ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.11.95 N 169-ФЗ "ОБ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"



17 ноября 1995 года N 169-ФЗ

Принят
Государственной Думой
18 октября 1995 года

Глава I. Общие положения
Статья 1. Цель и задачи настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе профессиональной деятельности архитектора по созданию архитектурных объектов в целях обеспечения безопасной, экологически чистой, социально и духовно полноценной, благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества.

2. Настоящий Федеральный закон направлен на развитие архитектурного искусства, содействие охране произведений архитектуры, памятников истории и культуры, а также природных ландшафтов.

3. Настоящий Федеральный закон определяет права, обязанности и ответственность граждан и юридических лиц, осуществляющих архитектурную деятельность, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления при условии наделения их государственными полномочиями, заказчиков (застройщиков), подрядчиков, собственников (владельцев) архитектурных объектов.

4. Субъекты Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом могут принимать по вопросам архитектурной деятельности законы и иные нормативные правовые акты.

Статья 2. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

архитектурная деятельность - профессиональная деятельность граждан (архитекторов), имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя творческий процесс создания архитектурного проекта, координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции (далее - документация для строительства), авторский надзор за строительством архитектурного объекта, а также деятельность юридических лиц по организации профессиональной деятельности архитекторов;

архитектурное решение - авторский замысел архитектурного объекта - его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства и реализованный в построенном архитектурном объекте;

архитектурный проект - архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора;

архитектурный объект - здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта;

архитектурно-планировочное задание - комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению архитектурного объекта на конкретном земельном участке, а также обязательные экологические, технические, организационные и иные условия его проектирования и строительства, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

разрешение на строительство - основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей природной среде.

Статья 3. Правовые основы создания архитектурного объекта

1. Заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию (далее - строительство) архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, - обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием архитектором, имеющим лицензию на архитектурную деятельность (далее - лицензия).

2. Разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного поселения и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.

Определение перечня объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.

3. Архитектурно-планировочное задание выдается по заявке заказчика (застройщика) органом, ведающим вопросами архитектуры и градостроительства (далее - орган архитектуры и градостроительства), в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах градостроительства в Российской Федерации".

Архитектурно-планировочное задание должно содержать положения утвержденной градостроительной документации, обязательные экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные требования к архитектурному объекту, требования по охране памятников истории и культуры, указания на строительство в особых условиях (сейсмозона, зона вечной мерзлоты и другие), требования по соблюдению прав граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе данного строительства.

Не допускается включение в архитектурно-планировочное задание требований к архитектурным и конструктивным решениям, внутреннему оборудованию, внутренней отделке архитектурного объекта, а также иных требований и условий, ограничивающих права заказчика (застройщика) и автора архитектурного проекта, если такие требования и условия не основаны на положениях действующего законодательства, нормативных правовых актов, градостроительных нормативов, утвержденной градостроительной документации, не обоснованы необходимостью сохранения характера сложившейся застройки города или иного поселения, природной среды и охраны памятников истории и культуры.

Основанием для выдачи архитектурно-планировочного задания являются заявка заказчика (застройщика) и документы, удостоверяющие его право собственности (право распоряжения) земельным участком, либо разрешение собственника земельного участка на проектирование на этом участке, либо решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проектировании в случае, если участок находится соответственно в собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности.

В выдаче архитектурно-планировочного задания может быть отказано, если намерения заказчика (застройщика) противоречат действующему законодательству, нормативным правовым актам, градостроительным нормативам, положениям утвержденной градостроительной документации, правилам застройки города или иного поселения. Отказ в выдаче архитектурно-планировочного задания может быть обжалован заказчиком (застройщиком) соответственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в орган местного самоуправления и (или) в суд.

4. При строительстве отдельных архитектурных объектов, определенных утвержденной градостроительной документацией, архитектурно-планировочное задание должно разрабатываться на основе обязательного проведения предпроектных исследований или конкурсов на архитектурный проект. Порядок и условия проведения этих исследований или конкурсов определяются органами архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации.

Конкурс на архитектурный проект проводится с участием общественных профессионально-творческих организаций (объединений) архитекторов. Жюри указанного конкурса не менее чем на две трети своего состава должно состоять из архитекторов, имеющих соответствующие лицензии.

5. Разрешение на строительство выдается соответствующим органом архитектуры и градостроительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть обжалован заказчиком (застройщиком) соответственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в орган местного самоуправления и (или) в суд.

