РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 06.07.2010 N ГКПИ 10-498



Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Т.,
с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью " Визум" о признании недействующим абзаца девятого Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239,

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (далее - Перечень). Постановление опубликовано в " Собрании законодательства Российской Федерации", 13 марта 1995 г., N 11, ст. 997, " Российской газете", N 53, 16 марта 1995 г.

Абзацем девятым Перечня органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право устанавливать предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, и изделия медицинского назначения (абзац введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. N 654 (ред. 30.12.2009 г.)).

ООО " Визум" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца девятого Перечня в части применения государственного регулирования к отношениям по поставке изделий медицинского назначения. Как указывает заявитель, Перечень в оспариваемой части противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ " Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и нарушает права заявителя на свободу предпринимательской деятельности.

В суде представители ООО " Визум" С. и Г. поддержали заявленные требования.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (поручение от 13 мая 2010 г. N СС-П12-3151).

Представители Правительства Российской Федерации Е. и М. не возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемое положение нормативного правового акта не соответствует действующему законодательству, в связи с чем подготовлен проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239", предусматривающий исключение абзаца девятого Перечня.

Выслушав объяснения представителей ООО " Визум", Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего заявление удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Оспариваемое Постановление принято Правительством Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", которым Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 424 устанавливает, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (пункт 1).

Подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ " Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплено право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать подлежащие государственному регулированию цены (тарифы).

Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ " Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 февраля 2010 г., хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, предоставлено право самостоятельно определять цены на продаваемые товары (пункт 8 часть 2). В случае если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 4).

Из приведенных правовых норм следует, что государственное регулирование цен и торговых надбавок (наценок) к ценам возможно только на основании Федерального закона.

Оспариваемая заявителем правовая норма, в части предоставления органам государственной власти права устанавливать предельные оптовые и предельные розничные надбавки на изделия медицинского назначения, противоречит вышеприведенным законоположениям, поскольку отсутствует Федеральный закон, предусматривающий государственное регулирование торговых надбавок (наценок) к ценам на изделия медицинского назначения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

заявление общества с ограниченной ответственностью " Визум" - удовлетворить. Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу абзац девятый Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239, в части предоставления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации права устанавливать предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на изделия медицинского назначения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА

\r\n