ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 11.10.93 N 1018 "О МЕРАХ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР "О МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАН В РСФСР" (Вместе с "ИНСТРУКЦИЕЙ О ПОРЯДКЕ ВЗИМАНИЯ И УЧЕТА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (ПЛАТЕЖЕЙ) НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ", "ПОЛОЖЕНИЕМ О СТРАХОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ")



Постановление

Во исполнение постановлений Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" и от 2 апреля 1993 г. "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга до 1 ноября 1993 г.:

назначить в установленном порядке исполнительных директоров территориальных фондов обязательного медицинского страхования, предоставить необходимые служебные помещения, финансовые средства и решить другие вопросы, связанные с организацией деятельности этих фондов;

утвердить на основе базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации территориальные программы обязательного медицинского страхования населения с учетом стоимости их реализации и обеспечивающий выполнение этих программ размер платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан.

2. Утвердить прилагаемые:

Инструкцию о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование;

Положение о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование граждан;

типовые договоры обязательного медицинского страхования работающих и неработающих граждан согласно приложениям N 1 и 2.

3. Федеральному фонду обязательного медицинского страхования:

по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации до 1 ноября 1993 г. утвердить порядок определения среднедушевых нормативов финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования граждан;

по согласованию с Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью до 1 ноября 1993 г. утвердить типовые правила обязательного медицинского страхования граждан и форму типового договора территориального фонда обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией;

совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации, профессиональными медицинскими ассоциациями, территориальными фондами обязательного медицинского страхования до 1 ноября 1993 г. разработать программы подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования и выполнения научно-исследовательских работ в этой области;

совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации до 15 ноября 1993 г. внести в Государственный комитет Российской Федерации по статистике предложения по совершенствованию учетно-отчетной документации в системе обязательного медицинского страхования;

представить в Совет Министров - Правительство Российской Федерации с проектом республиканского бюджета Российской Федерации на 1994 год предложения о порядке исчисления платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан, согласованные с Министерством финансов Российской Федерации.

4. Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью и Министерству здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации до 1 декабря 1993 г. утвердить порядок бухгалтерского учета и отчетности фондов обязательного медицинского страхования и медицинских учреждений, осуществляющих обязательное медицинское страхование.

5. Министерству здравоохранения Российской Федерации:

совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Министерством финансов Российской Федерации и заинтересованными министерствами и ведомствами разработать при подготовке проекта республиканского бюджета Российской Федерации на 1994 год и представить в Совет Министров - Правительство Российской Федерации предложения о порядке финансирования учреждений здравоохранения, не входящих в систему Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также учреждений здравоохранения федерального уровня, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации;

по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования до 1 декабря 1993 г. утвердить порядок взаиморасчетов органов управления здравоохранением и территориальных фондов обязательного медицинского страхования республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга за предоставленную медицинскую помощь в рамках обязательного медицинского страхования.

6. Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования до 1 ноября 1993 г. представить на утверждение в Совет Министров - Правительство Российской Федерации правила лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование.

7. Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами и ведомствами Российской Федерации обеспечить пересмотр и отмену ранее изданных ведомственных нормативных актов, противоречащих Закону Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" и настоящему постановлению.

8. Внести следующие изменения и дополнения в нормативные акты, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 1992 г. N 41 "О мерах по выполнению Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР":

а) в Страховом медицинском полисе обязательного страхования граждан абзац первый дополнить словами: " к договору"

б) в Инструкции по ведению страхового медицинского полиса: в

абзаце первом пункта 4 слова: "с момента срока окончания договора" заменить словами: "в случаях, предусмотренных Типовым договором обязательного медицинского страхования работающих граждан и Типовым договором обязательного медицинского страхования неработающих граждан"

абзац первый пункта 5 после слова "поданному" дополнить словами: "представителю страхователя или"

в пункте 7 исключить последнее предложение.

