ПРИКАЗ Минобразования РФ от 01.11.95 N 563 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ О ПОЛУЧЕНИИ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ ЭКСТЕРНАТА"



Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 марта 1996 г. N 1043


Приказ

Для обеспечения деятельности учреждений начального профессионального образования в соответствии с пунктами 4 и 26 Типового положения об учреждении начального профессионального образования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. N 650, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Положение об итоговой аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования и Положение о получении начального профессионального образования в форме экстерната.

2. Не применять Положение о порядке аттестации и присвоении квалификации лицам, овладевающим профессиями рабочих в различных формах обучения, утвержденное Постановлением Госпрофобра СССР, Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 13 июля 1987 г. N 9/426/21-59.

3. Контроль оставляю за собой.

Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Ю.М.РОГОВСКИЙ

Утверждено
Приказом
Министерства образования
Российской Федерации
от 1 ноября 1995 г. N 563

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общие положения

1.1. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" итоговая аттестация выпускников государственных, муниципальных учреждений начального профессионального образования является обязательной.

1.2. Итоговая аттестация выпускников государственных, муниципальных учреждений начального профессионального образования проводится по окончании ступени или курса обучения, имеющих профессиональную завершенность, и заключается в определении соответствия уровня подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов с последующей выдачей документа государственного образца об уровне образования и квалификации.

1.3. Граждане, завершившие обучение в учреждениях начального профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, или в форме самообразования, экстерната имеют право на итоговую аттестацию и получение документа государственного образца об уровне образования и квалификации в учреждениях начального профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.

1.4. Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся по отдельным учебным предметам устанавливается учреждением начального профессионального образования самостоятельно и закрепляется в его Уставе.

1.5. Для негосударственных учреждений начального профессионального образования, реализующих профессиональные образовательные программы в соответствии с лицензией и не имеющих государственной аккредитации, настоящее Положение является примерным.

1.6. Настоящее Положение действует до создания государственной аттестационной службы.

2. Состав аттестационной комиссии и ее функции

2.1. Итоговая аттестация выпускников осуществляется аттестационной комиссией, состав которой формируется учреждением начального профессионального образования по каждой основной профессиональной образовательной программе.

2.2. Аттестационная комиссия формируется из представителей общественных организаций, педагогических работников и мастеров производственного обучения аттестуемой группы выпускников, а также специалистов объединений, предприятий, организаций и учреждений - заказчиков кадров рабочих и специалистов.

2.3. Аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность аттестационной комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам.

2.4. Председатель аттестационной комиссии назначается из числа педагогических работников подведомственного учреждения начального профессионального образования, не состоящего в штате учреждения, где проходит аттестация выпускников. При итоговой аттестации выпускников, получивших начальное профессиональное образование по профессиям, связанным с работами на объектах, подконтрольных Госгортехнадзору, Госатомнадзору и другим организациям и ведомствам, председателями аттестационных комиссий по согласованию с этими организациями и ведомствами назначаются их представители. Состав аттестационной комиссии утверждается приказом директора учреждения начального профессионального образования.

2.5. Основными функциями аттестационной комиссии являются:

- комплексная оценка уровня подготовки выпускника и его соответствие требованиям государственного стандарта начального профессионального образования;

- принятие решения о присвоении уровня квалификации по результатам итоговой аттестации и выдаче выпускнику соответствующего документа о полученном образовании;

- подготовка рекомендаций по совершенствованию качества профессионального обучения рабочих и специалистов на основе анализа результатов итоговой аттестации выпускников конкретного учреждения начального профессионального образования.

2.6. Аттестационная комиссия руководствуется в своей деятельности настоящим Положением, а также государственными образовательными стандартами в части государственных требований к содержанию и уровню подготовки выпускников по конкретной профессии и специальности.

3. Содержание итоговой аттестации

3.1. Итоговая аттестация выпускников, обучавшихся по программам начального профессионального образования, состоит, как правило, из нескольких аттестационных испытаний следующих видов:

- сдача итоговых экзаменов по отдельным учебным предметам, включенным в состав итоговой аттестации в рамках основной профессиональной образовательной программы;

- выполнение выпускной практической квалификационной работы по специальности (специальностям) в пределах требований государственного стандарта начального профессионального образования;

- защита письменной экзаменационной работы, выполненной выпускником по теме, определяемой учреждением начального профессионального образования.

