ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.04.97 N 392 (ред. от 05.03.98) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ"
Постановление
(в ред. - Постановления Правительства РФ от 05.03.98 N 269)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве Российской Федерации по атомной энергии.
2. Признать утратившими силу:
постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 24 января 1993 г. N 51 "Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по атомной энергии"
постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 г. N 1288 "О внесении дополнений в Положение о Министерстве Российской Федерации по атомной энергии"
пункт 7 изменений и дополнений, вносимых в решения Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 г. N 540 "О признании утратившими силу и внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Российской Федерации по вопросам метрологии, стандартизации и сертификации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 7, ст. 763);
постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г. N 734 "О внесении изменений и дополнений в Положение о Министерстве Российской Федерации по атомной энергии".
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 апреля 1997 г. N 392
(в ред. - Постановления Правительства РФ от 05.03.98 N 269)
1. Министерство Российской Федерации по атомной энергии (Минатом России) является федеральным органом исполнительной власти, который проводит государственную политику в области разработки, производства и утилизации ядерных зарядов и боеприпасов и атомной энергетики, осуществляет государственное управление использованием атомной энергии, а также осуществляет в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, координацию деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Министерство Российской Федерации по атомной энергии осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
2. Министерство Российской Федерации по атомной энергии в пределах своей компетенции несет ответственность за состояние и дальнейшее развитие ядерного оружейного и энергетического комплексов Российской Федерации и обеспечивающих их деятельность предприятий и организаций (далее именуется - ядерный комплекс).
3. В своей деятельности Министерство Российской Федерации по атомной энергии руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
4. Министерство Российской Федерации по атомной энергии обобщает практику применения законодательства Российской Федерации по вопросам, входящим в его компетенцию, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их в установленном порядке в Правительство Российской Федерации, участвует в подготовке проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов в области использования атомной энергии.
5. Основными задачами Министерства Российской Федерации по атомной энергии являются:
а) обеспечение ядерной, радиационной и пожарной безопасности предприятий и организаций ядерного комплекса;
б) формирование и реализация во взаимодействии с Советом Безопасности Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти государственной политики в ядерном комплексе, а также в области международного научно-технического и экономического сотрудничества в этой сфере;
в) обеспечение мобилизационной подготовки предприятий и организаций ядерного комплекса в пределах своей компетенции;
г) обеспечение координации фундаментальных, прикладных исследований и разработок в области физики высоких энергий, ядерной физики, управляемого термоядерного синтеза и радиохимии, проводимых на предприятиях и в организациях ядерного комплекса;
д) проведение государственной научно-технической, инвестиционной, структурной и конверсионной политики в области использования атомной энергии;
е) управление в пределах своей компетенции деятельностью предприятий и организаций ядерного комплекса;
ж) обеспечение эффективного использования научно-технического и производственного потенциала предприятий и организаций ядерного комплекса, рационального разделения труда и развития кооперации;
з) проведение организационно-технических природоохранных мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности (в том числе при утилизации радиоактивных отходов) в районе размещения предприятий и организаций ядерного комплекса;
и) обеспечение в рамках своих полномочий и во взаимодействии с Министерством иностранных дел Российской Федерации выполнения международных обязательств Российской Федерации по Договору о нераспространении ядерного оружия, соглашениям с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) и другим международным договорам Российской Федерации в области использования атомной энергии;
к) проведение согласованной научно-технической политики на основе международных договоров Российской Федерации с государствами -участниками СНГ в области использования атомной энергии;
л) проведение совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством внешних экономических связей и торговли Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти государственной политики в области экспортно-импортных операций с ядерными материалами, технологиями, оборудованием, установками, специальными неядерными материалами и радиоактивными веществами;
м) участие совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в выдаче в установленном порядке лицензий предприятиям и организациям ядерного комплекса на осуществление деятельности, связанной с использованием ядерных материалов и радиоактивных веществ;
н) проведение государственной политики в области социальной защиты работников ядерного комплекса;
о) осуществление учета и контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ на предприятиях и в организациях ядерного комплекса;
п) обеспечение физической защиты ядерных материалов и ядерных установок, радиационных источников, радиоактивных веществ, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ (далее именуются - пункты хранения) на предприятиях и в организациях ядерного комплекса;
р) разработка федеральных и отраслевых норм и правил в области использования атомной энергии;
с) организация работы, направленной на обеспечение соответствующего качества оборудования, материалов и приборов в целях безопасного функционирования ядерного комплекса;
т) участие в разработке и реализации федеральных целевых программ в области использования атомной энергии, в том числе конверсионных, а также других целевых программ в области атомной науки и техники, включая программы по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами.