9. Считать утратившими силу утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 1992 г. N 41 "О мерах по выполнению Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР":

Положение о страховых медицинских организациях в отношении страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование;

Типовой договор обязательного медицинского страхования неработающих граждан;

Типовой договор обязательного медицинского страхования работающих граждан.

Председатель Совета Министров - Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

Утверждена
постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
от 11 октября 1993 г. N 1018

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ВЗИМАНИЯ И УЧЕТА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (ПЛАТЕЖЕЙ) НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ
1. Общие положения

1. Инструкция определяет порядок уплаты страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование (далее именуются - страховые взносы (платежи)) в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г.

Плательщиками страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования являются:

организации, учреждения, предприятия независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, в том числе предприятия с иностранными инвестициями;

иные хозяйствующие субъекты, к которым для целей настоящей Инструкции относятся: крестьянские (фермерские) хозяйства; родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; граждане, занимающиеся в установленном порядке частной практикой (деятельностью), - адвокаты, частные детективы, частные охранники, нотариусы; граждане, использующие труд наемных работников; лица творческих профессий, не объединенные в творческие союзы;

Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления краев, областей, автономных образований, местная администрация (далее именуются - органы исполнительной власти).

2. Тариф страховых взносов, уплачиваемых работодателями и иными плательщиками, определяется Верховным Советом Российской Федерации по представлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения производятся предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами.

Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных и других категорий) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

3. От уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления уставных целей этих организаций.

II. Регистрация плательщиков страховых взносов (платежей)

4. Плательщики страховых взносов (платежей) подлежат обязательной регистрации в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в течение 30 дней со дня создания территориального фонда.

Регистрации подлежат также обособленные подразделения предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов, имеющие отдельный (самостоятельный) баланс и счета в банках или иных кредитных учреждениях.

5. В случаях, когда плательщиками являются органы исполнительной власти, а также если расчеты по заработной плате работников районных (городских) учреждений, состоящих на бюджете, производятся исполкомами районных (городских) Советов народных депутатов (централизованные бухгалтерии), в качестве плательщиков, подлежащих регистрации в территориальных фондах, выступают эти органы исполнительной власти.

6. Вновь созданные или реорганизованные хозяйствующие субъекты обязаны в 30-дневный срок со дня их учреждения зарегистрироваться в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в качестве плательщиков страховых взносов. Банки открывают расчетные и иные счета при предъявлении предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами документа, подтверждающего регистрацию в качестве плательщика страховых взносов (платежей).

7. Для проведения регистрации плательщики страховых взносов (платежей) заполняют карту постановки на учет в территориальном фонде обязательного медицинского страхования по форме, утверждаемой Федеральным фондом обязательного медицинского страхования по согласованию с Государственной налоговой службой Российской Федерации.

Каждому плательщику страховых взносов (платежей) присваивается регистрационный номер и вручается письменное извещение о постановке на учет, размере и сроках уплаты страховых взносов (платежей) по форме, утверждаемой Федеральным фондом обязательного медицинского страхования по согласованию с Государственной налоговой службой Российской Федерации.

III. Порядок и сроки уплаты страховых взносов (платежей)

8. Страховые взносы начисляются предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами в установленных законодательством Российской Федерации размерах по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, в денежной и натуральной форме, в том числе по договорам подряда и поручения, из которой в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляются отчисления на государственное социальное страхование.

Страховые взносы начисляются на средства, предназначенные для оплаты труда, без вычета соответствующих налогов и независимо от источников финансирования в суммах, округленных в установленном порядке до рубля.

