ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 18.06.98 N 605 "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Постановление
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что государственное регулирование использования воздушного пространства осуществляют:
Министерство обороны Российской Федерации (Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением) - полное государственное регулирование использования воздушного пространства;
Федеральная авиационная служба России (Управление государственного регулирования организации воздушного движения) - государственное регулирование деятельности по использованию той части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов.
2. В соответствии со статьей 14 Воздушного кодекса Российской Федерации утвердить прилагаемое Положение о Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации.
3. Утвердить прилагаемые Положение о Межведомственной комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации и ее состав.
4. Федеральным органам исполнительной власти привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
5. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 г. N 1148 "О системе управления воздушным движением Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 25, ст. 2712);
постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 568 "Об изменении состава Межведомственной комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 24, ст. 2300);
пункт 5 изменений и дополнений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации по вопросам гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. N 462 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 17, ст. 2011).
Председатель Правительства
Российской Федерации
С.КИРИЕНКО
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 июня 1998 г. N 605
I. Общие положения
1. Единая система организации воздушного движения Российской Федерации (далее именуется - Единая система) предназначена для обеспечения безопасного, экономичного, регулярного воздушного движения и другой деятельности по использованию воздушного пространства Российской Федерации в интересах граждан, экономики, обороны и безопасности государства, а также обслуживания воздушного движения (управления полетами) над открытым морем, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию международными договорами Российской Федерации.
2. Единая система состоит из формируемых Правительством Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации и Федеральной авиационной службой России соответствующих военных и гражданских органов, функционирующих на основе единой нормативной правовой базы и четкого распределения ответственности за организацию использования воздушного пространства.
Ответственность за функционирование военных и гражданских органов Единой системы возлагается соответственно на Министерство обороны Российской Федерации и Федеральную авиационную службу России.
3. Решения органов Единой системы в пределах их компетенции являются обязательными для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) и пользователями воздушного пространства.
4. Единая система имеет стратегическое значение для безопасности государства и ее деятельность в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации не подлежит ограничению или прекращению.
5. Права и взаимоотношения органов Единой системы, в том числе с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) и пользователями воздушного пространства, определяются федеральными правилами использования воздушного пространства, настоящим Положением и положением об оперативных органах Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.
6. Деятельность органов Единой системы и правила организации использования воздушного пространства в особый период определяются специальным положением.
II. Структура Единой системы7. Единая система состоит из координирующих, руководящих и оперативных органов.
8. Координирующие органы Единой системы создаются в целях согласования действий соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) и пользователей воздушного пространства по вопросам организации использования воздушного пространства, функционирования, финансирования, модернизации и развития Единой системы.
9. К координирующим органам Единой системы относятся Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства Российской Федерации, создаваемая Правительством Российской Федерации, и ее территориальные органы - зональные межведомственные комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации, создаваемые председателем Межведомственной комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации.
10. Положение о Межведомственной комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.
Положения о зональных межведомственных комиссиях по использованию воздушного пространства Российской Федерации утверждаются председателем Межведомственной комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации.
11. Руководящие органы Единой системы создаются Министерством обороны Российской Федерации и Федеральной авиационной службой России на федеральном и региональном уровне в целях осуществления исполнительных, разрешительных и контрольных функций в области организации использования воздушного пространства (в пределах своей компетенции), а также обеспечения руководства деятельностью военных и гражданских органов Единой системы.
Положения об указанных руководящих органах утверждаются соответственно Министром обороны Российской Федерации и директором Федеральной авиационной службы России.
12. Оперативные органы Единой системы создаются Министерством обороны Российской Федерации и/или Федеральной авиационной службой России в целях обеспечения установления структуры воздушного пространства, разрешительного порядка, планирования и координирования его использования, организации воздушного движения, а также контроля за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства.
13. К оперативным органам Единой системы относятся:
Главный центр Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ГЦ ЕС ОрВД), состоящий из военного и гражданского секторов;
зональные центры Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ЗЦ ЕС ОрВД), состоящие из военных и гражданских секторов;
вспомогательные зональные центры Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ВЗЦ ЕС ОрВД), состоящие из гражданских секторов;
районные центры Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (РЦ ЕС ОрВД), состоящие из военных и/или гражданских секторов;
вспомогательные районные центры Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ВРЦ ЕС ОрВД), состоящие из военных и/или гражданских секторов;
органы обслуживания воздушного движения аэропортов гражданской авиации, в том числе федерального значения, территориально совмещенные с районными (вспомогательными районными) центрами Единой системы.
