов, обусловивших негативные тенденции в изменении медико-демографической ситуации в Челябинской, Свердловской, Курганской, Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областях, Алтайском крае и Республике Алтай.
В Российской Федерации начиная с 1991 года государственная политика в области преодоления последствий радиационных катастроф и инцидентов осуществляется на законодательном уровне.
Необходимость применения программно-целевого метода при решении данной проблемы обусловлена ее комплексностью, характеризующейся взаимосвязанностью и сложностью задач в области защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных катастроф и инцидентов (далее - подвергшиеся радиационному воздействию граждане), а также социально-экономической реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие радиационных катастроф и инцидентов (далее - загрязненные территории).
На реализацию ряда федеральных целевых программ в 1992-2001 годах из федерального бюджета было выделено 3 895 млн. рублей капитальных вложений и 534 млн. рублей по статье прочие нужды (в ценах соответствующих лет). Кроме того, на эти цели выделялись средства из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Одним из приоритетных направлений реализации указанных программ являлось оказание государственной поддержки в целях реабилитации загрязненных территорий и их социально-экономического развития. Основным мероприятием по данному направлению было строительство объектов социальной сферы.
За указанный период были введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью 1 791,6 тыс. кв. метров, дошкольные учреждения на 4 535 мест, общеобразовательные школы на 30 787 ученических мест, больницы на 3 754 койки, поликлиники на 5 471 посещение в смену, клубы и дома культуры на 3 960 мест, газовые сети протяженностью 371,4 км. Проведена диспансеризация около 3 млн. подвергшихся радиационному воздействию граждан. В федеральных организациях здравоохранения получили консультативную помощь более 100 тыс. человек, амбулаторное лечение - более 60 тыс. человек, стационарное лечение - более 20 тыс. человек. В организациях здравоохранения субъектов Российской Федерации получили консультативную помощь более 70 тыс. человек, прошли амбулаторное и стационарное лечение около 200 тыс. человек.
Были созданы медико-дозиметрические регистры подвергшихся радиационному воздействию граждан. Регистры функционируют как составная часть Национального радиационно-эпидемиологического регистра (далее - Национальный регистр) и являются информационной основой для оптимизации мер по защите пострадавшего населения и лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате радиационных катастроф и инцидентов, а также для организации медицинского обслуживания облученных граждан.
К концу 2000 года исследованы на содержание радиоактивных веществ свыше 95 тыс. проб почвы, получена информация об уровнях радиоактивного загрязнения 12 тыс. населенных пунктов, расположенных на территориях 24 субъектов Российской Федерации.
На основе этих обследований подготовлены и в 1993 году изданы карты загрязнения цезием-137, стронцием-90 и плутонием европейской части России (масштаб 1 : 500 000). В 1995 году изданы уточненные карты загрязнения Российской Федерации цезием-137 (масштаб 1 : 2 500 000). В 1998 году изданы Атлас радиоактивного загрязнения европейской части России, Белоруссии и Украины после аварии на ЧАЭС и Атлас загрязнения Европы цезием после чернобыльской аварии.
Осуществлены мероприятия по реабилитации территорий, на которых ранее вводились ограничения на потребление продуктов питания местного производства и ведение хозяйственной деятельности, что позволило возвратить в сельскохозяйственный оборот десятки тысяч гектаров земель, возобновить на этих территориях экономическую деятельность. Почти на всех указанных территориях проводилось известкование кислых почв, внесение повышенных доз удобрений, коренное улучшение лугов и пастбищ. Меры, принятые в отношении большинства загрязненных территорий, позволили избежать получения растениеводческой продукции с содержанием радионуклидов свыше установленных нормативов (за исключением наиболее загрязненных районов Брянской и Калужской областей).
В целях обеспечения устойчивого и безопасного (с учетом установленных норм радиационной безопасности) ведения лесного хозяйства проведено полное обследование и созданы карты-схемы радиоактивного загрязнения земель лесного фонда на территории субъектов Российской Федерации, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. В Уральском регионе обследовано 80 процентов лесных земель на загрязненных территориях.
