ПИСЬМО Госналогслужбы РФ от 07.06.96 N ПВ-6-03/393 "РАЗЪЯСНЕНИЕ О ПРИМЕНЕНИИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ПО ПРОДУКЦИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КНИЖНОЙ ПРОДУКЦИИ"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 июня 1996 г. N 1106
В связи с запросами налогоплательщиков и налоговых органов и в целях четкого определения объектов, освобожденных от налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, а также с введением в действие Федерального закона от 30.11.95 N 188-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах", Государственная налоговая служба Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Комитетом Российской Федерации по печати разъясняет следующее:
1. К книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, освобождаемой от налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, относится продукция (за исключением продукции рекламного и эротического характера), подпадающая под следующие кодовые обозначения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, Том 2 ( Москва, Изд-во стандартов, 1994):
95 3000 - книги и брошюры;
95 4010 - издания репродукционные, картографические, нотные;
95 4110 - альбомы по искусству;
95 4130 - альбомы, атласы;
95 6000 - нотные издания;
95 7310 - календари отрывные ежедневные;
95 9000 - издания для слепых.
Аналогично к периодической печатной продукции следует относить продукцию полиграфической промышленности, подпадающую под кодовые обозначения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 ( Том 2):
95 1000 - газеты;
95 2000 - периодические и продолжающиеся издания (журналы, сборники / бюллетени).
2. В случае, если продукция была приобретена с налогом на добавленную стоимость и реализована после 01.01.96, то есть после введения в действие Федерального закона от 30.11.95 N 188-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах", заготовительные, оптовые, снабженческо-сбытовые и другие организации (предприятия), занимающиеся продажей и перепродажей товаров, сумму налога на добавленную стоимость по остаткам товаров на 01.01.96 должны относить на увеличение стоимости продукции, отраженной на счете 41 " Товары". Если указанная сумма налога на добавленную стоимость не была включена в цену реализации продукции (как указано выше), то ее следует относить на издержки обращения.
3. Доходы рекламных агентств за оказание услуг рекламодателям по размещению рекламы в средствах массовой информации подлежат обложению налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
4. По товарам (работам, услугам), использованным при изготовлении продукции и осуществлении операций освобожденных от налога в соответствии с подпунктом "э" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", суммы налога, согласно порядку исчисления налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам по таким товарам (работам, услугам), относятся на издержки производства и обращения.
Данный порядок полностью распространяется на редакции средств массовой информации, информационные агентства, организации по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции (включая оптовую и розничную торговлю), полиграфические предприятия, имеющие льготы по налогу на добавленную стоимость.
5. В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 (с последующими изменениями и дополнениями) "О налоге на добавленную стоимость" организации (предприятия), реализующие товары (работы, услуги), как освобождаемые от налога на добавленную стоимость, так и облагаемые указанным налогом, имеют право на получение льгот, предусмотренных пунктом 1 статьи 5 вышеуказанного Закона, только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг). Порядок ведения раздельного учета определяется Приказом министра финансов Российской Федерации от 28.07.94 N 100 " Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету " Учетная политика предприятия" и оформляется организационно-распределительным документом руководителя организации (предприятия).
6. При предоставлении льгот по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль передающим центрам следует иметь в виду следующее.
Согласно статье 1 главы 1 Федерального закона от 01.12.95 N 191-ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" под передающим центром понимаются радиотелевизионные передающие центры, радиоцентры и иные организации электросвязи, предоставляющие услуги по распространению теле и (или) радиопрограмм, подготовленных организациями теле- , радиовещания.
Организации (предприятия) связи, оказывающие услуги по доставке электронных средств массовой информации, подпадают под понятие "передающие центры" в случае, если они распространяют продукцию средств массовой информации, не связанную с рекламой и эротикой.
Данный порядок льготирования распространяется и на услуги по доставке фотоформ для тиражирования печатной продукции в другие города. На получение данной льготы имеют право предприятия, реализующие товары (работы, услуги), как освобожденные от налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, так и облагаемые данными налогами, при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг).
7. Редакции средств массовой информации, информационные агентства, организации по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции (включая оптовую и розничную торговлю), полиграфические организации (предприятия), осуществляющие другие виды деятельности кроме тех, на которые распространяются льготы по налогу на прибыль (освобождаемые от исчисления и уплаты налога на прибыль в федеральный бюджет), определяют указанную прибыль в порядке, установленном приказом руководителя предприятия, организации (пропорционально печатным листам - оттискам, выручке от реализации, прямой заработной плате, товарообороту).
Этот порядок не распространяется на деятельность, связанную с реализацией основных фондов и иного имущества, внереализационными операциями.
8. При отнесении напечатанной или передаваемой в средствах массовой информации и книжной продукции информации к рекламе, необходимо руководствоваться Законом Российской Федерации от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе".
Заместитель Руководителя
Государственной налоговой службы
Российской Федерации
В.А.ПАВЛОВ
Согласовано
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
Заместитель Председателя
Комитета Российской
Федерации по печати
В.А.СИРОЖЕНКО