ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.12.2010 N 1215 "О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ В 2011 ГОДУ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КРЕДИТАМ, ПРИВЛЕКАЕМЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ВЫПОЛНЕНИЯ (РЕАЛИЗАЦИИ) ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА"



Постановление

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления в 2011 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса для целей выполнения (реализации) государственного оборонного заказа.

2. Министерству финансов Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусматривать средства на исполнение обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, предоставленным по кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса для целей выполнения (реализации) государственного оборонного заказа.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 декабря 2010 г. N 1215

ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В 2011 ГОДУ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КРЕДИТАМ, ПРИВЛЕКАЕМЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ВЫПОЛНЕНИЯ (РЕАЛИЗАЦИИ) ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2011 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса (далее - принципалы) для целей выполнения (реализации) государственного оборонного заказа на основе государственных контрактов, заключенных с Министерством обороны Российской Федерации в рамках государственной программы вооружения (далее соответственно - государственные контракты, гарантии), а также порядок исполнения обязательств по гарантиям.

2. Гарантия предоставляется в обеспечение исполнения обязательств принципала в части возврата до 100 процентов суммы кредита (погашения основного долга) по кредиту (в том числе по кредиту в рамках возобновляемой кредитной линии), привлеченному принципалом для целей выполнения (реализации) государственного оборонного заказа на основе государственных контрактов.

Гарантия не обеспечивает исполнение иных обязательств принципала по кредиту (кредитному договору), в том числе обязательств по уплате процентов за пользование кредитом, иных процентов, комиссий и неустойки (пеней и штрафов), по досрочному исполнению обязательств принципала по кредитному договору, в том числе в случае предъявления принципалу требований об их досрочном исполнении, не обеспечивает ответственность принципала за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по кредитному договору и причинение убытков.

3. Гарантия предоставляется по кредиту российского банка, имеющего генеральную лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций, и по кредиту государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее - кредиторы).

4. Гарантия предоставляется без взимания вознаграждения гаранта.

5. Исполнение гарантии ведет к возникновению права Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации требовать от принципала в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных кредитору по гарантии. Предоставление принципалом обеспечения исполнения обязательств по удовлетворению регрессных требований Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии не требуется.

6. Гарантия предоставляется при соблюдении следующих условий:

а) отсутствие у принципала просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, а также по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

б) невозбуждение в отношении принципала в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве);

в) открытие и ведение кредитором банковского счета принципала со специальным режимом использования (далее - специальный счет);

г) исполнение обязательств принципала по возврату суммы кредита (погашению основного долга) в соответствии с условиями кредитного договора в 2015 году.

7. Условия использования специального счета предусматривают следующие виды операций:

зачисление денежных средств на специальный счет для оплаты в пользу принципала поставок продукции (работ, услуг) в соответствии с условиями государственных контрактов;

списание денежных средств со специального счета:

в счет исполнения обязательств принципала по возврату суммы кредита (погашению основного долга), привлеченного принципалом для целей, указанных в пункте 1 настоящих Правил;

для удовлетворения регрессных требований Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии, которые возникнут в будущем.

Ведение иных расходных операций, в том числе списание денежных средств в оплату услуг банка по совершению операций по специальному счету, не допускается.

Ограничения в отношении операций по специальному счету, указанные в настоящем пункте, действуют до даты окончания действия гарантии или до даты полного удовлетворения регрессных требований Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии.

8. Гарантия предоставляется на сумму не менее 500 млн. рублей.

9. Отбор принципалов для получения гарантий осуществляет Министерство обороны Российской Федерации с учетом заданий государственного оборонного заказа в рамках государственной программы вооружения. Министерство обороны Российской Федерации представляет в Министерство финансов Российской Федерации перечень отобранных принципалов и государственных контрактов, заключенных с Министерством обороны Российской Федерации для целей выполнения (реализации) государственного оборонного заказа в рамках государственной программы вооружения и финансируемых с использованием кредитов (далее - перечень). В перечне должно быть указано (отдельно в отношении каждого принципала, государственного контракта и кредита):

а) полное наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика - принципала и кредитора, указанного принципалом;

б) реквизиты государственного контракта;

в) предельные сумма и срок кредита, привлекаемого для целей выполнения (реализации) государственного оборонного заказа на основе государственного контракта;

г) требуемая предельная сумма гарантии.

10. Принципалы, включенные Министерством обороны Российской Федерации в перечень, направляют в Министерство финансов Российской Федерации документы согласно пункту 2 приложения.