Разработана система радиационного мониторинга лесов на загрязненных территориях, радиационного контроля древесины, отпускаемой на корню, и ресурсов побочного лесопользования, заготавливаемых в указанных лесах.
Вместе с тем мероприятия указанных программ были выполнены не в полном объеме, так как их финансирование составило около 12 процентов, что обусловило необходимость разработки и принятия Программы.
При формировании Программы были заложены более реалистичные оценки возможности государственного бюджета и намечены конкретные достижимые цели в части строительства объектов социальной сферы.
В условиях сохранения в среднесрочной перспективе негативного воздействия радиационных факторов одной из важнейших задач в области преодоления последствий радиационных катастроф и инцидентов остается обеспечение необходимого качества жизни населения и условий устойчивого развития загрязненных территорий путем минимизации влияния ограничений по использованию ресурсов, создания необходимого уровня защиты населения и новых возможностей для экономического развития загрязненных территорий.
Программа реализуется в два этапа.
На первом этапе Программа включала в себя подпрограммы "Преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС", "Преодоление последствий аварий на производственном объединении "Маяк" и "Преодоление последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Основной причиной невыполнения в полном объеме плановых показателей Программы на первом этапе являлось неисполнение органами исполнительной власти отдельных субъектов Российской Федерации обязательств по финансированию капитальных вложений за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников (соответственно менее 81 и 13 процентов предусмотренного).
Основные результаты выполнения первого этапа Программы свидетельствуют о том, что не весь ее потенциал был реализован в полном объеме.
Реализация мероприятий Программы на первом этапе выявила:
недостаток фактически выделяемых ресурсов, необходимых для достижения устойчивой положительной динамики в решении основных задач Программы;
необходимость перераспределения средств на реализацию предусмотренных мероприятий в субъектах Российской Федерации в соответствии с численностью подвергшихся воздействию радиации граждан;
недостаточную эффективность механизмов системы государственного управления, применяемых для решения ключевых задач Программы, в условиях перераспределения функций и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
нецелесообразность выделения подпрограмм, состоящих из однотипных мероприятий.
Анализ хода реализации Программы на первом этапе показал, что в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" начиная с 2005 года из Программы исключались мероприятия, финансируемые путем передачи средств федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также мероприятия, осуществляемые федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Проблема преодоления последствий радиационных катастроф и инцидентов является комплексной, поскольку воздействие радиации обусловило социально-экономические, радиационно-экологические, радиационно-гигиенические, медицинские и социально-психологические последствия.
Задачи, решаемые в целях преодоления указанных последствий, являются взаимосвязанными, так как имеют общую причину - радиоактивное загрязнение окружающей среды и радиационное воздействие на человека.
Однако имеется ряд задач, для решения которых отсутствуют необходимые условия и механизмы. К таким задачам относятся, в частности:
предоставление подвергшимся воздействию радиации гражданам адресной специализированной медицинской помощи;
обеспечение безопасного хозяйственного использования лесов и сельскохозяйственных угодий на загрязненных территориях;
информационная поддержка и социально-психологическая реабилитация граждан, проживающих на загрязненных территориях.
Учитывая уровень угроз здоровью населения и необходимость обеспечения устойчивого развития загрязненных территорий, преодоление последствий радиационных катастроф и инцидентов в сфере экономики, здоровья населения и в социальной сфере может быть обеспечено только в рамках реализации долговременной стратегии с применением организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества, то есть на основе программно-целевого метода.
При реализации отдельными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленной сфере ведения ряда функций, связанных с преодолением последствий радиационных катастроф и инцидентов, в силу естественной комплексности данной проблемы останется актуальным сохранение координирующего центра, а также необходимость осуществления эффективной программы (плана) взаимодействия для совместного решения проблемы.
В настоящее время не созданы необходимые условия и механизмы, позволяющие полностью передать в ведение отдельных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации решение комплекса вопросов по указанной проблеме.
