ПИСЬМО Минфина РФ от 22.12.92 N 09-05-12, Минприроды РФ от 21.12.92 N 04-04/72-6344 (ред. от 23.05.95) "ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, УЧРЕЖДЕНИЯМИ, ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ГРАЖДАНАМИ, ИНОСТРАННЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И ГРАЖДАНАМИ СРЕДСТВ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 1993 г. N 162
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок направления средств разработан на основании Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 и во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации от 29 июня 1992 г. N 442 "О Федеральном экологическом фонде Российской Федерации и экологических фондах на территории Российской Федерации", от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
2. Порядок регулирует направление в Федеральный экологический фонд Российской Федерации и территориальные государственные внебюджетные экологические фонды <*> средств (в том числе валютных), поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан <**>.
<*> Далее экологические фонды.
<**> Далее предприятия и граждане.
3. Счета экологических фондов (в т.ч. валютные) открываются решениями органов представительной и исполнительной власти в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
II. ИСТОЧНИКИ ПОСТУПЛЕНИЯ СРЕДСТВ В ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫВ экологические фонды поступают средства от предприятий и граждан в виде платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, другие виды загрязнения; сумм по искам о возмещении вреда, штрафов за экологические правонарушения; средств от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции, инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц.
1. Поступление платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения.
1.1. Плата производится:
за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, за другие виды загрязнения и размещение отходов.
1.2. Указанная плата перечисляется плательщиками на счета экологических фондов и в доход республиканского бюджета Российской Федерации в бесспорном порядке, предусмотренном Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (статья 20, пункт 4) с учетом требований, установленных п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3256-1 "О мерах по обеспечению сбора и поступления налоговых платежей в республиканский бюджет Российской Федерации" и другими нормативными актами.
1.3. Конкретные размеры платы за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов устанавливаются в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", а также в соответствии с другими инструктивно-нормативными документами, разрабатываемыми и утверждаемыми Минприроды России по согласованию с Минфином России и Минэкономики России.
2. Поступление сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения.
2.1. Штрафы взимаются за экологические правонарушения и в размерах, определенных действующим законодательством - Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (статья 84), Земельным кодексом РСФСР (статья 125), Водным законодательством и другими законодательными актами и решениями правительства Российской Федерации.
2.2. Штрафы налагаются в пределах компетенции специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации (в т.ч. органами в области охраны природы, санитарно-эпидемиологического надзора и другими). Конкретный размер налагаемого штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда.
2.3. Расчет сумм по возмещению вреда производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния природного объекта с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
3. Поступление средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконнодобытой с их помощью продукции.
3.1. Государственные органы, осуществляющие контроль за установленными правилами ведения охоты, охотничьего хозяйства, использования рыбных запасов и т.п. конфискуют у предприятий, организаций и частных лиц орудия охоты и рыболовства, а также незаконнодобытую с их помощью продукцию в случае нарушения указанных правил в соответствии с предоставленными правами.
3.2. Реализация конфискованных средств и добытой с их помощью продукции осуществляется в установленном законом порядке и полученные суммы зачисляются на счета экологических фондов.
4. Поступление инвалютных средств.
4.1. С юридических и физических лиц - нерезидентов плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, другие виды загрязнения, штрафы за экологические правонарушения и суммы по решениям и определениям судов по искам о возмещении вреда взимаются в иностранной валюте или в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день уплаты.
4.2. Внесение платежей за загрязнение и размещение отходов производится в соответствии с пунктом 1 раздела II, а штрафов и исков по возмещению вреда - с пунктом 2 раздела II настоящего Порядка.
4.3. Поступающие инвалютные средства (включая добровольные взносы и пожертвования предприятий и граждан в инвалюте, а также средства, указанные в пункте 3.1, если реализация произведена за валюту) зачисляются на специальные валютные счета, открываемые в установленном порядке в отделениях банков непосредственно экологическими фондами.
5. Поступление средств, полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фондов в деятельности предприятий и иных юридических лиц.
