РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 14.11.2007 N 11016/07
Резолютивная часть решения оглашена 12 ноября 2007 года.
В полном объеме решение изготовлено 14 ноября 2007 года.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи | Моисеевой Е.М. и |
судей | Козловой А.С., |
Куликовой В.Б. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никишиной Ю.В. рассмотрел в судебном заседании дело N 11016/07 по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "78 Центральная инженерная база" Министерства обороны Российской Федерации, г. Сызрань (далее - предприятие) к Правительству Российской Федерации о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 1184-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2007 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2007 - 2009 годы в части пункта 17.23 о включении 78 Центральной инженерной базы Минобороны России, г. Сызрань в Перечень федеральных государственных, унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2007 году, к разделу II плана (программы) приватизации на 2007 год.
В судебном заседании приняли участие:
от ФГУП "78 Центральной инженерной базы" Минобороны России - Атаев М.А. по доверенности от 17.08.2007 N Ю-117, Волков С.В. по доверенности N АА 0916722 от 01.12.2004,
от Правительства Российской Федерации Зеликс А.А. по доверенности от 30.08.2007 N 13178-ГГ/Д02.
Суд
Федеральное государственное унитарное предприятие "78 Центральная инженерная база" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 1184-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2007 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2007 - 2009 годы в части пункта 17.23 о включении ФГУП "78 Центральная инженерная база" Минобороны России, г. Сызрань в Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2007 году, являющийся приложением к разделу II плана (программы) приватизации на 2007 год.
В обоснование заявленного требования о признании частично недействительным названного ненормативного правового акта заявитель указал на то, что данный ненормативный акт в оспариваемой части принят в нарушение пункта 3 статьи 3, статьи 8 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", пункта 2.1.17 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ " Об обороне", подпункта 71 пункта 7 Положения "О Министерстве обороны Российской Федерации", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, пункта 3 статьи 4 Федерального закона "О государственном материальном резерве". Заявитель считает, что предприятие является предприятием Минобороны России и выполняет государственные оборонные заказы, имеет мобилизационные мощности и относится исключительно к федеральной собственности, в связи с чем не подлежит приватизации. Включение предприятия в план (программу) приватизации федеральных государственных унитарных предприятий на 2007 год произведено без предварительного согласования этого вопроса в установленном порядке с Министерством обороны Российской Федерации, наделенным правомочиями собственника федерального имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, и с самим предприятием, обладающим правом хозяйственного ведения в отношении закрепленного за ним имущественного комплекса, которые не давали предложений о приватизации этого предприятия.
Заявитель просит восстановить срок на оспаривание названного ненормативного акта в указанной части, ссылаясь на то, что в установленном порядке вопрос о включении предприятия в план (программу) приватизации на 2007 год с Министерством обороны Российской Федерации и с предприятием не согласовывался.
Из письма Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, полученного предприятием 08.11.2006, ему стало известно о том, что предприятие включено в план (программу) приватизации на 2007 год.
Однако Министерство обороны Российской Федерации и предприятия предпринимали меры к исключению предприятия из плана (программы) приватизации на 2007 год, направляя в Правительство Российской Федерации и Президенту Российской Федерации соответствующие предложения, вопрос в досудебном порядке решен не был.
Представитель Правительства Российской Федерации в судебном заседании и в отзыве по делу требования не признал, ходатайство о восстановлении срока просил отклонить ввиду отсутствия уважительных причин пропуска срока.
Возражая против заявленного требования, Правительство Российской Федерации указало на то, что предприятие правомерно включено в Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2007 году. Данное распоряжение Правительства Российской Федерации в оспариваемой части принято в пределах его компетенции и не нарушает имущественные права и законные интересы заявителя. Представители Правительства Российской Федерации также считали, что Правительство России вправе было включить предприятие в план (программу) приватизации на 2007 год и при этом согласие Министерства обороны Российской Федерации на включение предприятия в прогнозный план (программу) приватизации на 2007 год было получено, о чем свидетельствует список об исключении предприятий Минобороны из распоряжения. Правительство полагало, что прогнозный план (программа) приватизации на 2007 год разработан с соблюдением положений, содержащихся в Правилах разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. В процессе приватизации упомянутого предприятия планируется создание открытого акционерного общества, которое сохраняется в составе Вооруженных Сил России и будет выполнять оборонные заказы для Министерства обороны России.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по делу доказательства, суд установил, что ходатайство ФГУП "78 Центральная инженерная база" Министерства обороны Российской Федерации о восстановлении срока подачи заявления об оспаривании названного ненормативного акта в указанной заявителем части и поданное им заявление о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 1184-р в части пункта 17.23 Перечня федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2007 году, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе восстановить срок подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта, если срок пропущен по уважительной причине.
Приведенные заявителем обстоятельства признаны судом в качестве уважительных причин пропуска срока подачи в суд упомянутого заявления, в связи с чем суд определил: восстановить срок подачи заявления о признании недействительным ненормативного правового акта - распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 1184-р в указанной заявителем части.