3.2. Для выпускников учреждений начального профессионального образования, обучавшихся по программам среднего профессионального образования, структура аттестационной комиссии, порядок проведения и содержание итоговой аттестации определяются соответствующим документом, утверждаемым Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию.

3.3. Конкретный перечень экзаменов и работ, входящих в состав итоговой аттестации выпускников в рамках профессиональной образовательной программы, порядок, форма и сроки проведения экзаменов, а также выполнения экзаменационных работ устанавливаются учреждением начального профессионального образования, исходя из примерного учебного плана по профессии и соответствующих рекомендаций Министерства образования Российской Федерации.

3.4. Итоговый экзамен по отдельным учебным предметам должен определять уровень усвоения выпускником материала, предусмотренного учебной программой по предмету в рамках основной профессиональной образовательной программы.

3.5. Выпускная практическая квалификационная работа по специальности (специальностям), входящей в профессию, должна соответствовать требованиям к уровню профессиональной подготовки выпускника, предусмотренному квалификационной характеристикой.

По профессиям, квалификация по которым не может быть определена путем выполнения конкретной практической работы, квалификацию выпускника аттестационная комиссия устанавливает при проверке профессиональной подготовленности непосредственно на его рабочем месте.

3.6. Письменная экзаменационная работа должна соответствовать содержанию производственной практики по профессии, а также объему знаний, умений и навыков, предусмотренных государственным стандартом начального профессионального образования по данной профессии.

Письменная экзаменационная работа должна содержать описание разработанного технологического процесса выполнения практической квалификационной работы и краткое описание используемого оборудования, инструментов, приборов и приспособлений, а также параметров и режимов ведения процесса. При необходимости, кроме описательной части, может быть представлена и графическая часть. Объем работы не должен превышать 5 - 6 страниц текста и двух листов чертежей или схем.

3.7. Итоговая аттестация выпускников не может быть заменена оценкой уровня их подготовки на основе текущего контроля успеваемости и результатов промежуточной аттестации.

4. Порядок проведения итоговой аттестации

4.1. Учреждение начального профессионального образования не позднее, чем за полгода до начала итоговой аттестации доводит до сведения обучающихся конкретный перечень экзаменов по учебным предметам, выпускных практических квалификационных и письменных экзаменационных работ, входящих в состав итоговой аттестации, а также набор экзаменационных тестов в полном соответствии с государственным стандартом начального профессионального образования.

4.2. К итоговой аттестации допускаются выпускники, завершившие обучение в рамках основной профессиональной образовательной программы (ступени или курса обучения) и успешно прошедшие промежуточную аттестацию.

4.3. По результатам итоговой аттестации выпускникам присваивается квалификация по специальности (специальностям), входящей в профессию, и выдается соответствующий документ об уровне образования и квалификации.

4.4. Выпускники, не сдавшие итоговых экзаменов по отдельным учебным предметам или не выполнившие практические квалификационные и письменные экзаменационные работы, не допускаются к последующему этапу итоговой аттестации. Порядок повторного прохождения аттестационных испытаний определяется учреждением начального профессионального образования.

4.5. Выпускникам, не прошедшим аттестационных испытаний в полном объеме и в установленные сроки по уважительным причинам, учреждением начального профессионального образования может быть назначен другой срок их проведения или их аттестация может быть отложена до следующего периода работы аттестационной комиссии.

4.6. Получение неудовлетворительной оценки на итоговом экзамене по одному учебному предмету не лишает выпускника права продолжить сдачу итоговых экзаменов по другим предметам.

4.7. При наличии разногласий между членами аттестационной комиссии в определении оценки уровня знаний и умений выпускника учреждения начального профессионального образования или несогласии выпускника с оценкой аттестационной комиссии качества его знаний и умений возможно проведение повторной аттестации аттестационной комиссией другого состава.

