ЗАКОН РФ от 15.04.93 N 4804-I (ред. от 23.07.2013 с изменениями, вступившими в силу 24.08.2013) "О ВЫВОЗЕ И ВВОЗЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ"



15 апреля 1993 года N 4804-1

Настоящий Закон имеет целью сохранение культурного наследия народов Российской Федерации.

Наряду с законодательством Российской Федерации о государственной границе и законодательством Российской Федерации о таможенном деле настоящий Закон направлен на защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ )

Закон призван также способствовать развитию международного культурного сотрудничества, взаимному ознакомлению народов Российской Федерации и других государств с культурными ценностями друг друга.

Законодательство Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о культуре состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных законодательных актов.

Статья 2. - Утратила силу.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ )

Установленный настоящим Законом порядок вывоза и ввоза культурных ценностей применяется ко всем культурным ценностям независимо от формы собственности.

Положения настоящего Закона обязательны для всех физических и юридических лиц, находящихся и (или) осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, а также для всех органов власти и управления, должностных лиц Российской Федерации.

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

Вывоз культурных ценностей - перемещение любыми лицами в любых целях через Государственную границу Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на территории Российской Федерации, без обязательства их обратного ввоза.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ )

Ввоз культурных ценностей - перемещение любыми лицами в любых целях через Государственную границу Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на территории иностранного государства, без обязательства их обратного вывоза.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ )

Временный вывоз культурных ценностей - перемещение любыми лицами в любых целях через Государственную границу Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на территории Российской Федерации, с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ )

Временный ввоз культурных ценностей - перемещение любыми лицами в любых целях через Государственную границу Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на территории иностранного государства, с обязательством их обратного вывоза в оговоренный срок.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ )

Коллекция культурных ценностей - совокупность однородных либо подобранных по определенному признаку разнородных предметов, которые, независимо от культурной ценности каждого из них, собранные вместе имеют историческое, художественное, научное или иное культурное значение.

Для целей настоящего Закона под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, а именно:

культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами Российской Федерации;

культурные ценности, имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации;

культурные ценности, обнаруженные на территории Российской Федерации;

культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно-научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;

культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов;

культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.

Под действие настоящего Закона подпадают следующие категории предметов:

исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

археологические предметы в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ " Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 245-ФЗ )

художественные ценности, в том числе:

картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;

оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;

оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;

художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;

гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;

произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;

изделия традиционных народных художественных промыслов;

составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;

старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;

редкие рукописи и документальные памятники;

архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;

уникальные и редкие музыкальные инструменты;

почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;

старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;

редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;

другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

Действие настоящего Закона не распространяется на современные сувенирные изделия, предметы культурного назначения серийного и массового производства.

1. Вывозу из Российской Федерации не подлежат следующие категории культурных ценностей:

движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, независимо от времени их создания;

движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки;

культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

2. Запрет на вывоз культурных ценностей по иным основаниям не допускается.

Физические и юридические лица имеют право на вывоз в порядке, установленном настоящим Законом, ввезенных на территорию Российской Федерации культурных ценностей, созданных более 100 лет назад.

В соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации культурные ценности, незаконно вывезенные с ее территории и незаконно ввезенные на ее территорию, подлежат возвращению.

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане или лица без гражданства, внесшие большой вклад в дело возвращения культурных ценностей в Российскую Федерацию, награждаются Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета Российской Федерации и другими знаками отличия, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

С согласия лиц, принесших в дар государству культурные ценности, возвращенные в Российскую Федерацию, дару присваивается имя дарителя.

Министерство культуры Российской Федерации, Государственная архивная служба России, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, выполняют в пределах своей компетенции функции органов государственного регулирования вывоза и ввоза культурны ценностей и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза в рамках Евр АзЭС (далее - Таможенный союз) и законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ )

Специально уполномоченным органом государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей является федеральная служба по сохранению культурных ценностей.

Возложенные на нее задачи федеральная служба по сохранению культурных ценностей осуществляет во взаимодействии с Министерством культуры Российской Федерации, Государственной архивной службой России, таможенными органами, органами внутренних дел, федеральными органами государственной безопасности Российской Федерации, иными правоохранительными органами.

