ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 18.05.2010 N 354 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2009-2013 ГОДЫ"
Постановление
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральную целевую программу "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 568 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 31, ст. 3739).
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 мая 2010 г. N 354
1. В паспорте Программы:
а) позицию, касающуюся государственных заказчиков Программы, изложить в следующей редакции:
"Государственные - Министерство образования и науки Российской заказчики Федерации, Программы Управление делами Президента Российской Федерации";
б) позицию, касающуюся задач Программы, дополнить словами "развитие сети национальных исследовательских университетов";
в) позицию, касающуюся важнейших целевых индикаторов и показателей Программы, изложить в следующей редакции:
г) в позиции, касающейся объемов и источников финансирования Программы, слова "90,454 млрд. рублей", "80,39 млрд. рублей", "43,92 млрд. рублей", "9,47 млрд. рублей", "27 млрд. рублей" и "10,064 млрд. рублей" заменить соответственно словами "90249,9 млн. рублей", "80315,5 млн. рублей", "41472,4 млн. рублей", "24663,6 млн. рублей", "14179,5 млн. рублей" и "9934,4 млн. рублей";
д) позицию, касающуюся ожидаемых конечных результатов реализации Программы и показателей социально-экономической эффективности, дополнить словами "рост международного признания российской высшей школы, появление сети университетов мирового уровня".
2. В разделе I:
а) после абзаца четвертого дополнить абзацем следующего содержания:
"Масштабные проекты развития высокотехнологичного сектора российской экономики обуславливают потребность в создании университетов мирового уровня. Идея создания национальных исследовательских университетов является реальным воплощением нового подхода к качественной модернизации сектора науки и образования и логическим продолжением процесса, начало которому положено конкурсом университетских инновационных образовательных программ. Такие университеты решают одновременно несколько задач - подготовку квалифицированных кадров для высокотехнологичных секторов экономики России, создание научной и технологической базы для ее модернизации, осуществляют активную инновационную деятельность.";
б) после абзаца двадцать третьего дополнить абзацем следующего содержания:
"В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 г. N 1448 "О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов" реализуется пилотный проект по созданию Национального исследовательского ядерного университета на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский инженерно-физический институт (государственный университет)" и Национального исследовательского технологического университета на базе федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Государственный технологический университет "Московский институт стали и сплавов". В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. N 550 "О конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет" Министерство образования и науки Российской Федерации осуществило конкурсный отбор еще 12 национальных исследовательских университетов.";
в) абзац двадцать восьмой после слов "высоких технологий" дополнить словами ", в том числе путем создания сети национальных исследовательских университетов,".
3. Раздел II после абзаца седьмого дополнить абзацем следующего содержания:
"развитие сети национальных исследовательских университетов.".
4. В разделе III:
а) после абзаца шестого дополнить абзацем следующего содержания:
"обеспечение инфраструктурных преобразований в национальных исследовательских университетах.";
б) абзац восьмой после слов "научно-технического сектора," дополнить словами "развитие сети национальных исследовательских университетов,";
в) в последнем абзаце мероприятия 1.1 слова "20,25 млрд. рублей" заменить словами "19559,74 млн. рублей";
г) в последнем абзаце мероприятия 1.2 слова "15,75 млрд. рублей" заменить словами "14925 млн. рублей";
д) в последнем абзаце мероприятия 1.2.1 слова "9 млрд. рублей" заменить словами "8600 млн. рублей";
е) в последнем абзаце мероприятия 1.2.2 слова "6,75 млрд. рублей" заменить словами "6325 млн. рублей";
ж) в последнем абзаце мероприятия 1.3 слова "4,7 млрд. рублей" заменить словами "4300 млн. рублей";
з) в последнем абзаце мероприятия 1.3.1 слова "2,7 млрд. рублей" заменить словами "2510 млн. рублей";
и) в последнем абзаце мероприятия 1.3.2 слова "2 млрд. рублей" заменить словами "1790 млн. рублей";
к) в последнем абзаце мероприятия 1.4 слова "0,75 млрд. рублей" заменить словами "600 млн. рублей";
л) в последнем абзаце мероприятия 1.5 слова "1,6 млрд. рублей" заменить словами "1509,76 млн. рублей";
м) в последнем абзаце мероприятия 1.6 слова "0,5 млрд. рублей" заменить словами "275 млн. рублей";
н) в последнем абзаце мероприятия 2.1 слова "1 млрд. рублей" заменить словами "891,2 млн. рублей";
о) в последнем абзаце мероприятия 2.2 слова "0,5 млрд. рублей" заменить словами "350 млн. рублей";
п) в последнем абзаце мероприятия 2.3 слова "0,5 млрд. рублей" заменить словами "300 млн. рублей";
р) в последнем абзаце мероприятия 2.4 слова "1,6 млрд. рублей" заменить словами "1020,9 млн. рублей";
с) в последнем абзаце мероприятия 2.5 слова "4,96 млрд. рублей" заменить словами "800 млн. рублей";
т) в последнем абзаце мероприятия 2.6 слова "0,37 млрд. рублей" заменить словами "225 млн. рублей";
у) после подраздела "Мероприятие 2.6. Информационное обеспечение реализации Программы" дополнить подразделом следующего содержания:
"Мероприятие 2.7. Развитие сети национальных исследовательских университетов
Целью мероприятия является кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий путем развития сети национальных исследовательских университетов.