II. Основные цель и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые показатели и индикаторы
Основной целью Программы является завершение в основном в 2010 году мероприятий, связанных с обеспечением в Российской Федерации защиты подвергшихся радиационному воздействию граждан и социально-экономической реабилитации загрязненных территорий, включая возвращение указанных территорий в хозяйственный оборот, снижение риска радиоактивного загрязнения объектов природной среды от потенциально опасных источников загрязнения.
Программа рассчитана на 2002-2010 годы и реализуется в два этапа.
Основными задачами Программы на первом этапе (2002-2006 годы) являлись:
завершение строительства и ввод в эксплуатацию объектов здравоохранения, образования, коммунального хозяйства и жилья, обеспечение жильем граждан, переселившихся из загрязненных территорий;
обеспечение необходимой специализированной медицинской, а также психологической помощью подвергшихся радиационному воздействию граждан, а также их детей первого и второго поколений;
снижение доз облучения населения и возвращение загрязненных территорий к нормальным (без ограничения по радиационному фактору) условиям жизни и хозяйственной деятельности населения.
Несмотря на выявленные недостатки Программы и трудности, связанные с реформированием системы государственного управления, реализация Программы на первом этапе обеспечила базовые условия, необходимые для реализации неотложных мер по выполнению обязательств государства в отношении подвергшихся радиационному воздействию граждан.
Задачами Программы на втором этапе (2007-2010 годы) являются:
создание инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности населения на загрязненных территориях;
разработка и реализация комплекса мер в сфере охраны здоровья подвергшихся радиационному воздействию граждан, включая адресную специализированную медицинскую помощь;
создание условий для безопасного (с учетом установленных норм радиационной безопасности) лесопользования на загрязненных территориях;
совершенствование целевых систем мониторинга и их элементов, а также прогнозирования обстановки на загрязненных территориях;
информационная поддержка и социально-психологическая реабилитация граждан, проживающих на загрязненных территориях.
В связи с реформированием системы государственного управления и совершенствованием законодательства, а также изменением принципов и критериев формирования федеральных целевых программ на втором этапе Программы предусматриваются:
четкое разграничение полномочий и финансовой ответственности между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом изменений законодательства за время реализации первого этапа;
исключение из Программы мероприятий, не связанных напрямую с ликвидацией последствий радиационных катастроф и инцидентов;
исключение мероприятий, не требующих применения программно-целевого метода.
К числу приоритетных отнесены мероприятия по оказанию специализированной адресной медицинской помощи подвергшимся радиационному воздействию гражданам.
Организация медицинского обслуживания подвергшихся радиационному воздействию граждан осуществляется в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Однако значительная часть таких граждан нуждается в специализированной медицинской помощи, что указанной программой не предусмотрено.
Важнейшими элементами системы адресной специализированной медицинской помощи пострадавшим гражданам являются Национальный регистр и специализированные медицинские центры по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.
В разделе VI Программы приведены основные результаты реализации Программы, которые будут достигнуты с использованием средств федерального бюджета, а в приложении N 1 приведены индикаторы и показатели, которые будут достигнуты путем концентрации финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
III. Мероприятия Программы
Комплексное решение проблемы преодоления последствий радиационных катастроф и инцидентов в рамках второго этапа Программы (2007-2010 годы) будет обеспечено по следующим направлениям реализации Программы:
I направление - создание инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности населения на загрязненных территориях, в том числе:
строительство систем газоснабжения на загрязненных территориях Алтайского края, Брянской, Калужской, Курганской и Челябинской областей;
строительство систем водоснабжения и канализации на загрязненных территориях Алтайского края, Республики Алтай, Брянской, Курганской и Челябинской областей;
завершение строительства объектов здравоохранения с высокой степенью готовности;
II направление - разработка и реализация комплекса мер в сфере охраны здоровья подвергшихся радиационному воздействию граждан, включая адресную специализированную медицинскую помощь, в том числе:
создание в федеральных округах специализированных медицинских центров для оказания специализированной медицинской помощи подвергшимся радиационному воздействию гражданам;
организация специально оборудованного хранилища для федерального банка тканей и образцов крови подвергшихся радиационному воздействию граждан;
совершенствование программного и методического обеспечения осуществления государственной радиационно-эпидемиологической регистрации граждан на федеральном и региональном уровнях и актуализация Национального регистра;
