ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.10.2006 N 613 (ред. от 19.11.2008) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ НАУЧНО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ НА 2007-2012 ГОДЫ"
Постановление
(в ред. Постановлениq Правительства РФ от 18.08.2007 N 531, от 19.11.2008 N 857, от 27.01.2009 N 62)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" (далее - Программа).
2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 октября 2006 г. N 613
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.08.2007 N 531, от 19.11.2008 N 857)
Паспорт федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы"Наименование Программы | - федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" |
Основание для разработки Программы (наименование, дата и номер нормативного акта) | - распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2006 г. N 977-р |
Государственный заказчик - координатор Программы | - Министерство образования и науки Российской Федерации |
Государственные заказчики Программы | - Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова |
Основные разработчики Программы | - Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по науке и инновациям |
Основная цель Программы | - развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации в целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации |
Основные задачи Программы | - обеспечение ускоренного развития научно-технологического потенциала по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации в соответствии с перечнем критических технологий Российской Федерации; |
реализация приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации на основе крупных проектов коммерциализации технологий; | |
консолидация и концентрация ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе путем стимулирования заказов частного бизнеса и инновационно-активных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; | |
обеспечение притока молодых специалистов в сферу исследований и разработок, развитие ведущих научных школ; | |
развитие исследовательской деятельности в высших учебных заведениях; | |
содействие развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, их интеграции в систему научно-технической кооперации; | |
развитие научной приборной базы конкурентоспособных научных организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования, а также высших учебных заведений; | |
развитие эффективных элементов инфраструктуры инновационной системы | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - дополнительное производство новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции в объеме 142-150 млрд. рублей за счет коммерциализации созданных передовых технологий; |
дополнительный экспорт высокотехнологичной продукции в объеме 39-44 млрд. рублей; | |
привлечение внебюджетных средств в объеме 59-62 млрд. рублей; | |
дополнительное увеличение внутренних затрат на исследования и разработки, включая внебюджетные средства, в объеме 169-172 млрд. рублей; | |
разработка 127-136 конкурентоспособных технологий, предназначенных для коммерциализации; | |
внедрение 8-10 передовых коммерческих технологий; | |
внедрение 5-8 критических технологий, по которым Российская Федерация имеет мировой приоритет; | |
создание 6-12 новых организаций, обладающих приборной научной базой мирового уровня; | |
создание новых рабочих мест для высококвалифицированных работников в количестве 36,5 - 41 тыс. человек; | |
привлечение к выполнению исследований и разработок 20 - 23,5 тыс. молодых специалистов | |
Срок и этапы реализации Программы | - 2007-2012 годы, в том числе: |
I этап - 2007-2009 годы; | |
II этап - 2010-2012 годы | |
Объем и источники финансирования Программы | - всего на 2007-2012 годы (в ценах соответствующих лет) предусматривается 194,89 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 133,83 млрд. рублей, из них: |
на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 128,39 млрд. рублей; | |
капитальные вложения - 5,44 млрд. рублей; | |
средства внебюджетных источников - 61,06 млрд. рублей. | |
Объем и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании федерального бюджета на соответствующий год | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - создание основы для качественного изменения структуры российской экономики и ее перехода к модели устойчивого инновационного развития; |
формирование научно-технологического потенциала по критическим технологиям Российской Федерации в качестве основы технологического перевооружения отраслей российской экономики и обеспечения национальной безопасности; | |
реализация отдельных "прорывных" направлений технологического развития, обеспечение консолидации ресурсов государства и частного бизнеса на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в Российской Федерации; | |
расширение круга инновационно-активных компаний за счет демонстрационного эффекта от реализации Программы; | |
реализация потенциала российской науки, укрепление статуса Российской Федерации как мировой научной державы; | |
обеспечение значимого вклада в создание эффективной инновационной системы; | |
содействие формированию конкурентоспособного сектора исследований и разработок, обладающего технологической базой мирового уровня; | |
обеспечение стимулирующих факторов для развития эффективных научных коллективов; | |
повышение привлекательности профессиональной деятельности в сфере исследований и разработок; | |
ежегодный прирост валового внутреннего продукта в размере 0,018 - 0,023 процентного пункта; | |
ежегодный прирост доли внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте в размере 0,05 - 0,09 процентного пункта; | |
ежегодный прирост доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки в размере 0,7 - 1,3 процентного пункта; | |
ежегодный прирост доли инновационно-активных предприятий в общем числе предприятий промышленности в размере 1,1 - 3,6 процентного пункта; | |
ежегодный прирост доли высокотехнологичной продукции в объеме произведенной промышленной продукции в размере 0,04 - 0,12 процентного пункта; | |
прирост доли исследователей до 39 лет в общем числе исследователей в размере 1,8 процентного пункта; | |
доведение коэффициента бюджетной эффективности Программы до 45-50 процентов |
Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2006 г. N 977-р, которым утверждена Концепция Программы, определены заказчики Программы и установлен предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета.
В указанной Концепции даны подробная характеристика проблемы, анализ причин ее возникновения, обоснование связи проблемы с целями социально-экономического развития Российской Федерации и необходимости ее решения программно-целевым методом, проведен анализ различных вариантов решения проблемы, а также дана оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы в сфере развития науки и инноваций.
Принято решение отдать предпочтение комплексному варианту реализации Программы, что позволит обеспечить преемственность развития науки и инноваций, поставить новые задачи и использовать механизмы реализации, более соответствующие современным требованиям перехода к инновационному пути развития экономики, обеспечить отработку основных механизмов государственной поддержки сферы исследований и разработок и координацию проводимых исследований и разработок, осуществить рациональный выбор направлений исследований, развить научно - технологический потенциал на долгосрочный период, расширить круг инновационно - активных компаний и повысить привлекательность научной деятельности для молодых специалистов.
II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показателиОсновной целью Программы является развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации для реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.
Эта цель обусловливает необходимость решения следующих основных задач:
обеспечение ускоренного развития научно-технологического потенциала по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации в соответствии с перечнем критических технологий Российской Федерации;
реализация крупных проектов коммерциализации технологий в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;
консолидация и концентрация ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе за счет заказов частного бизнеса и инновационно-активных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
обеспечение притока молодых специалистов в сферу исследований и разработок, развитие ведущих научных школ;
развитие исследовательской деятельности в высших учебных заведениях;
содействие развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, их интеграции в систему научно-технической кооперации;
развитие научной приборной базы конкурентоспособных научных организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования, а также высших учебных заведений;
развитие эффективных элементов инфраструктуры инновационной системы.
Достижение поставленной цели Программы и решение основных задач осуществляется путем реализации мероприятий в 2 этапа:
I этап - 2007-2009 годы;
II этап - 2010-2012 годы.
Основной целью I этапа Программы (2007-2009 годы) является обеспечение условий для перехода к инновационному пути развития экономики страны.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
проведение научных исследований, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации с учетом мировых тенденций в этой сфере;
обеспечение развития важнейших прикладных исследований и разработок;
адаптация научно-технологического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;
прогнозирование развития научно-технической сферы;
выполнение основных задач Программы и достижение промежуточных значений целевых индикаторов выполнения мероприятий Программы.
Основной целью II этапа Программы (2010-2012 годы) является содействие формированию сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства;
содействие формированию эффективной инновационной системы;
обеспечение активного развития инновационной деятельности предприятий и организаций, работающих в области коммерциализации технологий;
обеспечение повышения эффективности государственно-частного партнерства;
прогнозирование развития научно-технической сферы;
выполнение основных задач Программы, достижение промежуточных и конечных значений целевых индикаторов реализации мероприятий Программы.