4.8. Выпускники, не прошедшие всех аттестационных испытаний по не указанным в настоящем Положении причинам, отчисляются из учреждения начального профессионального образования с выдачей им справки установленного образца, в которой указывается период обучения, перечень изученных предметов и полученные по ним оценки.

4.9. Протоколы итоговой аттестации выпускников и сводные ведомости итоговых оценок по изученным предметам хранятся постоянно в архиве учреждения начального профессионального образования.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 марта 1996 г. N 1044


Утверждено
Приказом
Министерства образования
Российской Федерации
от 1 ноября 1995 г. N 563

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОЛУЧЕНИИ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ ЭКСТЕРНАТА
1. Общие положения

1.1. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" граждане Российской Федерации имеют право выбора формы получения начального профессионального образования.

1.2. С учетом потребностей и возможностей обучающихся программы начального профессионального образования могут осваиваться в форме экстерната.

Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное освоение программ начального профессионального образования по отдельным блокам, модулям, предметам, курсам и ступеням обучения по конкретной профессии с последующей аттестацией в государственных, муниципальных учреждениях начального профессионального образования.

1.3. Для экстерната, как и для других форм получения начального профессионального образования, в рамках основной профессиональной образовательной программы действует государственный образовательный стандарт.

1.4. Настоящее Положение определяет порядок получения начального профессионального образования в форме экстерната и является основой для разработки соответствующего локального акта в конкретном профессиональном образовательном учреждении.

1.5. Экстернат не распространяется на получение начального профессионального образования по профессиям и специальностям, связанным с обслуживанием сложного оборудования и выполнением опасных работ, а также подготовка по которым подконтрольна Госгортехнадзору, Госатомнадзору, другим организациям и ведомствам.

2. Порядок организации экстерната

2.1. Экстерн - лицо, обучающееся в форме экстерната. Возможность получения начального профессионального образования в форме экстерната имеют лица без ограничения возраста:

- обучающиеся в учреждении начального профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию;

- обучающиеся, вынужденно не посещавшие занятия в учреждении начального профессионального образования;

- ранее обучавшиеся, но не закончившие курс обучения в учреждении начального профессионального образования;

- ранее не обучавшиеся и желающие получить начальное профессиональное образование в форме экстерната.

2.2. Возможность ускоренного освоения программ начального профессионального образования как в целом по профессии, так и по отдельным блокам, модулям, предметам, курсам и ступеням обучения в форме экстерната, в том числе обучение по индивидуальному учебному плану регламентируется Уставом учреждения начального профессионального образования.

2.3. Лица, избравшие экстернат как форму получения начального профессионального образования, подают заявление (Приложение N 1) на имя руководителя учреждения начального профессионального образования не позднее, чем за три месяца до начала аттестации, приложив к нему имеющиеся документы о промежуточной аттестации или документ об уровне образования. Представляемые документы о промежуточной аттестации считаются действительными, если их давность не превышает срока действия образовательного стандарта.

Наличие документа о состоянии здоровья экстерна, не препятствующего обучению и работе по избранной профессии (специальности), является обязательным.

2.4. Администрация учреждения начального профессионального образования, в котором организован экстернат, знакомит экстерна с настоящим Положением, порядком проведения аттестации, соответствующими программами начального профессионального образования.

Экстерну предоставляется возможность получить по его желанию в учреждении начального профессионального образования, организующем экстернат, необходимые консультации по предметам теоретического обучения, производственному обучению, учебную литературу из библиотечного фонда, пользоваться предметными кабинетами, учебными мастерскими, лабораториями, учебным оборудованием и техникой, а также продолжить обучение для получения дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг в порядке, определяемом учреждением начального профессионального образования и закрепленном в его Уставе.

2.5. Продолжительность обучения экстерна, срок проведения промежуточной и итоговой аттестации устанавливаются с учетом интересов экстерна, его базового образования и возможностей образовательного учреждения. Общая продолжительность обучения экстерна, если она не обусловлена договором, не ограничивается.

