РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 29.12.2003 N ВКПИ 03-114
Верховный Суд Российской Федерации в составе: председательствующего по делу - судьи Верховного Суда РФ генерал-лейтенанта юстиции Пархомчука Ю.В., при судебном секретаре старшем лейтенанте юстиции Ушаковой М.В., с участием представителей ответчика от Министра обороны РФ полковника С-нова, полковника С., капитана К., представителя Главной военной прокуратуры - старшего военного прокурора управления полковника юстиции Т.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по заявлению капитана 2 ранга Т. о признании незаконным " Перечень воинских должностей командиров воинских подразделений и воинских частей, при замещении которых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается надбавка за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями в порядке и размерах, установленных приказом Министра обороны РФ от 24 января 2002 года N 33", который учрежден Министром обороны РФ 13 февраля 2002 года,
Т., обратившись в Верховный Суд РФ с указанными выше требованиями, в жалобе указывает, что в связи с отсутствием в приведенном выше " Перечне..." должности командира дивизиона обеспечения войсковой части 63976 (штат N 84/202-01), которую он занимает с 11 мая 1995 года по настоящее время, он лишен возможности получать ежемесячную надбавку за командование (руководство) воинским подразделением, установленную Указом Президента РФ 29 декабря 2001 г. N 1509 "О дополнительных мерах по материальному стимулированию некоторых категорий военнослужащих" и Постановлением Правительства РФ N 4 от 4 января 2002 года " Об установлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями". Такая надбавка выплачивается с 01 января 2002 года в размере от 300 до 500 рублей. Поскольку занимаемая им должность не включена в " Перечень", заявитель считает " Перечень" незаконным и противоречащим вышеприведенным нормативным документам.
По письменной просьбе Т. гражданское дело рассмотрено без его участия.
В судебном заседании представители Министра обороны РФ К., С-нов и С. требования заявителя не признали и пояснили, что обжалуемый " Перечень..." был составлен с учетом предложений заместителей Министра обороны РФ, главнокомандующих видами и командующих родами войск, начальников главных и центральных управлений, и по согласованию с главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны РФ, в пределах предоставленных Министру обороны РФ прав и имеющегося резерва ассигнований, выделенных на денежное довольствие военнослужащих. При этом права заявителя нарушены не были.
Заслушав объяснение представителя ответчика К., поддержанное также представителем ответчика С-вым и С., исследовав письменные доказательства и заключение прокурора полковника юстиции Т-ва, полагавшего жалобу Т. необоснованной и не подлежащей удовлетворению, Верховный Суд РФ находит, что жалоба заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом РФ "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, п. 9, ст. 13, установлено, что кроме выплат, предусмотренных этим Законом, Президентом РФ, Правительством РФ, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим. Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач (в редакции Федерального закона от 31.12.1999 г. N 229-ФЗ).
На основании этих положений Закона, Указом Президента РФ 29 декабря 2001 года N 1509 "О дополнительных мерах по материальному стимулированию некоторых категорий военнослужащих" было поручено Правительству РФ установить с 1 января 2002 года военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, замещающим воинские должности командиров воинских подразделений и воинских частей и имеющим в подчинении личный состав, ежемесячную надбавку за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями, а также определить порядок и размер этих выплат в зависимости от замещаемых ими воинских должностей и численности личного состава, находящегося у них в подчинении.
Во исполнение Указа Президента РФ, 4 января 2002 г. Правительство Российской Федерации издало Постановление N 4 " Об установлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями" с 1 января 2002 г. в размере от 300 до 500 рублей.
При этом Правительством РФ было поручено руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, определить перечень должностей, при замещении которых военнослужащим будет выплачиваться указанная надбавка и конкретные ее размеры.
Расходы на реализацию этих мероприятий были определены Правительством РФ в пределах средств федерального бюджета, выделенных федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, на денежное довольствие военнослужащих.
В соответствии с названными нормативными документами Министр обороны РФ 24 января 2002 года своим приказом N 33 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий военнослужащих Вооруженных Сил РФ" предложил своим заместителям, главнокомандующим видами, командующим родами войск ВС РФ, начальникам главных и центральных управлений МО РФ разработать и представить для утверждения и согласованного с Генеральным штабом ВС РФ и главным финансово-экономическим управлением МО РФ предложения по перечню воинских должностей, при замещении которых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, должна выплачиваться ежемесячная надбавка.
13 февраля 2002 года Министр обороны РФ утвердил представленный ему " Перечень воинских должностей...".
При этом, как видно из пункта 448 " Перечня..." должность командира войсковой части 63976 с указанным выше штатом не была включена в " Перечень ..." и, таким образом, дополнительная выплата командиру этой части " Перечнем ..." не установлена.
Приведенные выше положения, закрепленные в п. 9 ст. 13 Закона "О статусе военнослужащих" свидетельствуют, что должностные лица государства наделены правом устанавливать надбавки и другие дополнительные выплаты отдельным категориям военнослужащих. При этом данная надбавка устанавливалась дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности объема и важности выполняемых ими задач. Эта правовая норма была соблюдена как при издании Указа Президентом РФ, при принятии Постановления Правительством РФ, так и Министром обороны РФ при утверждении " Перечня воинских должностей..." при замещении которых производится выплата ежемесячной надбавки.
Заявления в суде представителей ответчика о том, что Министр обороны РФ при утверждении " Перечня..." действовал в пределах предоставленных ему прав ничем не опровергнуты. Наоборот, они подтверждаются содержанием Указа Президента РФ, предусматривающем принятие дополнительных мер для материального стимулирования не всех, а только некоторых категорий военнослужащих. Этот принцип соблюден и при издании Постановления Правительства РФ по данному вопросу.
Из обоснований представителей ответчика в суде также видно, что надбавки к денежному содержанию предусмотрены командирам воинских частей, а также частей их тылового обеспечения, которые непосредственно определяют боевую способность и боеготовность Вооруженных Сил РФ. В войсковую часть 63976, командиром которой является капитан 2 ранга Т., по штату входят помимо технической роты еще две малочисленные группы военнослужащих. Исходя из сложности и важности выполняемых воинской частью задач руководство Вооруженных Сил РФ пришло к выводу, что в " Перечень..." должны быть включены должности командира роты этой части и командиров взводов, которые непосредственно командуют личным составом. Такое решение основано на исследованных в суде нормативных документах и не противоречат им.
Изложенные обстоятельства позволяют Верховному Суду РФ прийти к выводу, что никаких оснований полагать, что утвержденный " Перечень воинских должностей..." противоречит Указу Президента РФ N 1509 от 29 декабря 2001 года, Постановлению Правительства РФ N 4 от 4 января 2002 года и что он ущемляет права заявителя, о чем Т. утверждает в заявлении, не имеется. В связи с этим заявление Т. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь требованиями ст. ст. 194, 195-198, 199, 252-253 ГПК РФ, Верховный Суд РФ
Т. в удовлетворении заявления о признании незаконным и нарушающим его права " Перечня воинских должностей командиров воинских подразделений и воинских частей, при замещении которых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается надбавка за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями в порядке и размерах, установленных приказом Министра обороны РФ 24 января 2002 года N 33", который утвержден Министром обороны РФ 13 февраля 2002 года - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда РФ
генерал-лейтенант юстиции
Ю.В. ПАРХОМЧУК