С целью осуществления контроля за ходом выполнения мероприятий Программы целевые индикаторы реализации мероприятий Программы приведены в приложении N 1.
Корректировка целевых индикаторов и их значений может быть проведена в установленном порядке при изменении бюджетного финансирования Программы.
III. Перечень мероприятий ПрограммыДостижение цели и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий. Система мероприятий Программы строится в соответствии со следующими принципами:
комплексность, под которой понимается максимальная широта охвата и согласованность использования государственной поддержки инновационного процесса. В рамках Программы обеспечиваются поддержка перспективных исследований и разработок на всех стадиях инновационного процесса, а также формирование дополнительных стимулов к проведению собственных прикладных разработок и внедрению передовых технологий во всех секторах экономики, созданию и развитию наиболее важных элементов инновационной инфраструктуры;
концентрация ресурсов на критически значимых направлениях, включая развитие технологий, признанных наиболее перспективными для обеспечения ускоренного промышленного роста и диверсификации экономики путем расширения производства продукции с высокой степенью обработки, реализацию значимых для экономики инновационных проектов и обеспечение демонстрационного эффекта от их реализации для бизнес - сообщества, ускоренное создание и достройку тех элементов инновационной системы, отсутствие которых определяет недостаточную эффективность функционирования инновационной системы в целом;
последовательность и поддержка полного инновационного цикла, включая формирование непрерывного процесса (генерация знаний - трансформация знаний в опытные разработки - коммерциализация технологий). На всех стадиях инновационного цикла в Программе используются механизмы определения приоритетных направлений на основе совокупности критериев, позволяющие обеспечить принятие совместных решений представителями государства, бизнеса и научного сообщества;
софинансирование и привлечение внебюджетных ресурсов для выполнения мероприятий Программы, которые могут иметь коммерческую направленность;
распределение бюджетных средств на конкурсной основе.
Структурообразующими функциональными элементами Программы являются следующие блоки мероприятий:
блок "Разработка технологий";
блок "Коммерциализация технологий";
блок "Институциональная база исследований и разработок";
блок "Инфраструктура инновационной системы".
Перечень мероприятий Программы с указанием объемов и источников финансирования приведен в приложении N 2. Объем финансирования основных направлений реализации Программы в 2007 году за счет средств федерального бюджета приведен в приложении N 3. Приоритетные направления Программы соответствуют приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечню критических технологий Российской Федерации, утвержденным Президентом Российской Федерации.
1. Блок "Генерация знаний"Мероприятие 1.1. Поисковое и нормативное средне- и долгосрочное прогнозирование развития научно-технической сферы
В рамках мероприятия предусматриваются:
разработка и совершенствование методологии средне- и долгосрочного прогнозирования развития научно-технической сферы с учетом анализа российского и мирового уровней развития, потребностей в новых знаниях и технологиях реального высокотехнологичного сектора экономики, стратегических задач и интересов государства, приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;
формирование и корректировка с помощью разработанного методического инструментария средне- и долгосрочного прогноза развития научно-технической сферы;
оценка соответствия уровня и результатов реализуемых проблемно-ориентированных поисковых исследований прогнозу развития научно-технической сферы.
Индикаторами выполнения мероприятия 1.1 являются:
разработка методологии средне- и долгосрочного прогнозирования развития научно-технической сферы (И1.1.1);
разработка прогноза развития научно-технической сферы (И1.1.2);
подготовка экспертных заключений на реализуемые проблемно-ориентированные поисковые исследования с оценкой соответствия их уровня и результатов прогнозу развития научно-технической сферы (И1.1.3).
Индикатор | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
И1.1.1 | + | + | - | + | - | - |
И1.1.2 | + | + | + | + | + | + |
И1.1.3 | + | + | + | + | + | + |
Индикаторами выполнения мероприятия 1.2 являются:
доля завершенных проектов научно-исследовательских работ по Программе, перешедших в стадию опытно-конструкторских работ с целью разработки конкурентоспособных технологий для последующей коммерциализации (И1.2.1);
число публикаций в ведущих научных журналах, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований (И1.2.2);
число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований (И1.2.3);
число диссертаций на соискание ученых степеней, защищенных в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований (И1.2.4).
Индикаторами выполнения мероприятия 1.3 являются:
доля завершенных проектов научно-исследовательских работ по Программе, перешедших в стадию опытно-конструкторских работ с целью разработки конкурентоспособных технологий для их последующей коммерциализации (И1.3.1);
число публикаций в ведущих научных журналах, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований (И1.3.2);
число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований (И1.3.3);
число диссертаций на соискание ученых степеней, защищенных в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований (И1.3.4).
Индикаторами выполнения мероприятия 1.4 являются:
доля завершенных проектов научно-исследовательских работ по Программе, перешедших в стадию опытно-конструкторских работ с целью разработки конкурентоспособных технологий для последующей коммерциализации (И1.4.1);
число публикаций в ведущих научных журналах, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований (И1.4.2);
число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований (И1.4.3);
число диссертаций на соискание ученых степеней, защищенных в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований (И1.4.4).
Индикатор | Единица измерения | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
И1.4.1 | процентов | - | 10 | 20 | 22 | 24 | 25 |
И1.4.2 | единиц | 9 | 25 | 24 | 33 | 38 | 48 |
И1.4.3 | единиц | - | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 |
И1.4.4 | единиц | - | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Индикаторами выполнения мероприятия 1.5 являются:
доля завершенных проектов научно-исследовательских работ по Программе, перешедших в стадию опытно-конструкторских работ с целью разработки конкурентоспособных технологий для последующей коммерциализации (И1.5.1);
число публикаций в ведущих научных журналах, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований (И1.5.2);
число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований (И1.5.3);
число диссертаций на соискание ученых степеней, защищенных в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований (И1.5.4).
Индикатор | Единица измерения | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
И1.5.1 | процентов | - | 10 | 20 | 22 | 24 | 25 |
И1.5.2 | единиц | 8 | 23 | 22 | 30 | 36 | 44 |
И1.5.3 | единиц | - | 2 | 1 | 2 | 3 | 3 |
И1.5.4 | единиц | - | 1 | 2 | 4 | 4 | 6 |
Индикаторами выполнения мероприятия 1.6 являются:
доля завершенных проектов научно-исследовательских работ по Программе, перешедших в стадию опытно-конструкторских работ с целью разработки конкурентоспособных технологий для последующей коммерциализации (И1.6.1);
число публикаций в ведущих научных журналах, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований (И1.6.2);
число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований (И1.6.3);
число диссертаций на соискание ученых степеней, защищенных в рамках выполнения проектов проблемно-ориентированных поисковых исследований (И1.6.4).
В рамках мероприятия предусматривается повышение уровня информационного обмена, вовлечение молодых ученых в систему информационного обмена, обобщение представленных результатов и анализ тенденций по приоритетным направлениям Программы.
Финансирование одного проекта планируется в размере 0,5 - 1,5 млн. рублей в год.
Индикаторами выполнения мероприятия 1.7 являются:
число проведенных конференций и школ-семинаров по вопросам реализации мероприятий по приоритетным направлениям Программы (И1.7.1);
доля молодых ученых и специалистов (до 35 лет) в общем составе участников мероприятий (И1.7.2).
