ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 14.01.2000 N 36 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ НА 2000-2005 ГОДЫ"



Постановление

В целях реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563) и усиления социальной поддержки инвалидов Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы" (далее именуется - Программа).

2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предусматривать в проектах федерального бюджета на 2001 год и последующие годы необходимые финансовые средства на реализацию Программы.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в реализации мероприятий Программы.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 января 2000 г.
N 36

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

На современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. Так, по оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют 10 процентов общей численности населения. В России за последние годы отмечается тенденция к увеличению числа инвалидов. Если на 1 января 1998 г. на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации состояло 8,9 миллиона инвалидов, то уже на 1 января 1999 г. - более 9,6 миллиона инвалидов.

На протяжении последних 5 лет наблюдается увеличение количества инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов. В 1998 году впервые признаны инвалидами свыше 1 млн. человек, причем более 80 процентов из них составляли инвалиды I и II групп. При этом показатели реабилитации инвалидов остаются на низком уровне и не превышают 2,3 процента при повторном освидетельствовании.

По оценке Министерства труда и социального развития Российской Федерации, в связи с неблагоприятной социально-экономической ситуацией в ближайшие годы ожидается дальнейшее увеличение числа инвалидов. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мероприятий по созданию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей интеграцию инвалидов в общество.

Наиболее высокий уровень инвалидности отмечается в связи с болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, последствиями травм различной этиологии. Лица, имеющие указанные болезни, составляют более половины в структуре больных, впервые признанных инвалидами. В последние годы отмечаются неблагоприятные тенденции в повышении уровня первичной инвалидности в связи с психическими расстройствами и туберкулезом.

В стране происходят коренные изменения в подходах к определению и решению проблем инвалидности в соответствии с международными нормами. В настоящее время инвалидами признаются не только лица, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и лица, имеющие другие ограничения жизнедеятельности (самообслуживания, передвижения, общения, ориентации, контроля за своим поведением, обучения). Это повлекло изменение государственной политики в отношении инвалидов: усиление реабилитационной направленности, структурную перестройку и реорганизацию служб экспертизы и реабилитации инвалидов, развитие системы реабилитационной индустрии и формирование отечественного рынка технических средств реабилитации и реабилитационных услуг, оказываемых инвалидам.

В Российской Федерации профессиональную подготовку инвалидов осуществляют 42 учебных заведения. Однако до настоящего времени в них не созданы необходимые условия для подготовки конкурентоспособных специалистов на рынке труда. Медленно решаются вопросы внедрения в систему профессионального образования инвалидов программ реабилитации (медицинской, профессиональной, социальной), новых подходов к осуществлению профессиональной ориентации и трудовой адаптации инвалидов; не создана система непрерывного образования с использованием интегрированного обучения и современных реабилитационно-образовательных технологий.

Недостаточно активно осуществляется медико-социальная реабилитация инвалидов в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях.

В 1998 году в субъектах Российской Федерации в основном завершилась реорганизация врачебно-трудовых экспертных комиссий с преобразованием их в учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы. На 1 января 1999 г. в стране функционировало 1573 бюро медико-социальной экспертизы и 274 состава главных бюро медико-социальной экспертизы.

Однако практика показывает, что учреждений медико-социальной экспертизы недостаточно. По предварительным расчетам, с учетом потребностей субъектов Российской Федерации дополнительно должно быть организовано 646 бюро с привлечением к их работе более 1300 врачей-экспертов.

Одним из основных направлений социальной политики является реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости.

В субъектах Российской Федерации продолжается формирование сети учреждений государственной службы реабилитации инвалидов. В настоящее время действует 161 реабилитационное учреждение для взрослых и 160 - для детей, 78 организаций по протезированию и протезостроению, свыше 200 предприятий занимаются производством технических средств реабилитации.

Несмотря на принятые меры, до настоящего времени отсутствуют системный подход, последовательность и преемственность в организации и проведении реабилитации, не определен порядок взаимодействия учреждений различной ведомственной принадлежности, не разработана система контроля и оценки эффективности проведения реабилитационных мероприятий, не сформирован отечественный рынок реабилитационной индустрии, предусматривающий организацию нормативного обеспечения и системы контроля качества производства технических средств реабилитации инвалидов.