В качестве коллегиального органа по вопросам вывоза и ввоза культурных ценностей образуется Межведомственный совет по вопросам вывоза и ввоза культурных ценностей.

Состав Межведомственного совета по вопросам вывоза и ввоза культурных ценностей и положение о нем утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации.

1. Федеральная служба по сохранению культурных ценностей:

составляет перечень культурных ценностей, подпадающих под действие настоящего Закона, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;

принимает решения о возможности вывоза, временного вывоза культурных ценностей;

обеспечивает экспертизу культурных ценностей, заявленных к вывозу, временному вывозу, а также при их возврате после временного вывоза;

выдает свидетельства на право вывоза, временного вывоза культурных ценностей;

взимает специальный сбор за право вывоза, временного вывоза культурных ценностей;

осуществляет контроль за соблюдением правил внешнеэкономической деятельности, относящейся к культурным ценностям;

осуществляет регистрацию ввозимых, временно ввозимых культурных ценностей;

организует широкое оповещение общественности в Российской Федерации и за ее пределами о фактах пропажи, утраты, хищения культурных ценностей;

принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации меры по восстановлению законных прав собственников культурных ценностей при незаконных вывозе, ввозе культурных ценностей и передаче права собственности на них.

2. Межведомственный совет по вопросам вывоза и ввоза культурных ценностей принимает решения по ходатайствам об изъятиях, предусмотренных в статье 37 настоящего Закона, а также рассматривает спорные вопросы, возникающие при применении настоящего Закона.

3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, силами специализированной службы осуществляет в таможенных пунктах контроль за порядком вывоза и ввоза культурных ценностей, установленным настоящим Законом.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ )

Экспертизу заявленных к вывозу, временному вывозу, а также возвращенных после временного вывоза культурных ценностей осуществляют уполномоченные Министерством культуры Российской Федерации и Государственной архивной службой России на осуществление этой деятельности специалисты музеев, архивов, библиотек, реставрационных и научно-исследовательских организаций и иные специалисты.

Вывоз культурных ценностей, не подпадающих под действие пункта 1 статьи 9 настоящего Закона, может осуществляться в соответствии с решением о возможности их вывоза, принимаемым государственными органами, определенными настоящим Законом.

(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 150-ФЗ )

Культурные ценности, заявленные к вывозу, подлежат обязательной экспертизе.

Отказ лица, ходатайствующего о вывозе культурных ценностей, представить на экспертизу заявленные к вывозу предметы рассматривается как отказ заявителя от их вывоза.

В случае, если результаты экспертизы дают основание для внесения заявленного к вывозу предмета в государственные охранные списки или реестры, материалы экспертизы передаются в соответствующие государственные органы независимо от согласия лица, ходатайствующего о вывозе этого предмета.

При несогласии заявителя с заключением экспертизы предмет, заявленный к вывозу, представляется на рассмотрение Государственной экспертной комиссии Министерства культуры Российской Федерации или Государственной экспертной комиссии Государственной архивной службы России.

Порядок проведения экспертизы определяется Положением о порядке экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

При принятии решения о возможности вывоза культурных ценностей соответствующим государственным органом выдается свидетельство на право вывоза культурных ценностей.

Свидетельство на право вывоза культурных ценностей является основанием для пропуска указанных ценностей через Государственную границу Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ )

Вывоз культурных ценностей без указанного свидетельства запрещается.

Форма свидетельства на право вывоза культурных ценностей утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ )

Порядок предоставления права вывоза и ввоза культурных ценностей, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, регулируется настоящим Законом, законодательством Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации об обороте драгоценных металлов и драгоценных камней.

Порядок предоставления права вывоза и ввоза различных видов оружия, имеющих историческую, художественную, научную или иную культурную ценность, регулируется настоящим Законом и иными соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Порядок вывоза и ввоза культурных ценностей, установленный настоящим Законом, распространяется на лиц, обладающих дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Личный багаж указанных лиц может быть подвергнут таможенному досмотру в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ )

Ввозимые культурные ценности подлежат таможенному контролю и специальной регистрации в порядке, установленном федеральной службой по сохранению культурных ценностей совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ )

В соответствии с международными договорами Российской Федерации или в связи с запросами компетентных органов иностранных государств ввоз культурных ценностей, в отношении которых объявлен розыск, запрещается.