3. Аттестация экстернов

3.1. Аттестация экстерна подразделяется на промежуточную (по отдельным учебным предметам, модулям, блокам, курсам, ступеням обучения) и итоговую.

Для получения документа государственного образца об уровне образования и квалификации экстерн проходит итоговую аттестацию в учреждении начального профессионального образования, организующем экстернат, реализующем программу начального профессионального образования в рамках конкретной профессии и имеющем государственную аккредитацию.

Проведение итоговой аттестации экстернов осуществляется в порядке, установленном соответствующим Положением об итоговой аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования, утвержденным Министерством образования Российской Федерации.

3.2. К итоговой аттестации допускаются экстерны, успешно прошедшие промежуточную аттестацию по отдельным блокам, модулям, предметам, курсам и ступеням обучения в рамках основной профессиональной образовательной программы, разработанной на основе государственного образовательного стандарта.

3.3. Порядок проведения промежуточной аттестации экстернов устанавливается учреждением начального профессионального образования самостоятельно. Экстерны, прошедшие промежуточную аттестацию по предметам одного курса, ступени обучения, переводятся на следующий курс, ступень обучения.

3.4. Результаты промежуточной аттестации фиксируются в специальной аттестационной ведомости (Приложение N 2), которая подписывается членами аттестационной комиссии, директором, заместителем директора по учебно-производственной работе и заверяется печатью образовательного учреждения.

3.5. Лица, не завершившие обучение в учреждении начального профессионального образования, освобождаются от промежуточной аттестации в порядке экстерната по отдельным блокам, модулям, предметам, курсам и ступеням обучения при наличии справки установленного образца с положительными оценками.

3.6. Экстерны, не явившиеся в аттестационный период на итоговую аттестацию по уважительной причине и представившие соответствующие подтверждающие документы, могут быть аттестованы в течение данного или следующего аттестационного периода.

3.7. Аттестацию экстерн проходит, как правило, в одном учреждении начального профессионального образования. При перемене места жительства и в других исключительных случаях экстерн получает справку, в которой указывается, когда и по каким предметам проводилась аттестация, полученные по ним оценки, что дает право экстерну закончить аттестацию в другом учреждении начального профессионального образования, реализующем профессиональные образовательные программы соответствующего уровня. Справка подписывается руководителем учреждения начального профессионального образования, его заместителем и не менее чем тремя преподавателями, проводившими аттестацию, и заверяется печатью учреждения.

3.8. Результаты итоговой аттестации экстернов фиксируются в протоколе аттестационной комиссии с пометкой "Экстернат" и подписываются всем составом комиссии.

3.9. Экстернам, прошедшим итоговую аттестацию в учреждении начального профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, выдается документ государственного образца об уровне образования и квалификации.

Выдача соответствующего документа регистрируется в книге установленного образца.

3.10. На лиц, получивших начальное профессиональное образование в форме экстерната, распространяются условия и порядок получения дипломов "с отличием", а также награждения золотой и серебряной медалью, установленные для выпускников государственных, муниципальных учреждений начального профессионального образования.

3.11. Экстерн, получивший по результатам итоговой аттестации неудовлетворительные оценки, допускается к повторной аттестации в сроки, установленные образовательным учреждением.

4. Финансовое обеспечение экстерната

4.1. Экстернат, как форма обучения в государственных, муниципальных учреждениях начального профессионального образования, осуществляется бесплатно, для получающих начальное профессиональное образование впервые.

4.2. Получение второго начального профессионального образования по одной и более специальностям в форме экстерната осуществляется на платной основе.

4.3. Оплата труда педагогических работников, привлекаемых для проведения промежуточной или итоговой аттестации, консультаций экстернов, осваивающих начальное профессиональное образование впервые, осуществляется в пределах имеющихся у учреждения начального профессионального образования финансовых средств и исходя из государственных (ведомственных, местных) нормативов.

