РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 12.11.2012 N АКПИ12-1194
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации | Толчеева Н.К. |
при секретаре | Карулине И.А. |
с участием прокурора | Масаловой Л.Ф., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью " Томскнефтегазпереработка" о признании частично недействующими пунктов 1.2, 1.3 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27 мая 1996 г., и приложения 1 к данной Инструкции,
Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (далее - Инструкция) утверждена Министерством транспорта Российской Федерации ( Минтранс России) 27 мая 1996 г., зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации ( Минюст России) 8 августа 1996 г., регистрационный N 1146, официально опубликована в изданиях " Российские вести" 22 августа 1996 г., 5 сентября 1996 г., " Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", 1996 г., N 6.
Согласно пункту 1.2 Инструкции, раскрывающему содержание используемых в ней терминов и определений, тяжеловесный груз -транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разделе I Приложения 1 Инструкции.
В соответствии с пунктом 1.3 Инструкции крупногабаритные и тяжеловесные грузы, пропуск которых разрешается по дорогам, исходя из несущей способности дорожных одежд и сооружений, в зависимости от массы и размеров подразделяются на две категории: категория 1 - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса на каждую ось, а также габариты по высоте, ширине или длине превышают значения, установленные в разделе I Приложения 1 Инструкции, но не относится к категории 2; категория 2 - транспортное средство, весовые параметры которого с грузом или без груза соответствуют величинам, приведенным в разделе II Приложения 1 Инструкции (далее - Приложение 1).
Приложение 1 устанавливает параметры автотранспортного средства, при превышении которых оно относится к категориям 1 и 2, определяет в разделе I допустимые нагрузки на каждую ось, которые не должна превышать осевая масса двухосных автотранспортных средств и двухосных тележек (пункт 2.1, таблица П. 1.1) и осевая масса трехосных тележек автотранспортных средств (пункт 2.2, таблица П. 1.2), а также предельные значения полной массы автотранспортного средства, которые не должны превышаться при движении по мостовым сооружениям (пункт 2.4, таблица П. 1.4).
ООО " Томскнефтегазпереработка" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 1.2, 1.3 Инструкции и Приложения 1 в части, определяющей критерии признания грузов тяжеловесными. Считает, что оспариваемые положения, устанавливающие весовые ограничения автотранспортного средства по полной и осевой массе, противоречат пункту 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 (в редакции постановления от 30 декабря 2011 г. N 1208), и приложениям N 1, 2 к этим Правилам и безосновательно налагают на заявителя бремя несения расходов по возмещению вреда и оформлению специальных разрешений на перевозку тяжеловесных грузов, которые по критериям, определенным Правительством Российской Федерации, таковыми не являются.
Представитель заявителя Зейля Е.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования, пояснив, что Инструкция продолжает применяться на территории Российской Федерации, вследствие чего нарушаются права ООО " Томскнефтегазпереработка", которое вынуждено нести необоснованные расходы, вызванные получением специальных разрешений на перевозку грузов, не являющихся тяжеловесными согласно Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом.
Представители Минтранса России Тонких СР. и Чертков А.В. в своих возражениях указали на то, что пункты 1.2, 1.3 Инструкции и Приложение 1 в оспариваемой части не применяются со дня вступления в силу Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (25 июля 2011 г.), с этого времени при принятии решения об отнесении грузов к тяжеловесным используются понятия и критерии, определенные названными Правилами, оспариваемые положения Инструкции отменены приказом Минтранса России от 24 июля 2012 г. N 258, утратили силу, в связи с чем прав заявителя не нарушают.
Представитель Минюста России Бабченко Ю.В. считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованных лиц, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей заявление удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что Инструкция в оспариваемой части нарушает права заявителя и подлежит признанию недействующей в этой части.
Инструкция, как следует из ее пункта 1.1, разработана Минтрансом России на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 г. N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 г. N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов автомобильными дорогами Российской Федерации" указанное постановление от 26 сентября 1995 г. N 962 признано утратившим силу, утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 которых размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения значений предельно допустимой массы транспортного средства и предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства, установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, реализуя полномочия, предоставленные ему статьей 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ " Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", постановлением от 15 апреля 2011 г. N 272 утвердило Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, действующие с 25 июля 2011 г. С этого времени оспариваемые положения Инструкции вошли в противоречие с пунктом 5 названных Правил и приложениями N 1, 2 к ним, содержащими другое определение понятия тяжеловесного груза и устанавливающими иные параметры транспортного средства, в зависимости от превышения которых определяется размер имущественной ответственности.
Утверждения представителей Минтранса России о том, что пункты 1.2, 1.3 Инструкции и Приложение 1 не применяются с указанного времени и не нарушают права заявителя, опровергаются представленными суду разрешениями на перевозку тяжеловесного груза с 13 апреля по 12 июля и с 13 июля по 12 октября 2012 г., выданными областным государственным казенным учреждением " Управление автомобильных дорог Томской области" исходя из параметров транспортного средства, определенных в указанных нормах Инструкции, а также платежными поручениями о перечислении госпошлины за выдачу этих разрешений и денежных средств в возмещение вреда, причиняемого в связи с перевозкой таких грузов.
Необоснованна и ссылка на приказ Минтранса России от 24 июля 2012 г. N 258, зарегистрированный в Минюсте России 11 октября 2012 г., регистрационный N 25656, которым оспариваемые положения Инструкции отменены. Данный приказ вступает в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования. На день рассмотрения настоящего дела приказ официально не опубликован, что создает неопределенность в определении даты вступления его в силу и допускает возможность дальнейшего необоснованного применения оспариваемых положений Инструкции.
Пункты 1.2, 1.3 Инструкции и Приложение 1, противоречащие нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку такое решение по своей природе не является подтверждением недействительности оспариваемых норм и их отмены самим судом, тем более лишения этих норм юридической силы с момента издания, а означает лишь прекращение их действия с момента вступления решения суда в законную силу. Если заявитель считает свои права нарушенными необоснованным применением оспариваемых норм Инструкции до прекращения решением суда их действия, то он не лишен возможности обратиться в суд за защитой этих прав.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
заявление ООО " Томскнефтегазпереработка" удовлетворить. Признать недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу пункты 1.2, 1.3 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27 мая 1996 г., и Приложение 1 к данной Инструкции в части, раскрывающей содержание понятия тяжеловесного груза и устанавливающей параметры, в зависимости от превышения которых определяется плата в счет возмещения вреда, причиняемого автотранспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К. ТОЛЧЕЕВ