ПИСЬМО Госналогслужбы РФ от 22.08.96 "ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ N 3 ИНСТРУКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 11 ОКТЯБРЯ 1995 Г. N 39 "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 сентября 1996 г. N 1162
1. В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" вносятся следующие изменения и дополнения:
1.1. В подпункте "б" пункта 8 раздела III " Объекты налогообложения" исключаются слова "без оплаты стоимости".
1.2. В разделе IV " Определение облагаемого оборота":
1.2.1. Шестой абзац пункта 9 излагается в следующей редакции:
"В облагаемый оборот включаются также любые получаемые организациями (предприятиями) денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), в том числе суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на счета в учреждения банков, либо в кассу, и суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы, услуги).
Налогом на добавленную стоимость облагаются суммы авансовых платежей, полученные российскими организациями (предприятиями) от иностранных и российских лиц в счет предстоящего экспорта товаров, работ и услуг. После подтверждения реального экспорта товаров, работ и услуг в установленном порядке налог на добавленную стоимость с авансов, полученных российскими организациями (предприятиями), подлежит зачету.
Для подтверждения реального экспорта товаров, работ и услуг в налоговые органы в обязательном порядке представляются документы, предусмотренные:
по экспортным товарам - в пункте 22 раздела IX настоящей Инструкции;
по экспортным работам и услугам - в разделе VI настоящей Инструкции.
Суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг), освобожденных от налога в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", кроме подпункта "а" пункта 1 (пункт 12 настоящей Инструкции, кроме подпункта "а"), а также в счет выполнения работ (услуг), местом реализации которых согласно пункту 5 статьи 4 вышеназванного Закона не является Российская Федерация, налогом на добавленную стоимость не облагаются."
1.2.2. Пункт 9 дополняется текстом следующего содержания:
" Местом реализации работ (услуг) признается:
а) место нахождения недвижимого имущества, если работы (услуги) связаны непосредственно с этим имуществом. К таким работам, услугам относятся строительные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению и т.п. услуги;
б) место фактического осуществления работ (услуг), если они связаны с движимым имуществом;
в) место фактического осуществления услуг, если они оказываются в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры или спорта либо в иной аналогичной сфере деятельности;
г) место экономической деятельности покупателя услуг, если покупатель этих услуг имеет место нахождения в одном государстве, а продавец - в другом.
Положение подпункта "г" применяется в отношении услуг:
по передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;
консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, а также услуг по обработке информации и иных аналогичных услуг (для целей применения настоящей Инструкции к инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и подобные услуги); к услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщения, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки информации);
по предоставлению персонала, в случае, если персонал работает в месте экономической деятельности покупателя;
по сдаче в аренду движимого имущества (за исключением транспортных средств транспортных предприятий);
услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию, предприятие или физическое лицо) для выполнения услуг, предусмотренных подпунктом "г".
Местом реализации работ (услуг), не предусмотренных в подпунктах "а" - "д" пункта 5 статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", является место осуществления экономической деятельности организации (предприятия), выполняющей эти работы (оказывающей эти услуги).
Если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации (основных) товаров, работ, услуг, местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных товаров, работ, услуг.
Документами, подтверждающими место выполнения работ и оказания услуг, являются:
контракт с иностранными или российскими лицами; платежные документы, подтверждающие оплату иностранным или российским лицом выполненных работ и оказанных услуг;
акты, справки или другие документы, подписанные продавцом и покупателем работ (услуг).".
1.3. В пункте 12 раздела V " Перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога":
1.3.1. Подпункт "а" излагается в следующей редакции:
"а) экспортируемые за пределы государств - участников СНГ товары как собственного производства, так и приобретенные, экспортируемые за пределы государств - участников СНГ работы и услуги, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и по транзиту иностранных грузов через территорию Российской Федерации <*>"
<*> Подпункт "а" пункта 12 настоящей Инструкции действует с учетом пункта 2 статьи 10 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
Особенности отнесения работ и услуг к эскортируемым излагаются в разделе VI настоящей Инструкции.
1.3.2. Подпункт "д" после слов "имущества государственных" дополняется словами "и муниципальных"
1.3.3. Подпункт "е" излагается в следующей редакции:
"е) операции по страхованию и перестрахованию, банковские операции, за исключением операций по инкассации.
К банковским относятся следующие операции, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР":
привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
размещение указанных выше привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц;
осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков - корреспондентов, по их банковским счетам;
кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
купля - продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
выдача банковских гарантий.