11. Министерство финансов Российской Федерации на основании перечня и документов, представленных принципалом в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, в течение 15 рабочих дней со дня их получения подготавливает и направляет в Правительство Российской Федерации проект акта Правительства Российской Федерации о предоставлении гарантии.

12. Правительство Российской Федерации принимает решение о предоставлении гарантий, в котором должно быть указано (отдельно в отношении каждого принципала, кредита и гарантии):

а) полное наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика - принципала и кредитора;

б) реквизиты государственного контракта;

в) предельные сумма и срок кредита, привлекаемого для целей выполнения (реализации) государственного оборонного заказа на основе государственного контракта;

г) предельная сумма гарантии.

13. Принципалы, в отношении которых Правительством Российской Федерации принято решение о предоставлении гарантий, представляют в Министерство финансов Российской Федерации документы по перечню, предусмотренному приложением к настоящим Правилам, не позднее 1 декабря 2011 г.

14. Министерство финансов Российской Федерации вправе принять решение о заключении договора о предоставлении гарантии и выдать гарантию при условии установления в указанном договоре обязательств принципала представить не позднее 1 августа 2011 г. включительно бухгалтерский отчет принципала (с приложением пояснительных записок) за 2010 год и аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности принципала за 2010 год (пункты 12 и 13 приложения к настоящим Правилам), если в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные документы не могут быть представлены принципалом до даты принятия Министерством финансов Российской Федерации такого решения.

В случае если по результатам проведенных Министерством финансов Российской Федерации совместно с агентом Правительства Российской Федерации, определяемым в установленном порядке (далее - агент Правительства Российской Федерации), проверок и анализа представленных принципалом документов будет установлено, что решение об одобрении (согласии) соответствующего органа управления принципала на совершение принципалом сделки по привлечению кредита, в обеспечение которого предоставлена гарантия, принято неуполномоченным органом управления принципала, принципал представляет необходимое решение об одобрении (согласии) соответствующего органа управления принципала на совершение принципалом сделки по привлечению кредита, в обеспечение которого предоставлена гарантия, до 1 ноября 2011 г. включительно.

В случае неисполнения принципалом в установленный срок обязательств, указанных в настоящем пункте, наступают последствия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

15. Документы, представляемые в Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил, прошиваются (каждый отдельно), подписываются или заверяются (за исключением нотариально заверенных копий) уполномоченным лицом юридического лица, подпись которого скрепляется печатью соответствующего юридического лица.

Документы и иные материалы, полученные Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с настоящими Правилами, не возвращаются.

16. Министерство финансов Российской Федерации совместно с агентом Правительства Российской Федерации осуществляет проверку и анализ документов, представленных в соответствии с пунктами 13 и 14 настоящих Правил, на соответствие установленным настоящими Правилами требованиям.

17. Министерство финансов Российской Федерации в течение 30 календарных дней со дня получения полного пакета документов, представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил, на основании результатов проверок и иных мероприятий, проведенных в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил, принимает решение о заключении договора о предоставлении гарантии.

18. В договоре о предоставлении гарантии, заключаемом Министерством финансов Российской Федерации с агентом Правительства Российской Федерации, кредитором и принципалом, в том числе указываются:

а) условия предоставления и исполнения гарантии;

б) права и обязанности сторон;

в) порядок и условия сокращения предельной суммы гарантии при исполнении гарантии и (или) исполнении обязательств принципала, обеспеченных гарантией;

г) обязательство кредитора и принципала представлять в Министерство обороны Российской Федерации информацию о целевом использовании привлеченного под гарантию кредита и исполнении принципалом обязательств по кредитному договору, меры ответственности кредитора и принципала за ненадлежащее исполнение обязательств по предоставлению соответствующей информации;

д) меры ответственности принципала за нецелевое использование привлеченного под гарантию кредита;

е) обязательство кредитора и принципала предварительно согласовывать с гарантом изменения, которые вносятся в кредитный договор и договор об открытии и ведении специального счета;

ж) право Министерства финансов Российской Федерации в одностороннем порядке расторгнуть договор о предоставлении гарантии и отозвать гарантию в случае внесения не согласованных с ним изменений, указанных в подпункте "е" настоящего пункта;

з) порядок удовлетворения принципалом регрессных требований Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии.