Индикатор | Единица измерения | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
И1.7.1 | единиц | 50 | 57 | 63 | 68 | 74 | 79 |
И1.7.2 | процентов | 20 | 20 | 25 | 25 | 30 | 30 |
В рамках мероприятия предусматривается опережающее развитие приборной базы научных исследований по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и проведение исследований с использованием уникальной экспериментальной базы, а также объектов научной инфраструктуры (включая обсерватории, ботанические сады, научные музеи и др.).
Индикатором выполнения мероприятия 1.8 является число организаций - пользователей уникальных стендов, установок и объектов научной инфраструктуры (И1.8.1).
Индикатор | Единица измерения | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
И1.8.1 | единиц | 100 | 110 | 120 | 130 | 140 | 150 |
В рамках мероприятий 1.2 - 1.6 блока "Генерация знаний" предусматривается выполнение проектов со сроком реализации 1-2 года и объемом финансирования одного проекта в размере до 10 млн. рублей в год.
При проведении конкурса на выполнение научно-исследовательских работ для оценки квалификации участников дополнительными преимуществами могут являться:
выполнение работы консорциумом, состоящим из научной организации и учреждения высшего профессионального образования, при условии последующего использования результатов работы в образовательном процессе;
привлечение молодых ученых, преподавателей, специалистов, аспирантов, докторантов, студентов к участию в работе, а также выполнение работ или их части молодежными коллективами;
участие в работе коллективов ведущих научных школ;
наличие внебюджетного софинансирования проекта, в том числе из зарубежных источников.
Инициатива выполнения работы может исходить от представителей бизнес-сообщества, в этом случае доля средств федерального бюджета на выполнение проекта не должна превышать 60 процентов его общей стоимости.
В отчетах о выполненных проектах предусматривается технико-экономическая оценка рыночного потенциала полученных результатов.
2. Блок "Разработка технологий"Мероприятие 2.1. Развитие системы выбора приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации на основе средне- и долгосрочных прогнозов с учетом передового мирового опыта в этой области
В рамках мероприятия предусматривается:
ежегодное осуществление мониторинга научно-технического развития в области критических технологий, а также оценки конкурентоспособности российского сектора исследований и разработок;
осуществление работ по уточнению приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации;
комплексная оценка результативности и эффективности профильной деятельности организаций сектора исследований и разработок, в том числе относящихся к государственному сектору;
оценка соответствия уровня и результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, реализуемых в рамках блока "Разработка технологий", мировому уровню;
обеспечение реализации эффективной государственной политики в области учета, контроля и распоряжения результатами научно-технической деятельности, полученными за счет средств федерального бюджета, в интересах обеспечения конкурентоспособности российской экономики.
Индикаторами выполнения мероприятия 2.1 являются:
результаты мониторинга уровня развития критических технологий (И2.1.1);
аналитические материалы по оценке конкурентоспособности российского сектора исследований и разработок (И2.1.2);
уточнение приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации (И2.1.3);
уточнение перечня критических технологий Российской Федерации (И2.1.4);
оценка результативности и эффективности деятельности организаций сектора исследований и разработок (И2.1.5);
методология учета, правовой охраны и защиты прав на результаты научно-технической деятельности и предложения по ее совершенствованию (И2.1.6);
подготовка экспертных заключений на реализуемые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с оценкой соответствия их уровня и результатов мировому уровню (И2.1.7).
Индикатор | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
И2.1.1 | + | + | + | + | + | + |
И2.1.2 | - | + | - | + | - | + |
И2.1.3 | - | - | + | + | - | + |
И2.1.4 | - | + | + | + | - | + |
И2.1.5 | + | + | + | + | + | + |
И2.1.6 | + | - | + | - | + | - |
И2.1.7 | + | + | + | + | + | + |
Индикаторами выполнения мероприятия 2.2 являются:
число разработанных технологий, соответствующих мировому уровню либо превосходящих его (И2.2.1);
доля завершенных проектов, перешедших в стадию коммерциализации (И2.2.2);
число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения комплексных проектов (И2.2.3);
численность молодых специалистов, привлеченных к проведению исследований в рамках комплексных проектов (И2.2.4);
число диссертаций на соискание ученых степеней, защищенных в рамках выполнения комплексных проектов (И2.2.5);
число публикаций, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения комплексных проектов (И2.2.6).
Индикаторами выполнения мероприятия 2.3 являются:
число разработанных технологий, соответствующих мировому уровню либо превосходящих его (И2.3.1);
доля завершенных проектов, перешедших в стадию коммерциализации (И2.3.2);
число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения комплексных проектов (И2.3.3);
численность молодых специалистов, привлеченных к проведению исследований в рамках комплексных проектов (И2.3.4);
число диссертаций на соискание ученых степеней, защищенных в рамках выполнения комплексных проектов (И2.3.5);
число публикаций, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения комплексных проектов (И2.3.6).
Индикаторами выполнения мероприятия 2.4 являются:
число разработанных технологий, соответствующих мировому уровню либо превосходящих его (И2.4.1);
доля завершенных проектов, перешедших в стадию коммерциализации (И2.4.2);
число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения комплексных проектов (И2.4.3);
численность молодых специалистов, привлеченных к проведению исследований в рамках комплексных проектов (И2.4.4);
число диссертаций на соискание ученых степеней, защищенных в рамках выполнения комплексных проектов (И2.4.5);
число публикаций, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения комплексных проектов (И2.4.6).
Индикаторами выполнения мероприятия 2.5 являются:
число разработанных технологий, соответствующих мировому уровню либо превосходящих его (И2.5.1);
доля завершенных проектов, перешедших в стадию коммерциализации (И2.5.2);
число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения комплексных проектов (И2.5.3);
численность молодых специалистов, привлеченных к проведению исследований в рамках комплексных проектов (И2.5.4);
число диссертаций на соискание ученых степеней, защищенных в рамках выполнения комплексных проектов (И2.5.5);
число публикаций, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения комплексных проектов (И2.5.6).
Индикаторами выполнения мероприятия 2.6 являются:
число разработанных технологий, соответствующих мировому уровню либо превосходящих его (И2.6.1);
доля завершенных проектов, перешедших в стадию коммерциализации (И2.6.2);
число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения комплексных проектов (И2.6.3);
численность молодых специалистов, привлеченных к проведению исследований в рамках комплексных проектов (И2.6.4);
число диссертаций на соискание ученых степеней, защищенных в рамках выполнения комплексных проектов (И2.6.5);
число публикаций, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения комплексных проектов (И2.6.6).
Мероприятие Программы направлено на стимулирование развития международных интеграционных процессов в науке и содействие формированию устойчивых кооперационных связей российских и иностранных научно-исследовательских организаций, а также на выполнение опытно-конструкторских и опытно-технологических работ в интересах бизнеса по предлагаемой бизнес-сообществом тематике. В качестве инициаторов проектов в рамках мероприятия выступают высокотехнологичные промышленные компании любых организационно-правовых форм и форм собственности. При этом компаниям предоставляется возможность непосредственно участвовать в формировании конкурсной документации и в экспертизе проектов. Тематика проектов должна соответствовать приоритетным направлениям Программы.
Обязательным условием является дальнейшая коммерциализация результатов работы на территории Российской Федерации.
Объем финансирования одного проекта за счет средств федерального бюджета должен составлять до 50 млн. рублей в год, при этом объем внебюджетного софинансирования должен составить не менее 50 процентов общего объема финансирования проекта.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2007 N 531)
Индикаторами выполнения мероприятия 2.7 являются:
число разработанных технологий, соответствующих мировому уровню либо превосходящих его (И2.7.1);
доля завершенных проектов, перешедших в стадию коммерциализации (И2.7.2);
число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов (И2.7.3);
число публикаций, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов (И2.7.4).
