ПИСЬМО ГТК РФ от 31.12.2002 N 01-06/51874 "О РАСЧЕТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ УПЛАТЕ В ОТНОШЕНИИ НЕДОСТАВЛЕННЫХ ТОВАРОВ"
ПИСЬМО
Во исполнение пункта 2 распоряжения ГТК России от 31.12.2002 N 810-р "О реализации соглашения о сотрудничестве" в целях единообразного подхода к расчету налогов и сборов, подлежащих уплате в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации и не доставленных в таможенный орган назначения, ГТК России предлагает таможенным органам при расчете налогов и сборов, подлежащих уплате в отношении недоставленных товаров, руководствоваться следующим:
а) производить расчет таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с ввозом на таможенную территорию Российской Федерации, в отношении недоставленных товаров, как если бы товары были выпущены для свободного обращения;
б) производить начисление (расчет) подлежащих уплате таможенных платежей в отношении недоставленных товаров по состоянию на день истечения срока подачи таможенной декларации, а именно, на 15-й день после истечения срока доставки товаров в таможенный орган назначения, установленного таможенным органом, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации или пункт принятия уведомлений (ППУ);
в) использовать для определения страны происхождения, таможенной стоимости и классификации недоставленных товаров в соответствии с ТН ВЭД России информацию, содержащуюся в документах контроля доставки, транспортных документах, товаросопроводительных документах, а также копиях документов, представленных перевозчиком при подаче уведомления о пересечении государственной границы Российской Федерации в таможенный орган, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации или ППУ;
г) осуществлять последовательность действий при определении таможенной стоимости недоставленных товаров в соответствии с порядком, установленным согласно приложению к настоящему письму;
д) осуществлять в случае применения в отношении недоставленных товаров специфических ставок таможенных пошлин и / или акцизов при отсутствии достаточной информации расчет веса и количества недоставленного товара исходя из загрузки доставлявшего его транспортного средства (его части), а также данных о стандартных весах аналогичных товаров;
е) применять к недоставленному товару в случае его классификации в соответствии с ТН ВЭД России на уровне товарной позиции (только четырех знаков) тарифные ставки исходя из кода товара, по которому установлен наиболее низкий уровень налогообложения;
ж) применять в отношении недоставленных товаров ставки ввозных таможенных пошлин, установленные для товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев:
- применения ставок ввозных таможенных пошлин с учетом тарифных преференций, предоставляемых в отношении товаров, происходящих из государств-участников СНГ, Союзной Республики Югославии, развивающихся стран (в том числе наименее развитых стран) - пользователей схемой преференций Российской Федерации, в том случае, если перевозчиком документально подтверждено происхождение недоставленных товаров из вышеуказанных стран согласно порядку, определенному Правилами определения происхождения товаров, утвержденными Решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000, Правилами определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках общей системы преференций и в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославии от 28.08.2002;
- применения ставок ввозных таможенных пошлин, установленных для товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, увеличенных вдвое, в том случае, если таможенным органом назначения доказано, что страной происхождения товаров является страна, в отношении которой Российская Федерация не применяет режим наиболее благоприятствуемой нации;
з) производить, начиная со дня образования недоимки по уплате таможенных платежей (16-го дня после истечения установленного таможенным органом срока доставки товаров в таможенный орган назначения), начисление пени за несвоевременную уплату таможенных платежей в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком;
и) не включать в сумму таможенных платежей, подлежащих уплате в случае недоставки товара, таможенные сборы за таможенное оформление.
Соответствующий нормативный правовой акт ГТК России будет доведен дополнительно.
Первый заместитель
председателя Комитета
генерал-майор
таможенной службы
Л.А.ЛОЗБЕНКО
Приложение
к письму ГТК РФ
от 31.12.2002 N 01-06/51874
Определение таможенной стоимости недоставленных товаров осуществляется таможенными органами в общеустановленном порядке, в том случае, если имеется возможность получить сведения и документы, необходимые для определения таможенной стоимости от получателя или отправителя недоставленных товаров.
При отсутствии такой возможности таможенная стоимость недоставленных товаров определяется по резервному методу, установленному ст. 24 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (далее - Закон). Использование предыдущих методов, установленных Законом, не производится по следующим причинам:
- метод по цене сделки с ввозимыми товарами не применим, так как даже при наличии счета-фактуры (инвойса) отсутствуют иные документы, отражающие обстоятельства сделки, и невозможно убедиться в достоверности заявленных сведений;
- метод по цене сделки с идентичными товарами, метод по цене сделки с однородными товарами, метод вычитания стоимости и метод сложения стоимости не применимы, так как товар не доставлен, отсутствует получатель и, соответственно, невозможно получить все необходимые сведения для определения таможенной стоимости по этим методам.
При применении резервного метода таможенная стоимость недоставленных товаров определяется путем сопоставления информации о стоимости товаров, содержащейся в транспортных и товаросопроводительных документах, с ценовой информацией, имеющейся у таможенного органа.
При рассмотрении предлагаемых аналогов для сравнения стоимости товаров сначала подбираются идентичные товары, затем однородные товары, а при их отсутствии - товары того же класса или вида, т.е. товары, относящиеся к одной группе или ряду товаров, изготовленных отдельной отраслью или подотраслью (сектором) промышленности, и имеющие примерно одинаковую репутацию на рынке.
Если в результате сравнения устанавливается, что указанная в товаросопроводительных документах стоимость товара соответствует среднему уровню стоимости, сложившемуся в отношении выбранных аналогов для сравнения, то эта стоимость может быть принята в качестве основы для определения таможенной стоимости. При определении таможенной стоимости эта величина должна быть скорректирована с учетом расходов, предусмотренных пунктом 1 статьи 19 Закона.
Если в результате сравнения устанавливается, что указанная в товаросопроводительных документах стоимость товара не соответствует среднему уровню стоимости, сложившемуся в отношении выбранных аналогов для сравнения, то в качестве основы для определения таможенной стоимости принимается имеющаяся у таможенного органа ценовая информация о стоимости выбранных аналогов.