19. По поручению Министерства финансов Российской Федерации агент Правительства Российской Федерации от имени и в интересах Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в том числе осуществляет:

а) проверку и анализ документов, представленных в соответствии с пунктами 13 и 14 настоящих Правил, на соответствие установленным настоящими Правилами требованиям, подготовку и представление в Министерство финансов Российской Федерации соответствующих заключений;

б) ведение аналитического учета предоставленных гарантий, обязательств принципалов и иных лиц в связи с предоставлением и исполнением гарантий;

в) анализ финансового состояния принципалов после предоставления гарантий в течение срока действия гарантий и срока действия договоров о предоставлении гарантий не реже 1 раза в год, а также подготовку и представление в Министерство финансов Российской Федерации соответствующих заключений;

г) анализ предъявленного гаранту требования кредитора об исполнении гарантии с прилагаемыми документами на предмет обоснованности и соответствия указанного требования и прилагаемых документов условиям гарантии;

д) предъявление регрессных требований к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии;

е) меры по возврату (взысканию) задолженности принципала и иных лиц перед Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации, возникшей в связи с предоставлением и исполнением гарантии.

20. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательства, обеспечиваемого гарантией, увеличенным на 70 календарных дней.

21. Гарантия вступает в силу со дня ее подписания.

22. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность перед кредитором по обязательствам принципала, обеспеченным гарантией.

23. Кредиты, обеспеченные гарантиями, являются целевыми и направляются только на выполнение (реализацию) государственного оборонного заказа на основе государственных контрактов. Контроль за целевым использованием кредитов, обеспеченных гарантиями, и исполнением принципалами обязательств по кредитным договорам осуществляет Министерство обороны Российской Федерации в установленном им порядке на основании сведений (отчетов), представляемых принципалами и кредиторами.

Отчеты об использовании принципалами кредитов, обеспеченных гарантиями, а также об исполнении принципалами обязательств по кредитным договорам представляются Министерством обороны Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по формам, устанавливаемым Министерством финансов Российской Федерации.

В случае установления Министерством обороны Российской Федерации фактов нецелевого использования кредита, обеспеченного гарантией, в отчете указываются размер средств, направленных на нецелевое использование, и календарный период их нецелевого использования.

24. Принципал несет ответственность за нецелевое использование кредита, обеспеченного гарантией, за ненадлежащее исполнение обязательств по предоставлению информации о целевом использовании привлеченного под гарантию кредита и исполнении принципалом обязательств по кредитному договору в порядке, установленном договором о предоставлении гарантии.

Кредитор несет ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по предоставлению информации о целевом использовании привлеченного под гарантию кредита и исполнении принципалом обязательств по кредитному договору в порядке, установленном договором о предоставлении гарантии.

25. Гарантийный случай по гарантии наступает при неисполнении принципалом обязательств перед кредитором по возврату суммы кредита (погашению основного долга) в срок, установленный кредитным договором. До предъявления Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации требования об исполнении гарантии кредитор не позднее 30 календарных дней со дня наступления гарантийного случая предъявляет принципалу требование об исполнении просроченных обязательств по возврату суммы кредита (погашению основного долга). Если принципал в течение 30 календарных дней со дня предъявления ему кредитором требования об исполнении просроченных обязательств по возврату суммы кредита (погашению основного долга) не удовлетворит указанное требование или не даст ответ кредитору, требование об исполнении гарантии может быть предъявлено Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в течение срока, на который предоставлена гарантия, с приложением документов, указанных в гарантии.

26. Датой предъявления Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации требования кредитора об исполнении гарантии является дата его поступления в Министерство финансов Российской Федерации.

27. По получении требования кредитора об исполнении гарантии Министерство финансов Российской Федерации уведомляет принципала и агента Правительства Российской Федерации о предъявлении указанного требования.

28. Министерство финансов Российской Федерации при участии агента Правительства Российской Федерации в течение 10 рабочих дней рассматривает требование кредитора об исполнении гарантии с прилагаемыми к нему документами на предмет его обоснованности и соответствия условиям гарантии. Министерство финансов Российской Федерации вправе выдвигать в отношении указанного требования возражения, которые мог бы представить принципал, даже в том случае, если принципал отказался их представить и (или) признал свой долг.

29. В случае признания требования кредитора об исполнении гарантии с прилагаемыми к нему документами обоснованным и соответствующим условиям гарантии Министерство финансов Российской Федерации в течение 30 календарных дней со дня его предъявления исполняет обязательство по гарантии в размере суммы неисполненных просроченных обязательств принципала по возврату суммы кредита (погашению основного долга), обеспеченных гарантией, но не более суммы гарантии.

30. Исполнение гарантии не может осуществляться ранее предусмотренных кредитным договором первоначально установленных сроков (графиков) исполнения обязательств принципала, действовавших на момент вступления в силу кредитного договора, в том числе в случае предъявления кредитором принципалу требования об их досрочном исполнении.