6. Проекты, финансируемые за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации, до их утверждения проходят государственную вневедомственную экспертизу в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации или субъектом Российской Федерации. Необходимость проведения экспертизы проектов, финансируемых за счет средств граждан или юридических лиц, определяется лицами, осуществляющими финансирование. Экологическая экспертиза проводится независимо от источников финансирования проекта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды.

Выдавший архитектурно-планировочное задание орган архитектуры и градостроительства при проверке соответствия решений архитектурного проекта требованиям архитектурно-планировочного задания не вправе проводить экспертизу проекта по вопросам, не включенным в требования архитектурно-планировочного задания и находящимся в компетенции заказчика (застройщика) и автора архитектурного проекта.

Экспертиза архитектурных проектов проводится только архитектором, имеющим лицензию на осуществление архитектурной деятельности.

7. Архитектурный проект, учитывающий требования градостроительного законодательства, государственных стандартов в области проектирования и строительства, строительных норм и правил, соответствующих градостроительных нормативов, правил застройки города или иного поселения, задания на проектирование и архитектурно-планировочного задания, является документом, обязательным для всех участников реализации архитектурного проекта со дня получения на его основе разрешения на строительство. Один экземпляр архитектурного проекта и исполнительная документация сдаются на хранение в соответствующий орган архитектуры и градостроительства с последующей передачей указанных документов в государственный архив в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Контроль за реализацией архитектурного проекта осуществляется заказчиком (застройщиком), автором архитектурного проекта в порядке авторского надзора за строительством архитектурного объекта, инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора, а также соответствующими органами архитектуры и градостроительства.

Глава II. Лицензирование архитектурной деятельности
Статья 4. Архитектурная деятельность, требующая лицензирования

Создание архитектурных проектов и архитектурных объектов в целях обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, удобства и надежности зданий и сооружений, сохранения архитектурного облика сложившейся застройки города или иного поселения, историко-культурного наследия требует лицензирования архитектурной деятельности, осуществляемой гражданами и юридическими лицами.

Статья 5. Порядок лицензирования архитектурной деятельности

1. Лицензирование архитектурной деятельности осуществляется федеральным лицензионным архитектурным органом и его территориальными лицензионными архитектурными органами, которые ведут соответственно реестры выданных ими лицензий на архитектурную деятельность в Российской Федерации и на территории субъектов Российской Федерации.

2. Лицензионные архитектурные органы могут временно приостанавливать действие выданных ими лицензий или аннулировать их в случае нарушения лицами, осуществляющими архитектурную деятельность, обязанностей, установленных статьей 13 настоящего Федерального закона. Решение о временном приостановлении действия лицензии или об аннулировании ее может быть обжаловано в суд.

3. Архитектурная деятельность в зонах регулирования застройки и зонах охраны памятников истории и культуры (зонах охраны) подлежит лицензированию органами, установленными настоящей статьей.

4. Порядок создания лицензионных архитектурных органов и порядок лицензирования архитектурной деятельности устанавливаются положениями, разработанными федеральным органом архитектуры и градостроительства совместно с общественной общероссийской профессионально-творческой организацией (объединением) архитекторов и утвержденными Правительством Российской Федерации.

Статья 6. Архитектурная деятельность граждан, не требующая лицензирования

Не требуют лицензирования архитектурная деятельность граждан, осуществляемая под руководством архитектора, имеющего лицензию, и архитектурная деятельность по созданию и реализации архитектурного проекта по объектам, не требующим разрешения на строительство, а также участие в конкурсе на архитектурный проект, если условиями конкурса не предусмотрено иное.

Статья 7. Условия получения лицензии гражданами

Правом на получение лицензии обладает гражданин Российской Федерации, имеющий высшее архитектурное образование, стаж работы по специальности не менее двух лет, обладающий знанием требований, предъявляемых к проектированию и строительству в Российской Федерации. В исключительных случаях указанная лицензия может быть выдана лицу, не имеющему высшего архитектурного образования, при наличии стажа работы в области архитектурной деятельности не менее десяти лет.

Статья 8. Право на осуществление архитектурной деятельности гражданами

Лицензия на архитектурную деятельность дает право гражданам (архитекторам) на осуществление архитектурной деятельности как в форме предпринимательства, так и в других формах деятельности, предусмотренных гражданским законодательством и законодательством о труде Российской Федерации.

Статья 9. Требование, предъявляемое к юридическому лицу, осуществляющему архитектурную деятельность

1. Юридическое лицо осуществляет архитектурную деятельность на основании лицензии. Лицензия выдается юридическому лицу при наличии лицензии у одного из руководителей юридического лица или у архитектора, состоящего с данным юридическим лицом в трудовых отношениях и непосредственно ведущего проектирование.