4.4. Учреждения начального профессионального образования, ведущие работу с экстернами, должны планировать средства на оплату труда педагогических работников по приему устных и письменных экзаменов, зачетов, проведение собеседований, установочных и обзорных занятий, консультаций в следующих пределах:

- при получении начального профессионального образования группой экстернов, не превышающей установленную группонаполняемость по профессии, устанавливается 6 учебных часов для выполнения практического квалификационного задания и 5 учебных часов на проведение промежуточной или итоговой аттестации;

- на проверку письменных работ по предмету профессионального цикла 20 минут на каждую письменную работу;

- на устные экзамены, зачеты или собеседование при проведении промежуточной или итоговой аттестации 20 минут на одного экстерна;

- на выполнение практического квалификационного задания по профессии по 30 минут на одного экстерна;

- на проведение консультаций перед экзаменами по 1 часу на предмет, вынесенный на экзамен, зачет или собеседование.

Общее количество установочных и обзорных занятий не должно превышать 100 часов на 1 - 2 курсах и 150 часов в год на всех последующих курсах на учебную группу.

4.5. За указанные виды работ, если они осуществляются сверх учебной нагрузки, установленной педагогическому работнику при тарификации, производится почасовая оплата.

4.6. Привлечение педагогических работников и других специалистов к работе с экстернами, получающими начальное профессиональное образование на платной основе, осуществляется на условиях договора.

4.7. Экстерны, выпущенные за отчетный период года, учитываются в государственной статистической отчетности (форма 1) в графе "выпуск фактический" в общем количестве выпущенных, а в примечании отдельно указывают количество экстернов, прошедших итоговую аттестацию.

Приложения

Приложение N 1

ЗАЯВЛЕНИЕ

\r\n Вариант 1\r\n \r\n Директору ___________________________\r\n (полное наименование\r\n _____________________________________\r\n образовательного учреждения)\r\n От __________________________________\r\n (Ф.И.О. и адрес места\r\n _____________________________________\r\n жительства)\r\n \r\n ЗАЯВЛЕНИЕ\r\n \r\n Прошу принять меня на обучение по профессии (специальности)\r\n__________________________________________________________________\r\n (указать наименование в соответствии с утвержденным Перечнем)\r\nв форме экстерната на платной (бесплатной) основе.\r\n С условиями обучения согласен.\r\n \r\nДата Подпись\r\n \r\n \r\n \r\n Вариант 2\r\n \r\n Директору ___________________________\r\n (полное наименование\r\n _____________________________________\r\n образовательного учреждения)\r\n От __________________________________\r\n (Ф.И.О.)\r\n обучающегося в группе N _____________\r\n \r\n ЗАЯВЛЕНИЕ\r\n \r\n Прошу аттестовать меня в форме экстерната ____________________\r\n (указать: блок,\r\n__________________________________________________________________\r\n модуль, предмет, курс, ступень, а также наименование профессии\r\n__________________________________________________________________\r\n (специальности) или учебного предмета)\r\n С условиями аттестации согласен.\r\n \r\nДата Подпись

Приложение N 2

АТТЕСТАЦИОННАЯ ВЕДОМОСТЬ ЭКСТЕРНА

\r\n АТТЕСТАЦИОННАЯ ВЕДОМОСТЬ ЭКСТЕРНА\r\n \r\n__________________________________________________________________\r\n (полное наименование учреждения начального профессионального\r\n__________________________________________________________________\r\n образования, министерства по подчиненности)\r\nПрофессия ________________________________________________________\r\n (указать точное наименование согласно Перечню)\r\nСпециальность ____________________________________________________\r\n (указать точное наименование согласно Перечню)\r\nАттестуемый экстерн ______________________________________________\r\n (фамилия, имя, отчество)\r\nВид аттестации ___________________________________________________\r\n (записать: по блоку, модулю, предмету, курсу,\r\n ступени и т.п.)\r\n

Наименование
предмета,
блока,
модуля,
курса,
ступени
и т.п.
Объем 
часов по
предмету,
блоку,
модулю,
курсу,
ступени
и т.п.
Ф.И.О. 
членов
аттестационной
комиссии
Оценка 
прописью
Подписи 
членов
аттестационной
комиссии

\r\nДиректор ________________ Зам. директора по УПР _____________\r\n (подпись) (подпись)\r\n \r\n"___" ______________ 199_ г.\r\n \r\n М.П.