5.1. Указанные средства зачисляются на отдельные субсчета экологических фондов по мере их поступления.
III. ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ СРЕДСТВ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФОНД И В ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ, АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ, ГОРОДОВ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА1. Средства, поступающие от предприятий и граждан, указанные в пунктах 1 - 4 раздела II настоящего Порядка аккумулируются на счетах экологических фондов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов <*>, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
В соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" средства экологических фондов распределяются затем в следующем порядке:
- 60% средств направляется на реализацию природоохранительных мероприятий местного (городского, районного) значения с зачислением соответствующих сумм на счета городских, районных экологических фондов;
- 30% средств остается в распоряжении экологических фондов, указанных в пункте 1 настоящего раздела для финансирования мероприятий соответствующего значения;
- 10% средств перечисляются в Федеральный экологический фонд Российской Федерации на реализацию природоохранительных мероприятий федерального значения.
<*> В случае непосредственного вхождения автономных округов в состав Российской Федерации.
2. Средства, полученные в результате собственной деятельности экологических фондов, (пункт 5, раздел II) - аккумулируются непосредственно на счетах этих фондов.
IV. СРОКИ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ СРЕДСТВ В ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ И ПРОЦЕДУРА ИХ ОФОРМЛЕНИЯ(в ред. Письма Минприроды РФ, Минфина РФ от 23.05.95)
1. Перечисление в экологически фонды средств, вносимых в виде платы за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов предприятиями осуществляется ежеквартально в следующие сроки:
- в случае перечисления плановых платежей не позднее 20 числа последнего месяца квартала;
- при перечислении фактических (скорректированных) платежей плата вносится за I - III кварталы не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В IV квартале эти предприятия перечисляют в экологические фонды плановые платежи не позднее 20 числа декабря месяца. Перерасчет платы за IV квартал отчетного года производится в январе месяце следующего года и вносится на счет экологического фонда не позднее 20 числа этого месяца. Этот же срок для перерасчета платы устанавливается для предприятий, вносивших плановые платежи в течение всего отчетного года.
2. Исключен.
(в ред. Письма Минприроды РФ, Минфина РФ от 23.05.95)
3. Экологические фонды республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов перечисляют соответствующую часть средств (пункт 1 раздела II ) в Федеральный экологический фонд и в местные экологические фонды в течение 10 дней после срока поступления соответствующих платежей за отчетный квартал на их счета.
4. После истечения срока, установленного для внесения платежа - в соответствии с действующим законодательством предприятие уплачивает пени в размере 0,7 процента от суммы невнесенного платежа за каждый календарный день просрочки, начиная со дня, следующего за установленным сроком внесения платежа, по день фактической уплаты включительно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" (п. 24).
(в ред. Письма Минприроды РФ, Минфина РФ от 23.05.95)
: Пункт 4 признан незаконным и не подлежащим применению в части размера пени (Решение Верховного Суда РФ от 22.03.2000 N ГКПИ 00-198).
Аналогичный порядок уплаты пени устанавливается для экологических фондов, указанных в пункте 3 настоящего раздела, при нарушении ими сроков перечисления причитающихся средств в Федеральный экологический фонд и местные экологические фонды.
5. Суммы платежей, излишне внесенных в экологический фонд засчитываются предприятию в счет платы следующего квартала либо могут быть возвращены плательщику по его письменному заявлению в течение 30 дней с даты поступления заявления.
6. При перечислении средств платежным поручением плательщик в графе "назначение платежа" указывает оплачиваемый вид загрязнения: "платеж за загрязнение атмосферы стационарными источниками", "платеж за загрязнение атмосферы передвижными источниками", "платеж за загрязнение водных объектов" и т.п., а также за какой период (квартал) он производится.
7. Плательщик имеет право осуществлять перечисление причитающегося платежа за различные виды загрязнения как отдельными платежными поручениями, так и одним платежными поручением, в котором суммируются все виды платежей. В этом случае в графе "назначение платежа" платежного поручения (либо в реестре к нему) производится расшифровка причитающейся к перечислению суммы по видам загрязнения.
