ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.09.94 N 1088 (ред. от 15.05.95) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ АЛКОГОЛЬНЫМИ НАПИТКАМИ И ПИВОМ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"



Постановление

В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766) и Указом Президента Российской Федерации от 11 июня 1993 г. N 918 "О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 24, ст. 2235) Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемый Порядок розничной торговли алкогольными напитками и пивом на территории Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 сентября 1994 г. N 1088

ПОРЯДОК РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ АЛКОГОЛЬНЫМИ НАПИТКАМИ И ПИВОМ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Постановления от 15.05.95 N 473)

1. Настоящий порядок устанавливает основные требования к продавцам, осуществляющим продажу алкогольных напитков и пива отечественного и импортного производства и распространяется на предприятия, организации, учреждения любой формы собственности, граждан - предпринимателей, реализующих указанные товары в розничной торговле по договору купли - продажи.

2. Розничная торговля алкогольными напитками и пивом осуществляется на основании лицензии, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Продавец обязан иметь действующие санитарные правила и другую необходимую нормативно-техническую документацию и соблюдать установленные в них требования.

4. Продаже подлежат алкогольные напитки и пиво, соответствующие по качеству обязательным требованиям стандартов и технических условий. Продавец алкогольных напитков и пива, в том числе импортных, должен иметь товарно-транспортную документацию, заверенную подписью и печатью изготовителя или поставщика и содержащую сведения о наличии сертификата соответствия по каждому наименованию продукции с указанием учетного и регистрационного номеров, срока его действия и органа, выдавшего сертификат.

Указанная информация должна быть предоставлена покупателю по его требованию, кроме того покупатель вправе проверить правильность определения розничной цены товара.

Сертифицированная продукция маркируется знаком соответствия в порядке, установленном Правилами сертификации для групп однородной продукции.

5. Часы торговли алкогольными напитками в предприятиях розничной торговли независимо от формы собственности устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

6. Разрешается продажа в розничной торговле следующих видов сертифицированной в установленном порядке алкогольной продукции: водки, ликеро-водочных изделий, коньяков (бренди), кальвадосов, вина виноградного, плодово-ягодного, крепких виноградных и плодовых напитков, шампанских и игристых вин, пива.

Продажа иных видов алкогольсодержащей продукции (спирт питьевой, в том числе импортный, винный спирт, алкогольсодержащая продукция по фармокопейным статьям, спирт этиловый ректификат, спирт этиловый сырец, спирт этиловый ректификат из непищевого сырья (гидролизный синтетический), плодово-ягодные спиртованные виноматериалы) в розничной торговле не разрешается, кроме спирта питьевого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (по условиям поставки и завоза грузов в эти районы).

7. Не допускается продажа алкогольных напитков и пива:

без четкой маркировки, позволяющей установить предприятие - изготовитель;

с просроченным сроком годности;

полученных от изготовителя или оптового продавца, не имеющего лицензии;

в не оборудованных и не приспособленных для хранения и продажи помещениях (в том числе при отсутствии условий для применения контрольно-кассовых машин, обеспечения в полной мере сохранности материальных ценностей и подсобного помещения);

лицам, не достигшим 18 лет;

в торговых помещениях, расположенных вблизи учебных заведений, детских учреждений, а также непосредственно на территории лечебно-профилактических учреждений, в столовых учебных заведений и производственных предприятий во время учебного и производственного процесса (дислокация помещений по торговле алкогольными напитками и пивом, а также тип предприятия, где осуществляется их продажа, определяются органами местного самоуправления с учетом региональных условий и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации);

с лотков и автомашин;

при отсутствии на них марок акцизного сбора и специальных марок (кроме пива), нанесенных в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации".


<*> С 1 января 1995 г.

8. Продавец, осуществляющий продажу алкогольных напитков и пива, обязан обеспечить покупателей (лиц, приобретающих или имеющих намерение приобрести товар) в наглядной и доступной форме информацией о настоящем Порядке, часах торговли алкогольными напитками и пивом, их ассортименте, потребительских свойствах, предприятиях - изготовителях и сроках годности продукции.

9. Алкогольные напитки и пиво должны храниться в соответствии с требованиями нормативных документов на соответствующий вид продукции.

Бутылки с виноградными, плодовыми винами, коньяками, шампанским, укупоренные корковыми пробками, хранятся в складских помещениях в горизонтальном положении во избежание высыхания пробки и проникновения воздуха, а бутылки, имеющие другую укупорку, - в вертикальном положении.

Алкогольные напитки и пиво размещаются по группам и маркам.

10. Перед подачей алкогольных напитков и пива в торговый зал продавец обязан проверить их качество по внешним признакам.

11. Не допускаются к продаже алкогольные напитки и пиво в бутылках без этикеток, грязных (внутри или снаружи), с явными признаками боя (скол горла, трещины), с поврежденной укупоркой, имеющие общее помутнение, посторонние включения, осадок (кроме коллекционных вин).

12. При продаже алкогольных напитков и пива продавец к образцам имеющегося в продаже товара прикрепляет ценники с наименованием напитка, его цены, включающей стоимость посуды и расфасовки. При продаже вин и литр пива в розлив в ценнике указываются наименование и цена за 1 литр и 0,1 литра (в отношении вин).

В предприятиях общественного питания в прейскурантах на алкогольные напитки и пиво должны быть указаны: наименование напитков, емкость бутылки, цена за всю емкость бутылки, а также за 100 или 50 граммов (в отношении алкогольных напитков).

13. Рабочие места продавцов, буфетчиков, барменов и других лиц, которые осуществляют продажу алкогольных напитков и пива в розлив, должны быть оснащены соответствующим торговым оборудованием, мерным инвентарем, посудой.

14. Продажа алкогольных напитков и пива осуществляется с применением контрольно-кассовых машин в соответствии с действующим законодательством.

15. В случае приобретения покупателем алкогольных напитков и пива с недостатками продавец обязан по требованию покупателя произвести их замену на товар надлежащего качества либо возвратить покупателю уплаченную им сумму, если указанные недостатки обнаружены в пределах срока годности.

Вред, причиненный жизни и здоровью потребителя вследствие продажи по вине продавца алкогольных напитков и пива с недостатками в пределах установленного срока годности, подлежит возмещению в соответствии с действующим законодательством.

16. Продавцы, руководители и другие должностные лица торговых предприятий независимо от их организационно-правовых форм за нарушение порядка продажи населению алкогольных напитков и пива или реализацию алкогольных напитков и пива ненадлежащего качества, а также за нарушение порядка их хранения несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

17. Контроль за соблюдением настоящего Порядка осуществляют: Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Комитета Российской Федерации по торговле, Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Государственный комитет санитарно - эпидемиологического надзора Российской Федерации, Государственная инспекция по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Правительстве Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы в пределах своей компетенции.

(в ред. Постановления от 15.05.95 N 473)