Такие ценности подлежат задержанию с целью их последующего возвращения законным собственникам.

При транзите культурных ценностей через территорию Российской Федерации, таможенным органам Российской Федерации представляется документ, свидетельствующий о том, что культурные ценности ввозятся исключительно с целью транзита на условиях, определяемых таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле и международными договорами Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ )

Вывоз культурных ценностей путем пересылки в почтовых отправлениях производится в соответствии с правилами, установленными настоящим Законом, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле и действующим на территории Российской Федерации уставом связи.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ )

Временный вывоз культурных ценностей осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими, а также физическими лицами:

для организации выставок;

для осуществления реставрационных работ и научных исследований;

в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью;

в иных необходимых случаях.

Ходатайства о временном вывозе рассматриваются исключительно в отношении культурных ценностей, подпадающих под действие третьего, четвертого, пятого абзацев пункта 1 статьи 9 настоящего Закона.

Решение о возможности временного вывоза культурных ценностей принимается государственными органами, определенными настоящим Законом. При этом решение о возможности временного вывоза культурных ценностей, находящихся на постоянном хранении в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, иных государственных хранилищах культурных ценностей, может быть принято только с согласия Министерства культуры Российской Федерации, Государственной архивной службы России или соответствующего органа исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение, ходатайствующее о временном вывозе культурных ценностей.

Ходатайство о временном вывозе культурных ценностей подается собственником культурных ценностей или уполномоченным им лицом в федеральную службу по сохранению культурных ценностей. О принятом решении заявителю должно быть сообщено не позднее чем через три месяца после официального приема ходатайства.

Решение федеральной службы по сохранению культурных ценностей может быть оспорено собственником заявленных к временному вывозу культурных ценностей в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

Временно вывозимые культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, иных государственных хранилищах, не могут быть использованы в качестве обеспечения кредита или служить предметом залога.

При принятии решения о возможности временного вывоза культурных ценностей федеральной службой по сохранению культурных ценностей выдается свидетельство на право временного вывоза культурных ценностей.

Свидетельство на право временного вывоза культурных ценностей является основанием для пропуска указанных ценностей через Государственную границу Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ )

Временный вывоз культурных ценностей без указанного свидетельства запрещается.

1. При временном вывозе культурных ценностей государственными и муниципальными музеями, архивами, библиотеками, иными государственными хранилищами культурных ценностей к заявлению о временном вывозе культурных ценностей прилагаются:

договор с принимающей стороной о целях и условиях временного вывоза культурных ценностей;

документ, подтверждающий коммерческое страхование временно вывозимых культурных ценностей с обеспечением всех случаев страховых рисков, либо документ о государственной гарантии финансового покрытия всех рисков, предоставленный страной, принимающей культурные ценности;

документально подтвержденные гарантии принимающей стороны и гарантии государственных органов страны назначения в отношении сохранности и возврата временно вывозимых культурных ценностей.

2. При временном вывозе культурных ценностей иными юридическими, а также физическими лицами, органами власти и управления, должностными лицами к заявлению о временном вывозе культурных ценностей прилагаются:

свидетельство о внесении временно вывозимых культурных ценностей в установленные законом Российской Федерации охранные списки или реестры;

подтверждение об извещении соответствующего государственного органа, взявшего культурные ценности на государственную охрану, об их временном вывозе;

договор с принимающей стороной о целях и условиях временного вывоза культурных ценностей;

документально подтвержденные гарантии принимающей стороны и гарантии государственных органов страны назначения в отношении сохранности и возврата культурных ценностей.

2.1. Заявитель вправе не прилагать к заявлению документы, указанные в абзацах втором и третьем пункта 2 настоящей статьи. В случае, если документы, указанные в абзацах втором и третьем пункта 2 настоящей статьи, не представлены заявителем, при рассмотрении ходатайства о временном вывозе культурных ценностей орган, указанный в статье 29 настоящего Закона, проверяет на основании имеющихся в таком органе сведений факт совершения действий, подтверждаемых документами, предусмотренными абзацами вторым и третьим пункта 2 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ )

3. Временный вывоз культурных ценностей может быть осуществлен при условии заключения между ходатайствующей стороной и федеральной службой по сохранению культурных ценностей договора о возврате временно вывозимых культурных ценностей. Содержащееся в указанном договоре требование возврата культурных ценностей обеспечивается залогом временно вывозимых культурных ценностей с оставлением предмета залога у залогодателя, осуществляемом в соответствии с Законом Российской Федерации "О залоге".