9. Страховые взносы не начисляются на следующие виды выплат:

компенсация за неиспользованный отпуск;

выходное пособие при увольнении;

компенсационные выплаты (суточные по командировкам и выплаты взамен суточных, выплаты в возмещение ущерба, причиненного трудящимся увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с их работой ) в пределах норм, установленных законодательством;

стоимость выданной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, мыла и других моющих средств, обезвреживающих средств, молока и лечебно-профилактического питания или возмещение работникам затрат на приобретенные ими спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты;

стоимость рациона бесплатного питания;

дотация на обеды, стоимость путевок на санаторно-курортное лечение и в дома отдыха, оплачиваемые за счет фонда социального развития (фонда потребления);

стоимость бесплатно предоставляемых квартир, коммунальных услуг, топлива, проездных билетов или возмещение их стоимости;

возмещение расходов по проезду, провозу имущества и найму помещения при переводе либо переезде на работу в другую местность;

поощрительные выплаты (включая премии) в связи с юбилейными датами, за долголетнюю трудовую деятельность, производимые за счет фонда оплаты труда;

денежные награды, присужденные за призовые места на соревнованиях, смотрах, конкурсах и других аналогичных мероприятиях;

стипендии, выплачиваемые учебными заведениями, а также предприятиями учащимся (аспирантам), направленным на обучение с отрывом от производства;

пособия, выплачиваемые за счет предприятия молодым специалистам за время отпуска после окончания высшего или среднего специального учебного заведения;

дивиденды, начисляемые на акции;

все виды пособий, выплачиваемых из средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

другие выплаты, носящие единовременный либо компенсационный характер.

10. Плательщики, кроме указанных в пунктах 11 и 12 настоящей Инструкции, уплачивают страховые взносы один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц.

11. Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории граждан законодательством Российской Федерации о подоходном налоге с физических лиц.

Граждане, относящиеся к иным хозяйствующим субъектам применительно к настоящей Инструкции, уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые установлены для них законодательством Российской Федерации о подоходном налоге с физических лиц.

12. Физические лица, нанимающие граждан по договорам, уплачивают страховые взносы ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработка этим гражданам.

13. Органы исполнительной власти, являющиеся плательщиками, осуществляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно, не позднее 25 числа, в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации.

14. Уплата начисленных страховых взносов (платежей) производится плательщиками перечислением соответствующих сумм со своих текущих или расчетных счетов отдельными платежными поручениями на счет Федерального или территориального фонда обязательного медицинского страхования по месту их регистрации в качестве плательщиков взносов (платежей).

Платежные поручения на перечисление страховых взносов плательщики представляют в банк одновременно с представлением документов на выдачу средств на оплату труда. Без представления указанных платежных поручений средства на оплату труда не выдаются.

15. Плательщики обязаны составлять платежные поручения на перечисление всей причитающейся суммы страховых взносов (платежей) независимо от наличия средств на текущем или расчетном счете. Платежные поручения на перечисление страховых взносов (платежей) исполняются банками в первоочередном порядке.

16. При реорганизации или ликвидации плательщиков страховых взносов (платежей) они обязаны заявить письменно в территориальный фонд обязательного медицинского страхования по месту регистрации о произошедших изменениях или о снятии с учета.

Ответственность за своевременное исполнение обязательств перед территориальным фондом обязательного медицинского страхования несут правопреемник или ликвидационные комиссии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

IV. Ответственность плательщиков и контроль за уплатой страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования

17. Плательщики и банки, их должностные лица несут ответственность за правильность исчисления, своевременность уплаты и перечисления страховых взносов (платежей) в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

18. Учет поступления взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют указанные фонды или налоговые органы по заключенному с ними соглашению на основе полученных выписок банков и их приложений.

Контроль за полнотой, правильностью и своевременностью внесения страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования осуществляется Федеральным, территориальными фондами обязательного медицинского страхования, органами Государственной налоговой службы Российской Федерации.

19. Излишне внесенные на счета соответствующих фондов суммы страховых взносов (платежей) засчитываются в счет очередных уплат в эти фонды или возвращаются плательщику органами, ведущими учет поступающих взносов, в 10-дневный срок со дня получения его письменного заявления.

20. По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов (платежей) невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов (платежей).

21. Пени начисляются за каждый день просрочки уплаты страховых взносов (платежей) в следующих размерах:

для работодателей и иных плательщиков - 1 процент суммы недоимки;

для органов исполнительной власти, являющихся плательщиками, - 0,1 процента суммы недоимки.