Остается низкой обеспеченность инвалидов техническими средствами реабилитации. Так, в 1998 году кресла-коляски получили 24,5 тыс. инвалидов, в то же время число нуждающихся составляло около 50 тыс. человек.

Отмечается низкий уровень обеспечения инвалидов вспомогательными устройствами и приспособлениями для быта, труда, обучения и других сфер жизнедеятельности. Практически в самом начале становления находится формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.

Эффективное решение важнейших проблем инвалидов, имеющих межведомственный характер, возможно только при активной государственной поддержке в рамках федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы" (далее именуется - Программа).

В ходе выполнения в 1995-1999 годах федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов" обеспечены условия для коренной перестройки системы врачебно-трудовой экспертизы, разработана и документально закреплена новая идеология медико-социальной экспертизы, введены новые критерии определения инвалидности, определены требования к структуре и методологии экспертной диагностики, направленной на выявление потенциальных способностей инвалидов и определение для них мер социальной защиты.

Сформированы основы реабилитационной индустрии, объединяющей свыше 200 предприятий - производителей технических средств реабилитации инвалидов.

Созданы условия для развития многопрофильной комплексной реабилитации, направленной на восстановление способности инвалидов заниматься различными видами деятельности.

Разработаны основы системы обеспечения доступа инвалидов к зданиям, сооружениям, средствам транспорта, связи, информации и другим объектам социальной инфраструктуры.

Анализ выполненных в 1995-1999 годах мероприятий федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов" позволил определить основные вопросы, требующие первоочередного решения в рамках Программы.

2. Основные цели и задачи Программы

Основными целями Программы являются снижение уровня инвалидности и предупреждение ее, максимально возможная социальная интеграция инвалидов в общество путем повышения качества медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, развития отечественного рынка реабилитационной индустрии.

Для достижения основных целей Программы требуется решение следующих задач:

создание современной научно-методической базы деятельности учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, предприятий реабилитационной индустрии;

развитие инфраструктуры учреждений государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, предприятий реабилитационной индустрии, совершенствование их организационного, правового, информационного и кадрового обеспечения;

обеспечение профессиональной подготовки, переподготовки и трудового устройства инвалидов как одного из основных инструментов социальной интеграции инвалидов в общество в современных социально-экономических условиях;

создание единой информационной системы по проблемам инвалидности и инвалидов;

совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов служб медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, а также предприятий реабилитационной индустрии;

усиление государственной поддержки общественных организаций инвалидов;

повышение эффективности расходования бюджетных средств на социальную поддержку инвалидов.

3. Сроки и этапы реализации Программы

Программа будет выполняться поэтапно в 2000-2005 годах.

На первом этапе (2000-2002 годы) будет осуществляться разработка государственных стандартов и современных технологий деятельности учреждений медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, предприятий реабилитационной индустрии, развитие инфраструктуры государственной службы медико-социальной экспертизы, государственной службы реабилитации инвалидов, предприятий реабилитационной индустрии, кадровое обеспечение деятельности этих служб, обеспечение государственной поддержки общественных организаций инвалидов.

На втором этапе (2003-2005 годы) намечается внедрение новых медико-социальных и организационных технологий в практику работы государственной службы медико-социальной экспертизы, государственной службы реабилитации инвалидов, создание системы совершенствования подготовки и переподготовки кадров для учреждений медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, а также предприятий реабилитационной индустрии, усиление государственной поддержки общественных объединений инвалидов.

4. Система программных мероприятий

Перечень мероприятий Программы (приложение N 1) предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям на всех стадиях развития социальной поддержки инвалидов, включая научные исследования, капитальное строительство, материально-техническое, кадровое, информационное, нормативное и правовое обеспечение.

Программа предусматривает поэтапное решение проблемы развития государственной службы медико-социальной экспертизы, государственной службы реабилитации инвалидов, а также предприятий реабилитационной индустрии. При этом имеется в виду создание новых организационных структур, сохранение и развитие рабочих мест для инвалидов, внедрение современных медико-социальных технологий в работу учреждений указанных служб, методическое, информационное, кадровое обеспечение их деятельности, что в конечном итоге должно привести к усилению социальной защиты, улучшению качества жизни инвалидов и наиболее полной интеграции их в общество.