оказание адресной специализированной медицинской помощи подвергшимся радиационному воздействию гражданам;
организация работы межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с последствиями воздействия радиации на базе государственных медицинских учреждений согласно приложению N 2;
III направление - создание условий для безопасного (с учетом установленных норм радиационной безопасности) лесопользования на загрязненных территориях, в том числе:
проектирование специальных лесохозяйственных и лесозащитных мероприятий на загрязненных территориях;
реализация проекта по приведению в безопасное (с учетом установленных норм радиационной безопасности) состояние лесов с высоким и опасным уровнями радиоактивного загрязнения;
IV направление - совершенствование целевых систем мониторинга и их элементов, а также прогнозирования обстановки на загрязненных территориях, в том числе:
осуществление работ по уточнению радиационной обстановки и создание карт радиоактивного загрязнения отдельных территорий для обеспечения прогнозирования изменения радиационной обстановки и доз облучения населения;
оптимизация методик и проведение радиационного мониторинга доз облучения населения на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС;
разработка научно-методической базы оценки радиационной безопасности и экономической эффективности реабилитационных мероприятий, обеспечивающих производство продуктов питания, соответствующих установленным нормам радиационной безопасности;
разработка специальных требований по обеспечению радиационной безопасности населения при проживании и ведении хозяйственной деятельности на загрязненных территориях;
обеспечение внедрения научно обоснованных нормативных и методических документов по организации производства на загрязненных территориях продуктов питания, соответствующих установленным нормам радиационной безопасности;
V направление - информационная поддержка и социально-психологическая реабилитация граждан, проживающих на загрязненных территориях, в том числе:
обеспечение доступности информации по проблемам преодоления последствий радиационных катастроф и инцидентов, разработка и продвижение информационных проектов по формированию адекватного восприятия гражданами возможных угроз жизнедеятельности и снижение уровня социально-психологической напряженности;
создание условий для реализации информационной политики и внедрение современных информационных технологий на загрязненных территориях;
обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации в области преодоления последствий радиационных катастроф и инцидентов;
научное обеспечение работ по ведению основных элементов баз данных результатов радиационного контроля и мониторинга.
Перечень мероприятий второго этапа Программы и объемы их финансирования приведены в приложении N 3.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Реализацию Программы предусматривается осуществить за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом установленных разграничений по расходным обязательствам.
При определении требуемых объемов финансирования использованы имеющиеся нормативы в отношении отдельных мероприятий и затрат, экспертные оценки ведущих специалистов по решению соответствующих проблем и задач Программы.
Объем затрат на реализацию мероприятий Программы на первом этапе (2002-2006 годы) приведен в приложении N 4.
Объемы финансирования по направлениям мероприятий второго этапа (2007-2010 годы) Программы за счет средств федерального бюджета с учетом объемов финансирования, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 г. N 637, и возможностей достижения показателей Программы приведены в приложении N 5.
Объемы и источники финансирования мероприятий второго этапа (2007-2010 годы) Программы за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации по годам приведены в приложении N 6.
Объемы финансирования мероприятий, реализуемых на объектах, находящихся в совместной собственности, определяются на долевой основе по согласованию с хозяйствующими субъектами.
V. Механизм реализации Программы, управления Программой и взаимодействия государственных заказчиков
Текущее управление и контроль за реализацией Программы осуществляются государственным заказчиком-координатором и государственными заказчиками. Функции государственного заказчика-координатора и государственных заказчиков Программы определены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.
Государственным заказчиком-координатором является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Руководитель государственного заказчика-координатора несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств.
До начала реализации Программы государственный заказчик-координатор в установленном порядке разрабатывает, утверждает и представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации положение об управлении реализацией Программы.
Государственный заказчик-координатор ежегодно согласовывает с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации уточненные показатели эффективности выполнения Программы на соответствующий год. Согласованные показатели эффективности выполнения Программы не должны противоречить показателям, указанным в докладах о результатах и об основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, подготавливаемых государственными заказчиками Программы.