2. Если руководителем юридического лица, которое осуществляет исключительно разработку документации для строительства объектов жилищно-гражданского назначения, является архитектор, имеющий лицензию, то данное юридическое лицо вправе выполнять указанную работу без получения лицензии на проектные работы.

Статья 10. Архитектурная деятельность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица осуществляют архитектурную деятельность наравне с гражданами и юридическими лицами Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. При отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории Российской Федерации только совместно с архитектором - гражданином или юридическим лицом Российской Федерации, имеющими лицензии.

Статья 11. Архитектурная деятельность граждан и юридических лиц Российской Федерации на территориях иностранных государств

Граждане и юридические лица Российской Федерации могут осуществлять архитектурную деятельность на территориях иностранных государств, если это не противоречит международным договорам Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

Глава III. Права и обязанности граждан и юридических лиц, осуществляющих архитектурную деятельность
Статья 12. Права архитектора и юридического лица, имеющих лицензии

Архитектор и юридическое лицо, имеющие лицензии, на основании договора с заказчиком (застройщиком) имеют право:

запрашивать и получать от соответствующих органов архитектурно-планировочное задание, иные сведения и исходные документы, необходимые для предпроектных исследований, проектирования и строительства архитектурного объекта;

осуществлять защиту согласованных с заказчиком (застройщиком) архитектурных решений при их экспертизе и рассмотрении в соответствующих органах;

участвовать в разработке всех разделов документации для строительства, согласовывая все изменения архитектурных решений принятого архитектурного проекта, или принимать на себя по поручению заказчика (застройщика) руководство разработкой всех разделов документации для строительства;

привлекать на договорной основе к разработке документации для строительства необходимых помощников, консультантов и технических работников, принимая на себя ответственность за объем и качество выполненных ими работ;

представлять и защищать интересы заказчика (застройщика) по его поручению при заключении договора подряда на строительство архитектурного объекта; оказывать содействие в организации или в проведении торгов (аукционов или конкурсов) для заключения договоров на строительство;

осуществлять авторский надзор за строительством архитектурного объекта или по поручению заказчика (застройщика) быть его ответственным представителем на строительстве данного объекта, осуществляя контроль за качеством строительных материалов, качеством и объемом выполняемых строительно-монтажных работ и финансовый контроль;

принимать участие в приемке архитектурного объекта в эксплуатацию или по поручению заказчика (застройщика) быть его ответственным представителем при приемке указанного объекта в эксплуатацию;

проводить экспертизу архитектурных проектов и консультации по вопросам инвестирования, строительства и эксплуатации архитектурных объектов, а также выполнять иные функции заказчика (застройщика).

Статья 13. Основные обязанности архитектора и юридического лица, имеющих лицензии

1. Архитектор и юридическое лицо, имеющие лицензии, при осуществлении архитектурной деятельности обязаны соблюдать:

законодательство Российской Федерации и законодательство субъектов Российской Федерации в области архитектурной деятельности;

государственные стандарты в области проектирования и строительства;

градостроительные нормативы, строительные, а также экологические нормы и правила;

порядок осуществления градостроительной деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и правила застройки города или иного поселения;

требования архитектурно-планировочного задания;

требования заказчика (застройщика), изложенные в задании на проектирование, не противоречащие требованиям настоящей статьи.

2. Архитектор, имеющий лицензию, не вправе разглашать информацию о намерениях заказчика (застройщика) по реализации архитектурного проекта без его согласия.

3. Архитектор, имеющий лицензию, не вправе принимать на себя обязательства ответственного представителя заказчика (застройщика) при заключении договора подряда на строительство, при авторском надзоре за строительством архитектурного объекта и при приемке указанного объекта в эксплуатацию при наличии личной заинтересованности в прибылях подрядной организации, участвующей в торгах подряда, а также не вправе участвовать в конкурсе на архитектурный проект, являясь членом жюри данного конкурса.

Статья 14. Договорные отношения в области архитектурной деятельности

Создание, реализация и иное использование архитектурного проекта осуществляются только на основе договоров, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Гарантии деятельности архитектора

1. Органы государственной власти способствуют созданию организационных, ресурсных и иных условий для свободного творчества архитектора, развития архитектурной науки и образования.

2. Федеральный орган архитектуры и градостроительства, соответствующие органы субъектов Российской Федерации, а также общественные профессионально-творческие организации (объединения) архитекторов в соответствии с их уставами участвуют в защите прав архитектора и обеспечивают свободу творчества архитектора в пределах своей компетенции.

