ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 25.12.2007 N 946-О-О "О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 2 СТАТЬИ 22 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНИНА ЛЯЩЕНКО ВЛАДИМИРА ДМИТРИЕВИЧА"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего - судьи Ю.Д. Рудкина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, А.Л. Сливы, В.Г. Стрекозова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева, заслушав в заседании палаты сообщение судьи-докладчика С.П. Маврина,
1. Гражданин В.Д. Лященко на свое обращение в государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области получил разъяснение, что действующее законодательство не предусматривает возможности выдачи учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета денежных средств, уплаченных страхователями в период с 2002 года по 2004 год в качестве страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, которые направлялись на формирование накопительной части трудовой пенсии, а также не предоставляет работодателям права дальнейшего пополнения этой части лицевого счета, в том числе в добровольном порядке.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.Д. Лященко оспаривает конституционность пункта 2 статьи 22 Федерального закона " Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2004 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон " Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации".
По мнению заявителя, в результате нового правового регулирования, предусмотревшего для мужчин 1953 - 1966 годов рождения и женщин 1957 - 1966 годов рождения направление всей суммы страхового взноса, уплачиваемого в их пользу в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, на формирование страховой части трудовой пенсии, он лишился ранее гарантированной государством возможности участия в накопительной системе пенсионного страхования, позволявшей увеличивать размер трудовой пенсии посредством пенсионных накоплений, что поставило его в неравное положение с гражданами 1967 года рождения и моложе, для которых такая возможность была сохранена, привело к отмене уже приобретенных им в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, нарушило конституционный принцип равенства и вступило в противоречие с предписаниями статьи 19 Конституции Российской Федерации.
Жалоба В.Д. Лященко была принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению 1 марта 2007 года, когда в производстве Конституционного Суда Российской Федерации уже находилось дело о проверке конституционности пункта 3 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон " Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации".
В Постановлении от 25 декабря 2007 года N 14-П, принятом по данному делу, Конституционный Суд Российской Федерации признал нормативные положения пункта 3 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон " Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" не противоречащими статьям 7 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку в системе действующего правового регулирования они не препятствуют реализации застрахованными лицами из числа мужчин 1953 - 1966 годов рождения и женщин 1957 - 1966 годов рождения их пенсионных прав, возникающих на основе обязательного пенсионного страхования, включая право направления учтенных в настоящее время на накопительной части их индивидуальных лицевых счетов денежных средств в негосударственные пенсионные фонды, а также право получения этих средств и дохода от их инвестирования в будущем в случае назначения трудовой пенсии по старости.
2. По смыслу Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", предназначение Конституционного Суда Российской Федерации как судебного органа конституционного контроля в рамках предоставленных ему полномочий по рассмотрению жалоб граждан на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, предполагает необходимость конституционного судопроизводства лишь в тех случаях, когда без проверки конституционности закона, оспариваемого в жалобе, нарушенные права и свободы заявителя не могут быть восстановлены. Если же права и свободы заявителя не нарушаются, что признано ранее вынесенным Конституционным Судом Российской Федерации решением, поставленный в жалобе вопрос не требует разрешения в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.
Поскольку вопрос о конституционности пункта 2 статьи 22 Федерального закона " Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2004 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон " Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации", поставленный в жалобе В.Д. Лященко, фактически разрешен Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 25 декабря 2007 года N 14-П, производство по его жалобе подлежит прекращению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 части первой и частью второй статьи 43, частями первой и третьей статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Производство по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 22 Федерального закона " Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина В.Д. Лященко прекратить.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председательствующий -
судья Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.Д.РУДКИН