Указанная льгота не распространяется на следующие сделки кредитных организаций:
выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с юридическими и физическими лицами;
осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
лизинговые операции;
оказание консультационных и информационных услуг."
1.3.4. Подпункт "и" излагается в следующей редакции:
"и) действия, выполняемые уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении предприятиям, учреждениям и организациям или физическим лицам определенных прав; услуги, оказываемые членами коллегии адвокатов; платежи за пользование недрами, лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие виды платежей в бюджет и внебюджетные фонды за пользование природными ресурсами;"
1.3.5. Подпункт "м" после слов "учреждениями образования" дополняется словами "и науки"
1.3.6. Подпункт "н" после слов "культуры и искусства," дополняется словами "архивной службы,"
1.3.7. Подпункт "с" излагается в следующей редакции:
"с) обороты по реализации для дальнейшей переработки и аффинирования руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов; обороты по реализации драгоценных металлов и драгоценных камней в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и специально уполномоченным коммерческим банкам; обороты по реализации драгоценных камней в сырье для обработки предприятиям независимо от форм собственности для последующей продажи на экспорт; обороты по реализации драгоценных камней в сырье и ограненных внешнеэкономическим организациям, Центральному банку Российской Федерации и специально уполномоченным коммерческим банкам; обороты по реализации драгоценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации внешнеэкономическим организациям, Центральному банку Российской Федерации и специально уполномоченным коммерческим банкам, а также обороты Центрального банка Российской Федерации и специально уполномоченных коммерческих банков по реализации драгоценных металлов в слитках при условии, что эти слитки остаются в одном из сертифицированных хранилищ ( Государственное хранилище ценностей, хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилища специально уполномоченных коммерческих банков);"
1.3.8. В подпункте "т":
1.3.8.1. После слов "органами местного самоуправления" дополняется словами "стоимость работ по строительству жилых домов, производимых с привлечением средств бюджетов всех уровней и целевых внебюджетных фондов, при условии, что эти средства составляют не менее 40 процентов от стоимости этих работ"
1.3.8.2. Подпункт дополняется текстом следующего содержания:
"К целевым внебюджетным фондам относятся те, которые созданы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.94 N 664 " Об утверждении примерного порядка формирования и использования региональных и местных внебюджетных фондов развития жилищного строительства".
Подтверждением для освобождения от налога на добавленную стоимость работ по строительству жилых домов при соблюдении вышеизложенных условий является документ (акт) об объемах выполненных работ и источниках финансирования (оплаты) за подписью заказчика и подрядчика, подрядчика и субподрядчика.
При строительстве жилых домов, производимых с одновременным привлечением средств бюджетов, целевых внебюджетных фондов, организаций и физических лиц, от налога на добавленную стоимость освобождаются работы по жилищному строительству, если бюджетные средства и целевые внебюджетные средства составляют от стоимости выполненных работ не менее 40 процентов. Если в отчетном налоговом периоде бюджетные средства и целевые внебюджетные средства, исчисленные нарастающим итогом, составили менее 40 процентов (с учетом предыдущих налоговых отчетных периодов), то за этот отчетный налоговый период такие работы подлежат обложению налогом на добавленную стоимость, а если более 40 процентов - освобождаются. В этих случаях перерасчеты с бюджетом за предыдущие периоды не производятся.
В том случае, если материальные ресурсы, по которым суммы налога на добавленную стоимость были отнесены на расчеты с бюджетом (дебет счета 68, субсчет " Расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость") списываются на строительство работ по жилищному строительству, освобожденных от указанного налога, то делается восстановительная проводка: кредит счета 68, субсчет " Расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость" и дебет счета 20 " Основное производство".
Не освобождаются от налога на добавленную стоимость работы по строительству жилых домов, источником финансирования которых являются средства организаций (предприятий) и физических лиц.
Проектно-изыскательские работы, работы по капитальному ремонту, реконструкции и реставрации жилого фонда, а также работы по строительству наружных сетей и сооружений водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения и объектов социально-бытового назначения подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с действующим законодательством."
1.3.9. Абзац первый подпункта "х" излагается в следующей редакции:
"х) товары, работы, услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимые и реализуемые организациями (предприятиями), в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общей численности работников. При этом данная льгота не распространяется на организации, предприятия (за исключением предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов, а также хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов), осуществляющие снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность."