6. Министерство Российской Федерации по атомной энергии в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:
а) в области ядерного комплекса Российской Федерации:
реализует совместно с Министерством обороны Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти государственную политику в области разработки, испытаний, производства и утилизации ядерного оружия, обеспечения его безопасности, выполнения конверсионных программ предприятий Министерства Российской Федерации по атомной энергии, а также осуществляет гарантийный надзор за безопасной эксплуатацией ядерных боеприпасов;
осуществляет в пределах своей компетенции руководство разработкой ядерных зарядов и боеприпасов, организует их производство, испытания, модернизацию, утилизацию оружейных ядерных материалов, обеспечивает мобилизационную готовность предприятий и организаций ядерного комплекса в соответствии с законодательством Российской Федерации;
принимает участие в работах по разоружению и нераспространению ядерного оружия;
является государственным заказчиком работ по разработке, испытаниям, производству, разборке и утилизации ядерных зарядов и боеприпасов в рамках выполнения государственного оборонного заказа;
разрабатывает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти долгосрочные прогнозы и проекты государственных программ использования атомной энергии;
б) в области ядерной и радиационной безопасности и охраны труда:
организует и координирует работы по обеспечению безопасности;
вносит предложения по формированию и осуществлению государственной политики в области обращения с радиоактивными отходами, разрабатывает соответствующие отраслевые и федеральные целевые программы и организует работу по их реализации;
организует совместно с другими федеральными органами исполнительной власти разработку федеральных и отраслевых норм и правил в области использования атомной энергии;
координирует деятельность предприятий и организаций ядерного комплекса в условиях чрезвычайных и аварийных ситуаций;
организует и обеспечивает наблюдение и контроль за радиационной обстановкой на потенциально опасных объектах ядерного комплекса и прилегающих к ним территориях;
организует подготовку и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф на предприятиях и в организациях ядерного комплекса и осуществляет соответствующий государственный контроль за их выполнением;
организует координацию работ по размещению объектов ядерного комплекса с учетом промышленной и экологической безопасности;
обеспечивает участие ведомственных аварийно-спасательных формирований, входящих в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях на предприятиях и в организациях ядерного комплекса;
руководит созданием и функционированием соответствующих отраслевых подсистем, входящих в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществляет контроль за выполнением мероприятий гражданской обороны, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на предприятиях и в организациях ядерного комплекса, за их готовностью к действиям в чрезвычайных ситуациях в мирное и в военное время;
организует и обеспечивает проведение работ по формированию общественного мнения по вопросам надежности, технической и экологической безопасности объектов атомной энергетики и промышленности;
представляет Правительству Российской Федерации, органам государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, другим надзорным органам, общественным объединениям, средствам массовой информации и населению необходимую информацию о деятельности предприятий и организаций ядерного комплекса;
выполняет функции государственного компетентного органа по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них;
осуществляет методическое руководство службами ядерной и радиационной безопасности предприятий и организаций ядерного комплекса, а также организует обучение и повышение квалификации работников этих служб;
проводит техническую политику, направленную на обеспечение безопасных условий труда на предприятиях и в организациях ядерного комплекса, и осуществляет соответствующий контроль, организует научные исследования по этим проблемам;
организует и обеспечивает готовность сил и средств специальных аварийных служб к действиям в случае чрезвычайных ситуаций на предприятиях и в организациях ядерного комплекса;
обеспечивает в установленном порядке безопасность на предприятиях и в организациях ядерного комплекса в случае неспособности этих предприятий и организаций осуществлять функции эксплуатирующей организации в части обеспечения безопасности;
в) в области обеспечения устойчивого функционирования ядерного комплекса:
принимает решение о признании подведомственных предприятия или организации пригодными эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами;
координирует деятельность предприятий и организаций ядерного комплекса с целью проведения согласованной научно-технической, финансовой, инвестиционной и внешнеэкономической политики;
формирует в установленном порядке отраслевые централизованные средства и фонды;
осуществляет научно-техническую политику, включая вопросы конверсии, определяет приоритетные направления научно-технического прогресса в области ядерного комплекса;
разрабатывает межотраслевые научно-технические программы, обеспечивает разработку федеральных целевых программ в области атомной науки и техники;
координирует реализацию научно-технических и инновационных проектов по приоритетным направлениям развития ядерного комплекса на федеральном, межотраслевом и отраслевом уровнях;
осуществляет за счет централизованных средств финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых в целях совершенствования технологии, повышения безопасности и устойчивости функционирования особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов, работ по конверсии оборонных производств, а также мероприятий по улучшению радиационной и экологической обстановки на территориях, прилегающих к особо радиационно-опасным и ядерно-опасным объектам, и по обеспечению медико-социальной защиты граждан, проживающих на указанных территориях;