Судом установлено, что на основании пункта 1.4 Устава Федерального государственного унитарного предприятия "78 Центральная инженерная база", утвержденного приказом Главнокомандующего сухопутными войсками - заместителя Министра обороны Российской Федерации от 20.02.2004 N 28, названное предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации, функции учредителя и собственника имущества этого предприятия осуществляют Министерство имущественных отношений Российской Федерации (ныне - Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом) и Министерство обороны Российской Федерации, а руководство предприятием возложено на Управление начальника инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Предприятие осуществляет деятельность, определенную Уставом, в целях выполнения государственного оборонного заказа, производства продукции, выполнения работ и услуг для нужд Министерства обороны Российской Федерации (пункт 2.1 Устава).
Из пунктов 3.1, 3.2 Устава усматривается, что имущество предприятия является неделимым, находится в федеральной собственности, и предприятие обладает правом хозяйственного ведения на переданное ему имущество.
В пункте 2.1 раздела 2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, установлен перечень объектов и предприятий, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена. Согласно пункту 2.1.17 данной Программы в редакции Указа Президента Российской Федерации от 19.11.2003 N 1365 объекты и предприятия Министерства обороны Российской Федерации не подлежат приватизации за исключением предприятий, названных в Указе Президента от 21.03.2007 N 394.
Кроме того из пунктов 1, 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 05.09.2005 N 1049,) следует, что Министерство обороны Российской Федерации ( Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, в структуру которого входят службы Минобороны России и им равные подразделения, центральные органы военного управления и иные подразделения, и оно осуществляет определенные полномочия, в том числе в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено направление федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации предложений о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий.
Согласно пункту 9 Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806, при подготовке проекта программы приватизации учитываются, в частности, предложения федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных унитарных предприятий, поступившие в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом не позднее 1 мая.
Правительством Российской Федерации не представлено суду доказательств, подтверждающих, что от ФГУП "78 Центральная инженерная база" Минобороны России и от Минобороны России поступали предложения о приватизации названного предприятия.
Не позднее 20 мая Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом направляет в федеральные органы исполнительной власти перечни подведомственных им федеральных государственных унитарных предприятий, осуществляющих деятельность в соответствующей сфере, подлежащих включению в проект программы для согласования в установленном порядке (пункт 10 Правил).
Не позднее 10 июня согласованные перечни представляются в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. При наличии разногласий по проекту программы Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом не позднее 20 июня проводит согласительные совещания (пункт 11 Правил).
Представленные суду протоколы совещаний от 14.06.2006 N 142 и от 07.07.2006 N 20-КА не свидетельствуют о рассмотрении на нем предложений или возражений Управления начальника инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации, тогда как на совещании 27.07.2006 (протокол N АЖ-П13-37пр) решено дополнительно рассмотреть вопрос о включении объектов федерального имущества, находящихся в сфере деятельности Минобороны России в прогнозный план с учетом рассмотрения данного вопроса в рамках Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации.
Ссылка представителя Правительства на то, что из протокола от 01.08.2006 N ПР-П4-7пр ВПК заседания указанной комиссии усматривается согласие Минобороны на включение предприятия в прогнозный план, не может быть принята во внимание, поскольку переписка Минобороны по этому вопросу свидетельствует об отсутствии такого согласия (письма от 10.11.2006 N 156/1/2/3372, от 27.04.2007 N 206/7187).
Согласно адресованным в Правительство России письму Минобороны России от 10.11.2006 N 156/1/2/3372 и приложенному к нему перечню федеральных государственных унитарных предприятий, предлагаемых к исключению из Перечня федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2007 год, 78 Центральная инженерная база была включена Министерством обороны России в перечень предприятий, предложенных к исключению из прогнозного плана (программы) приватизации на 2007 год.
Следовательно, при разработке и утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2007 год, включающего 78 Центральную инженерную базу Минобороны России в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2007 году, были нарушены требования Правил разработки такого плана и положения статьи 8 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В соответствии с частью 3 статьи 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого ненормативного правового акта возлагается на органы, которые приняли этот акт.
Правительство Российской Федерации в лице его уполномоченных органов не доказало соблюдение установленного законодательством порядка разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2007 год, утвержденного названным распоряжением, в части согласования с предприятием и Минобороны России вопроса о включении ФГУП "78 Центральная инженерная база" в Перечень предприятий, планируемых к приватизации в 2007 году, а также не доказало правомерность включения в прогнозный план (программу) приватизации на 2007 год этого предприятия.
С учетом изложенного, следует признать, что распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 1184-р в оспариваемой части не соответствует действующему законодательству и в этой части нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, в связи с чем на основании статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленное предприятием требование о признании недействительным указанного ненормативного акта в оспоримой части подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
восстановить срок подачи заявления ФГУП "78 Центральная инженерная база" Минобороны РФ о признании недействительным ненормативного правового акта - распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 1184-р в указанной заявителем части.
Признать недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 1184-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2007 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2007 - 2009 годы в части пункта 17.23 о включении ФГУП "78 Центральная инженерная база Минобороны России, г. Сызрань в Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2007 году, к разделу II плана (программы) приватизации на 2007 год, как не соответствующее Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Председательствующий судья
Е.М.МОИСЕЕВА
Судья
А.С.КОЗЛОВА
Судья
В.Б.КУЛИКОВА