1.3.10. Подпункт "э" заменяется на подпункт "ы"
1.3.11. Пункт дополняется подпунктами "э" и "ю" следующего содержания:
"э) обороты по реализации товаров магазинами беспошлинной торговли, платежи малых предприятий по лизинговым сделкам в полном объеме;
ю) работы и услуги по реставрации и охране памятников истории и культуры, охраняемых государством."
1.3.12. В предпоследнем абзаце пункта буква "э" заменяется на букву "ы".
1.4. Пункт 14 раздела VI " Особенности отнесения работ и услуг к экспортируемым" излагается в следующей редакции:
" Для целей налогообложения считаются экспортируемыми следующие виды работ и услуг:
а) услуги по транспортировке и обслуживанию экспортируемых за пределы территорий государств - участников СНГ грузов, включая услуги по экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке (кроме трубопроводного транспорта), в том числе по территории Российской Федерации, при оформлении их едиными международными перевозочными документами, а в случае вывоза экспортируемых грузов, транспортировка которых не требует оформления едиными международными перевозочными документами, при наличии других документов, подтверждающих факт транспортировки и обслуживания экспортируемых грузов (договора, соглашения на эти операции), и подтверждении в установленном порядке фактического вывоза этих грузов за пределы стран - участников СНГ;
б) услуги по транспортировке экспортируемых за пределы территорий государств - участников СНГ нефти, нефтепродуктов и газа трубопроводным транспортом, в том числе по территории Российской Федерации, при наличии прямых контрактов на оказание этих услуг между российскими плательщиками налога на добавленную стоимость и иностранными юридическими и физическими лицами при подтверждении в установленном порядке факта пересечения продукцией границы стран - участников СНГ и наличии платежных документов, подтверждающих оплату этих услуг иностранным лицом;
в) услуги по транспортировке и обслуживанию иностранных транзитных грузов через территории государств - участников СНГ, включая услуги по их экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке, оказываемые плательщиками налога на добавленную стоимость, зарегистрированными в Российской Федерации в установленном порядке, при наличии у российских налогоплательщиков прямых договоров с иностранными лицами или международных транспортных соглашений на осуществление транзита груза, а также соответствующих платежных документов на оплату этих услуг иностранными лицами и отметок таможенных органов о фактическом ввозе и вывозе указанных транзитных грузов.
Услуги других российских налогоплательщиков, участвующих в транзите указанных грузов по территории Российской Федерации (включая железнодорожный, морской, речной, автомобильный, авиационный транспорт и других организаций, осуществляющих обслуживание этих грузов), также относятся к экспортируемым при наличии договоров на оказание таких услуг (работ), заключенных с российскими юридическими лицами, имеющими контракт на транзит грузов с иностранными лицами, в которых подтверждается факт реального обслуживания и перевозки транзитного иностранного груза с приложением необходимых товаросопроводительных документов;
г) услуги по перевозке пассажиров и багажа за пределы территорий государств - участников СНГ, в том числе и по территории Российской Федерации, при оформлении перевозок едиными международными перевозочными документами, а также услуги (работы) по перевозке пассажиров и багажа воздушными судами между Россией и государствами - участниками СНГ, в связи с заключением Российской Федерацией межправительственных соглашений о воздушном сообщении с государствами - участниками СНГ;
д) услуги международной связи (почтовые, телефонные, телеграфные, космические и другие), которые частично оказываются за пределами границ государств - участников СНГ, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость только в части оборотов по их реализации за пределами территорий государств - участников СНГ. В связи с этим налогом на добавленную стоимость облагается выручка, полученная от оказания услуг международной связи, уменьшенная на сумму выплат:
иностранным администрациям связи, международным организациям связи, компаниям, в т.ч. признанным частными эксплуатационными организациями, связанных с оплатой аренды международных каналов связи, а также услуг международной почтовой связи;
по взносам в международные организации связи, членом которых является Российская Федерация;
другим предприятиям связи в случаях, когда услуги международной связи оказываются совместно с ними;
е) обработка давальческого сырья, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации, для дальнейшей переработки его российскими организациями (предприятиями) в готовую продукцию, вывозимую за пределы территорий государств - участников СНГ.
Данная норма не распространяется на обработку импортного давальческого сырья, завозимого на таможенную российскую территорию для дальнейшей его переработки в готовую подакцизную продукцию, вывозимую за пределы государств - членов СНГ;
ж) работы и услуги, оказываемые плательщиками налога на добавленную стоимость, зарегистрированными в Российской Федерации в установленном порядке иностранным юридическим и физическим лицам:
работы и услуги, оказываемые непосредственно в космическом пространстве при условии использования результатов этих работ (услуг) за пределами территорий государств - участников СНГ;
услуги (работы) по обслуживанию иностранных судов (лоцманская проводка, все виды портовых сборов, услуги судов портового флота, ремонтные и др. работы);
услуги, оказываемые непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве России по обслуживанию иностранных судов, включая аэронавигационное обслуживание.