31. Регрессное требование Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии подлежит удовлетворению в течение 5 рабочих дней со дня его предъявления принципалу.

32. В случае признания требования кредитора об исполнении гарантии с прилагаемыми к нему документами необоснованным и (или) не соответствующим условиям гарантии Министерство финансов Российской Федерации в течение 30 календарных дней со дня предъявления указанного требования направляет кредитору мотивированное уведомление об отказе в удовлетворении этого требования.

Приложение

Приложение
к Правилам предоставления
в 2011 году государственных
гарантий Российской Федерации
по кредитам, привлекаемым организациями
оборонно-промышленного комплекса
для целей выполнения (реализации)
государственного оборонного заказа

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ В МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИНЦИПАЛОМ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГАРАНТИИ

1. Заявление принципала о предоставлении гарантии с указанием полного наименования, юридического адреса и идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и основного государственного регистрационного номера (ОГРН) принципала и кредитора, суммы, срока и цели кредита, реквизитов государственного контракта и требуемой предельной суммы гарантии.

2. Нотариально заверенные копии учредительных документов принципала и кредитора со всеми приложениями и изменениями.

3. Нотариально заверенные копии документов, подтверждающих факт внесения записи о принципале и кредиторе как юридических лицах в Единый государственный реестр юридических лиц.

4. Нотариально заверенная копия генеральной лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление кредитором банковских операций (кроме случая, когда кредитором является государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)").

5. Нотариально заверенная копия кредитного договора со всеми приложениями и изменениями.

6. Документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица) принципала и кредитора на совершение сделок от имени принципала и кредитора, главного бухгалтера принципала и кредитора (решение об избрании, приказ о назначении, приказ о вступлении в должность, трудовой контракт, доверенность и др.), а также нотариально заверенные образцы подписей указанных лиц и оттиска печати принципала и кредитора.

7. Документы, подтверждающие одобрение (согласие) уполномоченного органа управления принципала и кредитора на совершение сделки по привлечению (предоставлению) кредита (в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, учредительными и иными документами принципала и кредитора), в обеспечение которой предоставляется гарантия.

8. Справка принципала об отсутствии просроченной (неурегулированной) задолженности принципала по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.

9. Справки налогового органа, территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации о состоянии расчетов принципала соответственно по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, подтверждающие отсутствие недоимки по уплате налогов, сборов и обязательных платежей, а также задолженности по уплате процентов за пользование бюджетными средствами, пеней, штрафов и иных финансовых санкций. Если в период между датой подачи документов и датой принятия Министерством финансов Российской Федерации решения о заключении договора о предоставлении гарантии наступает очередная отчетная дата, указанные справки с обновленными сведениями представляются в Министерство финансов Российской Федерации дополнительно.

10. Справка принципала, подтверждающая, что в отношении его не возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) и не введена процедура банкротства в установленном законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) порядке.

11. Нотариально заверенная копия договора об открытии и ведении специального счета с приложением выписок с указанного счета, подтверждающих его открытие.

12. Бухгалтерские отчеты принципала с приложением пояснительных записок за последний год, предшествующий году обращения с заявлением о предоставлении гарантии, и на последнюю отчетную дату по установленным Министерством финансов Российской Федерации формам с отметкой налогового органа об их принятии. Если в период между датой подачи документов и датой принятия Министерством финансов Российской Федерации решения о заключении договора о предоставлении гарантии наступает очередная дата представления бухгалтерской отчетности принципала, указанная отчетность представляется в Министерство финансов Российской Федерации дополнительно.

Бухгалтерские отчеты принципала с приложением пояснительных записок за последний год, предшествующий году обращения с заявлением о предоставлении гарантии, могут быть представлены после предоставления гарантии, но не позднее 1 августа 2011 г.

13. Аудиторские заключения о достоверности бухгалтерской отчетности принципала за последний год, предшествующий году обращения с заявлением о предоставлении гарантии (для юридических лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны проходить ежегодную аудиторскую проверку).

Указанные аудиторские заключения могут быть представлены после предоставления гарантии, но не позднее 1 августа 2011 г.

14. Заключение кредитора, содержащее выводы о возможности (способности) принципала надлежащим образом исполнять свои обязательства (включая обязательства перед кредитором по кредитному договору) самостоятельно, без учета предоставляемой гарантии, при условии исполнения Министерством обороны Российской Федерации обязательств по оплате поставок продукции (работ, услуг) по соответствующему государственному контракту.