Государственный заказчик-координатор, государственные заказчики Программы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализующие программные мероприятия, представляют отчетные документы о ходе реализации Программы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.
Государственный заказчик-координатор ежеквартально готовит отчет о ходе выполнения Программы и представляет его в установленном порядке в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
Государственный заказчик-координатор ежегодно направляет в установленном порядке в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации (в части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) доклады о ходе работ по Программе и об эффективности использования финансовых средств.
Государственный заказчик-координатор и государственные заказчики Программы вправе передавать организациям функции государственного заказчика, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, определяющих права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд.
Выбор исполнителей мероприятий Программы производится на конкурсной основе в соответствии с законодательством о размещении заказов. Процедуры отбора исполнителей будут базироваться на принципе равенства конкурентных условий для участия в реализации программных мероприятий.
Государственные заказчики Программы несут ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию программных мероприятий, осуществляют управление исполнителями программных мероприятий, обеспечивают рациональное использование финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы, и ведут ежеквартальную отчетность в части закрепленных за ними мероприятий.
Государственные заказчики Программы ежегодно в установленный срок представляют государственному заказчику-координатору отчет о ходе реализации Программы (в части закрепленных за ними мероприятий). Государственные заказчики Программы несут ответственность за непредставление, несвоевременное представление и представление не в полном объеме отчетов о ходе реализации Программы (в части закрепленных за ними мероприятий).
В субъектах Российской Федерации мероприятия Программы осуществляются с учетом мероприятий, предусмотренных региональными программами. В этих целях с субъектами Российской Федерации заключаются соответствующие соглашения.
Основные сведения о результатах реализации Программы публикуются в средствах массовой информации и размещаются на сайте государственного заказчика-координатора в сети Интернет не реже одного раза в год.
VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы
В рамках Программы предусматривается осуществлять мониторинг состояния здоровья граждан, проживающих на загрязненных территориях, состояния окружающей среды и качества жизни на этих территориях с полнотой охвата до 75 процентов и достоверностью не менее 0,75 - 0,84.
В отношении каждого мероприятия Программы должны даваться количественные и качественные оценки медицинских, социальных, экологических и экономических результатов их реализации. Основным результатом реализации мероприятий Программы является обеспечение возможности снижения риска наступления неблагоприятных последствий для здоровья подвергшихся радиационному воздействию граждан и их потомков.
Социальные последствия осуществления мероприятий Программы выражаются качественными и количественными параметрами, характеризующими повышение доступности и качества медицинских услуг и снижение уровня заболеваемости, связанной с воздействием радиационных факторов, а также уровня информационного обеспечения и социально-психологической реабилитации населения.
Оптимизация использования средств федерального бюджета обеспечивается:
разработкой механизма оказания адресной специализированной медицинской помощи подвергшимся радиационному воздействию гражданам;
возможностью снижения риска неблагоприятных последствий для здоровья среди подвергшихся радиационному воздействию граждан и их потомков.
Улучшение экологической ситуации на загрязненных территориях связано с процессом радиоактивного распада и реализацией комплекса защитных мероприятий в сельском и лесном хозяйстве, направленных на сохранение экосистем и получение продукции, соответствующей установленным нормам радиационной безопасности.
Результативность мероприятий Программы характеризуется прямыми позитивными изменениями в состоянии социальной, демографической и экологической обстановки, складывающейся на загрязненных территориях, а также параметрами, определяющими экономическое развитие указанных территорий.
Прямой экономической эффективностью реализации мероприятий Программы является снижение затрат на достижение целей Программы, а косвенной экономической эффективностью - создание новых возможностей для экономического роста и развития загрязненных территорий.
Для оценки эффективности Программы используются целевые индикаторы и показатели.
Методика оценки социально-экономической и экологической эффективности реализации мероприятий основывается на нормах радиационной безопасности, установленных санитарными правилами СП 2.6.1.758-99.