Для обоснования льгот по налогообложению экспортируемых работ и услуг в налоговые органы представляются в обязательном порядке следующие документы:
контракт (копия контракта, заверенная в установленном порядке) российского юридического лица - налогоплательщика с иностранными или российскими лицами на выполнение работ и услуг (по работам и услугам, предусмотренным в подпунктах "а", "б", "в", "д", "е", "ж");
платежные документы и выписки из банка, подтверждающие оплату российским или иностранным лицами выполненных работ или оказанных услуг (по работам и услугам, предусмотренным в подпунктах "а", "б", "в", "г", "д", "е", "ж");
грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление товара, и пограничного российского таможенного органа о фактическом вывозе товаров с территории Российской Федерации (за исключением вывоза товара через границу Российской Федерации с государствами - участниками Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен), подтверждение пограничного таможенного органа государства - участника Таможенного союза о фактическом вывозе товара в третьи страны (при вывозе товара через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза); товаросопроводительные документы, подтверждающие поступление товаров в страну назначения (по работам и услугам, предусмотренным в подпунктах "а", "б", "в", "е");
единые международные перевозочные документы по перевозке пассажиров и багажа за пределы территорий государств - участников СНГ или при перевозке воздушными судами между Россией и государствами - участниками СНГ (по услугам, предусмотренным в подпункте "г");
акты или другие документы, подтверждающие факт использования результатов работ в космическом пространстве (по работам и услугам, предусмотренным во втором абзаце подпункта "ж").".
1.5. Подпункт "а" пункта 15 раздела VII " Ставки налога" дополняется абзацем следующего содержания:
"10 процентов - по зерну, сахару - сырцу; рыбной муке, рыбе и морепродуктам, реализуемым для использования в технических целях, кормопроизводства и производства лекарственных препаратов;".
1.6. В разделе IX " Порядок исчисления налога":
1.6.1. Пункт 20 излагается в следующей редакции:
"20. Не исключается из полученной от покупателей налоговой суммы налог, уплаченный поставщикам:
а) по товарам (работам, услугам), использованным на непроизводственные нужды, по которым уплата налога производится за счет соответствующих источников финансирования, а также по приобретаемым служебным легковым автомобилям и микроавтобусам.
Порядок, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется в отношении колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, межхозяйственных и других сельскохозяйственных предприятий и организаций (приложение N 5 к настоящей Инструкции), у которых суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), использованным на непроизводственные нужды, подлежат вычету.
К товарам (работам, услугам), использованным на непроизводственные нужды крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, не относятся товары (работы, услуги) личного потребления;
б) по товарам (работам, услугам), использованным при изготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от налога в соответствии с подпунктами "в" - "ш", "ы" - "я.1" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (подпунктами "в" - "ю" пункта 12 настоящей Инструкции). Суммы налога, уплаченные поставщикам по таким товарам (работам, услугам), относятся на издержки производства и обращения. Этот порядок не применяется при реализации (только в отношении организаций (предприятий) по добыче драгоценных металлов) драгоценных металлов, освобожденных от налога в соответствии с подпунктом "с" пункта 1 статьи 5 вышеназванного Закона (подпунктом "с" пункта 12 настоящей Инструкции).
Аналогичный порядок отнесения сумм налога на добавленную стоимость на издержки производства и обращения распространяется на субъекты малого предпринимательства, в случае применения ими на добровольной основе упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.
Суммы налога, уплаченные поставщикам по материальным ресурсам (товарам), приобретенным на территории Российской Федерации, вывезенным с территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом "экспорт" и использованным при производстве работ (услуг), местом реализации которых не является территория Российской Федерации и государств - участников СНГ, принимаются к возмещению (зачету) после получения выручки за реализованные работы (услуги). Суммы налога, уплаченные поставщикам по работам (услугам), приобретенным на территории Российской Федерации и использованным при производстве вышеуказанных работ (услуг), возмещению из бюджета (зачету) не подлежат, а относятся на издержки производства и обращения.
Суммы налога, уплаченные поставщикам по материальным ресурсам (работам, услугам), приобретенным на территории Российской Федерации и использованным при производстве работ (услуг), местом реализации которых является территория государств - участников СНГ, к возмещению (зачету) не принимаются."
