РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 01.09.2008 N 3377/08



Резолютивная часть решения оглашена 25 августа 2008 года,

В полном объеме решение изготовлено 1 сентября 2008 года

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Локтенко Н.И.,
судей Борисовой Е.Е. и
Дедова Д.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Субботиной Т.А.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению государственного унитарного предприятия ОПХ " Красная Звезда" государственного научного учреждения " Якутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" к Правительству Российской Федерации, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Россельхозакадемии, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, государственного научного учреждения " Якутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008 - 2010 годы в части включения опытно-производственного хозяйства " Красная Звезда" ЯНИИСХ Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук (пункт 2.74) в перечень федеральных государственных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году.

В судебном заседании присутствовали представители:

от заявителя - ГУП ОПХ " Красная Звезда" - адвокат Саввинов В.В. по доверенности от 18.02.2008 (удостоверение N 360, выданное 11.10.2005 Управлением ФРС по PC (Я);

от третьих лиц:

Россельхозакадемии - Черняев Р.Ю. по доверенности N 36-09/67 от 28.03.2008 (удостоверение N 450, выданное 27.03.2007 Российской академией сельскохозяйственных наук);

ГНУ ЯНИИСХ СО Россельхозакадемии - Саввинов В.В. по доверенности N 595 от 24.08.2007 (паспорт 98 02 459585, выдан 08.08.2002 УВД г. Якутска Республики Саха ( Якутия);

ФАУФИ - Гаян Е.М. по доверенности N ЮМ-03/16832 от 01.08.2008 (паспорт 45 09 380480, выдан 20.09.2007 ОВД района Северное Тушино).

От Правительства Российской Федерации, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания, представитель не явился. Отзыв представлен.

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд

государственное унитарное предприятие опытно-производственное хозяйство " Красная Звезда" государственного научного учреждения " Якутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" (далее - ОПХ " Красная Звезда", предприятие) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 года N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008 - 2010 годы в части включения ОПХ " Красная Звезда" в перечень федеральных государственных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.74).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Российская академия сельскохозяйственных наук (далее - Россельхозакадемия), государственное научное учреждение " Якутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" (далее - институт, ГНУ ЯНИИСХ) и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (далее - ФАУФИ).

В обоснование требований заявитель указал на то, что названное распоряжение в оспариваемой части принято в нарушение статей 5 и 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", статьи 8 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ, порядка разработки прогнозного плана (программы) приватизации ОПХ " Красная Звезда", которая в случае ее реализации приведет к разрушению технологического единства научной и опытно-экспериментальной деятельности опытно-производственного хозяйства и научно-исследовательского института, прекращению прав собственности Россельхозакадемии и хозяйственного ведения предприятия на закрепленное за ним имущество, используемое в научно-производственной деятельности.

В судебном заседании представители заявителя и Россельхозакадемии поддержали заявленные требования.

Представитель ФАУФИ в судебном заседании и Правительство Российской Федерации в письменном отзыве возражали против удовлетворения заявленных требований, сославшись на то, что при утверждении прогнозного плана приватизации федерального имущества на 2008 год Правительством Российской Федерации были соблюдены Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806. Внесение ОПХ " Красная Звезда" в перечень государственных унитарных предприятий, подлежащих приватизации в 2008 году, было произведено с соблюдением норм права, на нарушение которых ссылается заявитель в обоснование своих требований, согласовано с Россельхозакадемией, которая письмом от 05.03.2007 N 01-29-10/32 согласовала проект прогнозного плана приватизации федерального имущества на 2008 год и не отозвала в установленном порядке из плана приватизации при его последующей корректировке согласно распоряжению Правительства РФ от 30.01.2008 N 76-р ОПХ " Красная Звезда", включенное в перечень предприятий, подлежащих приватизации в 2008 году (пункт 2.74). Оспариваемое распоряжение не нарушает прав заявителя и Россельхозакадемии, поскольку приватизация ОПХ " Ючюгейское" предполагается путем преобразования его в открытое акционерное общество со стопроцентным участием Российской Федерации, которая осуществляет полный контроль над деятельностью предприятия и является гарантией сохранения характера его деятельности.

Представители Россельхозакадемии и института пояснили в судебном заседании, что ОПХ " Красная Звезда" является опытной базой института, предметом деятельности хозяйства является ведение племенной работы по коневодству и крупному рогатому скоту, выращивание сортовых зерновых и семян многолетних трав, находится в научно-методическом подчинении института и в соответствии с тематическим планом обеспечивает необходимые условия для первичной проверки и внедрения в производственных условиях результатов научных разработок, в связи с чем полностью отвечает понятию "научной организации", установленному ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996 N 127 ФЗ.

Согласно ч. 6 ст. 5 названного Федерального закона от 23.08.1996 при реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научно и (или) научно-технической деятельности, не допускается выделение из состава указанной научной организации опытного, опытно-экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.

С учетом указанных целей и задач деятельности ОПХ " Красная Звезда", многолетних связей предприятия и института, решающих единые задачи, приватизация предприятия разрушит эффективно действующую систему: наука - экспериментальная проверка - производство.

