РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 02.11.2007 N 12032/07
Резолютивная часть решения оглашена 1 ноября 2007 года,
в полном объеме решение изготовлено 2 ноября 2007 года
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи | Козловой А.С., |
судей | Осиповой Н.В. и |
Локтенко Н.И. | |
при ведении протокола помощником судьи | Королевой Ю.А., |
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению организации научного обслуживания " Опытно-производственное хозяйство " Родина" Государственного научного учреждения " Псковский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" Российской академии сельскохозяйственных наук к Правительству Российской Федерации, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, Российской академии сельскохозяйственных наук и Государственного научного учреждения " Псковский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" Российской академии сельскохозяйственных наук о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2007 г. N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008 - 2010 годы в части включения опытно-производственного хозяйства " Родина" Государственного научного учреждения " Псковский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" Российской академии сельскохозяйственных наук в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.131).
В судебном заседании присутствовали представители:
от заявителя: опытно-производственного хозяйства " Родина" Государственного научного учреждения " Псковский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" - Иванов Д.А., представитель по доверенности от 01.10.2007 N 197;
от заинтересованного лица: Правительства Российской Федерации Григорьянц К.А. по доверенности от 30.08.2007 N 13180-гг/Д02;
от заинтересованного лица: Российской академии сельскохозяйственных наук - Айдиев Р.А. по доверенности от 22.08.2007 N 36-09/798;
от третьего лица - Государственного научного учреждения " Псковский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" - Иванов Д.А. по доверенности от 01.10.2007 N 68;
от третьего лица: Федерального агентства по управлению федеральным имуществом - Григорьянц К.А. по доверенности от 10.07.2007 N ЛП-04/19535.
Суд
организация научного обслуживания " Опытно-производственное хозяйство " Родина" Государственного научного учреждения " Псковский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" Российской академии сельскохозяйственных наук (далее опытно-производственное хозяйство) обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным пункта 2.131 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2007 года N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008 - 2010 годы в части включения опытно-производственного хозяйства в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.131).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Российская академия сельскохозяйственных наук (далее Россельхозакадемия), Государственное научное учреждение " Псковский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" Российской академии сельскохозяйственных наук (далее научно-исследовательский институт) и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (далее ФАУФИ).
В обоснование требования заявитель указал на то, что при принятии названного распоряжения в оспариваемой части допущены нарушения статей 6 и 8 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", статьи 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ, и порядка разработки прогнозного плана (программы) приватизации. Приватизация опытно-производственного хозяйства ведет к разрушению технологического единства научной и опытно-экспериментальной деятельности станции и научно-исследовательского института, прекращению хозяйственного ведения опытно-производственного хозяйства на имущество, используемое в его научно-производственной деятельности, а также прав Россельхозакадемии на распоряжение этим имуществом.
Заявителем заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель опытно-производственного хозяйства указал еще и на то, что оно осуществляет производство сортовых семян высших репродукций и выращивание племенного молодняка сельскохозяйственных животных. Деятельность хозяйства связана с научно-исследовательской деятельностью научно-исследовательского института. Поэтому приватизация опытно-производственного хозяйства неблагоприятно отразится на селекционной науке и развитии животноводства региона.
Представитель Правительства Российской Федерации и ФАУФИ возражала против удовлетворения заявленных требований. В своих пояснениях она указала на то, что оспариваемое распоряжение принято Правительством Российской Федерации в пределах его компетенции, при утверждении прогнозного плана приватизации федерального имущества на 2008 год были соблюдены Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806. Включение опытно-селекционной станции в перечень государственных унитарных предприятий, подлежащих приватизации в 2008 году, было произведено с соблюдением требований действующего законодательства. Данный вопрос был согласован в надлежащем порядке с Россельхозакадемией, которая письмом от 05.03.2007 N 01-29-10/32 дала согласие на включение опытно-производственного хозяйства в прогнозный план приватизации на 2008 год. Оспариваемое распоряжение не нарушает прав заявителя, поскольку его приватизация предполагается путем преобразования его в открытое акционерное общество со стопроцентным участием в нем Российской Федерации, которая сохраняет полный контроль над деятельностью хозяйства и является гарантией сохранения характера его деятельности.