Планируется создание реабилитационных учреждений Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, развитие их материально-технической базы, организация и проведение фестивалей, конкурсов и спортивных мероприятий для инвалидов, создание специальных телевизионных программ и системы оказания услуг по сурдопереводу, что имеет значение для обеспечения доступа инвалидов к информации, более активного участия в культурной, спортивной и иных сферах жизни общества.

5. Ресурсное обеспечение Программы

Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Объем финансирования мероприятий за счет средств федерального бюджета составит 1524,2 млн. рублей, в том числе на:

совершенствование нормативно-методического обеспечения, укрепление материально-технической базы и развитие сети учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы - 82,6 млн. рублей;

развитие инфраструктуры государственной службы реабилитации инвалидов, разработку и внедрение современных реабилитационных технологий - 422,5 млн. рублей;

развитие реабилитационной индустрии как промышленной основы социальной защиты населения - 671,46 млн. рублей;

информатизацию и кадровое обеспечение деятельности государственных служб медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и реабилитационной индустрии - 65,5 млн. рублей;

государственную поддержку общественных объединений инвалидов - 282,14 млн. рублей.

Распределение расходов, финансируемых из федерального бюджета, представлено в бюджетной заявке (приложение N 2).

Для выполнения Программы планируется привлечь средства бюджетов субъектов Российской Федерации, Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, государственного предприятия "Национальный фонд содействия инвалидам Российской Федерации" и других внебюджетных источников (по согласованию).

Объемы финансирования Программы на 2001-2005 годы за счет средств федерального бюджета будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета на соответствующий год.

6. Реализация Программы и контроль за ходом ее выполнения

К участию в реализации Программы привлекаются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, различные организации, в том числе научные учреждения.

Текущее управление осуществляется дирекцией Программы, возглавляемой заместителем Министра труда и социального развития Российской Федерации, ответственным за реализацию Программы.

Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке Министерством труда и социального развития Российской Федерации со всеми исполнителями программных мероприятий.

Исполнители отдельных мероприятий Программы определяются в установленном порядке на конкурсной основе.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей.

Экологическая безопасность программных мероприятий будет осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Оценка эффективности реализации Программы

Эффективность реализации Программы оценивается по показателям, характеризующим состояние и динамику инвалидности, качество жизни инвалидов, их социальную интеграцию в общество.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

снизить уровень инвалидности в Российской Федерации примерно на 10-15 процентов и повысить качество жизни инвалидов;

создать сеть учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы и государственной службы реабилитации инвалидов (около 4 тыс. учреждений);

повысить качество медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов в Российской Федерации и обеспечить ежегодно возврат к труду не менее 80-100 тыс. инвалидов;

сформировать рынок отечественных производителей реабилитационной техники и выйти на международный рынок товаров и реабилитационных услуг для инвалидов;

создать единое информационное пространство для успешного решения проблем инвалидности и инвалидов;

обеспечить государственные службы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, а также предприятия реабилитационной индустрии высококвалифицированными кадрами (около 20 тыс. специалистов различного профиля ежегодно).

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к федеральной целевой программе
"Социальная поддержка инвалидов
на 2000-2005 годы"

