РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 08.11.2007 N 10079/07



Резолютивная часть решения оглашена 1 ноября 2007 г.

Решение в полном объеме изготовлено 8 ноября 2007 г.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Осиповой Н.В., судей Козловой А.С., Локтенко Н.И., при ведении протокола помощником судьи Лавриковой Е.В., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Государственного научного учреждения " Всероссийский научно-исследовательский институт молочной промышленности" РАСХН и Российской академии сельскохозяйственных наук о признании частично недействительным ненормативного акта.

В судебном заседании приняли участие представители:

от ГНУ ВНИИ молочной промышленности - Харитонов В.Д. - директор; Райдн Е.И.-С. - заместитель директора (на основании доверенности от 21.08.2007 N 1-34/405);

от Россельхозакадемии - Айдиев Р.А. - представитель (на основании доверенности от 22.08.2007 N 36-09/798); Иванов Д.А. - представитель (на основании доверенности от 22.08.2007 N 36-09/794);

от Правительства РФ - Григорьянц К.А. - представитель (на основании поручения от 21.08.2007 N ДМ-П13-4153 и доверенности от 30.08.2007 N 13180-ГГ/Д02);

от Федерального агентства по управлению федеральным имуществом - Григорьянц К.А. - представитель (на основании доверенности от 30.08.2007 N 13180-ГГ/Д02);

от Территориального управления ФАУФИ по г. Москве - Демина Е.С. - представитель (на основании доверенности от 13.06.2007 N 30-17/7060).

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд

Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт молочной промышленности РАСХН (далее - институт) и Российская академия сельскохозяйственных наук (далее - Россельхозакадемия) обратились в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением к Правительству Российской Федерации о признании недействительным распоряжения от 29.04.2007 N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008 - 2010 годы, в части включения в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году, производственно-экспериментального завода Россельхозакадемии.

В обоснование требования заявители указали на то, что названное распоряжение Правительства РФ (N 543-р) в оспариваемой части принято с нарушением норм статей 5 и 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", статьи 8 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", и порядка разработки прогнозного плана (программы) приватизации.

Кроме того, заявители ссылаются на то, что названное предприятие к моменту издания оспариваемого акта ликвидировано и исключено из реестра юридических лиц, а имущество завода закреплено за институтом на праве оперативного управления и является его опытно-экспериментальной базой. Поэтому приватизация опытно-экспериментального завода как имущественного комплекса приведет к разрушению технологического единства научной и опытно-производственной деятельности института, а также к прекращению имущественных прав института и академии на имущество, используемое в научно-производственной деятельности.

Правительство РФ возражает против удовлетворения заявленного требования, указывая на то, что оспариваемое распоряжение не нарушает права заявителей, поскольку приватизация указанного имущественного комплекса предполагается путем его преобразования в открытое акционерное общество с сохранением характера его деятельности. Включение его в прогнозный план приватизации произведено с соблюдением норм законодательства о приватизации и с согласия Россельхозакадемии, выраженного в письме РАСХН от 05.03.2007 N 01-29-10/32.

ФАУФИ и ТУ ФАУФИ поддержали доводы Правительства РФ.

В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы, изложенные в заявлениях и отзывах на них.

Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд полагает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.6, 2.2 устава институт входит в состав Российской академии сельскохозяйственных наук и находится в непосредственном организационно-методическом подчинении академии; является организацией, созданной с целью выполнения научно-исследовательских работ в сфере цельномолочной и молочно-консервной промышленности, разработки автоматизированных систем, средств автоматизации и приборов. Реорганизация и ликвидация института может быть произведена только по решению Россельхозакадемии или суда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 6.2 устава).

В состав института в качестве базы для проведения экспериментальных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ входит " Производственно-экспериментальный завод", который с 2003 года является структурным подразделением института. Институтом представлены в дело дополнительные документы, подтверждающие, что территориальное управление ФАУФИ было неоднократно информировано о реорганизации производственно-экспериментального завода путем присоединения к институту.

Имущество института, в том числе и имущественный комплекс структурного подразделения, закреплено за институтом на праве оперативного управления, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации от 02.06.2006 N 77 АГ 588011, N 77 АГ 588284, N 77 АГ 588283, от 09.02.2006 N 77 АГ 0177004 и приказом Россельхозакадемии от 08.04.2003 N 44.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон "О науке..."), Россельхозакадемия наделена правом на создание, реорганизацию, ликвидацию и переподчинение учреждений, организаций и предприятий Россельхозакадемии, а также правомочиями собственника в отношении закрепленного за подчиненными организациями государственного имущества. Пунктами 35, 46 устава Россельхозакадемии осуществление указанных полномочий отнесено к компетенции Президиума Россельхозакадемии.

Статьей 8 Федерального закона от 21.12.2001 N 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон "О приватизации...") предусмотрено направление федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации предложений о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий.

Между тем, материалами дела не подтверждается, что институт или Россельхозакадемия обращались в Правительство Российской Федерации или в ФАУФИ с предложениями о приватизации производственно-экспериментального завода.

Согласно пункту 35 устава Россельхозакадемии решение о создании, реорганизации, ликвидации учреждений, предприятий и организаций академии относится к исключительной компетенции Президиума Россельхозакадемии. Президиум Россельхозакадемии решения о приватизации производственно-экспериментального завода не принимал, о чем свидетельствуют материалы служебного расследования, проведенного Президиумом по факту направления в ФАУФИ списка научных организаций для включения в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008 год. Доказательств обратного суду не представлено.

Письмо Россельхозакадемии от 05.03.2007 N 01-29-10/32, на которое ссылается Правительство РФ в подтверждение правомерности издания оспариваемого акта, не содержит ссылки на соответствующее решение Президиума Россельхозакадемии, поэтому оно не может быть принято судом в качестве надлежащего доказательства согласования вопроса о приватизации названной организации.

Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона "О науке..." при реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из состава научной организации опытного, опытно-экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.

Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008 год не содержит указания на способ приватизации включенных в него предприятий. Приватизация способами, определенными статьей 13 Федерального закона "О приватизации...", предполагает реорганизацию либо ликвидацию государственного унитарного предприятия.

Следовательно, в результате приватизации производственно-экспериментального завода утрачивается гарантия сохранения одного из основных направлений деятельности Россельхозакадемии и подчиненных ей организаций, а также сохранения единства научно-производственного комплекса института в сфере молочного перерабатывающего производства.

Включение завода в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2008 год без согласия института и Россельхозакадемии нарушает их имущественные права и законные интересы, противоречит названным нормам права, а также требованиям Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2005 N 806.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании этого акта недействительным.

В связи с изложенным и руководствуясь статьями 167 - 170, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

признать недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008 - 2010 годы, в части включения в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году, производственно-экспериментального завода Россельхозакадемии (пункт 2.146) как не соответствующее Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Председательствующий судья
Н.В.ОСИПОВА
Судья
А.С.КОЗЛОВА
Судья
Н.И.ЛОКТЕНКО

\r\n