Представитель научно-исследовательского института поддержал требования заявителя, пояснив, что опытно-производственное хозяйство проводит обусловленные техническим заданием научно-исследовательские работы по селекции, семеноводству и выращиванию племенного молодняка сельскохозяйственных животных. Институт имеет возможность проводить научно-исследовательские работы и использовать их результаты для создания селекционного материала сельскохозяйственных культур и развитию животноводства.
Представитель Россельхозакадемии пояснил, что включение в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2008 год опытно-производственного хозяйства проведено без надлежащего согласия с Россельхозакадемией, поэтому она поддерживает требования заявителя.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд находит, заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с пунктами 2.1; 2.4; 2.6 устава организации научного обслуживания " Опытно-производственное хозяйство " Родина" Государственного научного учреждения " Псковский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" Российской академии сельскохозяйственных наук" опытно-производственное хозяйство создано для проведения научных исследований исследовательского института.
Находится в ведомственном подчинении Россельхозакадемии, а в организационно-методическом отношении подчиняется научно-исследовательскому институту. Основными задачами деятельности опытно-производственного хозяйства являются: производство сортовых семян высших репродукций, выращивание племенного молодняка сельскохозяйственных животных; обеспечение непрерывного роста урожайности всех сельскохозяйственных культур, продуктивности животных; применение прогрессивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур, содержания и кормления животных.
Имущество опытно-производственного хозяйства закреплено за ним на праве хозяйственного ведения.
Опытно-производственное хозяйство является единственной базой, на основе которой научно-исследовательский институт проводит научные опыты, использует их результаты для внедрения новых передовых технологий возделывания высококачественных сортов и гибридов растений, а также пород и гибридов животных.
Представленные в дело планы научно-исследовательских работ, контракт, технические задания свидетельствуют о том, что опытно-производственное хозяйство участвует в проведении названных работ. Оно относится к предприятиям научного обслуживания и совместно с научно-исследовательским институтом представляет единый научно-производственный комплекс.
Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" при реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из состава указанной организации опытного, опытно-экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.
Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008 год не содержит указания на способ приватизации, включенных в него предприятий. Приватизация способами, определенными статьей 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества" предполагает реорганизацию либо ликвидацию государственного унитарного предприятия. Следовательно, в результате приватизации опытно-производственного хозяйства могут быть не сохранены основные направления его деятельности единого научно-производственного комплекса. Утрачивается право хозяйственного ведения хозяйства на переданное ей имущество.
В части 2 статьи 8 названного Закона предусмотрено направление федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации предложений о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" отраслевые академии наук наделены правом создания, реорганизации и ликвидации, входящих в их состав предприятий, учреждений, организаций.
Доказательств надлежащего согласования с Россельхозакадемией на приватизацию опытно-производственного хозяйства не представлено.
В силу пункта 35 устава Россельхозакадемии создание, реорганизация, ликвидация, переподчинение учреждений, предприятий и организаций академии, определение основных направлений их деятельности относится исключительно к компетенции Президиума Россельхозакадемии. Данный орган решения о приватизации опытно-производственного хозяйства не принимал.
Письмо Россельхозакадемии от 05.03.2007 N 01-29-10/32, на которое ссылается Правительство Российской Федерации в подтверждение надлежащего согласования приватизации опытно-производственного хозяйства, таким доказательством не является, поскольку не содержит ссылки на решение уполномоченного на это органа Россельхозакадемии.
Включение опытно-производственного хозяйства в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2008 год без согласия Россельхозакадемии нарушает его имущественные права и законные интересы, противоречит вышеуказанной норме права, а также требованиям Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806, в соответствии с которыми при подготовке программы приватизации учитываются предложения федеральных органов власти, полномочия которых Россельхозакадемия осуществляет в отношении переданного ей федерального имущества на основании статьи 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и Указа Президента Российской Федерации от 30.01.1992 N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук".
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании этого акта недействительным.
В связи с изложенным и руководствуясь статьями 167 - 170, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ходатайство организации научного обслуживания " Опытно-производственное хозяйство " Родина" Государственного научного учреждения " Псковский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" Российской академии сельскохозяйственных наук о восстановлении пропущенного срока подачи заявления удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2007 г. N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008 - 2010 годы в части включения организации научного обслуживания " Опытно-производственное хозяйство " Родина" Государственного научного учреждения " Псковский научно-исследовательский институт" в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.131) как несоответствующее Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Председательствующий судья
А.С.КОЗЛОВА
Судья
Н.В.ОСИПОВА
Судья
Н.И.ЛОКТЕНКО