ПИСЬМО ГТК РФ от 16.01.98 N 01-15/837 "О НЕОБХОДИМОСТИ СОБЛЮДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО И УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ С ВЕЩЕСТВЕННЫМИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВАМИ И ДОКУМЕНТАМИ"



В Региональное таможенное управление по борьбе с таможенными правонарушениями ГТК России поступает информация о многочисленных нарушениях таможенного и уголовно - процессуального законодательства при производстве процессуальных действий должностными лицами ряда таможенных органов с товарами, транспортными средствами и документами, изымаемыми в ходе производства по делам о нарушении таможенных правил и дознания по уголовным делам.

В обеспечение строгого соблюдения действующего таможенного и уголовно - процессуального законодательства, утвержденной Генеральной прокуратурой СССР, Минюстом СССР, МВД СССР и КГБ СССР Инструкции "О порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами" от 18.10.89 N 034/15, Приказа ГТК России от 25.06.93 N 264 " Об утверждении нормативно - методических документов", принятых коллегией по вопросу о программе развития таможенных лабораторий ГТК России, необходимо:

1. В соответствии с требованиями статей 323, 327, 329 и 342 ТК Российской Федерации - по делам НТП и статей 83, 84, 141, 178, 179, 182 УПК РСФСР - по уголовным делам, во время изъятия или непосредственно после изъятия предметов и документов, в целях обнаружения следов таможенного правонарушения и других вещественных доказательств, выяснения обстоятельств его совершения, а равно иных обстоятельств, имеющих значение для дела, обеспечивать обязательный осмотр изъятых предметов и документов.

2. К проведению осмотра в соответствии с требованиями ст. 312 ТК Российской Федерации и ст. 133.1 УПК РСФСР привлекать специалистов, имеющих специальные знания и навыки, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств и получения от них пояснений по вопросам, интересующим должностное лицо таможенного органа, осуществляющее производства по делу.

3. Применять в ходе осмотров фото - киносъемку, видеозапись с обязательным соблюдением порядка, установленного действующим законодательством, для иллюстрации соответствующих фактических сведений, внесенных в протокол осмотра.

4. При направлении на экспертизу постановления (поручения) о назначении экспертизы и прилагаемых к нему материалов обеспечивать:

- наличие в постановлении (поручении) о назначении экспертизы полного перечисления всех направляемых для экспертного исследования объектов с указанием их индивидуальных особенностей;

- соответствие в постановлении о назначении экспертизы описания направляемых на исследования объектов аналогичным характеристикам в протоколе процессуального действия, в ходе которого они были осмотрены;

- упаковку объектов, направляемых на исследование, соответствующую требованиям таможенного или уголовно - процессуального законодательства и Приказа ГТК России от 25.06.93 N 264.

5. При направлении на экспертизу для технико - криминалистического исследования различных документов, печатей и штампов должны одновременно направляться образцы подлинных бланков, печатей, штампов, а также результаты предварительно проведенной проверки, в том числе по существующим учетам направляемых на экспертизу объектов исследования.

6. При изъятии изделий, содержащих драгоценные металлы, жемчуг, а также валютных ценностей, денежных знаков, иных средств платежа и ценных бумаг в обязательном порядке обеспечивать:

а) сохранность изъятого товара;

б) оперативное проведение в охраняемом, специально приспособленном помещении осмотра всего товара с привлечением квалифицированных специалистов для измерения физико - химических параметров осматриваемых товаров, определения стоимости каждого изделия, подлинности валюты, платежных средств, ценных бумаг, а также производство, в случае целесообразности, фото - киносъемки, видеозаписи осматриваемых объектов; при проведении такого осмотра специалиста следует привлекать к оказанию содействия должностному лицу таможенного органа, проводящему осмотр, в систематизации изделий, валют, средств платежа и ценных бумаг по партиям, видам, группам одного вида, с их формализацией бирками с порядковыми номерами;

в) привлечение соответствующих специалистов из государственных и иных организаций, учреждений, а также юридических лиц, имеющих в штате соответствующих специалистов для оперативного задействования их при производстве осмотров вещественных доказательств и других процессуальных действий;

г) приобретение и использование минимально необходимого комплекта приборов для идентификации драгоценных металлов, драгоценных камней, определения подлинности валют, средств платежа и ценных бумаг.

Предлагаемые организационные мероприятия позволят:

1. Обеспечить своевременность принятия таможенными органами решений о заведении и рассмотрении дел о НТП, возбуждении уголовных дел.

2. Сократить время и трудозатраты при приемке постановлений (поручений) и материалов для производства экспертиз.

3. Обеспечить сохранность изъятых вещественных доказательств и ценностей на стадиях расследования таможенных правонарушений, дознания по уголовным делам и производства экспертиз.

Заместитель Председателя
Комитета
И.А.МЕЖАКОВ

\r\n