22. Начисление пеней производится начиная со следующего дня по истечении срока уплаты страховых взносов (платежей) и по день уплаты включительно.

23. Днем уплаты страховых взносов (платежей) считается:

при перечислении суммы платежа со счета плательщика взносов (платежей) в банке - день списания банком этой суммы со счета плательщика независимо от времени зачисления ее на соответствующий счет;

при переводе денег по почте или через банк - день внесения денег в отделение связи или банк.

В случае когда срок уплаты совпадает с выходным (праздничным) днем, пени начисляются начиная со второго рабочего дня после выходного (праздничного) дня.

24. Сумма пеней, начисленных по просроченным платежам, округляется по установленным правилам до рубля.

Пени на пени не начисляются.

25. Плательщики обязаны сами начислять пени на всю сумму недоимки за период просрочки и отражать ее в соответствующих документах по уплате страховых взносов (платежей) в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в установленном соотношении.

26. За несвоевременное зачисление или перечисление страховых взносов (платежей) в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования по вине учреждений банков ими уплачиваются пени за каждый день просрочки в размере 1 процента сумм этих взносов (платежей). С плательщиков взносов (платежей) за эти дни пени не взимаются.

27. К плательщикам, нарушающим порядок регистрации и уплаты страховых взносов (платежей), применяются следующие финансовые санкции:

за отказ от регистрации в качестве плательщика страховых взносов (платежей) - штраф в размере 10 процентов причитающихся к уплате сумм страховых взносов (платежей);

за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости по страховым взносам (платежам) - штраф в размере 10 процентов причитающихся к уплате в отчетном квартале сумм страховых взносов (платежей);

в случае сокрытия или занижения сумм, на которые должны начисляться страховые взносы (платежи),- штраф в размере страхового взноса (платежа) с сокрытой или заниженной суммы, взимаемый сверх причитающегося платежа с учетом пеней; при повторном в течение года нарушении - указанный штраф в двойном размере.

28. Суммы сокрытых или заниженных страховых взносов (платежей), а также штрафов, предусмотренных законодательством, взыскиваются с работодателей - юридических лиц в бесспорном порядке, а с иных плательщиков страховых взносов (платежей) - в судебном порядке, и зачисляются в установленном соотношении в доходы соответствующих фондов обязательного медицинского страхования.

29. При взыскании в бесспорном порядке указанных сумм Федеральный, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и их филиалы пользуются правами по взысканию не внесенных в срок налогов, предоставленными органам Государственной налоговой службы Российской Федерации, и руководствуются Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

30. Бесспорный порядок взыскания недоимок, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций применяется в течение трех лет с момента образования указанной недоимки.

Срок исковой давности по взысканию с физических лиц недоимок, а также суммы штрафов и иных финансовых санкций составляет три года.

31. При применении финансовых санкций и взыскании пеней, предусмотренных настоящей Инструкцией, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования пользуются правами, предоставленными органам Государственной налоговой службы Российской Федерации.

32. Фонды обязательного медицинского страхования вправе в исключительных случаях предоставлять отсрочку погашения недоимки. В случае ее непогашения в установленный срок возобновляется начисление пеней на всю просроченную сумму за весь период со дня образования недоимки.

33. Дополнительно взысканные налоговыми органами в результате контрольной работы суммы страховых взносов (платежей), штрафов, пеней и других финансовых санкций зачисляются в установленном соотношении в доходы соответствующих фондов обязательного медицинского страхования с учетом отчислений налоговым органам, производимых в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 г. N 340 "О Государственной налоговой службе Российской Федерации" и пунктом 4 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 10 июля 1992 г. "О мерах по обеспечению сбора и поступлений налоговых платежей в республиканский бюджет Российской Федерации".

V. Учет и отчетность по средствам обязательного медицинского страхования

34. Плательщики обязаны вести учет расчетов по средствам страховых взносов (платежей) с Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования.