Комплексные проекты, включающие опытно-конструкторские и опытно-технологические работы, выполняемые в рамках мероприятий 2.2 - 2.6 блока "Разработка технологий", должны обеспечивать эффективное использование результатов исследований (в том числе полученных в рамках выполнения мероприятий блока "Генерация знаний") при разработке передовых технологий, обладающих значительным потенциалом коммерческого использования.
Срок реализации комплексного проекта составляет 2-3 года с объемом финансирования за счет средств федерального бюджета 30-100 млн. рублей в год, при этом доля средств внебюджетных источников должна составлять не менее 25 процентов общего объема средств, затраченных на реализацию проекта, включая средства федерального бюджета.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2007 N 531)
Основные особенности комплексных проектов заключаются в следующем:
в рамках государственного контракта фиксируются обязательства исполнителей по вовлечению результатов исследования в хозяйственный оборот;
в рамках проекта могут быть предусмотрены расходы на патентование;
при возможности коммерциализации полученных результатов могут предусматриваться расходы на разработку соответствующих бизнес-планов, а также на услуги центров трансфера технологий.
При проведении конкурса на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для оценки квалификации участников дополнительными преимуществами могут являться:
выполнение работы консорциумом, состоящим из научной организации и учреждения высшего профессионального образования, при условии последующего использования результатов работы в образовательном процессе;
привлечение малых научных организаций на условиях субподряда;
привлечение молодых ученых, преподавателей, специалистов, аспирантов, докторантов, студентов к участию в работе, а также выполнение работ или их части молодежными коллективами.
3. Блок "Коммерциализация технологий"Мероприятие 3.1. Реализация важнейших инновационных проектов государственного значения по приоритетным направлениям Программы
Важнейший инновационный проект государственного значения представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам мероприятий, который направлен на достижение необходимого уровня национальной безопасности, получение экономического эффекта, имеющего значение как для экономики в целом, так и для ее крупных секторов, а также решение наиболее актуальных задач в социальной сфере, в первую очередь задач, связанных с повышением качества жизни населения.
Основные особенности важнейших инновационных проектов государственного значения заключаются в следующем:
проекты призваны обеспечить конкурентоспособность продукции российских производителей, а также способствовать усилению их позиций как на внутреннем, так и на внешнем рынках;
в рамках каждого проекта предусматривается реализация цикла работ от создания перспективного инновационного продукта, имеющего значительный потенциал для коммерциализации, до освоения промышленного производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции и начала ее успешной реализации на рынке;
проекты предусматривают концентрацию финансовых ресурсов в отношении ограниченного числа приоритетных проектов, которые формируются на условиях партнерства государства с бизнес-сообществом и предусматривают распределение между ними рисков по реализации проектов.
Общий объем финансирования проекта за счет средств федерального бюджета должен составлять 0,7 - 2 млрд. рублей, при этом объем внебюджетного софинансирования проектов должен составлять не менее 60 процентов общего объема финансирования проекта. Продолжительность реализации проекта составляет не более 4 лет.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2007 N 531)
В соответствии с условиями государственного контракта исполнители проекта обязаны обеспечить 5-кратное превышение объемов продаж созданной новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции относительно затраченных на проект бюджетных средств. Таким образом, будет осуществлена полноценная коммерциализация научно-технических результатов и обеспечен рост производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции.
Вместе с тем предусматривается завершение реализации важнейших инновационных проектов государственного значения, начатых в рамках федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы.
Индикаторами выполнения мероприятия 3.1 являются:
число внедренных в экономику передовых технологий (И3.1.1);
число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов (И3.1.2);
число публикаций, содержащих результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов (И3.1.3);
объем новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции, произведенной в результате реализации проектов (И3.1.4);
объем экспорта новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции, произведенной в результате реализации проектов (И3.1.5);
число новых рабочих мест, созданных в рамках реализации проектов, для высококвалифицированных работников (И3.1.6).
Предусматривается реализация инновационных проектов в интересах бизнеса по предлагаемой им тематике на условиях частно-государственного партнерства. Со стороны бизнеса в качестве инициаторов проектов в рамках мероприятия выступают высокотехнологичные промышленные организации любых организационно-правовых форм и форм собственности, а также инновационные промышленные взаимосвязанные компании, научно-исследовательские и образовательные организации, взаимодополняющие друг друга и обеспечивающие конкурентные преимущества. В рамках проектов государство финансирует часть научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при условии, что остальные расходы (подготовка производства, расходы на рекламу, маркетинг и др.) несут компании. При этом компаниям предоставляется возможность непосредственно участвовать в формировании конкурсной документации и в экспертизе проектов. Тематика проектов должна соответствовать приоритетным направлениям Программы.
Срок реализации проекта составляет не более 3 лет. Объем финансирования проекта за счет средств федерального бюджета составит до 100 млн. рублей в год, уровень внебюджетного софинансирования должен составлять не менее 70 процентов общего объема финансирования проекта.
Индикаторами выполнения мероприятия 3.2 являются:
объем новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции, произведенной в результате реализации проектов (И3.2.1);
число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов (И3.2.2);
число новых рабочих мест, созданных в рамках реализации проектов, для высококвалифицированных работников (И3.2.3).
Индикатор | Единица измерения | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
И3.2.1 | млрд. рублей | - | 0,5 | 1,5 | 2 | 3 | 5 |
И3.2.2 | единиц | 6 | 8 | 8 | 10 | 10 | 10 |
И3.2.3 | тыс. мест | 1,5 | 1,5 | 1,6 | 1,7 | 1,7 | 2 |
Мероприятие 4.1. Инвестиции в развитие материально-технической базы ведущих научных организаций, в том числе в реконструкцию и техническое перевооружение этих организаций
Предусматривается реконструкция и техническое перевооружение ведущих научных организаций, располагающих научными работниками и специалистами высокой квалификации, имеющих российское и международное признание, деятельность которых соответствует приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.
Индикаторами выполнения мероприятия 4.1 являются:
число финансируемых проектов (И4.1.1);
число созданных рабочих мест для высококвалифицированных работников (И4.1.2).
Индикатор | Единица измерений | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
И4.1.1 | единиц | 8 | 7 | 7 | 6 | 4 | 1 |
И4.1.2 | тыс. мест | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,3 |
Предусматривается реконструкция и техническое перевооружение высших учебных заведений, которые наряду с подготовкой специалистов с высшим образованием всех уровней (бакалавров, магистров, аспирантов и докторантов) активно выполняют научные исследования и разработки и результаты научной и (или) научно-технической деятельности которых получили российское и международное признание.
Индикаторами выполнения мероприятия 4.2 являются:
число финансируемых проектов (И4.2.1);
число созданных рабочих мест для высококвалифицированных работников (И4.2.2).
Индикатор | Единица измерений | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
И4.2.1 | единиц | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 2 |
И4.2.2 | тыс. мест | 0,4 | 0,5 | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 1 |
Перечень инвестиционных объектов, предусмотренных Программой, приведен в приложении N 4.
5. Блок "Инфраструктура инновационной системы"Мероприятие 5.1. Развитие информационной инфраструктуры хранения и передачи новых знаний
В рамках мероприятия предусматриваются:
развитие информационной среды для сохранения и развития научно-технического задела, созданного в течение предыдущих периодов, и новых знаний, в том числе созданных в ходе реализации Программы;
развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и создание новых информационных ресурсов, в том числе в рамках сформированной сети национальных информационно-аналитических центров по "прорывным" направлениям науки;
реализация проектов по разработке научно-методического обеспечения доступа ведущих научных и научно-образовательных центров к мировым ресурсам научно-технической информации, а также по разработке новых и развитию существующих электронных информационных ресурсов по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, включая инновационную систему с обеспечением доступа ведущих научных и научно-образовательных центров к этим ресурсам.