Национальный исследовательский университет - университет, находящийся в ведении Российской Федерации и одинаково эффективно реализующий образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выполняющий фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук. Стратегической задачей национальных исследовательских университетов является содействие динамичному развитию научно-технологического комплекса страны и обеспечение его необходимыми кадровыми ресурсами, сбалансированными по численности, направлениям подготовки, по квалификационной и возрастной структуре с учетом необходимых темпов их обновления и прогнозируемых структурных преобразований в науке и экономике.
Основной задачей государственной поддержки института национальных исследовательских университетов является вывод на мировой уровень образовательных организаций, способных взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки, высоких технологий и профессионального образования, развитие и коммерциализацию в Российской Федерации высоких технологий.
В рамках мероприятия осуществляется финансовое обеспечение реализации программ развития национальных исследовательских университетов, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий.
Программы развития национальных исследовательских университетов, содержащие описание конкретных мероприятий, размещаются в сети Интернет на сайтах национальных исследовательских университетов.
Источником финансирования мероприятия наряду со средствами федерального бюджета являются внебюджетные средства в размере не менее 20 процентов средств федерального бюджета.
На реализацию мероприятия выделяется за счет средств федерального бюджета 20519,5 млн. рублей";
ф) в последнем абзаце мероприятия 3.1 слова "27 млрд. рублей" заменить словами "14179,5 млн. рублей";
х) в последнем абзаце мероприятия 4.1 слова "0,54 млрд. рублей" заменить словами "482 млн. рублей";
ц) абзац первый мероприятия 4.2 изложить в следующей редакции:
"Мероприятие предусматривает выполнение проектов по обеспечению мониторинга реализации Программы, оценке уровня достижения цели и решения задач Программы, иных проектов в целях подготовки аналитических материалов для органов управления Программой в соответствии с их компетенцией.";
ч) в последнем абзаце мероприятия 4.2 слова "0,37 млрд. рублей" заменить словами "377,9 млн. рублей".
5. В абзаце первом раздела IV слова "90,454 млрд. рублей" и "80,39 млрд. рублей" заменить соответственно словами "90249,9 млн. рублей" и "80315,5 млн. рублей".
6. Раздел V изложить в следующей редакции:
"V. Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления реализацией Программы и механизм взаимодействия государственных заказчиков
В качестве рабочего инструмента Программы формируется детализированный организационно-финансовый план по реализации Программы, который при необходимости уточняется не чаще 2 раз в год на основе оценки результативности мероприятий Программы, достижения целевых индикаторов.
Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы является формирование и использование на всех стадиях реализации Программы современной системы экспертизы, позволяющей отбирать наиболее перспективные проекты для финансирования, проводить объективную экспертизу конкурсных заявок с целью выявления исполнителей, обладающих наиболее высокой квалификацией и предложивших лучшие условия исполнения контрактов, и осуществлять эффективную экспертную проверку качества полученных результатов.
Исполнителями мероприятий Программы являются организации, с которыми государственные заказчики заключают государственные контракты (договоры) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Оперативная информация о ходе реализации мероприятий Программы, о нормативных актах по управлению Программой и об условиях проведения конкурсов размещается на сайтах государственных заказчиков Программы в сети Интернет.
Министерство образования и науки Российской Федерации является государственным заказчиком и государственным заказчиком - координатором Программы.
Министр образования и науки Российской Федерации несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы.
Министерство образования и науки Российской Федерации, как государственный заказчик - координатор, в ходе выполнения Программы:
осуществляет контроль за реализацией Программы;
вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, необходимых для выполнения Программы;
разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
составляет детализированный организационно-финансовый план по реализации Программы с учетом предложений государственных заказчиков Программы;
подготавливает с учетом хода реализации Программы в текущем году и представляет в установленном порядке в Министерство экономического развития Российской Федерации в устанавливаемые Правительством Российской Федерации сроки сводную бюджетную заявку на финансовое обеспечение мероприятий Программы на очередной год;
представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы в целом;
представляет в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации сведения о заключенных со всеми исполнителями мероприятий Программы государственных контрактах (договорах) на финансовое обеспечение мероприятий Программы из внебюджетных источников, в том числе на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд;
представляет ежегодно, до 1 февраля, в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации по установленной форме доклад о ходе работ по Программе и об эффективности использования выделенных средств;
инициирует при необходимости экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы;
вносит в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предложения о корректировке, продлении срока реализации Программы либо о досрочном прекращении ее реализации (при необходимости);
по завершении Программы представляет в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклад о выполнении Программы, об эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
Государственные заказчики Программы (Министерство образования и науки Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации):
в случае сокращения объемов бюджетного финансового обеспечения мероприятий по Программе разрабатывают дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников для достижения результатов, характеризуемых целевыми индикаторами Программы, в установленные сроки и при необходимости разрабатывают предложения по их корректировке;
разрабатывают перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации мероприятий Программы;
обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
организуют ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы, а также мониторинг реализации мероприятий Программы;
организуют экспертные проверки реализации отдельных мероприятий Программы;
осуществляют управление деятельностью исполнителей Программы в рамках выполнения мероприятий;
осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции по каждому мероприятию Программы, заключение государственных контрактов (договоров);
организуют применение информационных технологий в целях управления и контроля за ходом реализации Программы, обеспечение размещения в сети Интернет ее текста, нормативных правовых актов по управлению реализацией Программы и контролю за ходом выполнения ее мероприятий, а также материалов о ходе и результатах реализации Программы.