Глава IV. Авторское право на произведения архитектуры
Статья 16. Объекты и субъекты авторского права на произведения архитектуры

1. Отношения, возникающие при создании и использовании произведения архитектуры как объекта авторского права, регулируются Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" и настоящим Федеральным законом.

2. Объектами авторского права на произведения архитектуры являются архитектурный проект, разработанная на его основе документация для строительства, а также архитектурный объект.

3. Гражданин, в результате творческого труда которого создан архитектурный проект, признается автором архитектурного проекта. Ему принадлежит также авторское право на разработанную на основе архитектурного проекта документацию для строительства и на архитектурный объект.

4. Лица, оказывающие автору произведения архитектуры техническую, консультационную или организационную помощь либо осуществляющие организацию проектирования и строительства, контроль за выполнением указанных работ, не могут быть признаны соавторами.

Статья 17. Имущественные права автора произведения архитектуры

1. Автор архитектурного проекта имеет исключительное право использовать свой архитектурный проект или разрешать использовать его для реализации путем разработки документации для строительства и строительства архитектурного объекта.

Автор архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта, если иное не предусмотрено договором.

2. Автор архитектурного проекта имеет также исключительное право осуществлять или разрешать воспроизведение, распространение, публичный показ и переработку своего архитектурного проекта, разработанной на его основе документации для строительства, а также изображений архитектурного объекта, за исключением случаев, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".

3. Передача исключительных прав, установленных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, осуществляется на основании договоров.

4. Размер авторского вознаграждения за использование произведения архитектуры определяется договором и не может быть ниже минимальных ставок авторского вознаграждения, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

5. Использование архитектурного проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан архитектурный проект. При этом архитектурный проект, а также выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно исключительно с согласия автора архитектурного проекта и с выплатой автору или его наследникам авторского вознаграждения.

Статья 18. Личные неимущественные права автора произведения архитектуры

1. Автор архитектурного проекта имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и авторского надзора за строительством архитектурного объекта в порядке, установленном федеральным органом архитектуры и градостроительства, а также имеет другие личные неимущественные права, предусмотренные Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".

2. Автор архитектурного объекта вправе требовать от собственника (владельца) этого объекта предоставления возможности осуществлять его фото- или видеосъемку, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан архитектурный проект.

3. Защита личных неимущественных прав автора произведения архитектуры после смерти осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".

Статья 19. Авторское право на произведения архитектуры, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания

1. Личные неимущественные права в случае создания произведения архитектуры в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания принадлежат его автору.

2. Договор между работодателем и автором должен содержать предусмотренные Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" положения об урегулировании имущественных прав по использованию произведения архитектуры, созданного в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания.

Глава V. Порядок изменений архитектурного проекта и архитектурного объекта
Статья 20. Изменения архитектурного проекта

1. Изменения архитектурного проекта при разработке документации для строительства или при строительстве архитектурного объекта производятся исключительно с согласия автора архитектурного проекта, а в случае отклонения от требований архитектурно-планировочного задания также по согласованию с соответствующим органом архитектуры и градостроительства.

2. Заказчик (застройщик) либо подрядчик вправе не привлекать автора архитектурного проекта с его согласия к разработке документации для строительства и к авторскому надзору за строительством архитектурного объекта при условии реализации архитектурного проекта без изменений.

3. Если автор архитектурного проекта выявит отступления от проекта при его реализации, то он извещает об этом орган, выдавший разрешение на строительство, для принятия необходимых мер по предотвращению возможного ущерба, а также принимает меры по предотвращению нарушения авторского права на произведение архитектуры в соответствии с действующим законодательством.

Статья 21. Изменения архитектурного объекта

1. Изменения архитектурного объекта (достройка, перестройка, перепланировка) осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" и договором на создание и использование архитектурного проекта.

2. Изменения архитектурных объектов, строительство которых требует разрешения на строительство, осуществляются в порядке, установленном статьей 3 настоящего Федерального закона.

3. Порядок изменений архитектурных объектов, удостоенных государственных и иных премий в области архитектуры, устанавливается соответственно федеральным органом архитектуры и градостроительства или органами архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации.

4. Работы по реконструкции, реставрации и ремонту памятников истории и культуры, состоящих на государственном учете, а также работы по строительству, ремонту, реконструкции объектов в зонах охраны осуществляются в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры".

5. Контроль за выполнением положений настоящей статьи осуществляется органом архитектуры и градостроительства, выдавшим архитектурно-планировочное задание.