При расчете эффективности мероприятий Программы принимается, что облучение в коллективной эффективной дозе в 1 чел.-Зв приводит к потенциальному ущербу, равному потере 1 чел.-года жизни населения.
Величина денежного эквивалента потери 1 чел.-года жизни населения устанавливается в соответствии с методическими указаниями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в размере не менее годового среднедушевого денежного дохода населения.
Уменьшение ущерба в результате снижения коллективной эффективности дозы при осуществлении мероприятий Программы должно быть достаточным, чтобы оправдать стоимость программных мероприятий с учетом социального фактора.
В результате реализации Программы будут существенно снижены риски для населения и улучшена экологическая ситуация на загрязненных территориях по сравнению с уровнями рисков, возникающих при отсутствии мероприятий, предусмотренных Программой.
Реализация основных мероприятий Программы позволит:
завершить создание инфраструктуры, обеспечивающей гражданам, проживающим на загрязненных территориях, требуемый уровень безопасности и качества жизни;
обеспечить адресной специализированной медицинской помощью подвергшихся радиационному воздействию граждан и повысить качество и доступность этой медицинской помощи;
создать новые возможности для расширения использования природного потенциала в интересах развития загрязненных территорий;
повысить эффективность системы мониторинга и прогнозирования ситуации на загрязненных территориях;
повысить уровень информированности граждан, проживающих на загрязненных территориях.
В социальной сфере эффект будет связан со следующими факторами:
повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности на загрязненных территориях, возрастание уверенности подвергшихся радиационному воздействию граждан в эффективности применяемых средств и методов;
обеспечение необходимых условий защищенности и гарантий обеспечения безопасности со стороны государства для всех социальных групп населения на загрязненной территории.
Общий экономический эффект мероприятий Программы составит не менее 16,8 млрд. рублей за весь период ее реализации.
Приложение N 1
к федеральной целевой программе
"Преодоление последствий радиационных
аварий на период до 2010 года"
ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА"
(процентов)
Приложение N 2
к федеральной целевой программе
"Преодоление последствий радиационных
аварий на период до 2010 года"
ПЕРЕЧЕНЬ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ, НА БАЗЕ КОТОРЫХ ОРГАНИЗОВАНА РАБОТА МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ ЭКСПЕРТНЫХ СОВЕТОВ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ПРИЧИННОЙ СВЯЗИ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ИНВАЛИДНОСТИ И СМЕРТИ ГРАЖДАН С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ВОЗДЕЙСТВИЯ РАДИАЦИИ
1. Федеральное государственное учреждение "Российский научный центр рентгенорадиологии" Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, г. Москва.
2. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ростовский государственный медицинский университет" Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, г. Ростов-на-Дону.
3. Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины" Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, г. Санкт-Петербург.
4. Государственное медицинское лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения Челябинская областная клиническая больница, г. Челябинск.
5. Государственное учреждение здравоохранения "Государственный Новосибирский областной клинический диагностический центр", г. Новосибирск.
Приложение N 3
к федеральной целевой программе
"Преодоление последствий радиационных
аварий на период до 2010 года"
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ВТОРОГО ЭТАПА (2007-2010 ГОДЫ) ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА" И ОБЪЕМЫ ИХ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Приложение N 4
к федеральной целевой программе
"Преодоление последствий радиационных
аварий на период до 2010 года"
ОБЪЕМ ЗАТРАТ НА РЕАЛИЗАЦИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ НА ПЕРИОД ПО 2010 ГОДА" НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ (2002-2006 ГОДЫ)
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
Приложение N 5
к федеральной целевой программе
"Преодоление последствий радиационных
аварий на период до 2010 года"
ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ МЕРОПРИЯТИЙ ВТОРОГО ЭТАПА (2007-2010 ГОДЫ) ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА" ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
(млн. рублей, в ценах 2006 года)
Приложение N 6
к федеральной целевой программе
"Преодоление последствий радиационных
аварий на период до 2010 года"
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ВТОРОГО ЭТАПА (2007-2010 ГОДЫ) ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА" ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГОДАМ
(млн. рублей, в ценах 2006 года)