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ НА 2000-2005 ГОДЫ"
Наименование мероприятия Исполнитель Срок Стоимость (тыс. рублей) Ожидаемые результаты
2000-2005 годы - всего из федерального бюджета в том числе
2000 год 2001 год 2002 год
I. Совершенствование нормативно-методического обеспечения, укрепление материально-технической базы и развитие сети учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы
Совершенствование деятельности государственной службы медико-социальной экспертизы
1. Разработка современных реабилитационно-экспертных технологий и внедрение их в практику деятельности учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы (далее именуется - МСЭ) Минтруд России, Минздрав России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию), организации (на конкурсной основе) 2000-2005 годы 1200 200 200 200 обеспечение унификации и преемственности деятельности учреждений государственной службы МСЭ; определение требований к реабилитационно-экспертной диагностике, критериев оценки реабилитационных потенциалов инвалидов и их реабилитационного прогноза; повышение точности и эффективности принятия экспертных решений
2. Развитие региональной сети учреждений МСЭ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию), Минтруд России 2000-2005 годы создание в субъектах Российской Федерации 350 бюро МСЭ, в том числе 200 педиатрического профиля (освидетельствование до 700 тыс. взрослых и детей); укрепление материально-технической базы бюро МСЭ педиатрического профиля, обеспечение их экспертно-диагностическим оборудованием для оценки и прогноза ограничений жизнедеятельности у детей
3. Создание и апробация многовариантных моделей деятельности учреждений МСЭ в зависимости от потребностей, специфики и конкретных условий различных регионов Российской Федерации с совершенствованием и развитием их структурно-функциональной основы Минтруд России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию), организации (на конкурсной основе) 2000-2005 годы 12000 2000 2000 2000 разработка критериев определения эффективности функционирования действующей сети учреждений МСЭ в различных регионах
4. Проведение эксперимента по созданию подразделения МСЭ, подведомственного Минтруду России Минтруд России 2000-2002 годы 3000 1000 1000 1000 методическое руководство и координация деятельности учреждений МСЭ при проведении экспертизы в сложных и конфликтных ситуациях
5. Разработка и внедрение в практику работы учреждений МСЭ механизмов, обеспечивающих повышение социально-экономической эффективности и результативности медико-социальной экспертизы Минтруд России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию), организации (на конкурсной основе) 2000-2001 годы 400 200 200 снижение затрат на проведение реабилитационно-экспертных мероприятий; повышение качества и результативности медико-социальной экспертизы и возврата инвалидов к труду и общественно-полезной деятельности
6. Укрепление материально-технической базы стационаров и лабораторий научных учреждений, подведомственных Минтруду России, и главных бюро МСЭ субъектов Российской Федерации путем оснащения их современным реабилитационно-диагностическим оборудованием Минтруд России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию), организации (на конкурсной основе) 2000-2005 годы 60000 6000 10000 10000 повышение качества и объективизация контроля экспертных заключений; оснащение стационаров и лабораторий научных учреждений, 93 учреждений МСЭ транспортом, средствами связи, программно-техническими средствами, оргтехникой в целях увеличения охвата населения услугами медико-социальной экспертизы (более 1 млн. 200 тыс. человек)
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
7. Разработка проектов государственных стандартов деятельности учреждений МСЭ и нормативов потребности в них Минтруд России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, организации (на конкурсной основе) 2001-2003 годы 1200 400 400 утверждение государственных стандартов деятельности учреждений МСЭ, нормативов потребности в учреждениях МСЭ, в их кадровом обеспечении, размещении и оснащенности
8. Научно-методическое обеспечение экспертнореабилитационной деятельности учреждений МСЭ Минтруд России, Минздрав России, организации (на конкурсной основе) 2001-2005 годы 2400 400 400 разработка требований к объективности и качеству принятия экспертных решений, формированию индивидуальных программ реабилитации инвалидов и контролю за их реализацией, экспертно-реабилитационной деятельности учреждений МСЭ
9. Анализ динамики и структуры инвалидности в Российской Федерации в 1997-1999 годах на федеральном и региональном уровнях на основе современных классификаций и критериев, используемых при проведении МСЭ Минтруд России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, ВОИ, ВОС, ВОГ, организации (на конкурсной основе) 2001-2003 годы 2400 800 800 планирование адресной социальной помощи инвалидам на основе полученной информации о структуре инвалидности и социальных потребностях инвалидов; разработка предложений по организации функциональных моделей деятельности государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов
Итого по разделу I 82600 9400 15000 14800
II. Развитие инфраструктуры государственной службы реабилитации инвалидов, разработка и внедрение современных реабилитационных технологий
