РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 30.10.2007 N 8439/07



Резолютивная часть решения оглашена 24 октября 2007 г.

Решение в полном объеме изготовлено 30 октября 2007 г.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе

председательствующего судьи Осиповой Н.В.,
судей Моисеевой Е.М.,
Сейнароева Б.М.,
при ведении протокола помощником судьи Лавриковой Е.В.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ГОУ " Областная станция " Мочищенская" по борьбе с болезнями животных", д.п. Мочище Новосибирского района Новосибирской области, к Правительству Российской Федерации о признании частично недействительным распоряжения от 29.04.2007 N 542-р.

В судебном заседании приняли участие:

от заявителя - Агапов М.С. (на основании доверенности от 01.10.2007, без номера);

от Правительства РФ - Григорьянц К.А. - представитель (на основании поручения от 13.07.2007 N ДМ-П13-3443 и доверенности от 30.08.2007 N 13180-ГГ/Д02);

от Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом - Григорьянц К.А. - представитель (на основании доверенности от 30.08.2007 N 13180-ГГ/Д02).

от Министерства сельского хозяйства РФ - Гупалова И.Н. - представитель (на основании доверенности от 09.01.2007 N 14-8/6);

от Администрации Новосибирской области - не явился; письмо от 22.10.2007 о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации);

от Департамента имущества и земельных отношений Администрации Новосибирской области - Шаламова В.А. (на основании доверенности от 03.10.2007 N 5606);

от Департамента агропромышленного комплекса Администрации Новосибирской области - Ряснянский М.А. на основании доверенности от 16.08.2007 N 3);

от управления ветеринарии Новосибирской области - Рожков О.А. (на основании доверенности от 01.10.2007 б/н).

От Территориального управления ФАУФИ по Новосибирской области представитель в судебное заседание не явился, извещено надлежащим образом (телеграфное извещение от 10.10.2007).

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд

областное государственное учреждение " Областная станция " Мочищенская" по борьбе с болезнями животных" (далее - ветстанция " Мочищенская") обратилось в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением к Правительству Российской Федерации о признании недействительным распоряжения от 29.04.2007 N 542-р о внесении изменений в раздел II прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2007 - 2009 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 1184-р, в части включения в перечень ФГУП, планируемых к приватизации в 2007 году, Областной станции " Мочищенская" по борьбе с болезнями животных (пункт 2.120).

В качестве третьих лица без самостоятельных требований на предмет спора к участию в деле привлечены: Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (далее - ФАУФИ); Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Новосибирской области (далее - ТУ ФАУФИ по Новосибирской области); Министерство сельского хозяйства РФ (далее - Минсельхоз); Администрация Новосибирской области; Департамент имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области; Департамент агропромышленного комплекса администрации Новосибирской области; Управление ветеринарии по Новосибирской области.

В обоснование требования заявитель указал на то, что названное распоряжение Правительства РФ (N 542-р) в оспариваемой части принято с нарушением норм пункта 2.1.9 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, и Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии".

Третьи лица на стороне заявителя - Администрация Новосибирской области, Департамент имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области, Департамент агропромышленного комплекса администрации Новосибирской области, Управление ветеринарии по Новосибирской области в отзывах, представленных к моменту судебного разбирательства по существу, поддержали доводы заявителя.

Правительство РФ возражает против удовлетворения заявленного требования, указывая на то, что оспариваемое распоряжение не нарушает права заявителя, поскольку приватизация ветстанции " Мочищенская" предполагается путем преобразования в открытое акционерное общество с сохранением характера ее деятельности. Включение ветстанции в прогнозный план приватизации произведено в соответствии с полномочиями Правительства РФ и с соблюдением норм законодательства о приватизации.

Третьи лица на стороне заинтересованного лица - ФАУФИ и ТУ ФАУФИ по Новосибирской области поддержали доводы Правительства РФ.

Третье лица - Министерство сельского хозяйства РФ в отзыве указало на то, что федеральное государственное предприятие " Областная станция " Мочищенская" по борьбе с болезнями животных" Минсельхозом России не учреждалось, в состав подведомственных министерству организаций не входит, поэтому решение по существу заявленных требований Минсельхоз России оставляет на усмотрение арбитражного суда.

В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы, изложенные в заявлении и отзывах на него.

Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд полагает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 3 Закона РФ "О ветеринарии" полномочия по организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению отнесены к ведению субъектов Российской Федерации.

Заявитель и третьи лица на стороне заявителя указали, что " Областная станция " Мочищенская" по борьбе с болезнями животных" является организацией государственной ветеринарной службы Новосибирской области и обеспечивает в соответствии с Законом РФ "О ветеринарии" и Законом Новосибирской области " Об обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия" реализацию государственных полномочий по предупреждению и ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории области.