Указания военных секторов оперативных органов по вопросам использования воздушного пространства являются обязательными для гражданских секторов оперативных органов, органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) и пользователей воздушного пространства.
Положение об оперативных органах Единой системы утверждается совместным приказом Министра обороны Российской Федерации и директора Федеральной авиационной службы России.
14. Непосредственная организация использования воздушного пространства осуществляется органами Единой системы, а также органами пользователей воздушного пространства - органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах.
III. Обеспечение функционирования и развития Единой системы15. Министерство обороны Российской Федерации и Федеральная авиационная служба России заключают на федеральном уровне генеральное соглашение и соглашения (договоры) на региональном уровне, в которых определяется порядок организации работы и взаимодействия между военными и гражданскими органами Единой системы по вопросам:
содержания, материально-технического обеспечения и размещения военных и гражданских органов Единой системы;
единства технологии работы и фразеологии радиообмена диспетчерского состава;
обеспечения единой технической политики на всех этапах разработки, создания и внедрения новых технических средств;
технического оснащения и поддержания эксплуатационной готовности.
16. Соглашения (договоры) определяют порядок финансирования содержания и развития Единой системы на основе долевого участия Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной авиационной службы России. В необходимых случаях при проведении конкретных работ долевое участие Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной авиационной службы России определяется дополнительными соглашениями (договорами).
Соглашения (договоры) на региональном уровне заключаются на основе генерального соглашения.
Контроль за реализацией соглашений (договоров) возлагается на зональные межведомственные комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации.
17. Обеспечение функционирования и развития Единой системы осуществляется централизованно на государственном уровне. Основными документами, определяющими развитие Единой системы, являются федеральные программы и соответствующие нормативные правовые акты Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной авиационной службы России.
18. Финансирование содержания и развития Единой системы осуществляется:
а) содержание:
военных органов Единой системы - за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации;
гражданских органов Единой системы - за счет средств, уплачиваемых пользователями за аэронавигационное обслуживание, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств федерального бюджета, выделяемых Федеральной авиационной службе России;
б) развитие Единой системы за счет:
средств, уплачиваемых пользователями за аэронавигационное обслуживание;
средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной авиационной службе России в согласованных объемах;
кредитов и инвестиций российских и иностранных банков и инвесторов, а также других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
19. Подготовка военных и гражданских специалистов Единой системы производится по единым согласованным программам в подведомственных учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной авиационной службы России. Стажировка военных и гражданских специалистов оперативных органов Единой системы осуществляется по соответствующим соглашениям между Министерством обороны Российской Федерации и Федеральной авиационной службой России.
20. Использование средств связи и радиотехнического обеспечения военными и гражданскими секторами центров Единой системы определяется соглашениями (договорами) о порядке эксплуатации указанных средств между войсковыми частями Министерства обороны Российской Федерации и предприятиями Федеральной авиационной службы России.
21. Метеорологическое и орнитологическое обеспечение оперативных органов Единой системы осуществляется:
военных секторов центров - подразделениями метеослужбы Министерства обороны Российской Федерации;
гражданских секторов центров - подразделениями Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды или Федеральной авиационной службы России.
22. Обеспечение аэронавигационной информацией органов Единой системы осуществляется соответственно Министерством обороны Российской Федерации и Федеральной авиационной службой России.
23. Военные и гражданские секторы оперативных органов Единой системы в процессе организации использования воздушного пространства осуществляют взаимный обмен информацией (метеорологической, орнитологической, аэронавигационной и др.) на некоммерческой основе.
24. Объекты Единой системы и персонал, принимающий участие в обслуживании воздушного движения гражданской авиации, а также применяемые при этом технические средства подлежат сертификации. Деятельность по обслуживанию воздушного движения гражданской авиации подлежит лицензированию Федеральной авиационной службой России.
25. Научное обеспечение Единой системы осуществляют Государственный научно-исследовательский институт "Аэронавигация" Федеральной авиационной службы России, Научное экспериментально-исследовательское управление Министерства обороны Российской Федерации, а также другие научно-исследовательские институты Федеральной авиационной службы России и Министерства обороны Российской Федерации.
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 июня 1998 г. N 605
1. Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства Российской Федерации (далее именуется - Межведомственная комиссия) является органом, осуществляющим координацию деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций по вопросам организации использования воздушного пространства, функционирования, финансирования, модернизации и развития Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее именуется - Единая система).
Территориальными органами Межведомственной комиссии являются зональные межведомственные комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации.