35. Предприятия, организации и иные хозяйствующие субъекты исчисление суммы страховых взносов отражают по дебету счета 20 "Основное производство" и кредиту счета 69 "Расчеты по страхованию" по вновь вводимым субсчетам "Расчеты с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования" и "Расчеты с территориальным фондом обязательного медицинского страхования".

При перечислении средств в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования дебетуются субсчета "Расчеты с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования" и "Расчеты с территориальным фондом обязательного медицинского страхования" счета 69 и кредитуется счет 51 "Расчетный счет".

36. В бюджетных учреждениях и организациях уплата страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования отражается по дебету соответствующих субсчетов счетов 20 "Расходы по бюджету" или 21 "Прочие расходы" статьи 2 "Начисления на заработную плату" классификации расходов и кредиту субсчета 159 "Расчеты по страховой медицине" по отдельным лицевым счетам "Расчеты по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и "Расчеты по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования".

При перечислении начисленных взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования дебетуется субсчет 159 и кредитуются текущие счета денежных средств.

37. Все плательщики ежеквартально составляют расчетные ведомости по страховым взносам (платежам) в двух экземплярах с указанием в них сумм начисленных и уплаченных взносов по форме, утверждаемой Федеральным фондом обязательного медицинского страхования по согласованию с Государственной налоговой службой Российской Федерации.

Оба экземпляра расчетных ведомостей подписываются руководителем и главным бухгалтером плательщика страховых взносов (платежей).

Плательщики представляют один экземпляр расчетной ведомости ежеквартально, в сроки, установленные для сдачи бухгалтерской отчетности Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, по месту учета взносов (платежей). Второй экземпляр расчетной ведомости остается в бухгалтерии плательщика.

38. Сводный отчет по соответствующей территории представляется в установленные сроки территориальными фондами обязательного медицинского страхования в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

VI. Порядок рассмотрения жалоб плательщиков страховых взносов (платежей)

39. Все споры по вопросам начисления и уплаты страховых взносов (платежей) в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, взыскания пеней и применения финансовых санкций разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Утверждено
постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
от 11 октября 1993 г. N 1018

ПОЛОЖЕНИЕ О СТРАХОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

1. Страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование (далее именуются - страховые медицинские организации), могут выступать юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами с любыми предусмотренными законодательством Российской Федерации формами собственности, обладающие необходимым для осуществления медицинского страхования уставным фондом и организующие свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Страховые медицинские организации не входят в систему здравоохранения.

Органы управления здравоохранением и медицинские учреждения не имеют права быть учредителями страховых медицинских организаций.

2. Страховые медицинские организации осуществляют свою деятельность на основании лицензии, выдаваемой в установленном порядке органами Федеральной службы Российской Федерации по надзору за страховой деятельностью. Страховая медицинская организация вправе одновременно проводить обязательное и добровольное медицинское страхование, но не вправе осуществлять иные виды страховой деятельности. На право заниматься каждым видом медицинского страхования выдается отдельная лицензия.

3. Основной задачей страховой медицинской организации, осуществляющей обязательное медицинское страхование, является проведение обязательного медицинского страхования путем оплаты медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования и договорами обязательного медицинского страхования, осуществления контроля за объемом и качеством медицинских услуг.

4. Страховая медицинская организация вправе:

свободно выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования;

участвовать в аккредитации медицинских учреждений;

устанавливать размер страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию;

принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги;

предъявлять в судебном порядке иск медицинскому учреждению или (и) медицинскому работнику на материальное возмещение физического или морального ущерба, причиненного застрахованному по их вине.

5. Для осуществления обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация должна обладать уставным капиталом, равным не менее чем 1200-кратному размеру установленной законодательством Российской Федерации минимальной оплаты труда.

6. Страховая медицинская организация обязана:

осуществлять деятельность по обязательному медицинскому страхованию на некоммерческой основе;

заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию;

добросовестно выполнять все условия заключенных договоров;

создавать в установленном порядке страховые резервы;

защищать интересы застрахованных.

