ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 23.03.71 N 58 (ред. от 21.12.93) "О ПРАКТИКЕ НАЗНАЧЕНИЯ СУДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР НАКАЗАНИЯ"
Пленум Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что в деятельности судов по назначению дополнительных мер наказания все еще имеются недостатки и ошибки.
Суды не во всех необходимых случаях применяют к осужденным предусмотренные законом дополнительные меры наказания, причем вследствие недооценки предупредительного значения дополнительного наказания нередко при постановлении приговоров даже не обсуждают вопрос о его применении.
Суды нередко нарушают требования ст. 29 УК РСФСР, предусматривающей возможность назначения в качестве дополнительного наказания лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью независимо от того, что эта мера наказания не указана в санкции закона, по которому квалифицируется совершенное преступление, и не применяют ее в случаях, когда по характеру совершенного виновным преступления по должности или при занятии определенной деятельностью сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является невозможным.
Приняв решение о применении дополнительного наказания, суды иногда допускают неточности в его формулировке, не указывают срок, на который оно назначено, в нарушение требований ст. 40 УК РСФСР назначают его не по каждой статье в отдельности, а по совокупности.
В целях устранения отмеченных недостатков и улучшения деятельности судов по назначению дополнительных мер наказания Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет:
1. Обратить внимание судов Российской Федерации на то, что дополнительные меры наказания, назначенные в строгом соответствии с требованиями закона, имеют важное значение в предупреждении совершения преступлений как самими осужденными, так и иными лицами. Исходя из этого судам при постановлении приговоров надлежит в каждом случае обсуждать вопрос о возможности применения наряду с основным наказанием соответствующей дополнительной меры наказания.
2. Обратить внимание судов на недопустимость формального подхода при решении вопроса о назначении дополнительных мер наказания. Обеспечить строгое соблюдение принципа индивидуализации наказания в отношении каждого осужденного с учетом общественной опасности совершенного им преступления, степени вины и всей совокупности смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.
В частности, при назначении дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами следует особенно продуманно подходить к решению этого вопроса в отношении лиц, для которых управление транспортом является профессией.
Обсуждая вопрос о применении конфискации имущества, суды обязаны учитывать в каждом конкретном случае не только тяжесть совершенного преступления и степень вины лица, но и данные о его личности, семейном положении, достоверные данные, свидетельствующие об отсутствии подлежащего конфискации имущества и исключающие возможность его обнаружения в дальнейшем.
3. Если закон, по которому квалифицируется совершенное преступление, предусматривает обязательное назначение дополнительного наказания, то неприменение этого дополнительного наказания может иметь место лишь при наличии условий, предусмотренных ст. 43 УК РСФСР, и должно быть мотивировано в приговоре со ссылкой на указанную статью.
4. Признав по характеру совершенных виновным преступлений по должности или при занятии определенной деятельностью невозможным сохранение за ним права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, суд вправе в соответствии со ст. 29 УК РСФСР применять к нему в качестве дополнительной меры наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью независимо от того, что указанная мера не предусмотрена санкцией закона, по которому осужден виновный, или указана в его санкции как одна из основных мер наказания.
Суд вправе применить к виновному ст. 29 УК РСФСР и лишить его права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и в том случае, когда лицо не занимало эту должность или не занималось определенной деятельностью постоянно, а выполняло соответствующие обязанности временно, по приказу или распоряжению.
5. Разъяснить судам, что при назначении дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортными средствами лицу, ранее лишенному этого права по приговору суда, следует применять принцип сложения наказаний, руководствуясь ч. ч. 1 и 2 ст. 41 УК РСФСР.
Наказание, назначенное в порядке административного взыскания за ранее совершенное лицом правонарушение, и дополнительное наказание в виде лишения права управлять транспортными средствами должны исполняться самостоятельно.
6. Указать судам на необходимость строгого соблюдения норм, определяющих порядок применения дополнительного наказания.
Недопустимо, в частности: назначение при условном осуждении, предусмотренном ст. 44 УК, дополнительного наказания в виде конфискации имущества; назначение лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью без указания срока, на который назначаются эти дополнительные меры наказания; произвольно, не в соответствии с требованиями закона, формулировать дополнительное наказание.
Лицу, признанному виновным в совершении нескольких преступлений, дополнительное наказание в силу ст. 40 УК должно назначаться отдельно за каждое преступление, а затем по их совокупности.
7. Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, Верховным Судам республик, краевым, областным и соответствующим им судам при рассмотрении дел в кассационном и надзорном порядке необходимо обращать внимание на обоснованность применения или неприменения нижестоящими судами дополнительных мер наказания и при установлении фактов невыполнения требования закона принимать меры к устранению допущенных нарушений.
\r\n