Индикаторами выполнения мероприятия 5.1 являются:
среднее число организаций, получивших доступ к ведущим мировым информационным ресурсам (И5.1.1);
среднее число ведущих мировых информационных источников, доступных для организаций (И5.1.2).
Индикатор | Единица измерений | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
И5.1.1 | единиц | 200 | 220 | 250 | 270 | 280 | 280 |
И5.1.2 | единиц | 400 | 453 | 525 | 593 | 656 | 733 |
В рамках мероприятия предусматриваются:
дальнейшее развитие сети центров коллективного пользования научным оборудованием (далее - сеть центров), созданных ведущими научными организациями и высшими учебными заведениями;
повышение уровня научных исследований, проводимых по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, и качества образования в результате использования научного оборудования сети центров, отвечающего мировым стандартам по техническим и эксплуатационным характеристикам приборного парка;
принятие положения, предусматривающего порядок нормативно-правового обеспечения эффективного функционирования сети центров за счет обеспечения режима коллективного пользования исследователями научного оборудования, имеющегося в сети центров, на основе расширения круга потенциальных пользователей этого оборудования, а также регламентирующего договорные взаимоотношения между отдельными центрами и организациями-пользователями, включая права на результаты интеллектуальной деятельности.
Финансирование одного проекта, направленного на развитие сети центров, за счет средств федерального бюджета предусматривается в размере до 70 млн. рублей в год при продолжительности реализации проекта до 2 лет, при этом доля внебюджетного софинансирования должна составлять не менее 8 процентов общего объема финансирования каждого проекта.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2007 N 531)
Индикаторами выполнения мероприятия 5.2 являются:
количество публикаций в ведущих мировых научных журналах, подготовленных по результатам исследований с использованием научного оборудования сети центров (И5.2.1);
количество дипломных работ и диссертаций, подготовленных по результатам исследований с использованием научного оборудования сети центров (И5.2.2);
число организаций - пользователей научным оборудованием сети центров (И5.2.3).
Индикатор | Единица измерений | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
И5.2.1 | единиц | 150 | 200 | 220 | 250 | 270 | 300 |
И5.2.2 | единиц | 70 | 100 | 120 | 150 | 180 | 200 |
И5.2.3 | единиц | 200 | 233 | 273 | 314 | 352 | 400 |
В рамках мероприятия предусматриваются:
обеспечение информацией потенциальных инвесторов и других заинтересованных сторон о результатах перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, полученных в рамках Программы, а также об инновационных проектах и их коммерциализации;
научно-методическое обеспечение организации мероприятий в Российской Федерации и за рубежом с целью демонстрации перспективных результатов отечественных исследований и разработок, в том числе полученных в рамках Программы;
научно-методическое обеспечение проведения информационной кампании по продвижению достижений и возможностей российского сектора исследований и разработок в российских и иностранных средствах массовой информации.
Индикаторами выполнения мероприятия 5.3 являются:
число объектов научно-технической продукции, услуг, технологий и инновационных проектов, представленных в рамках мероприятий, связанных с демонстрацией передовых результатов российских исследований и разработок (И5.3.1);
число публикаций в российских и иностранных средствах массовой информации о деятельности российского сектора исследований и разработок и полученных перспективных результатах (И5.3.2);
число соглашений о намерениях, заключенных с инвесторами, на результаты, полученные при реализации мероприятия (И5.3.3).
Индикатор | Единица измерений | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
И5.3.1 | единиц | 900 | 1020 | 1200 | 1380 | 1560 | 1800 |
И5.3.2 | единиц | 40 | 45 | 54 | 62 | 69 | 79 |
И5.3.3 | единиц | 305 | 345 | 409 | 470 | 525 | 599 |
Предусматривается выделение средств федерального бюджета на содержание созданной дирекции Программы, проведение работ в целях обеспечения функционирования системы независимой экспертизы для принятия управленческих решений по реализации Программы, выполнение исследований для оценки социально-экономической эффективности реализации Программы, включая достижение запланированных целевых индикаторов, а также на осуществление научно-методического обеспечения ежемесячного и ежеквартального мониторинга хода реализации Программы.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения ПрограммыОбщий объем финансирования Программы составляет 194,89 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 133,83 млрд. рублей. Объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников приведен в приложении N 5.
Общий объем финансирования Программы определен исходя из необходимости реализации различных категорий проектов Программы, в том числе параметров этих проектов (общая стоимость проекта, условия для привлечения средств внебюджетных источников, срок реализации и др.).
Важнейшим принципом реализации Программы является максимальное привлечение финансовых средств внебюджетных источников для выполнения тех мероприятий Программы, которые могут иметь коммерческую направленность. Для устойчивого финансирования проектов Программы за счет средств внебюджетных источников соответствующий государственный заказчик Программы включает необходимые требования в государственные контракты, заключаемые с исполнителями программных мероприятий, подписывает с соответствующими организациями соглашения о намерениях или оформляет другие документы, подтверждающие финансирование мероприятий Программы за счет средств внебюджетных источников.
Доля средств в финансировании проектов за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных источников по структурообразующим блокам Программы различна.
Проблемно-ориентированные поисковые исследования, включенные в блок "Генерация знаний", финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета. Опытно-конструкторские работы, включенные в блок "Разработка технологий", финансируются за счет средств федерального бюджета с привлечением средств внебюджетных источников на реализацию отдельных перспективных разработок.
Важнейшие инновационные проекты государственного значения по приоритетным тематическим направлениям Программы в рамках блока "Коммерциализация технологий" финансируются преимущественно за счет средств внебюджетных источников. При этом средства федерального бюджета привлекаются только для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до стадии разработки опытных образцов и конструкторской документации. Все работы, связанные с подготовкой и организацией производства (проектные и строительно-монтажные работы, закупка технологического оборудования для серийного производства продукции, формирование оборотных средств для обеспечения производства в необходимых объемах и др.), осуществляются только за счет средств внебюджетных источников, включая привлеченные средства компаний.
Капитальные вложения в рамках блока "Институциональная база исследований и разработок" осуществляются за счет средств федерального бюджета.
Мероприятия блока "Инфраструктура инновационной системы" также реализуются за счет средств федерального бюджета, за исключением проектов, связанных с развитием сети центров и предусматривающих небольшую долю внебюджетного софинансирования.
Объем расходов на реализацию мероприятий по блокам Программы приведен в приложении N 6.
Расходы федерального бюджета распределяются по основным мероприятиям Программы следующим образом:
объем финансирования проблемно-ориентированных поисковых исследований составит около 23 процентов расходов;
объем финансирования проектов по разработке технологий составит около 47 процентов расходов на начальной стадии Программы и около 54 процентов - на завершающей;
объем финансирования инновационных проектов по коммерциализации и освоению новых технологий в производстве составит около 10 процентов расходов;
расходы на реализацию проектов по реконструкции и техническому перевооружению научных организаций составят около 4 процентов, а на развитие элементов инфраструктуры инновационной системы - около 12 процентов всех средств, выделяемых на финансирование Программы.
V. Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления Программой и механизм взаимодействия государственных заказчиковОсновополагающими принципами организации системы управления реализацией Программы являются:
обеспечение нормативного, методического и информационного единства Программы (система критериев для оценки и выбора тематики научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и победителей конкурсов, формы контрактов и отчетов, процедуры мониторинга выполнения мероприятий Программы);
обеспечение участия в управлении реализацией Программой представителей федеральных органов исполнительной власти, в том числе государственных заказчиков Программы, а также представителей бизнеса и науки.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ и на оказание услуг для государственных нужд, заключаемых с исполнителями мероприятий Программы. Отбор объектов и проектов мероприятий Программы и их исполнителей проводится на конкурсной основе. Государственный заказчик осуществляет конкурсный отбор исполнителей с целью более выгодного размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и на оказание услуг для федеральных государственных нужд. С победителями конкурсов соответствующий государственный заказчик заключает государственные контракты (договоры).
Важнейшим элементом механизма реализации Программы является связь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки целевых показателей, мероприятий Программы и ресурсов для их реализации. В связи с этим формируется детализированный организационно-финансовый план мероприятий по реализации Программы, который уточняется один раз в полгода на основе оценки результативности программных мероприятий, достижения целевых индикаторов, уточнения перечня проводимых мероприятий и выделяемых на их реализацию объемов финансовых ресурсов.
Принятие управленческих решений в рамках Программы осуществляется с учетом информации, поступающей от бизнес-сообщества, его потребностей в освоении технологий. Связь с бизнесом обеспечивается путем непосредственного участия представителей бизнес-структур в определении тематики проектов.
Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы является формирование и использование современной системы экспертизы на всех стадиях реализации Программы, позволяющей отбирать наиболее перспективные проекты для государственного финансирования, проводить независимую экспертизу конкурсных заявок с целью выявления исполнителей, предложивших лучшие условия исполнения контрактов, и осуществлять эффективную экспертную проверку качества полученных результатов. Экспертиза и отбор проектов в структурообразующих блоках Программы имеют сквозной характер и основываются на принципах объективности, компетентности и независимости.
Оперативная информация о ходе реализации мероприятий Программы, о нормативных актах по управлению Программой и об условиях проведения конкурсов размещается на сайте Федерального агентства по науке и инновациям в сети Интернет.
Финансирование строительства и реконструкции объектов, включенных в Программу, осуществляется в установленном порядке через главных распорядителей бюджетных средств, к ведению которых отнесены указанные объекты.
Министерство образования и науки Российской Федерации в ходе выполнения Программы:
осуществляет контроль за деятельностью государственных заказчиков Программы;
вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, необходимых для выполнения Программы;
разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
ежегодно при необходимости уточняет механизм реализации Программы, целевые индикаторы и расходы на реализацию мероприятий Программы;
составляет детализированный организационно-финансовый план мероприятий по реализации Программы;
подготавливает с учетом хода реализации Программы в текущем году и представляет в установленном порядке в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы в очередном финансовом году;
представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы в целом;
представляет в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации сведения о заключенных со всеми исполнителями мероприятий Программы государственных контрактах (договорах) на финансирование этих мероприятий за счет средств внебюджетных источников, в том числе на закупку и поставку продукции, выполнение работ и оказание услуг для федеральных государственных нужд;
представляет ежегодно, до 1 февраля, в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации по установленной форме доклад о ходе работ по Программе, достигнутых результатах и об эффективности использования финансовых средств;
утверждает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации мероприятий Программы;
инициирует при необходимости экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы;
вносит в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предложения о корректировке мероприятий по реализации Программы либо о прекращении ее выполнения;
по завершении Программы представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклад о выполнении Программы и об эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
Федеральное агентство по науке и инновациям в ходе выполнения Программы:
участвует в составлении детализированного организационно-финансового плана мероприятий по реализации Программы;
в случае сокращения объема финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета разрабатывает дополнительные меры по привлечению средств внебюджетных источников для достижения результатов, характеризуемых целевыми индикаторами Программы, а также в установленные сроки и при необходимости разрабатывает предложения по их корректировке;
вносит предложения об уточнении целевых индикаторов и расходов на реализацию мероприятий Программы, а также о совершенствовании механизма ее реализации;
обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
организует ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы, а также мониторинг программных мероприятий;
организует экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы;
осуществляет управление деятельностью исполнителей мероприятий Программы в рамках выполнения программных мероприятий;
осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции по каждому мероприятию Программы, а также заключение государственных контрактов (договоров);
организует применение информационных технологий в целях управления и контроля за ходом реализации Программы, обеспечение размещения в сети Интернет текста Программы, нормативных правовых актов, методических материалов в части управления реализацией Программы и контроля за ходом выполнения программных мероприятий, а также материалов о ходе и результатах реализации Программы;
согласует с государственным заказчиком - координатором и основными заинтересованными участниками Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объем и источники финансирования;
представляет государственному заказчику - координатору статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;
при необходимости представляет государственному заказчику - координатору предложения о продлении срока либо о прекращении реализации Программы;
представляет ежегодно, до 15 января, государственному заказчику - координатору по установленной форме доклад о ходе работ по реализации Программы, достигнутых результатах и об эффективности использования финансовых средств.
Федеральное агентство по образованию и Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова в ходе выполнения Программы в части мероприятий, выполняемых за счет государственных капитальных вложений:
вносят предложения и участвуют в уточнении целевых индикаторов и расходов на реализацию программных мероприятий, а также в совершенствовании механизма реализации Программы;
обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
участвуют в ведении ежеквартальной отчетности о ходе реализации Программы;
участвуют в организации экспертных проверок хода реализации отдельных мероприятий Программы;
осуществляют управление деятельностью исполнителей Программы в рамках выполнения программных мероприятий;
участвуют в осуществлении отбора на конкурсной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции по соответствующим мероприятиям Программы, а также заключают государственные контракты (договоры);
представляют государственному заказчику - координатору статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;
участвуют в подготовке доклада о ходе работ по реализации Программы, достигнутых результатах и эффективности использования финансовых средств.
Руководителем Программы является Министр образования и науки Российской Федерации, который несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, а также определяет формы и методы управления реализацией Программы.
С целью обеспечения эффективной координации действий всех сторон, участвующих в реализации Программы, формируется научно-координационный совет Программы, в состав которого входят видные ученые и специалисты в соответствующих областях, представители предпринимательского сообщества и федеральных органов исполнительной власти. Организационное и аналитическое обеспечение работы совета осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации. Состав совета утверждает Министр образования и науки Российской Федерации.
Научно-координационный совет Программы осуществляет следующие функции:
вырабатывает предложения по тематике и объемам финансирования заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках мероприятий Программы;
рассматривает материалы о ходе реализации мероприятий Программы;
организует проверки выполнения мероприятий Программы, целевого и эффективного использования средств, выделяемых на реализацию Программы;
подготавливает рекомендации по эффективному выполнению мероприятий Программы с учетом хода реализации Программы и тенденций социально-экономического развития Российской Федерации;
выявляет научные, технические и организационные проблемы в ходе реализации Программы;
рассматривает результаты экспертизы проектов и мероприятий, предлагаемых для реализации в очередном финансовом году, в части их содержания и стоимости.
Функции оперативного управления реализацией Программы осуществляет дирекция Программы - федеральное государственное учреждение, подведомственное Федеральному агентству по науке и инновациям и финансируемое по смете доходов и расходов в пределах средств, выделяемых на реализацию Программы. Дирекция Программы осуществляет следующие основные функции:
собирает и систематизирует статистическую и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;
организует по поручению государственных заказчиков экспертизу проектов на всех этапах реализации Программы;
организует независимую оценку показателей результативности и эффективности мероприятий Программы, их соответствия целевым индикаторам и показателям;
внедряет и обеспечивает применение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом мероприятий Программы, информационное обеспечение специализированного сайта в сети Интернет.