Страховая медицинская организация не имеет права отказать страхователю в заключении договора обязательного медицинского страхования, который соответствует действующим условиям страхования.

7. Страховые платежи по обязательному медицинскому страхованию, поступившие от территориального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с заключенными страховой медицинской организацией договорами, используются на оплату медицинских услуг, на расходы по ведению дела по обязательному медицинскому страхованию, формирование резервов (оплаты медицинских услуг, финансирования предупредительных мероприятий и запасной) и оплату труда работников, занятых обязательным медицинским страхованием.

8. Страховые резервы медицинских страховых организаций по обязательному медицинскому страхованию формируются из полученных страховых платежей в порядке и на условиях, устанавливаемых территориальным фондом обязательного медицинского страхования.

Резервы, образуемые страховой медицинской организацией, не подлежат изъятию в соответствующие бюджеты.

9. Временно свободные средства резерва оплаты медицинских услуг могут размещаться в банковских депозитах и инвестироваться в высоколиквидные государственные ценные бумаги.

Временно свободные средства запасного резерва и резерва финансирования предупредительных мероприятий по обязательному медицинскому страхованию могут размещаться в банковских депозитах и инвестироваться в высоколиквидные ценные бумаги.

10. По окончании отчетного периода определяются финансовые результаты проведения обязательного медицинского страхования путем сопоставления доходов и расходов.

К доходам по обязательному медицинскому страхованию относятся:

страховые платежи по обязательному медицинскому страхованию, поступившие от территориального фонда обязательного медицинского страхования;

сумма возврата из резерва оплаты медицинских услуг и запасного резерва;

другие доходы, связанные с проведением обязательного медицинского страхования, в том числе от инвестирования резервов.

К расходам по обязательному медицинскому страхованию относятся:

оплата медицинских услуг на основании предъявленных медицинским учреждением документов;

отчисления в резерв оплаты медицинских услуг и запасной резерв;

отчисления в резерв финансирования предупредительных мероприятий по обязательному медицинскому страхованию;

отчисления в фонд оплаты труда работников медицинских страховых организаций по нормативу, установленному территориальным фондом обязательного медицинского страхования;

расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию;

прочие расходы, в том числе связанные с инвестированием средств резервов.

Состав и норматив расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию определяются территориальным фондом обязательного медицинского страхования.

Превышение доходов над расходами определяется отдельно по операциям медицинского страхования и по операциям, связанным с инвестированием резервов.

Сумма превышения доходов над расходами направляется на пополнение резервов в порядке и размерах, устанавливаемых территориальным фондом обязательного медицинского страхования, кроме сэкономленных средств на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, которые являются доходом страховой медицинской организации.

Источником покрытия расходов по оплате медицинских услуг, превышающих средства, предназначенные на эти цели, являются доходы, полученные от инвестирования средств резерва оплаты медицинских услуг и запасного резерва.

Доходы, полученные от инвестирования средств резервов, в случае их неиспользования на покрытие расходов по оплате медицинских услуг направляются на пополнение соответствующих резервов по нормативам, устанавливаемым территориальным фондом обязательного медицинского страхования, а оставшиеся средства являются доходом страховой медицинской организации.

11. Учет операций и определение финансовых результатов (превышение доходов над расходами) по обязательному медицинскому страхованию осуществляются отдельно от добровольного медицинского страхования.

План счетов и правила бухгалтерского учета, показатели и формы учета страховых операций и отчетности страховых медицинских организаций, а также сроки публикаций ими годовых балансов счетов прибылей и убытков устанавливаются Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.

12. Страховые медицинские организации обязаны предоставлять страхователям возможность осуществления контроля за выполнением условий договора обязательного медицинского страхования.

13. По запросу органа государственного управления и страхователя страховая медицинская организация представляет информацию о выполнении условий договора обязательного медицинского страхования и соответствия их территориальной программе обязательного медицинского страхования.

14. Показатели и формы отчетности по обязательному медицинскому страхованию для страховых медицинских организаций разрабатываются Федеральным фондом обязательного медицинского страхования по согласованию с Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.