Согласно представленным суду документам о создании в 1971 году Новосибирской областной станции по борьбе с болезнями животных и ее последующих преобразованиях и переименованиях, а также учредительным документам заявителя (приказы, уставы, свидетельства о регистрации юридического лица, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц - том 1 л.д. 30 - 60), ветстанция является организацией государственной ветеринарной службы Новосибирской области.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Устава Ветстанция " Мочищенская" создана в целях осуществления диагностики, профилактики и лечения болезней животных и обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в Новосибирской области; наделена полномочиями: по организации и проведению карантинных действий; ветеринарному обслуживанию животноводства; организации и контролю за работой районных подразделений государственной ветеринарной службы, торговых и перерабатывающих предприятий; обеспечению государственной ветеринарной службы и сельскохозяйственных производителей лекарственными препаратами, вакцинами, инвентарем.

Согласно пункту 1.4 Устава ветстанция " Мочищенская" находится в ведомственном подчинении Управления ветеринарии Новосибирской области, которое осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью станции.

Договором от 03.11.2004 N 11-ДНП ветстанции " Мочищенская" переданы в безвозмездное бессрочное пользование здания и сооружения, являющиеся государственной собственностью, для размещения ветеринарных лабораторий и станций по борьбе с болезнями животных.

Оборудование и другое имущество в соответствии с пунктом 3.1 Устава закреплено за ветстанцией " Мочищенская" на праве оперативного управления.

Представители заявителя, Администрации Новосибирской области, Департамента агропромышленного комплекса Новосибирской области, Управления ветеринарии Новосибирской области пояснили суду, что иных организаций, осуществляющих функции государственной ветеринарной службы, в данном регионе не имеется.

Доводы представителя Правительства о том, что ранее ветстанция существовала в статусе федерального государственного унитарного предприятия и преобразована в областное государственное учреждение с нарушением действующего законодательства, судом не рассматриваются, поскольку требований о признании недействительными учредительных или регистрационных документов ветстанции " Мочищенская", а также спора о принадлежности и уровне собственности государственного имущества, закрепленного за ветстанцией, суду не заявлено. Данные вопросы не входят в предмет судебного разбирательства при рассмотрении требования о признании недействительным ненормативного акта Правительства Российской Федерации о приватизации ветстанции.

В оспариваемом распоряжении Правительства РФ в перечне федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2007 году, под номером 2.120 указана " Областная станция " Мочищенская" по борьбе с болезнями животных, дер. Мочище Новосибирской области".

Территориальное управление Росимущества по Новосибирской области направило в адрес ветстанции " Мочищенская" сообщение от 23.05.2007 N СА-4910/06 о включении ее в перечень предприятий, подлежащих приватизации в 2007 году, с предложением провести подготовительные мероприятия.

В судебном заседании стороны и третьи лица подтвердили, что в оспариваемом ненормативном акте в качестве объекта приватизации указана именно ветстанция " Мочищенская" в той организационно-правовой форме, в которой она существует в настоящее время.

В связи с этим суд пришел к выводу, что оспариваемый ненормативный акт вынесен в отношении заявителя по данному делу и затрагивает его права, в связи с чем ОГУ " Областная станция " Мочищенская" по борьбе с болезнями животных" является надлежащим заявителем (истцом) по заявленному требованию.

В соответствии с пунктом 2.1.9 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, запрещена приватизация предприятий, организаций и объектов научно-технической сферы государственной санитарной эпидемиологической службы Российской Федерации, ветеринарной службы, службы защиты растений, охраны и воспроизводства ресурсов охотничьих животных, а также питомников лабораторных животных.

Осуществление станцией " Мочищенская" на территории Новосибирской области функций государственной ветеринарной службы подтверждено доказательствами, представленными заявителем, и заинтересованным лицом не опровергнуто. Приватизация ветстанции приведет к невозможности исполнения ею возложенных на нее функций государственной ветеринарной службы на территории области.

Кроме того, заинтересованным лицом не представлены доказательства согласования плана приватизации с ветстанцией " Мочищенская" или с органом федерального управления, в чьем ведомственном подчинении она находится, в порядке, предусмотренном Правилами разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.12.2005 N 806.

Включение ветстанции " Мочищенская" в прогнозный план приватизации без согласования со станцией и федеральным органом управления в порядке, установленном названными Правилами, нарушает ее имущественные права и законные интересы и противоречит названным нормативным актам.

Довод представителя Правительства РФ о том, что ветстанция, как федеральное государственное унитарное предприятие, находится в прямом подчинении Правительства, документально не подтвержден.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании этого акта недействительным.

В связи с изложенным и руководствуясь статьями 167 - 170, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

признать недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 542-р о внесении изменений в раздел II прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2007 - 2009 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 1184-р, в части включения в перечень ФГУП, планируемых к приватизации в 2007 году, областного государственного учреждения " Областная станция " Мочищенская" по борьбе с болезнями животных" (пункт 2.120), как несоответствующее Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Отменить обеспечительные меры, принятые определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.07.2007 в виде приостановления действия распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 542-р о внесении изменений в раздел II прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2007 - 2009 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 1184-р, в части включения в перечень ФГУП, планируемых к приватизации в 2007 году, областного государственного учреждения " Областная станция " Мочищенская" по борьбе с болезнями животных" (пункт 2.120), как несоответствующее Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Председательствующий судья
Н.В.ОСИПОВА
Судья
Е.М.МОИСЕЕВА
Судья
Б.М.СЕЙНАРОЕВ

\r\n