анализирует и оценивает конъюнктуру внутреннего и внешнего рынка по видам продукции, выпускаемой предприятиями и организациями ядерного комплекса;
осуществляет регулирование кооперационных связей;
совершенствует в пределах своей компетенции хозяйственный механизм и организационную структуру управления ядерным комплексом;
разрабатывает совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации отраслевые программы развития приоритетных направлений в области конверсии, развития социальной инфраструктуры, рабочего снабжения и подготовки кадров;
участвует в формировании государственной политики в области правовой и социальной защиты работников ядерного комплекса в условиях рыночной экономики и конверсии и осуществляет в пределах своей компетенции меры по ее реализации;
участвует в разработке, заключении и выполнении отраслевых (тарифных) соглашений;
участвует в установленном порядке и в пределах своей компетенции в работах по стандартизации, метрологии, сертификации и повышению качества, организует и координирует деятельность предприятий и организаций ядерного комплекса в этих областях, в том числе организует и проводит работы по сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, осуществляет государственный контроль за соблюдением требований государственных стандартов, правил метрологии и сертификации в области использования атомной энергии;
координирует взаимодействие воинских формирований Министерства Российской Федерации по атомной энергии с предприятиями и организациями ядерного комплекса;
г) в области выполнения международных обязательств и гарантий Российской Федерации по ядерному оружию, атомной энергетике и ядерным технологиям:
участвует в международном сотрудничестве в области использования атомной энергии;
обеспечивает в пределах своей компетенции соблюдение международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения ядерного оружия, ядерного экспорта и импорта, запрещения ядерных испытаний, а также
создания системы и технических средств эффективного контроля в области ядерного разоружения и нераспространения ядерного оружия;
обеспечивает в пределах своей компетенции выполнение обязательств, вытекающих из Конвенции о физической защите ядерного материала, Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии, Конвенции о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации и Соглашения с МАГАТЭ о гарантиях, а также выполняет функции национального компетентного органа по обязательствам в МАГАТЭ и других международных организациях в части их деятельности по ядерной тематике;
д) в области государственного управления деятельностью предприятий и организаций ядерного комплекса:
обеспечивает разработку прогнозов и программ социально-экономического развития ядерного комплекса;
осуществляет формирование и размещение на предприятиях, в организациях и учреждениях заказов на закупку и поставку продукции (работ и услуг) для федеральных государственных нужд, обеспечивает финансирование этих заказов и контроль за их выполнением;
организует совместно с другими федеральными органами исполнительной власти транспортные перевозки ядерных материалов, ядерного топлива и радиоактивных веществ на территории Российской Федерации и обеспечивает их физическую защиту, ядерную и радиационную безопасность;
анализирует технический и экономический уровень проектных решений и осуществляет контроль за соблюдением нормативных сроков строительства объектов ядерного комплекса, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;
вносит в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию налоговой и кредитно-денежной политики, а также по оказанию государственной поддержки предприятиям и организациям ядерного комплекса с учетом особенностей их функционирования;
осуществляет реализацию государственной политики в области труда и заработной платы;
вносит с привлечением других федеральных органов исполнительной власти в Правительство Российской Федерации предложения по стимулированию повышения производительности труда, оплате труда, регулированию трудовых отношений и другим вопросам деятельности ядерного комплекса в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ведет бухгалтерский учет и составляет необходимую сводную бухгалтерскую и статистическую отчетность;
организует и координирует работу по противопожарной защите, физической защите ядерных материалов, ядерных установок, радиационных источников, радиоактивных веществ и пунктов хранения, учету и контролю ядерных материалов и радиоактивных веществ на предприятиях и в организациях ядерного комплекса, а также по комплексной защите государственной и коммерческой тайны и интеллектуальной собственности;
организует работу по подготовке и переподготовке высококвалифицированных кадров;
утверждает в установленном порядке уставы подведомственных государственных унитарных предприятий, заключает, изменяет и расторгает контракты с руководителями этих предприятий, назначает руководителя организации (государственного унитарного предприятия), ответственной за разработку проекта ядерной установки или пункта хранения;
в пределах своей компетенции принимает меры по защите и использованию в интересах государства прав на ноу-хау, объекты промышленной собственности (изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и другие объекты), на работы, заказчиком которых является Министерство;
организует проведение в установленном порядке экспертизы секретных и совершенно секретных объектов промышленной собственности в области использования атомной энергии и выдачу охранных документов в соответствии с действующим законодательством;
анализирует процесс развития ядерного комплекса на базе статистических и других данных;
