ПИСЬМО ГТК РФ от 29.04.98 N 01-15/8868 "О ВЫЯВЛЕНИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В КРЕДИТНО - БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ"
В Постановлении Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 23 июня 1997 года, направленном в таможенные органы с письмом ГТК России от 26.08.97 N 01-15/16354, особое внимание обращено на усиление борьбы с преступностью и правонарушениями в кредитно - банковской сфере, подчеркивается значительная роль таможенных органов Российской Федерации в реализации мероприятий по усилению борьбы с указанными правонарушениями.
Важнейшим направлением в этой работе является выявление признаков нарушений уполномоченными банками действующего законодательства Российской Федерации, привлечение к ответственности за которые не входит в компетенцию таможенных органов Российской Федерации, для последующего анализа и передачи соответствующей информации в иные контролирующие и правоохранительные органы по принадлежности.
Выявление признаков нарушений уполномоченными банками действующего законодательства Российской Федерации, а также невыполнения или ненадлежащего выполнения ими функций агентов валютного контроля может происходить как на стадиях предварительной работы с участниками ВЭД, таможенного оформления товаров, так и во время проведения проверок соблюдения экспортерами валютного и таможенного законодательства. Указанные признаки могут заключаться в следующем:
1) осуществление уполномоченным банком валютной операции, требующей лицензии (разрешения) Банка России, при отсутствии последней;
2) подписание уполномоченным банком паспорта экспортной сделки (ПС) при наличии условий, оговоренных в пункте 3.5 Инструкции от 12.10.93 Банка России N 19, ГТК России N 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров"
3) подписание уполномоченным банком паспорта импортной сделки (П Си) при наличии условий, оговоренных в пункте 3.5 Инструкции от 26.07.95 Банка России N 30, ГТК России N 01-20/10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары"
4) перевод валютной выручки, поступившей от экспорта товаров, с транзитного на текущий валютный счет экспортера без оформления ПС, либо (при наличии ПС) с превышением срока, установленного Указом Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629;
5) отнесение в учетной карточке таможенно - банковского валютного контроля (УК), направленной в ГТК России, суммы недопоступления валютной выручки от экспорта товаров к обоснованному недопоступлению при отсутствии письменного подтверждения Банка России, МВЭС России или ТПП России, либо при наличии указанного подтверждения, подписанного не уполномоченными на то лицами;
6) несвоевременная отсылка уполномоченным банком в ГТК России документов валютного контроля, предусмотренных Инструкцией от 12.10.93 Банка России N 19, ГТК России N 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" и Инструкцией от 26.07.95 Банка России N 30, ГТК России N 01-20/10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары"
7) подписание ПС (П Си), УК или заверение копии ПС (П Си) от имени уполномоченного банка сотрудником, не имеющим соответствующих полномочий;
8) невыполнение или ненадлежащее выполнение уполномоченным банком законных решений, требований и предписаний таможенных органов, а также отказ от представления указанным органам запрашиваемой документации по валютным операциям, контроль за осуществлением которых входит в компетенцию таможенных органов Российской Федерации;
9) невыполнение или ненадлежащее выполнение уполномоченным банком других функций агентов валютного контроля, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
При выявлении таможенным органом признаков нарушения банками и иными кредитными учреждениями таможенных правил, установленных статьей 124 Таможенного кодекса Российской Федерации, данные банки и иные кредитные учреждения, а также виновные должностные лица указанных организаций подлежат привлечению к ответственности, предусмотренной статьями 285, 288 Таможенного кодекса Российской Федерации.
При выявлении таможенным органом признаков нарушений банками и иными кредитными учреждениями действующего законодательства Российской Федерации, привлечение к ответственности за которые не входит в компетенцию таможенных органов Российской Федерации, а также невыполнения или ненадлежащего выполнения уполномоченными банками функций агентов валютного контроля соответствующую информацию следует направлять в территориальное учреждение Центрального банка Российской Федерации по месту регистрации данного уполномоченного банка или его филиала (если нарушение имело место в последнем), а также в вышестоящий таможенный орган для обобщения и анализа.
Сведения о передаче в территориальное учреждение Центрального банка Российской Федерации информации о нарушении уполномоченным банком валютного законодательства Российской Федерации, а также о невыполнении или ненадлежащем выполнении последним функций агента валютного контроля подлежат отражению в графе " Передано информации о нарушениях валютного законодательства - в иные органы" оперативной отчетности по осуществлению валютного контроля (форма 4А-ТМ). При этом в указанной графе в строке " На сумму, тыс. дол. США" в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящего письма, отражать сумму, эквивалентную сумме штрафа, предусмотренного законодательством Российской Федерации ко взысканию с уполномоченного банка за данную категорию правонарушений.
Сведения о выявлении таможенными органами признаков правонарушений в кредитно - банковской сфере следует включать в годовой аналитический отчет по осуществлению валютного контроля и контроля за соблюдением участниками ВЭД требований актов законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования внешнеторговых бартерных сделок, представление которого предусмотрено пунктом 1.1 указания ГТК России от 07.08.97 N 01-14/1062.
С даты получения настоящего письма считать утратившими силу телетайпограммы УВК ГТК России от 23.11.95 N Т-32335 и от 06.02.96 N Т-2570.
\r\n