ПИСЬМО ЦБ РФ от 06.05.96 N ОЗА-31-4416-96



В соответствии с п. 11 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (утв. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1) контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляется совместно Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации.

За несвоевременное зачисление или перечисление страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования по вине учреждений банков ими уплачивается пеня за каждый день просрочки в размере 1 процента сумм этих взносов (п. 7 вышеназванного Положения).

Что касается вопросов, возникающих у фондов при проведении проверок в коммерческих банках организации учета поступающих средств обязательного медицинского страхования, то в соответствии с п. 15 вышеуказанного Положения юридические лица, в том числе банки, обязаны представлять лицам, уполномоченным Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования, необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности этих фондов, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации.

В целях обеспечения своевременного перечисления обязательных платежей на счета государственных внебюджетных фондов Центральный банк Российской Федерации направил Главным управлениям ( Национальным банкам) Банка России письмом от 23.02.96 N 242 примерную программу проверок в расчетно - кассовых центрах Банка России и в коммерческих банках своевременности перечисления средств бюджетов всех уровней, направляемых на выплату заработной платы с начислениями работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат, а также перечисления и зачисления налогов и других обязательных платежей на счета по учету доходов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

Предложения Фонда о перечислении учреждениями банков страховых взносов на обязательное медицинское страхование в случае приостановления операций по счетам коммерческих банков за счет средств Фонда обязательных резервов, депонированных в Банке России, противоречит действующему законодательству. Фонд обязательных резервов, являясь одним из важнейших инструментов денежно - кредитной политики, предназначен для поддержания денежной массы в обращении на заданном уровне. В соответствии со ст. 38 Федерального закона Российской Федерации "О Центральном банке Российской Федерации ( Банке России)" средства фонда обязательных резервов используются для погашения обязательств перед вкладчиками и кредиторами при отзыве лицензии на совершение банковских операций.

Что касается возврата территориальными фондами излишне перечисленных средств с транзитных счетов, то такое положение является нарушением Правил бухгалтерского учета и установленного Министерством финансов Российской Федерации, Росгосналогслужбой, Банком России и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования порядка (совместная телеграмма от 04.08.93 N N 91, ВГ-6-15/254, 159-93, 1-20), и в случае выявления таких фактов, допущенных по вине банков, территориальные фонды обязательного медицинского страхования вправе сообщать об имеющихся нарушениях в соответствующие Главные управления ( Национальные банки) Банка России для принятия мер, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации "О Центральном банке Российской Федерации ( Банке России)".

Все споры, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в вышеперечисленные фонды, удержанием пени, взысканием недоимок и применением финансовых санкций, разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 вышеназванного Положения).

В соответствии со ст. 57 Федерального закона Российской Федерации "О Центральном банке Российской Федерации ( Банке России)" Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, включая функцию организации учета поступающих средств в фонды обязательного медицинского страхования.

В соответствии со ст. 47 вышеназванного Федерального закона Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации. Поскольку страховые медицинские организации в соответствии с Законом РСФСР "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28.06.91 N 1499-1 являются самостоятельными субъектами предпринимательской деятельности, имеющими государственную лицензию на право заниматься медицинским страхованием, их расчетно - кассовое обслуживание производится на общих основаниях.

Первый заместитель
Председателя ЦБ РФ
С.В.АЛЕКСАШЕНКО

\r\n