Государственный заказчик Программы - Управление делами Президента Российской Федерации также:
представляет государственному заказчику - координатору Программы предложения по формированию детализированного организационно-финансового плана по реализации Программы;
вносит государственному заказчику - координатору Программы предложения по уточнению целевых индикаторов и расходов на реализацию мероприятий Программы, а также по совершенствованию механизма ее реализации;
согласует с государственным заказчиком - координатором Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансового обеспечения;
представляет государственному заказчику - координатору Программы статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации ее мероприятий;
при необходимости представляет государственному заказчику - координатору Программы предложения о продлении срока либо о досрочном прекращении ее реализации;
представляет ежегодно, до 15 января, государственному заказчику - координатору Программы по установленной форме доклад о ходе выполнения мероприятий Программы, достигнутых результатах и эффективности использования финансовых средств.
В целях обеспечения согласованных действий при реализации Программы создается научно-координационный совет, формируемый из представителей государственного заказчика - координатора Программы, государственных заказчиков, иных федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, учреждений высшего профессионального образования и независимых экспертов. Привлечение специалистов для работы в научно-координационном совете осуществляется на общественных началах.
Научно-координационный совет возглавляет председатель - Министр образования и науки Российской Федерации. Положение о научно-координационном совете и его состав утверждаются приказом Министра образования и науки Российской Федерации. Организационное и методическое сопровождение деятельности научно-координационного совета осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.
Научно-координационный совет осуществляет следующие функции:
выработка предложений по тематике и объемам финансового обеспечения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках мероприятий Программы;
рассмотрение материалов о ходе реализации мероприятий Программы;
организация проверок выполнения мероприятий Программы, целевого и эффективного использования средств;
подготовка рекомендаций по более эффективной реализации мероприятий Программы с учетом хода ее реализации и тенденций социально-экономического развития Российской Федерации;
выявление технических и организационных проблем в ходе реализации Программы;
рассмотрение результатов экспертизы содержания и стоимости проектов, предлагаемых для реализации в очередном году.
До начала реализации Программы Министерство образования и науки Российской Федерации утверждает положение об управлении реализацией Программы, определяющее:
порядок формирования организационно-финансового плана реализации Программы;
механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения в ходе ее реализации;
процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о целевых индикаторах и показателях, результатах мониторинга реализации мероприятий Программы и условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.".
7. Раздел VI после абзаца шестого дополнить абзацем следующего содержания:
"рост международного признания российской высшей школы.".
8. Приложения N 1-5 к указанной Программе изложить в следующей редакции:
"ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к федеральной целевой программе
"Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России" на 2009-2013 годы
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 18 мая 2010 г. N 354)
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2009-2013 ГОДЫ
<*> Измеряется 1 раз в год путем выборки организаций - участников Программы, впоследствии верифицируется данными государственного статистического наблюдения.
<**> Под приоритетным направлением развития национальных исследовательских университетов понимается определенное программой развития национальных исследовательских университетов направление развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, по которому национальный исследовательский университет занимает лидирующие позиции в Российской Федерации в подготовке кадров и в области исследований и разработок.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к федеральной целевой программе
"Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России" на 2009-2013 годы
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 18 мая 2010 г. N 354)
ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2009-2013 ГОДЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ, ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗЧИКАМ<1> И СРОКАМ РЕАЛИЗАЦИИ
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
<1> Министерство образования и науки Российской Федерации является единственным государственным заказчиком по каждому мероприятию, за исключением мероприятия 2.7.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к федеральной целевой программе
"Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России" на 2009-2013 годы
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 18 мая 2010 г. N 354)
ОБЪЕМЫ ИНВЕСТИЦИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2009-2013 ГОДЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 3 "ИНВЕСТИЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННУЮ СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ"
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 4
к федеральной целевой программе
"Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России" на 2009-2013 годы
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 18 мая 2010 г. N 354)
ПЕРЕЧЕНЬ
СТРОЕК И ОБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2009-2013 ГОДЫ
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
<*> Срок ввода в эксплуатацию инвестиционного объекта может уточняться.
<**> Мощность измеряется количеством объектов.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 5
к федеральной целевой программе
"Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России" на 2009-2013 годы
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 18 мая 2010 г. N 354)
ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2009-2013 ГОДЫ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)