Формирование сети реабилитационных учреждений и совершенствование их деятельности
10. Разработка современных реабилитационных технологий и внедрение их в практику работы учреждений государственной службы реабилитации инвалидов Минтруд России, Минздрав России, Минобразование России, Минкультуры России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, организации (на конкурсной основе) 2000-2005 годы 3000 500 500 500 повышение эффективности комплексной многопрофильной реабилитации инвалидов; увеличение числа инвалидов, вернувшихся к труду
11. Разработка и внедрение региональной модели социальной интеграции инвалидов, пострадавших в военных конфликтах, природных и техногенных катастрофах органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию), Минтруд России, ВОИ, ВОС, ВОГ, организации (на конкурсной основе) 2000-2002 годы повышение эффективности комплексной многопрофильной реабилитации инвалидов, пострадавших в чрезвычайных ситуациях
12. Разработка экономических основ реабилитации инвалидов и деятельности реабилитационных учреждений, определение критериев экономической эффективности применения современных реабилитационных технологий и обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации Минтруд России, Минздрав России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, организации (на конкурсной основе) 2000-2005 годы 1800 300 300 300 повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на осуществление реабилитационных мероприятий для инвалидов; внедрение механизмов рыночной экономики в практику деятельности реабилитационных учреждений
13. Разработка и внедрение модели непрерывного образования инвалидов с использованием интегрированного обучения и современных реабилитационно-образовательных технологий Минтруд России, Минобразование России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, организации (на конкурсной основе) 2000-2005 годы 3000 500 500 500 создание и оснащение пяти модельных центров среднего специального и высшего образования на базе федеральных образовательных учреждений, обеспечивающих ежегодное обучение 1100 студентов-инвалидов различных категорий с использованием современных методик и технологий учебного процесса
14. Разработка и внедрение системы профессиональной реабилитации инвалидов, обеспечивающей их конкурентоспособность и занятость на рынке труда, в том числе путем создания и сохранения рабочих мест для инвалидов Минтруд России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию), ВОИ, ВОГ, ВОС, организации (на конкурсной основе) 2000-2005 годы осуществление профессиональной реабилитации инвалидов на базе действующих предприятий, в том числе общественных объединений инвалидов; увеличение числа инвалидов, вернувшихся к труду (до 100 тысяч человек в год); нормативно-методическое и правовое обеспечение системы профессиональной реабилитации инвалидов, их трудоустройства и занятости
15. Организация системы комплексной многопрофильной реабилитации для инвалидов с умственной отсталостью и другими видами психической патологии Минтруд России, Минздрав России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию), организации (на конкурсной основе) 2000-2005 годы 3000 500 500 500 методическое и правовое обеспечение системы реабилитации инвалидов, страдающих психическими заболеваниями; разработка модели системы комплексной реабилитации данного контингента инвалидов; создание модельных реабилитационных учреждений различной ведомственной принадлежности; внедрение современных технологий в практику работы специализированных учреждений, осуществляющих реабилитацию лиц с психическими заболеваниями для использования их потенциальных возможностей
16. Организация реабилитационно-образовательных центров для инвалидов на базе 11 средних специальных учебных заведений Минтруда России Минтруд России, Минобразование России, организации (на конкурсной основе) 2000-2005 годы 78000 7000 13000 13000 осуществление комплексной многопрофильной реабилитации 2700 инвалидов ежегодно; введение профессиональной подготовки инвалидов по 17 новым специальностям, обеспечивающим конкурентоспособность выпускников на рынке труда; внедрение реабилитационно-образовательных технологий, соответствующих мировому уровню и требованиям государственных образовательных стандартов; организация 11 многопрофильных учебно-методических комплексов с реабилитационно-техническим средствами обучения, новыми учебными программами и методиками преподавания по реабилитации инвалидов
17. Создание центров медико-социальной реабилитации инвалидов и профилактики инвалидности на базе санаторно-курортных учреждений, находящихся в федеральной собственности Минтруд России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, организации (на конкурсной основе) 2000-2005 годы 78000 7000 13000 13000 проведение медико-социальной реабилитации больных и инвалидов (ежегодно 17 тыс. человек) с внедрением современных методов реабилитационно-экспертной диагностики и реабилитационных технологий; оснащение 7 центров современным оборудованием и техническими средствами реабилитации
18. Создание региональных реабилитационных учреждений различного профиля Минтруд России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию), ВОИ, ВОС, ВОГ, организации (на конкурсной основе) 2000-2005 годы 84000 7000 20000 20000 создание в 46 субъектах Российской Федерации центров медицинской, профессиональной, психологической, творческой и социокультурной реабилитации для инвалидов различных категорий независимо от степени тяжести инвалидности и нозологической принадлежности (ежегодно до 150 тыс. человек)