Глава VI. Компетенция органов архитектуры и градостроительства и профессионально-творческих организаций (объединений) архитекторов
Статья 22. Компетенция органов архитектуры и градостроительства в области архитектуры

1. Федеральный орган архитектуры и градостроительства и соответствующие органы субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в области архитектуры. Органы архитектуры и градостроительства осуществляют свою деятельность на основании градостроительного законодательства, настоящего Федерального закона и соответствующих положений об органах архитектуры и градостроительства.

2. Федеральный орган архитектуры и градостроительства с участием соответствующих органов субъектов Российской Федерации осуществляет разработку и реализацию государственной политики в области архитектуры, координирует работу органов архитектуры и градостроительства, обеспечивает разработку нормативных правовых актов, организует деятельность лицензионных архитектурных органов.

3. Органы местного самоуправления в порядке, установленном действующим законодательством, могут быть наделены полномочиями по регулированию архитектурной деятельности, установленными настоящим Федеральным законом. Контроль за реализацией указанных полномочий осуществляют федеральный орган архитектуры и градостроительства и соответствующие органы субъектов Российской Федерации.

4. Органы, ведающие вопросами архитектуры и градостроительства, возглавляют главные архитекторы. Кандидатура главного архитектора отбирается в установленном порядке на конкурсной основе из числа архитекторов, имеющих лицензии, и утверждается соответствующим органом исполнительной власти.

5. В городах и иных поселениях с населением менее пятидесяти тысяч жителей (за исключением городов - курортов и исторических городов) и в иных муниципальных образованиях при отсутствии архитекторов, имеющих лицензии, должность главного архитектора может занимать лицо, имеющее высшее или среднее архитектурное образование.

Статья 23. Профессионально-творческие организации (объединения) архитекторов

1. Научным центром в области архитектуры, градостроительства и строительных наук является Российская академия архитектуры и строительных наук.

2. Общественные профессионально-творческие организации (объединения) архитекторов (градостроителей, дизайнеров) в соответствии с их уставами осуществляют функции защиты профессиональных интересов архитекторов (градостроителей, дизайнеров и представителей других профессий в области архитектуры и градостроительства).

Общественные общероссийские профессионально-творческие организации (объединения) архитекторов вправе участвовать в лицензировании архитектурной деятельности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Глава VII. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Статья 24. Административная ответственность

1. Гражданин или юридическое лицо, осуществляющие строительство архитектурного объекта без разрешения на строительство (самовольная постройка) или с нарушением утвержденной градостроительной документации, несут ответственность в соответствии с Законом Российской Федерации "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства", Законом Российской Федерации "Об основах градостроительства в Российской Федерации", настоящим Федеральным законом и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Гражданин или юридическое лицо, допустившие в ходе реализации архитектурного проекта отступления от указанного проекта без согласования с автором архитектурного проекта и органом, выдавшим разрешение на строительство, обязаны устранить допущенные нарушения. Лица, допустившие указанные нарушения, подвергаются штрафу в размере от десяти до двадцати установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

3. Лица, осуществляющие архитектурную деятельность без лицензий, подвергаются штрафу в размере от двадцати до тридцати установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

4. Должностное лицо органа архитектуры и градостроительства субъекта Российской Федерации или должностное лицо органа местного самоуправления за нарушение порядка выдачи архитектурно - планировочных заданий и разрешений на строительство подвергается предупреждению или штрафу в размере от десяти до двадцати установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

5. Дела о правонарушениях, предусмотренных пунктами 2, 3, 4 настоящей статьи, рассматриваются органами Государственного архитектурно-строительного надзора в порядке, установленном главой 21 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и Законом Российской Федерации "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства".

Статья 25. Имущественная ответственность

1. Лицо, право которого нарушено при осуществлении архитектурной деятельности, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Убытки, причиненные автору архитектурного проекта в результате нарушения его авторских прав, возмещаются в порядке, установленном действующим законодательством.

3. Лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.

4. Лицо, виновное в действиях, повлекших за собой причинение вреда личности либо трудновосполнимый урон окружающей природной среде, памятнику истории или культуры, ценному городскому или природному ландшафту, несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

5. Гражданин или юридическое лицо, осуществляющие архитектурную деятельность, несут имущественную ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации за неисполнение или за ненадлежащее исполнение договорных обязательств.

Глава VIII. Заключительные положения
Статья 26. Вступление настоящего Федерального закона в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 27. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль.

17 ноября 1995 года.

N 169-ФЗ