В ходатайстве о временном вывозе культурных ценностей может быть отказано по следующим основаниям:

при отсутствии со стороны физического или юридического лица, осуществляющего временный вывоз, гарантий обратного ввоза культурных ценностей, предоставляемых в порядке, предусмотренном настоящим Законом;

если состояние культурных ценностей, заявленных к временному вывозу, не позволяет изменять условия их хранения;

если не определен собственник культурных ценностей, заявленных к временному вывозу, а также если культурные ценности являются предметом спора о праве собственности;

если в стране, в которую предполагается осуществить временный вывоз культурных ценностей, произошло стихийное бедствие, имеют место вооруженные конфликты, другие обстоятельства, препятствующие обеспечению сохранности временно вывозимых культурных ценностей.

В ходатайстве о временном вывозе культурных ценностей может быть также отказано при отсутствии у Российской Федерации дипломатических отношений с государством, в которое предполагается осуществить временный вывоз культурных ценностей.

Условия договора о целях и условиях временного вывоза культурных ценностей с принимающей культурные ценности стороной не подлежат изменению после выдачи свидетельства на право временного вывоза культурных ценностей.

После выдачи свидетельства на право временного вывоза культурных ценностей эти ценности не могут служить предметом договора о залоге как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

Культурные ценности, возвращенные в Российскую Федерацию после их временного вывоза, подлежат обязательной экспертизе, проводимой в соответствии со статьей 18 настоящего Закона.

Представительства Российской Федерации за границей осуществляют в стране пребывания дипломатическую защиту в отношении временно вывезенных из Российской Федерации культурных ценностей.

Временно ввозимые культурные ценности подлежат таможенному контролю и регистрации в порядке, установленном федеральной службой по сохранению культурных ценностей совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ )

Культурные ценности, временно ввозимые в Российскую Федерацию в целях культурного сотрудничества и являющиеся собственностью иностранных государств, иностранных юридических и физических лиц, находятся под охраной Российской Федерации; на них распространяется действие законодательства Российской Федерации о сохранении культурного наследия народов Российской Федерации. Предоставление государственных гарантий охраны указанных ценностей осуществляется в каждом отдельном случае в соответствии с международными договорами Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации на условиях соблюдения принципа взаимности.

Порядок предоставления государственных гарантий финансового покрытия всех рисков в отношении культурных ценностей, временно ввозимых в Российскую Федерацию, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Вывоз культурных ценностей может осуществляться только законным собственником предметов либо лицом, уполномоченным на то собственником в установленном законодательством порядке.

При вывозе культурных ценностей юридическими лицами необходимо документальное подтверждение их права собственности на вывозимые предметы.

Не допускается передача собственниками культурных ценностей правомочий по владению, пользованию и распоряжению указанными ценностями, а также продажа культурных ценностей, если эти действия могут способствовать незаконному вывозу и ввозу культурных ценностей.

1. В случаях, если граждане, выезжающие за пределы Российской Федерации на постоянное жительство, могут представить доказательства права собственности на отдельные предметы, рассматриваемые как семейные реликвии или мемориальные ценности и не хранящиеся постоянно в государственных или муниципальных музеях, архивах, библиотеках, иных государственных хранилищах культурных ценностей, федеральная служба по сохранению культурных ценностей ходатайствует перед Межведомственным советом по вопросам вывоза и ввоза культурных ценностей о принятии решения о возможности вывоза этих ценностей.

2. При вывозе гражданами, выезжающими за пределы Российской Федерации на постоянное жительство, коллекций культурных ценностей Межведомственный совет по вопросам вывоза и ввоза культурных ценностей имеет право принимать решения о возможности вывоза культурных ценностей, не подлежащих вывозу в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона, если их владельцами заключен договор о передаче в дар государственным музеям, архивам, библиотекам предметов из своей коллекции, имеющих особое культурное, историческое или иное значение, либо договор о передаче данных предметов указанным учреждениям на установленных этими учреждениями условиях.

(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 150-ФЗ )

Такие договоры заключаются между владельцем культурных ценностей и Министерством культуры Российской Федерации либо Государственной архивной службой России.