1.6.2. В пункте 21:
1.6.2.1. Третий абзац излагается в следующей редакции:
" Аналогичный порядок зачета или возмещения сумм налога, уплаченных поставщикам, применяется: при реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налога в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (подпунктами "а" и "б" пункта 12 настоящей Инструкции); при реализации (только в отношении организаций (предприятий) по добыче драгоценных металлов) драгоценных металлов, освобожденных от налога в соответствии с подпунктом "с" пункта 1 статьи 5 Закона (подпунктом "с" пункта 12 настоящей Инструкции)."
1.6.2.2. Пятый абзац после слов "материальным ресурсам" дополняется словами "(работам, услугам)"
1.6.2.3. После шестого абзаца пункт дополняется абзацем следующего содержания:
" Суммы налога на добавленную стоимость, фактически уплаченные в бюджет за счет средств, перечисляемых иностранному предприятию по материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам), стоимость которых относится на издержки производства и обращения у российского предприятия - источника выплаты, подлежат зачету или возмещению у этого российского предприятия."
1.6.2.4. Пункт дополняется абзацем следующего содержания:
" При экспорте организациями (предприятиями) товаров (работ, услуг) суммы налога на добавленную стоимость, фактически уплаченные поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы, выполненные работы и оказанные услуги, засчитываются в счет предстоящих платежей налогов или возмещаются за счет средств федерального бюджета <*> на основании представленных в налоговый орган в обязательном порядке документов, подтверждающих факт поступления средств на счет российского экспортера от иностранного покупателя (по товарам), а также иностранного или российского покупателя (по работам, услугам)."
<*> В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 31 декабря 1995 г. N 228-ФЗ "О федеральном бюджете на 1996 год".
1.6.3. Второй, третий, четвертый, пятый, шестой абзацы пункта 22 излагаются в следующей редакции:
" Для обоснования льгот по налогообложению экспортируемых за пределы государств - участников СНГ товаров, в том числе через посреднические организации, по договору комиссии или поручения, в налоговые органы предъявляются в обязательном порядке следующие документы:
контракт (копия контракта, заверенная в установленном порядке) российского юридического лица - налогоплательщика с иностранным лицом на поставку экспортируемых товаров;
платежные документы и выписка из банка, подтверждающие оплату иностранным лицом экспортируемых товаров;
грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление товара, а также пограничного российского таможенного органа о фактическом вывозе товаров с территории Российской Федерации (за исключением вывоза товара через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен);
товаросопроводительные документы, подтверждающие поступление товаров в страну назначения;
при вывозе товара через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, кроме грузовой таможенной декларации с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление товара, - подтверждение пограничного таможенного органа государства - участника Таможенного союза о фактическом вывозе товара в третьи страны.".
1.7. Пункт 34 раздела X " Сроки уплаты налога и представления расчетов" дополняется абзацами следующего содержания:
" Не уплачивается налог на добавленную стоимость с суммы средств, получаемых Комитетом Российской Федерации по государственным резервам, его территориальными управлениями и базами от реализации материальных ценностей государственного резерва.
При этом, расчетные документы и другие первичные учетные документы по товарам (материальным ценностям), реализуемым территориальными управлениями и базами (комбинатами) Комитета Российской Федерации по государственным резервам, выписываются с выделением сумм налога на добавленную стоимость. Суммы налога на добавленную стоимость, полученные этими организациями от покупателей за реализованные материальные ценности из государственного резерва, перечислению в бюджет не подлежат.
Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам территориальными управлениями и базами (комбинатами) Комитета Российской Федерации по государственным резервам при закладке материальных ценностей в государственный резерв, относятся на издержки производства и обращения.".
1.8. В разделе XV " Особенности исчисления налога на добавленную стоимость по основным средствам и нематериальным активам":
1.8.1. Первый и второй абзацы пункта 47 излагаются в следующей редакции:
" Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств и нематериальных активов.
Аналогичный порядок действует и в отношении субъектов малого предпринимательства, уплачивающих в бюджет налог на добавленную стоимость."
1.8.2. Пункт 48 излагается в следующей редакции:
"48. Основные средства и нематериальные активы, используемые при производстве товаров (работ, услуг), освобожденных от налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктами "в" - "ш", "ы" - "я.1" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (подпункты "в" - "ю" пункта 12 настоящей Инструкции), отражаются в учете по стоимости приобретения, включая сумму уплаченного налога, за исключением сумм налога на добавленную стоимость, возмещенных организациям (предприятиям) по добыче драгоценных металлов при реализации драгоценных металлов, освобожденных от налога в соответствии с подпунктом "с" пункта 1 статьи 5 Закона (подпунктом "с" пункта 12 настоящей Инструкции).