19. Развитие и укрепление материально-технической базы федеральных центров медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Минтруда России с внедрением современных управленческих и реабилитационных технологий Минтруд России, организации (на конкурсной основе) 2000-2005 годы 60000 7000 10000 10000 оснащение федеральных центров медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Новокузнецке современным реабилитационным и медицинским оборудованием, транспортом, средствами связи и информатики; повышение эффективности проведения реабилитационных и экспертных мероприятий ежегодно в объеме 10 тыс. человек (стационарно) и 200 тыс. человек (амбулаторно) с сокращением сроков пребывания пациентов в центрах на 15-20 процентов
20. Разработка и внедрение современных технологий формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности с созданием модельных отделений социально-средовой реабилитации инвалидов Минтруд России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, ВОС, ВОГ, ВОИ, организации (на конкурсной основе) 2000-2005 годы 4400 700 700 700 создание модельных отделений социально-средовой реабилитации в гг. Москве и Санкт-Петербурге на базе федеральных центров медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; разработка нормативно-методических материалов по вопросам обеспечения в градостроительстве требований доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам различного назначения
21. Приобретение специального оборудования для оснащения объектов, находящихся в федеральной собственности, в целях обеспечения их доступности для инвалидов Минтруд России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, организации (на конкурсной основе) 2001-2005 годы 30000 6000 6000 обеспечение доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в здания и сооружения общественного назначения, учреждения культуры, спортивно-зрелищные и иные организации
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
22. Научное обеспечение системы комплексной многопрофильной реабилитации инвалидов в Российской Федерации Минтруд России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, организации (на конкурсной основе) 2001-2003 годы 5300 900 900 создание федеральной и региональной моделей деятельности реабилитационных учреждений, отделений, кабинетов; нормативно-методическое обеспечение деятельности реабилитационных учреждений, в том числе разработка государственных стандартов, определяющих требования к объему и содержанию их деятельности
Развитие материально-технической базы
23. Реконструкция объектов, находящихся в федеральной собственности, в целях обеспечения их доступности для инвалидов Минтруд России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, организации (на конкурсной основе) 2000-2005 годы 72000 20000 12000 12000 обеспечение доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в здания и сооружения Минтруда России и подведомственных ему организаций
Итого по разделу II 422500 50500 77400 77400
III. Развитие реабилитационной индустрии как промышленной основы социальной защиты населения
Внедрение в производство технических средств реабилитации
24. Организация серийного производства транспортных средств, предназначенных для реабилитации инвалидов Минтруд России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, организации (на конкурсной основе) 2000-2005 годы 80000 3000 5000 5000 серийное производство нового вида мотоколяски (до 50 тыс. штук в год), новых моделей автомобилей марок "Ока" (10 тыс. штук в год) и "Москвич" (10 тыс. штук в год), адаптированных для использования инвалидами с нарушением функций опорно-двигательного аппарата
25. Производство специальных устройств и приспособлений для оборудования транспортных средств, предназначенных для реабилитации инвалидов Минтруд России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, организации (на конкурсной основе) 2000-2003 годы 4000 1000 1000 1000 серийное производство специальных устройств для управления автотранспортными средствами марок "ВАЗ", "Москвич", "ГАЗ" (до 42 тыс. штук в год) инвалидами, в том числе с ампутациями верхних конечностей
26. Организация серийного производства автобусов, адаптированных для перевозки инвалидов Минтруд России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, ВОИ, ВОС, ВОГ, организации (на конкурсной основе) 2000-2004 годы 7500 1500 1500 1500 серийное производство различных моделей автобусов (включая микроавтобусы), адаптированных для перевозки инвалидов, в том числе в креслах-колясках (до 10 тыс. штук в год)
27. Постановка на производство новых моделей кресел-колясок различного функционального назначения Минтруд России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, организации (на конкурсной основе) 2000-2005 годы 30000 3000 5000 5000 серийное производство новых моделей кресел-колясок: для передвижения инвалидов в замкнутых пространствах (5 тыс. штук в год); облегченных (5 тыс. штук в год); трансформируемых с велоприставками (до 20 тыс. штук в год); модульного типа (10 тыс. штук в год); рычажных (10 тыс. штук в год); активного типа (до 5 тыс. штук в год); спортивных (до 5 тыс. штук в год); с электроприводом всех видов (до 30 тыс. штук); для детей с детским церебральным параличом (до 5 тыс. штук); для людей пожилого возраста (10 тыс. штук), для лиц с ослабленными функциями верхних конечностей (5 тыс. штук в год)