3. Действие настоящей статьи не распространяется на граждан, выезжающих за пределы Российской Федерации временно.

При принятии федеральной службой по сохранению культурных ценностей на основании заключения Государственной экспертной комиссии Министерства культуры Российской Федерации и Государственной архивной службы России решения о необходимости приобретения для государственных музейного, архивного и библиотечного фондов Российской Федерации культурных ценностей, заявленных к вывозу, федеральная служба по сохранению культурных ценностей имеет право купить культурную ценность, заявленную к вывозу юридическим лицом, либо гражданином Российской Федерации, либо лицом без гражданства, выезжающими за границу временно, либо иностранным физическим лицом по цене, назначенной собственником этой ценности при подаче заявления на право ее вывоза. В этих случаях может устанавливаться отсрочка платежа сроком до одного года, в течение которого государство изыскивает средства для приобретения данной культурной ценности.

В случае, если культурная ценность заявлена к вывозу гражданином Российской Федерации, выезжающим за пределы Российской Федерации на постоянное жительство, вопрос о приобретении ее для государственных музейного, архивного, библиотечного фондов Российской Федерации решается без установления отсрочки.

В случае вывоза культурной ценности непосредственно ее автором преимущественное право государства на приобретение данной культурной ценности не применяется.

Споры, связанные с осуществлением преимущественного права государства на приобретение культурных ценностей, решаются в судебном порядке.

Культурные ценности, задержанные или конфискованные таможенными органами, органами внутренних дел, федеральными органами государственной безопасности Российской Федерации, иными правоохранительными органами передаются федеральной службе по сохранению культурных ценностей.

Федеральная служба по сохранению культурных ценностей осуществляет хранение указанных культурных ценностей, их экспертизу и публикацию с целью уточнения права собственности на них.

После установления в судебном порядке права собственности на указанные культурные ценности федеральная служба по сохранению культурных ценностей передает их собственнику или его законному представителю. Средства, затраченные на хранение и экспертизу данных культурных ценностей, относятся на счет собственника, если иное не предусмотрено решением суда.

При обращении конфискованных или задержанных культурных ценностей в доход государства в соответствии с действующим законодательством федеральная служба по сохранению культурных ценностей представляет на рассмотрение Министерства культуры Российской Федерации предложение о передаче указанных ценностей на постоянное хранение в государственные музейный, архивный и библиотечный фонды Российской Федерации либо религиозным объединениям.

Культурные ценности, не переданные на постоянное хранение в государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки, иные государственные хранилища культурных ценностей либо религиозным объединениям, подлежат реализации в установленном законодательством порядке.

Средства от реализации указанных культурных ценностей поступают государственному органу, осуществившему их задержание и конфискацию, и федеральной службе по сохранению культурных ценностей. Порядок распределения и использования средств, полученных от реализации культурных ценностей, определяется Правительством Российской Федерации.

Автор независимо от того, выезжает он за пределы Российской Федерации временно или на постоянное жительство, имеет право вывезти созданные им культурные ценности в любом количестве в порядке, установленном настоящим Законом.

Юридические и физические лица, вывозящие при жизни автора либо в течение 50 лет после его смерти созданные им культурные ценности, обязаны представить доказательства законности приобретения данных культурных ценностей.

Федеральная служба по сохранению культурных ценностей обязана известить автора или его наследников о факте законного вывоза его произведений другими лицами.

С целью предотвращения приобретения незаконно вывезенных из других государств, похищенных или незаконно приобретенных культурных ценностей государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки, иные государственные хранилища культурных ценностей обязаны принимать необходимые меры по получению информации о происхождении данной культурной ценности.

Юридические и физические лица, осуществляющие в установленном порядке внешнеэкономическую деятельность, относящуюся к культурным ценностям, обязаны вести реестр, в котором указывается происхождение каждой культурной ценности, фамилия и адрес поставщика, описание этой ценности, ее изображение, стоимость, и по требованию соответствующих государственных органов предоставлять интересующую их информацию о поступивших культурных ценностях.

В случаях хищения и вывоза за пределы Российской Федерации культурных ценностей, независимо от формы собственности на них, федеральная служба по сохранению культурных ценностей в соответствии с нормами международного права обязана принять необходимые меры по истребованию указанных культурных ценностей из незаконного владения.