В случае применения на добровольной основе субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности основные средства и нематериальные активы, используемые этими организациями при производстве товаров (работ, услуг), отражаются в учете по стоимости приобретения, включая сумму уплаченного налога.
Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные таможенным органам по основным средствам, ввозимым на территорию Российской Федерации, используемым для производства товаров (работ, услуг), освобожденных от налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктами "в" - "ш", "ы" - "я.1" пункта 1 статьи 5 вышеуказанного Закона (подпункты "в" - "ю" пункта 12 настоящей Инструкции), к возмещению у плательщиков налога при принятии на учет не принимаются, а подлежат списанию в установленном порядке через суммы износа (амортизации).
Аналогичный порядок распространяется и на субъекты малого предпринимательства в случае применения ими на добровольной основе упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.
В случае использования ввозимых основных средств для производства товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктами "а", "б" и "с" (только в отношении организаций (предприятий) по добыче драгоценных металлов при реализации драгоценных металлов) пункта 1 статьи 5 вышеназванного Закона (подпункты "а", "б" и "с" пункта 12 настоящей Инструкции), суммы уплаченного налога таможенным органам в полном объеме принимаются к возмещению у плательщиков налога при принятии их на учет.".
2. В целях уточнения порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость:
2.1. В пункте 40 раздела XIII " Особенности исчисления налога на добавленную стоимость организациями розничной торговли, общественного питания и другими организациями (предприятиями), получающими доход в виде разницы в ценах, наценок, надбавок, вознаграждений и других сборов":
2.1.1. Первый абзац после примера излагается в следующей редакции:
"В случаях, когда в первичных учетных документах (счетах, счетах - фактурах, накладных, приходно-кассовых ордерах, актах выполненных работ и др.), подтверждающих стоимость приобретенного товара, не выделена сумма налога на добавленную стоимость, то и в расчетных документах (поручениях, требованиях - поручениях, требованиях, реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива) исчисление ее расчетным путем не производится, и они не участвуют в расчете средней ставки. При реализации таких товаров исчисление налога на добавленную стоимость с облагаемого оборота по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, и товарам для детей по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, производится по расчетной ставке в размере 9,09 процента, а по остальным товарам, включая подакцизные продовольственные товары, - по расчетной ставке в размере 16,67 процента.".
2.2. В пункте 46 раздела XIV " Особенности исчисления налога на добавленную стоимость по операциям, осуществляемым финансово-кредитными учреждениями":
2.2.1. Второй абзац излагается в следующей редакции:
"В отдельных случаях по выбору банков (кредитных организаций), если удельный вес доходов, полученных от выполнения облагаемых налогом на добавленную стоимость сделок, операций и услуг, в общей сумме доходов банка (кредитной организации) за отчетный период составляет менее 5 процентов, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам по всем товарам, работам и услугам, допускается относить на расходы банка (кредитной организации). При этом вся сумма налога на добавленную стоимость, полученная по облагаемым сделкам, операциям, услугам, подлежит взносу в бюджет."
2.2.2. Пункт дополняется текстом следующего содержания:
" Основные средства и нематериальные активы, используемые банком (кредитной организацией) при выполнении работ, оказании услуг, освобожденных от налога на добавленную стоимость, отражаются в учете по стоимости приобретения, включая сумму уплаченного налога, с последующим списанием в установленном порядке через суммы износа.
Налог на добавленную стоимость на приобретенные основные средства и нематериальные активы, используемые банками (кредитными организациями) при выполнении работ (услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость, на издержки обращения не относится и подлежит отнесению на расчеты с бюджетом.
Кроме того, банки (кредитные организации) по своему выбору (на отчетный год с сообщением об этом налоговому органу) могут приобретаемые основные средства и нематериальные активы, используемые при выполнении работ (оказание услуг), отражать в учете по стоимости приобретения, включая суммы уплаченного налога на добавленную стоимость, с последующим списанием в установленном порядке через суммы износа, независимо от размера (удельного веса) облагаемых налогом на добавленную стоимость сделок в общей сумме доходов банка (кредитной организации).".
Заместитель Руководителя
Государственной налоговой
службы Российской Федерации -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.А.ЗВЕРХОВСКИЙ
Согласовано
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