координирует деятельность назначаемых в установленном порядке представителей государства в акционерных обществах, созданных в процессе приватизации предприятий ядерного комплекса, акции которых закреплены в федеральной собственности;
осуществляет в установленном порядке контроль за использованием по назначению и сохранностью относящегося к федеральной собственности имущества предприятий и организаций ядерного комплекса и в случае нарушения установленных правил принимает необходимые меры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
участвует в осуществлении учета объектов федеральной собственности, включая недвижимое имущество на предприятиях и в организациях ядерного комплекса;
подготавливает совместно с федеральными органами исполнительной власти и с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения о создании и ликвидации государственных унитарных предприятий в ядерном комплексе;
обеспечивает представление на государственную экологическую экспертизу материалов по оценке радиационного воздействия на окружающую среду ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения;
согласовывает заявления на выдачу лицензий на экспорт и импорт ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий;
решает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти вопросы выдачи заверений странам - поставщикам ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий об их мирном использовании и о мерах их физической защиты, а также вопросы реэкспорта, постановки под гарантии МАГАТЭ;
представляет в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации информацию об экспорте и импорте ядерных материалов, специальных неядерных материалов, оборудования и соответствующих технологий;
участвует в установленном порядке в выдаче лицензий на осуществление видов деятельности в области использования атомной энергии.
7. Министерство Российской Федерации по атомной энергии для осуществления своих задач и функций имеет право:
создавать в чрезвычайных ситуациях комиссии, рабочие группы и другие временные коллективы, привлекая для работы в них специалистов предприятий и организаций ядерного комплекса и других организаций;
издавать в установленном порядке в пределах своей компетенции ведомственные нормативные акты, обязательные для исполнения предприятиями и организациями ядерного комплекса;
получать в установленном порядке от органов государственной статистики, предприятий и организаций ядерного комплекса независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на Министерство задач;
представлять в установленном порядке особо отличившихся работников предприятий и организаций ядерного комплекса к награждению государственными наградами Российской Федерации и применять другие виды поощрения.
8. Министерство Российской Федерации по атомной энергии возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представлению Правительством Российской Федерации.
Министр Российской Федерации по атомной энергии:
руководит на принципах единоначалия деятельностью Министерства;
несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций;
распределяет обязанности между заместителями Министра, устанавливает ответственность руководителей структурных подразделений Министерства;
утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности работников и фонда оплаты труда, смету расходов на его содержание в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание федеральных органов исполнительной власти, а также положения о структурных подразделениях Министерства;
назначает в установленном порядке на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства;
издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения работниками Министерства, а также предприятиями и организациями ядерного комплекса, организует контроль за их выполнением;
осуществляет руководство воинскими формированиями Министерства.
9. В Министерстве Российской Федерации по атомной энергии образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц.
Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министра Российской Федерации по атомной энергии.
Коллегия на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы развития и деятельности ядерного комплекса.
Решения коллегии оформляются протоколами и проводятся в жизнь приказами Министра. В заседаниях коллегии при необходимости могут участвовать представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, акционерных обществ, предприятий и организаций, ученые и специалисты, имеющие непосредственное отношение к обсуждаемым вопросам.
10. В целях выработки и реализации государственной научно-технической политики в области использования атомной энергии, внедрения новейших достижений отечественной и зарубежной науки, техники и передового опыта в Министерстве Российской Федерации по атомной энергии создаются научный совет и научно-технические советы по отдельным направлениям деятельности этого Министерства.
Председатель научного совета Министерства Российской Федерации по атомной энергии утверждается Правительством Российской Федерации.
Положения о советах, а также их составы утверждаются Министром Российской Федерации по атомной энергии. Организационно-техническое обеспечение деятельности советов осуществляется центральным аппаратом Министерства Российской Федерации по атомной энергии.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.03.98 N 269)
11. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Министерства Российской Федерации по атомной энергии осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на содержание федеральных органов исполнительной власти.
12. Министерство Российской Федерации по атомной энергии имеет расчетный и иные счета в банковских учреждениях.
13. Министерство Российской Федерации по атомной энергии является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.