Представитель Россельхозакадемии, с учетом доводов Правительства РФ и ФАУФИ, пояснил, что в соответствии с пунктом 3 названного Указа Президента РФ от 30.01.1992 N 84 (с изменениями от 22.07.1998) вновь создаваемой Россельхозакадемии переданы в собственность основные фонды, научные приборы, предприятие и оборудование Россельхозакадемии и ее научных учреждений, а также находящееся на территории Российской Федерации, собственное и государственное имущество ВАСХНИЛ и ее научных учреждений. Названным Указом установлено, что вопросы распределения прав собственности внутри академии, а также выхода научных учреждений из ее состава решаются на основе Устава Россельхозакадемии и законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 67 Устава, реорганизация опытно-производственных, экспериментальных хозяйств и предприятий может производиться только с согласия Россельхозакадемии и в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", предусматривающим недопустимость выделения их из научно-исследовательских учреждений, приводящего к разрушению технологического единства научной и опытно-производственной деятельности.

На основании п. п. 35 и 36 Устава создание, реорганизация, ликвидация и переподчинение учреждений, предприятий, организаций Россельхозакадемии, определение основных направлений их деятельности, а также правомочия собственника в отношении имущества Россельхозакадемии относятся исключительно к компетенции Президиума Россельхозакадемии. Поскольку Президиум Россельхозакадемии не согласовывал проект приватизации в части ОПХ " Красная Звезда", письмо Президента Россельхозакадемии от 05.03.2007 N 01-29-10/32, не содержащее ссылки на соответствующее решение Президиума Россельхозакадемии, не подтверждает проведение согласования в установленном порядке.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с основными итогами деятельности института за 2007 год, календарными планами работы института на 2007 год и на 2008 год, социально-экономическим планом развития ОПХ " Красная Звезда" на 2008 - 2012 годы, отчетом о выполнении работ в 2008 году согласно графику, на ОПХ " Красная Звезда" возложены объемные задания, связанные с осуществлением научно-технической деятельности института, реализация уставных задач института и ОПХ " Красная Звезда".

По договору N 1Х.18.4 от 31.07.2000 между Россельхозакадемией и ОПХ " Красная Звезда" федеральное имущество закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения.

Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008 год не содержит указаний на способ приватизации включенных в него предприятий. Приватизация способами, определенными статьей 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предполагает реорганизацию либо ликвидацию государственного унитарного предприятия. Следовательно, в результате приватизации ОПХ " Красная Звезда" утрачивается гарантия сохранения единого научно-производственного комплекса, прекращаются права собственности Россельхозакадемии и хозяйственного ведения хозяйства на переданное ему имущество.

Статьей 8 названного Закона предусмотрено направление федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации предложений о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий.

В соответствии с частью 1 статья 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" отраслевые академии наук наделены правом создания, реорганизации и ликвидации входящих в их состав предприятий, учреждений, организаций.

Надлежащих доказательств согласования Россельхозакадемией приватизации ОПХ " Красная Звезда" не представлено.

В силу пункта 35 Устава Россельхозакадемии создание, реорганизация, ликвидация, переподчинение учреждений, предприятий, организаций академии, определение основных направлений их деятельности относится исключительно к компетенции Президиума Россельхозакадемии.

Президиум Россельхозакадемии решения о приватизации ОПХ " Красная Звезда" не принимал, о чем свидетельствуют материалы служебного расследования, проведенного Президиумом Россельхозакадемии по факту представления в ФАУФИ списка организаций научного обслуживания и других опытно-производственных хозяйств и предприятий для включения в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008 год. Доказательств обратного не представлено.

Письмо Россельхозакадемии от 05.03.2007 N 01-29-10/32, на которое ссылаются Правительство Российской Федерации и ФАУФИ в подтверждение надлежащего согласования приватизации предприятия, таким доказательством не является, поскольку не содержит ссылки на решение уполномоченного на это органа Россельхозакадемии.

Включение ОПХ " Красная Звезда" в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2008 года без согласия Россельхозакадемии нарушает имущественные права и законные интересы этих лиц, противоречит вышеуказанным нормам права, а также требованиям Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806, в соответствии с которыми при подготовке программы приватизации учитываются предложения федеральных органов власти, полномочия которых Россельхозакадемия осуществляет в отношении переданного ей федерального имущества на основании статьи 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и Указа Президента Российской Федерации от 30.01.1992 N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук".

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании этого акта недействительным.

В связи с изложенным и руководствуясь статьями 167 - 170, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

заявление ГУП ОПХ " Красная Звезда" удовлетворить.

Признать недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р об утверждении Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008 - 2010 годы в части включения государственного унитарного предприятия опытно-производственное хозяйство " Красная Звезда" государственного научного учреждения " Якутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" (пункт 2.74) в перечень федеральных государственных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году, как не соответствующее Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Председательствующий судья
Н.И.ЛОКТЕНКО

Судьи
Е.Е.БОРИСОВА
Д.И.ДЕДОВ

\r\n