8. Платежное поручение на перечисление причитающихся согласно расчету платежей в соответствующий экологический фонд, сдается плательщиком в обслуживающее его учреждение банка не позднее дня наступления срока платежа. Если платежи за загрязнение окружающей природной среды сверх предельно допустимых нормативов равны или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, то специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и соответствующими органами исполнительной власти рассматривается вопрос о приостановке или прекращении деятельности соответствующего предприятия.
9. Установленные в пунктах 1 - 5 настоящего раздела сроки и процедура оформления платежей относятся к плате, вносимой за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов по утвержденным в установленном порядке нормативам.
10. Перечисление сумм по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения производится на счета экологических фондов предприятиями и гражданами в добровольном порядке или же в течение 15 дней после вступления решения суда (арбитражного суда) в законную силу либо в иные, устанавливаемые им сроки, а в случае отсутствия в них необходимых средств - в порядке и сроки, также определяемые решением суда (арбитражного суда).
11. Средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции - зачисляются непосредственно на счета экологических фондов или же в течение 15 дней перечисляются со счетов других организаций, которые проводили реализацию орудий охоты, рыболовства и продукции <*>.
Ответственность за своевременное перечисление вышеуказанных средств на счета экологических фондов несут в установленном порядке должностные лица органов, осуществляющие взыскание этих средств.
<*> Поощрение работников соответствующих государственных органов и общественных инспекторов за счет средств, указанных в пунктах 2.2 и 3.2 раздела II настоящего Порядка, производится на основании нормативных актов Правительства Российской Федерации или в ином, определяемом им порядке.
12. В бухгалтерском учете предприятий - плательщиков операции по перечислению средств в экологические фонды отражаются в следующем порядке:
- платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, уровни вредного воздействия, лимиты размещения отходов, осуществляемые за счет себестоимости продукции (работ, услуг) отражаются на дебете счета 20 "Основное производство" и кредите счета 67 "Расчеты по внебюджетным платежам", а также на дебете счета 67 и кредите счета 51 "Расчетный счет"
- платежи за превышение предельно допустимых выбросов, сбросов, уровней вредного воздействия, лимитов размещения отходов, штрафов за экологические правонарушения, платежи в возмещение причиненного вреда - осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей и отражаются на дебете счета 81 "Использование прибыли" и кредите счета 67 "Расчеты по внебюджетным платежам", а также на дебете счета 67 и кредите счета 51 "Расчетный счет".
13. Операции по зачислению поступающих в экологические фонды средств отражаются на дебете счета 51 "Расчетный счет" и кредите счета 96 "Целевые финансирование и поступление".
V. КОНТРОЛЬ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ СРЕДСТВ В ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ(в ред. Письма Минприроды РФ, Минфина РФ от 23.05.95)
1. Контроль за поступлением средств в экологические фонды осуществляют соответствующие комитеты по экологии и природным ресурсам, которые ведут учет плательщиков и сумм поступающих платежей, получают от предприятий - плательщиков необходимые для осуществления деятельности по формированию фондов, сведения и расчеты по устанавливаемым ими формам, осуществляют проверку полноты внесения причитающихся средств, достоверности представленных сведений. Минприроды России, территориальным статистическим органам по полугодиям представляется отчет о поступлении и расходовании средств экологического фонда (форма N 1 - экофонд), утвержденный Госкомстатом России.
(в ред. Письма Минприроды РФ, Минфина РФ от 23.05.95)
2. Споры между плательщиками и контролирующими органами по вопросу взимания платежей рассматриваются судами и арбитражными судами.
Заместитель министра финансов
Российской Федерации
А.А.КРАСНОПИВЦЕВ
Заместитель министра экологии
и природных ресурсов
Российской Федерации
А.А.АВЕРЧЕНКО
Согласовано
Заместитель Председателя
Центрального банка
Российской Федерации
Т.В.ПАРАМОНОВА