Федеральная служба по сохранению культурных ценностей оказывает содействие законным собственникам в случае предъявления ими исков об истребовании культурных ценностей из незаконного владения судам иностранных государств в соответствии с положениями внутреннего законодательства этих государств, а также содействует возвращению этих культурных ценностей в Российскую Федерацию.

Возвращаемые таким образом культурные ценности освобождаются от таможенных и иных сборов.

В случае приобретения добросовестным приобретателем незаконно ввезенных из других государств, похищенных или утерянных культурных ценностей указанные ценности подлежат возврату законному собственнику с выплатой справедливой компенсации добросовестному приобретателю, если требование об их возврате предъявляется государством - участником международного соглашения, являющегося действующим для Российской Федерации и предусматривающего такую выплату, или если такая выплата предоставляется на началах взаимности.

Возвращаемые в соответствии с частью первой настоящей статьи культурные ценности освобождаются от таможенных и иных сборов. Все расходы по их возврату несет требующая сторона.

Физическое или юридическое лицо, не являющееся собственником культурной ценности, но добросовестно и открыто владеющее ею как собственной не менее 20 лет, приобретает право собственности на эту культурную ценность.

Предъявление собственником иска об истребовании из чужого незаконного владения ввезенных культурных ценностей осуществляется в судебном порядке.

В случае, если культурная ценность была похищена у собственника либо выбыла из его владения иным путем помимо его воли, он имеет право истребовать эту культурную ценность у добросовестного приобретателя без выплаты ему какого-либо возмещения, если собственником являются государственные музей, архив, библиотека, иное государственное хранилище культурных ценностей, а также религиозное объединение.

С целью предотвращения незаконного вывоза культурных ценностей и передачи права собственности на них сделки в отношении культурных ценностей, подпадающих под действие настоящего Закона, должны заключаться в письменной форме.

Указанное правило распространяется и на случаи дарения.

Сделки, заключенные с нарушением установленного порядка, признаются недействительными.

Внешнеэкономическая деятельность, относящаяся к культурным ценностям, допускается только при наличии разрешения, выдаваемого в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статьи 47-51 - Утратили силу

(в ред. Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ )

При вывозе культурных ценностей, оформленном в соответствии с требованиями настоящего Закона, экспортная таможенная пошлина не взимается.

Вывозимые в соответствии с настоящим Законом культурные ценности не могут рассматриваться в составе личного имущества граждан, на которое установлены стоимостные ограничения при вывозе.

Порядок взимания платы за экспертизу культурных ценностей в связи с их вывозом, передачей права собственности на них, а также за другие работы, выполняемые федеральной службой по сохранению культурных ценностей, устанавливается в соответствии с Положением о федеральной службе по сохранению культурных ценностей.

Статья 54 - Утратила силу

(в ред. Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ )

За незаконные вывоз и ввоз культурных ценностей, незаконную передачу права собственности на них устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

1. В целях настоящего Закона под незаконным вывозом и незаконным ввозом культурных ценностей понимается вывоз и ввоз культурных ценностей, осуществленные с нарушением правил, установленных настоящим Законом, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ )

2. Незаконные вывоз и ввоз культурных ценностей квалифицируются как контрабанда и наказываются в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Невозвращение культурных ценностей в срок, установленный в договоре о возврате временно вывезенных культурных ценностей, наказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 245-ФЗ )

Эксперт, давший заведомо ложное экспертное заключение, несет уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В целях предотвращения незаконных вывоза, ввоза культурных ценностей и передачи права собственности на них, а также для возвращения законным собственникам незаконно вывезенных и ввезенных культурных ценностей государственные органы регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей осуществляют сотрудничество с аналогичными компетентными органами, службами, а также с соответствующими правительственными и неправительственными организациями других государств.

Российская Федерация участвует в международных договорах о возвращении незаконно вывезенных и ввезенных культурных ценностей.

Положения по этим вопросам могут включаться в международные договоры Российской Федерации о культурном сотрудничестве.

Наряду с настоящим Законом вопросы вывоза и ввоза культурных ценностей и передачи права собственности на них регулируются международными договорами Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые устанавливает настоящий Закон, то применяются правила международного договора.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России

15 апреля 1993 года

N 4804-1