2. Межведомственная комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Воздушным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. На Межведомственную комиссию возлагаются:
а) координация деятельности в области использования воздушного пространства федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, действующих в сфере ведения этих органов, а также всех пользователей воздушного пространства;
б) координация и контроль деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти по содержанию и эксплуатации Единой системы;
в) организация мероприятий по рациональному распределению воздушного пространства в интересах экономики, обороны и безопасности государства, обеспечению непрерывности обслуживания воздушного движения (управления полетами);
г) контроль деятельности органов Единой системы;
д) контроль за техническим перевооружением, модернизацией и развитием Единой системы;
е) подготовка предложений о порядке перевода Единой системы с мирного на военное положение.
4. Межведомственная комиссия для выполнения возложенных на нее задач:
а) принимает в пределах своей компетенции решения, необходимые для координации действий федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций в области использования воздушного пространства и функционирования Единой системы;
б) рассматривает предложения по приоритетным направлениям развития органов Единой системы;
в) рассматривает предложения по совершенствованию структуры воздушного пространства, правил его использования и представляет их в установленном порядке на утверждение;
г) рассматривает предложения по совершенствованию форм и методов обслуживания воздушного движения (управления полетами);
д) рассматривает концепции развития, программы и планы оснащения органов Единой системы техническими средствами связи и автоматизации, радиотехническими средствами;
е) координирует научные исследования по проблемам использования воздушного пространства, модернизации и развития Единой системы;
ж) осуществляет анализ и обобщение практики применения законодательства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Межведомственной комиссии, разрабатывает и представляет предложения по его совершенствованию;
з) рассматривает и корректирует планы взаимодействия органов Единой системы с соответствующими органами других государств.
5. Межведомственная комиссия для решения стоящих перед ней задач имеет право:
а) привлекать для участия в работе, в том числе для проведения консультаций и экспертиз, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, квалифицированных специалистов;
б) направлять в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, на предприятия, в учреждения и организации предложения о проведении комплексных исследований использования воздушного пространства, а также о прекращении разработки и производства не отвечающих требованиям единой технической политики радиотехнических и других средств обслуживания воздушного движения (управления полетами);
в) осуществлять контроль за выполнением пользователями воздушного пространства решений Межведомственной комиссии, запрашивать у них необходимые документы и материалы по вопросам использования воздушного пространства и обслуживания воздушного движения (управления полетами);
г) рассматривать предложения и принимать решения о привлечении ведомственных органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) и об использовании радиотехнических и других средств обслуживания воздушного движения (управления полетами) для организации использования воздушного пространства;
д) вносить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам, требующим его решения.
6. Руководство Межведомственной комиссией осуществляется председателем Межведомственной комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации - главнокомандующим Военно-воздушными силами.
7. Заседания Межведомственной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год. В период между заседаниями ее функции осуществляет президиум. Положение о президиуме и его состав утверждает председатель Межведомственной комиссии.
8. Заседания Межведомственной комиссии и ее президиума считаются правомочными при наличии более половины их членов.
9. В случае невозможности присутствия на заседании по уважительной причине члена Межведомственной комиссии (президиума) его мнение по рассматриваемому вопросу излагает представитель, который должен иметь письменное подтверждение своих полномочий.
10. На заседании Межведомственной комиссии (президиума) при решении вопросов, затрагивающих интересы федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений или организаций, обязательно присутствие их представителей.
11. Решения, принимаемые на заседаниях Межведомственной комиссии (президиума), оформляются протоколами, которые подписываются председательствующим.
12. Межведомственная комиссия (президиум) принимает решения путем открытого голосования. Решения считаются принятыми, если они поддержаны большинством присутствующих на заседании членов Межведомственной комиссии (президиума).
13. Решения Межведомственной комиссии (президиума) по вопросам ее компетенции являются обязательными для всех представленных в ней органов, предприятий, учреждений и организаций, действующих в сфере ведения этих органов, а также всех пользователей воздушного пространства.
Решения Межведомственной комиссии издаются в форме постановлений.
Постановления Межведомственной комиссии (президиума) и протоколы заседаний направляются членам Межведомственной комиссии, которые доводят принятые решения до пользователей воздушного пространства (в части, их касающейся).
14. Организационно-техническое обеспечение деятельности Межведомственной комиссии осуществляет Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Министерства обороны Российской Федерации, которое имеет право вести переписку с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии.
15. Межведомственная комиссия имеет бланки и печать установленного образца.
УТВЕРЖДЕН
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 июня 1998 г. N 605