РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 28.03.2008 N 18128/07
Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2008 года.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи | Полубениной И.И., |
судей | Медведевой А.М., |
Осиповой Н.В. |
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению организации научного обслуживания " Опытно-производственное хозяйство " Белгородское" Государственного научного учреждения " Белгородский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" Российской академии сельскохозяйственных наук о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008 - 2010 годы, в части включения организации научного обслуживания " Опытно-производственное хозяйство " Белгородское" Государственного научного учреждения " Белгородский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук" в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.92).
С участием в деле: Российской академии сельскохозяйственных наук, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, Белгородского научно-исследовательского института сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителей: Амельченко Ю.И. - директор, Григорьева Н.В. - по доверенности;
от Правительства Российской Федерации - Григорьянц К.А. - по доверенности;
от Российской академии сельскохозяйственных наук: Айдиев Р.А. - по доверенности;
от Белгородского научно-исследовательского института сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук - Воронин А.Н. - по доверенности;
от Федерального агентства по управлению федеральным имуществом - Григорьянц К.А. - по доверенности.
Судом установлено:
организация научного обслуживания " Опытно-производственное хозяйство " Белгородское" Государственного научного учреждения Белгородский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук обратилась с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008 - 2010 годы, в части включения организации научного обслуживания " Опытно-производственное хозяйство " Белгородское" Государственного научного учреждения " Белгородский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук" в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.92).
В обоснование заявленных требований заявитель сослался на то, что указанное распоряжение в оспариваемой части принято в нарушение статей 5, 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", статьи 8 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", порядка разработки прогнозного плана (программы) приватизации и приведет к разрушению технологического единства научной и научно-технической деятельности хозяйства и Белгородского НИИ сельского хозяйства, прекращению права собственности Россельхозакадемии и прекращению права хозяйственного ведения хозяйства на имущество, используемое в его научно-производственной деятельности.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования.
Правительство Российской Федерации отзыва на заявление не представило, однако его представитель в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, поясняя, что оспариваемое распоряжение издано в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и законные интересы заявителя, так как в письме от 05.03.2007 N 01-29-10/32 Россельхозакадемия дала согласие на приватизацию ОНО "ОПХ " Белгородское". Согласно статье 114 Конституции Российской Федерации и статье 14 Федерального закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия по управлению федеральным имуществом, а также осуществляет регулирование экономических процессов. В соответствии со статьями 11, 12 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" Правительство Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную научно-техническую политику в целях обеспечения прогрессивных структурных преобразований в области материального производства. Статьей 7 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества.
Российская академия сельскохозяйственных наук и ГНУ " Белгородский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" поддерживают заявленные требования.
Федеральное агентство по управлению федеральным агентством в отзыве сообщило, что доводы заявителя являются несостоятельными, поэтому просит отказать хозяйству в удовлетворении его требований.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, суд признал, что заявление ОНО "ОПХ " Белгородское" подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из устава ОНО " Опытно-производственное хозяйство " Белгородское", утвержденного Россельхозакадемией и согласованного с ГНУ " Белгородский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" (п. 1.3) хозяйство осуществляет научное обслуживание выполнения научно-исследовательских работ в соответствии с тематическим планом ГНУ БелНИИСХ. С этой целью оно было создано. Согласно п. 1.4 устава в организационно-методическом отношении ОНО " Опытно-производственное хозяйство" находится в непосредственном подчинении ГНУ " Белгородский научно-исследовательский институт сельского хозяйства.
Основными видами деятельности хозяйства являются научное обслуживание выполнения научно-исследовательских работ, предусмотренных тематическими планами научно-исследовательского учреждения по специализации, предоставление всех необходимых услуг для проведения опытов; производственная проверка и освоение результатов научно-исследовательских работ; пропаганда и реклама достижений аграрной науки, техники и передового опыта путем научно-информационного распространения знаний; производство и реализация семян, разведение, выращивание, и реализация племенных животных и птицы, опытных образцов сельскохозяйственной техники, биологических препаратов различного назначения, различных видов продуктов питания; участие в подготовке и повышении квалификации ученых и производственных специалистов агропромышленного комплекса, обеспечение непрерывного роста урожайности всех сельскохозяйственных культур, продуктивности животных и птицы, увеличение производства сельскохозяйственной и промышленной продукции, снижение ее себестоимости, повышение рентабельности производства.
Согласно статьям 2 и 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющее в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, включающую, в том числе прикладные научные исследования, научно-техническую деятельность и экспериментальные разработки.
Анализ представленных по делу доказательств позволил суду прийти к выводу о том, что ОНО " Опытно-производственное хозяйство " Белгородское" является научной организацией и участвует в осуществлении научно-исследовательских работ ГНУ " Белгородский научно-исследовательский институт сельского хозяйства".
В силу пункта 6 статьи 5 указанного Закона при реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности.
На основании пункта 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации преобразование (изменение организационно-правовой формы) является одним из видов реорганизации.
Изучение материалов дела подтвердило обоснованность доводов Россельхозакадемии и заявителя о том, что приватизация Опытно-производственного хозяйства может привести к разрушению технологического единства научной и опытно-производственной деятельности.
По договору от 01.01.2005 N III.21.1, заключенному между Россельхозакадемией и ОНО " Опытно-производственное хозяйство " Белгородское" имущество хозяйства закреплено за ним на праве хозяйственного ведения.
Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008 год не содержит указания на способ приватизации включенных в него предприятий. Приватизация способами, определенными статьей 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" предполагает реорганизацию либо ликвидацию предприятия. Однако ни один из них не может быть реализован в отношении организаций, подведомственных Россельхозакадемии, без согласия самой академии (статья 8 Закона).
Надлежащих доказательств согласия Россельхозакадемии на приватизацию ОНО " Опытно-производственное хозяйство " Белгородское" не представлено.
В силу пункта 35 Устава Россельхозакадемии создание, реорганизация, ликвидация, переподчинение учреждений, предприятий и организаций академии, определение основных направлений их деятельности относится исключительно к компетенции Президиума Россельхозакадемии. Президиум Россельхозакадемии решения о приватизации ОНО " Опытно-производственное хозяйство " Белгородское" не принимал, о чем свидетельствуют материалы служебного расследования, произведенного Президиумом по факту представления в ФАУФИ списка организаций научного обслуживания и других опытно-производственных хозяйств и предприятий для включения в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008 год.
При таких обстоятельствах письмо Россельхозакадемии от 05.03.2007 N 01-29-10/32, на которое Правительство Российской Федерации ссылается в подтверждение надлежащего согласования приватизации хозяйства, таким доказательством служить не может.
Включение ОНО " Опытно-производственное хозяйство " Белгородское" в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2008 год без согласия Россельхозакадемии нарушает ее права и имущественные интересы, противоречит закону, требованиям Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806, в соответствии с которыми при подготовке программы приватизации учитываются предложения федеральных органов власти, полномочия которых Россельхозакадемия осуществляет в отношении переданного ей федерального имущества на основании статьи 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и Указа Президента Российской Федерации от 30.01.1992 N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук".
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
В связи с изложенным и руководствуясь статьями 167 - 170, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
признать недействительным пункт 2.92 распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р о включении организации научного обслуживания " Опытно-производственное хозяйство " Белгородское" Государственного научного учреждения Белгородский научно-исследовательский институт сельскохозяйственных наук в перечень федеральных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году, как не соответствующий Федеральным законам "О приватизации государственного и муниципального имущества" и "О науке и государственной научно-технической политике".
Председательствующий судья
И.И.ПОЛУБЕНИНА
Судья
А.М.МЕДВЕДЕВА
Судья
Н.В.ОСИПОВА