До начала реализации Программы Министерство образования и науки Российской Федерации утверждает положение об управлении реализацией Программы, которое определяет:
порядок взаимодействия государственных заказчиков Программы;
порядок выработки предложений и принятия решений по тематике проектов и объемам финансирования заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках мероприятий Программы;
порядок разработки и утверждения конкурсной документации;
порядок формирования, функции и полномочия органов, создаваемых в системе управления Программой, а также порядок принятия решений;
порядок проведения независимой экспертизы и мониторинга реализации мероприятий Программы;
порядок формирования организационно-финансового плана мероприятий по реализации Программы;
механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения;
процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга хода реализации Программы, программных мероприятиях и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.
Заявки на формирование тематики и объемов финансирования проектов подаются в Федеральное агентство по науке и инновациям для предварительной экспертизы, после чего заявки вместе с результатами предварительной экспертизы передаются для рассмотрения научно-координационному совету Программы. В случае положительного решения совета объявление об отборе на конкурсной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции публикуется в установленном порядке в печати, а также помещается на сайте Федерального агентства по науке и инновациям в сети Интернет. Отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции осуществляется конкурсными комиссиями, формируемыми государственными заказчиками Программы из числа видных ученых и специалистов в соответствующих областях, представителей предпринимательского сообщества и федеральных органов исполнительной власти.
VI. Оценка социально-экономической эффективности ПрограммыПо прогнозным оценкам, к 2012 году реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение ряда положительных эффектов.
На макроуровне важнейшим эффектом реализации Программы станет вклад в прирост валового внутреннего продукта вследствие повышения уровня коммерциализации технологий и увеличения выпуска высокотехнологичной продукции. Ежегодный вклад Программы в прирост валового внутреннего продукта составит 0,018 - 0,023 процентного пункта, что является значимым с точки зрения повышения диверсификации структуры экономики в сторону высокотехнологичной продукции и позволяет заложить основу для дальнейшего роста экономики, основанной на инновациях.
Важным макроэкономическим эффектом реализации Программы станет также увеличение доли внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте до 1,79 процента. Ожидаемый эффект является достаточно значимым по сравнению с пассивным сценарием развития, при котором доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте к 2012 году составит лишь 1,7 процента. Таким образом, по сравнению с пассивным сценарием в 2012 году Программа обеспечит увеличение внутренних затрат на исследования и разработки в объеме 47,8 млрд. рублей (в текущих ценах), что позволит создавать и поддерживать условия для устойчивого развития сферы исследований и разработок.
Одним из существенных показателей реализации Программы станет рост средств внебюджетных источников, направляемых на исследования и разработки. Привлечение частных источников финансирования позволит сориентировать выполняемые научные исследования и разработки на потребности рынка, а также обеспечит повышение уровня коммерциализации результатов научно-технической деятельности и рост капитализации высокотехнологичных компаний. Эффективность мероприятий Программы по данному направлению проявится в увеличении к 2012 году доли средств внебюджетных источников во внутренних затратах на исследования и разработки до 47,3 процента. Предполагается, что распределение прав на результаты научно-технической деятельности между субъектами финансирования будет происходить пропорционально затраченным средствам. Права Российской Федерации на такие результаты могут быть закреплены за хозяйствующими субъектами в установленном порядке.
Реализация Программы будет способствовать снижению доли сырьевого сектора в экономике страны, улучшению структуры экспорта продукции за счет повышения к 2012 году до 10,2 процента доли высокотехнологичной продукции и увеличению доли такой продукции российского производства на мировом рынке. Таким образом, реализация Программы будет способствовать сохранению присутствия Российской Федерации на мировом рынке высокотехнологичной продукции, а по направлениям, касающимся критических технологий, - его расширению. Более подробно макроэкономические показатели экономической эффективности реализации Программы приведены в приложении N 7.
На микроуровне важными эффектами реализации Программы станут увеличение числа и удельного веса в экономике инновационно-активных предприятий, опережающий рост производства и продаж инновационной продукции, улучшение финансового состояния и повышение эффективности деятельности организаций научно-технической сферы, сохранение и поступательное развитие их инновационного потенциала.
По прогнозным оценкам, доля инновационно-активных компаний в промышленности возрастет к 2012 году до 18 процентов. Рост инновационной активности будет сопровождаться повышением доли инновационной и высокотехнологичной продукции в общем объеме произведенной промышленной продукции. Полученный прирост на внутреннем рынке в дальнейшем может использоваться для экспансии на международные рынки высокотехнологичной продукции.
Одним из значимых результатов реализации Программы должно стать развитие объектов инновационной инфраструктуры, призванной обеспечить развитие и укрепление связей и взаимовыгодного сотрудничества науки, образования и производства. Также немаловажным эффектом реализации Программы станет обновление материально-технической базы науки. По оценкам специалистов, к 2012 году средний возраст машин и оборудования в научной сфере снизится до 19 лет. Ввод нового оборудования в 2012 году составит около 5 процентов. Более подробно микроэкономические показатели экономической эффективности реализации Программы приведены в приложении N 8.
В социальной сфере и образовании основными результатами реализации Программы станут повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры, улучшение их возрастного состава, повышение уровня доходов работников научно-технической сферы, предотвращение оттока талантливой части научно-технических кадров в другие страны и сферы деятельности, сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных научно-технических кадров, расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи. За период реализации Программы будет создано 37-40 тыс. новых рабочих мест для высококвалифицированных работников.
В бюджетной сфере реализация Программы обеспечит создание предпосылок к расширению налоговой базы и ее диверсификации. Общая сумма налоговых поступлений от реализации мероприятий Программы в бюджеты всех уровней составит около 41 млрд. рублей (в ценах 2006 года с учетом дисконтирования). Таким образом, коэффициент бюджетной эффективности Программы (отношение бюджетных доходов от реализации Программы к расходам на ее реализацию), рассчитанный на основе только прямых налоговых поступлений, составит 45-50 процентов.
Основные показатели социально-экономической эффективности реализации Программы приведены в приложении N 9.
Данные показатели рассчитаны на основании методики оценки социально-экономической эффективности Программы, текст которой размещен на сайте Федерального агентства по науке и инновациям в сети Интернет.
Основными результатами реализации Программы станут:
создание основы для качественного изменения структуры российской экономики и перехода к устойчивому инновационному росту;
обеспечение ускоренного формирования научно-технологического потенциала по критическим технологиям Российской Федерации в качестве основы технологического перевооружения отраслей российской экономики и обеспечения национальной безопасности;
реализация отдельных проектов с целью обеспечения концентрации ресурсов государства и частных компаний на приоритетных направлениях технологического развития;
существенное расширение круга инновационно-активных компаний за счет демонстрационного эффекта реализации Программы как необходимого условия роста конкурентоспособности российской экономики;
реализация потенциала российской науки, укрепление статуса Российской Федерации как мировой научной державы;
обеспечение значимого вклада в создание эффективной национальной инновационной системы;
содействие формированию конкурентоспособного сектора исследований и разработок, обладающего технологической базой мирового уровня;
развитие эффективных научных коллективов;
повышение привлекательности профессиональной деятельности в сфере исследований и разработок.
ПриложенияПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к федеральной целевой программе
"Исследования и разработки по приоритетным
направлениям развития научно-технологического
комплекса России на 2007-2012 годы"
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к федеральной целевой программе
"Исследования и разработки по приоритетным
направлениям развития научно-технологического
комплекса России на 2007-2012 годы"
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к федеральной целевой программе
"Исследования и разработки по приоритетным
направлениям развития научно-технологического
комплекса России на 2007-2012 годы"
(млн. рублей, в ценах 2007 года)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 4
к федеральной целевой программе
"Исследования и разработки по приоритетным
направлениям развития научно-технологического
комплекса России на 2007-2012 годы"
(в ред. Постановлений Правительства от 19.11.2008 N 857, от 27.01.2009 N 62)
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
Наименование объекта | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
Рособразование | ||||||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский инженерно-физический институт (государственный университет)", г. Москва (научно-лабораторный корпус) | ||||||
(в ред. Постановления Правительства от 19.11.2008 N 857) | ||||||
средства федерального бюджета - всего | 20,297 | 21 | 22,811 | 93,045 | 127,139 | 598,259 |
(в ред. Постановления Правительства от 19.11.2008 N 857) | ||||||
из них проектно-изыскательские работы | 20,297 | 21 | - | - | - | - |
(в ред. Постановления Правительства от 19.11.2008 N 857) | ||||||
внебюджетные средства | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 10 | 15 | 45 |
(в ред. Постановления Правительства от 19.11.2008 N 857) | ||||||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет", г. Санкт-Петербург (научно-исследовательский корпус) | ||||||
(в ред. Постановления Правительства от 19.11.2008 N 857) | ||||||
средства федерального бюджета - всего | 20 | 20,655 | 21,5 | 87 | 90 | 281,967 |
(в ред. Постановления Правительства от 19.11.2008 N 857) | ||||||
из них проектно-изыскательские работы | 20 | - | - | - | - | - |
(в ред. Постановления Правительства от 19.11.2008 N 857) | ||||||
внебюджетные средства | 3 | 4 | 4 | 10 | 8 | 21,3 |
(в ред. Постановления Правительства от 19.11.2008 N 857) | ||||||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский энергетический институт (технический университет)", г. Москва (реконструкция учебно-экспериментальной электростанции, создание опытно-технологических установок "Теплоцентраль" Московского энергетического института) | ||||||
(в ред. Постановления Правительства от 19.11.2008 N 857) | ||||||
средства федерального бюджета - всего | 17,345 | 17,5 | 21,5 | 82 | 140,9 | - |
(в ред. Постановления Правительства от 19.11.2008 N 857) | ||||||
из них проектно-изыскательские работы | 17,345 | 17,5 | - | - | - | - |
(в ред. Постановления Правительства от 19.11.2008 N 857) | ||||||
внебюджетные средства | 3 | 3 | 4 | 7,5 | 15 | - |
(в ред. Постановления Правительства от 19.11.2008 N 857) | ||||||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северо-Кавказский государственный технический университет", г. Ставрополь (научно-лабораторный корпус) | ||||||
средства федерального бюджета - всего | 17,157 | 17 | 17,5 | 82 | 94,057 | - |
из них проектно-изыскательские работы | 8 | - | - | - | - | - |
внебюджетные средства | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 7,5 | 8,3 | - |
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П.Королева", г. Самара (научный корпус) | ||||||
средства федерального бюджета - всего | 16 | 15,497 | 15,954 | 25 | 50 | 97,514 |
из них проектно-изыскательские работы | 8 | - | - | - | - | - |
внебюджетные средства | 2 | 3 | 3 | 4 | 6 | 8,3 |
Всего | 104,799 | 107,652 | 116,265 | 408,045 | 554,396 | 1052,34 |
в том числе: | ||||||
средства федерального бюджета | 90,799 | 91,652 | 99,265 | 369,045 | 502,096 | 977,74 |
внебюджетные средства | 14 | 16 | 17 | 39 | 52 | 74,6 |
Роснаука | ||||||
Федеральное государственное учреждение "Российский научный центр "Курчатовский институт", г. Москва (комплекс объектов термоядерного синтеза и ядерной энергетики) | ||||||
средства федерального бюджета | 66,238 | 71 | 109,804 | 133,096 | 377,077 | 262,26 |
Филиал федерального государственного унитарного предприятия "Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский физико-химический институт имени Л.Я.Карпова", г. Обнинск, Калужская область (реконструкция ядерного реактора ВВР-Ц) | ||||||
средства федерального бюджета | 45,316 | 55,708 | 82,442 | 236,904 | - | - |
Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научно-исследовательский институт операционных систем", г. Москва (техническое перевооружение и реконструкция здания, в том числе проектно-изыскательские работы) | ||||||
средства федерального бюджета | 6,702 | - | - | - | - | - |
Государственный научный центр "Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики", г. Санкт-Петербург (стендовая база робототехники для экстремальных условий и технической кибернетики, корпус N 15) | ||||||
средства федерального бюджета | 8,712 | 21,323 | 40 | 84,348 | 91,686 | - |
Всего | 126,968 | 148,031 | 232,246 | 454,348 | 468,763 | 262,26 |
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова | ||||||
Центр экономических технологий, 3-й гуманитарный корпус экономического факультета, г. Москва, Ленинские горы | ||||||
средства федерального бюджета | 300 | 390,077 | 350,987 | - | - | - |
Роспотребнадзор | ||||||
Государственное унитарное предприятие "Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии "Вектор" (научно-информационная компьютерная сеть), пос. Кольцово, Новосибирская область | ||||||
средства федерального бюджета | 34 | 37,24 | 50,88 | 39,716 | - | - |
Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" | ||||||
(в ред. Постановления Правительства от 27.01.2009 N 62) | ||||||
Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научный центр Российской Федерации - институт физики высоких энергий", г. Протвино, Московская область (ускорительно-накопительный комплекс протонов, пусковой комплекс) | ||||||
средства федерального бюджета | 30 | 30 | 79,592 | 52,891 | 65,445 | - |
Минпромторг России | ||||||
(в ред. Постановления Правительства от 27.01.2009 N 62) | ||||||
Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт", г. Москва | ||||||
средства федерального бюджета (реконструкция и техническое перевооружение опытно-экспериментального производства) | 3,5 | 6,5 | 5,5 | 20,276 | - | - |
средства федерального бюджета (реконструкция административно-лабораторного корпуса, 1-я очередь - корпуса "А" и "В") | 14,733 | 16,5 | 21,53 | 23,724 | 43,696 | - |
Всего | 614 | 736 | 857 | 999 | 1132,3 | 1314,6 |
в том числе: | ||||||
средства федерального бюджета | 600 | 720 | 840 | 960 | 1080 | 1240 |
внебюджетные средства | 14 | 16 | 17 | 39 | 52,3 | 74,6 |
ПРИЛОЖЕНИЕ N 5
к федеральной целевой программе
"Исследования и разработки по приоритетным
направлениям развития научно-технологического
комплекса России на 2007-2012 годы"
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 6
к федеральной целевой программе
"Исследования и разработки по приоритетным
направлениям развития научно-технологического
комплекса России на 2007-2012 годы"
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 7
к федеральной целевой программе
"Исследования и разработки по приоритетным
направлениям развития научно-технологического
комплекса России на 2007-2012 годы"
ПРИЛОЖЕНИЕ N 8
к федеральной целевой программе
"Исследования и разработки по приоритетным
направлениям развития научно-технологического
комплекса России на 2007-2012 годы"
ПРИЛОЖЕНИЕ N 9
к федеральной целевой программе
"Исследования и разработки по приоритетным
направлениям развития научно-технологического
комплекса России на 2007-2012 годы"