28. Организация производства подъемных устройств, средств малой механизации, вспомогательных приспособлений и тренажеров для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата Минтруд России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, организации (на конкурсной основе) 2000-2005 годы 18000 3000 3000 3000 серийное производство различных видов подъемных устройств (10 тыс. штук в год); около 200 видов средств механизации и вспомогательных приспособлений, обеспечивающих независимую жизнедеятельность инвалидов, в том числе с ампутированными конечностями (до 300 тыс. штук в год); 10 видов опорных приспособлений (до 300 тыс. штук в год), вспомогательных приспособлений для лежачих инвалидов (до 50 тыс. штук в год); около 130 наименований технических средств и специальной мебели для оборудования реабилитационных учреждений и домов-интернатов (до 500 тыс. штук в год); около 50 наименований тренажеров и технических приспособлений, оборудования и инструментов, обеспечивающих возврат инвалидов к труду и общественной жизни (до 250 тыс. штук в год)
29. Внедрение в производство технических средств реабилитации для инвалидов с нарушениями функций зрения Минтруд России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, ВОС, организации (на конкурсной основе) 2000-2005 годы 17000 1500 2000 2000 серийное производство 50 наименований технических средств реабилитации для информационного обеспечения инвалидов по зрению: для приема закодированных радиосигналов; цифровых "говорящих книг" и брайлофонов; специальных дисплеев для слепых; обучающих комплексов; средств коррекции слабовидения; аппаратно-программных комплексов рабочих мест для слепых (до 1000 штук в год); полиграфического оборудования для слепых; средств ориентации слепых (12 тыс. штук в год); технических средств для профилактики слепоты и реабилитации слабовидящих (специальные очки и реабилитационно-диагностические комплексы); бытовых средств реабилитации слепых и технических средств реабилитации слепоглухих (датчики различного назначения, информаторы портативные, коммуникаторы, средства, обеспечивающие безопасность, и т. д.) до - 100 тыс. штук в год
30. Освоение серийного производства новых модификаций слуховых аппаратов, комплектующих частей и сопутствующих изделий к ним Минтруд России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, ВОГ, организации (на конкурсной основе) 2000-2005 годы 15000 1500 2500 2500 серийное производство новых моделей различных модификаций слуховых аппаратов: мощных и сверхмощных (150 тыс. штук в год); средней и малой мощности (до 620 тыс. штук в год); внутриушных аппаратов (60 тыс. штук в год); с уменьшенным уровнем шумов и повышенной устойчивостью к резонансному самовозбуждению (20 тыс. штук в год); миниатюрных телефонов и микрофонов для слуховых аппаратов (100 тыс. штук в год); миниатюрных воздушноцинковых элементов питания для слуховых аппаратов (440 тыс. штук в год)
31. Внедрение в производство технических средств передачи текстовой и звуковой информации для людей с нарушением функций слуха, слуховых тренажеров и визуальных информаторов о звуковых сигналах Минтруд России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию), ВОГ, организации (на конкурсной основе) 2000-2005 годы 6000 1000 1000 1000 серийное производство новых моделей специальных телефонных аппаратов (15 тыс. штук в год); тактильных вибраторов (8 тыс. штук в год); устройств для скрытого субтитрования телевизионных программ, декодеров для приема скрытых субтитров (10 тыс. штук в год); технических устройств для связи глухих по телефону (20 тыс. штук); слухоречевых тренажеров коллективного и индивидуального пользования (4 тыс. штук в год); световых и вибрационных информаторов (40 тыс. штук в год); 10 наименований устройств для оборудования учебных и рабочих мест для инвалидов по слуху (12 тыс. штук в год)
32. Организация производства голосообразующих аппаратов для инвалидов с нарушением функции голосообразования Минтруд России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, организации (на конкурсной основе) 2000-2004 годы 2160 400 400 400 серийное производство пяти модификаций голосообразующих аппаратов (10 тыс. штук в год)
Развитие протезостроения и совершенствование оказания протезно-ортопедической помощи инвалидам
33. Развитие производственнотехнического потенциала государственных протезно-ортопедических предприятий Минтруда России, включая техническое переоснащение и модернизацию основного производства, внедрение новых технологий протезостроения Минтруд России, Минэкономики России, Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П.Королева (далее именуется - РКК "Энергия"), организации (на конкурсной основе) 2000-2004 годы 60000 7000 10000 10000 расширение ассортимента и увеличение производства протезно-ортопедических изделий, соответствующих мировому уровню; переход на протезирование с помощью новых модульных конструкций с использованием современных неметаллических материалов; внедрение систем автоматизированного проектирования и изготовления протезно-ортопедических изделий, современного специализированного технологического промышленного оборудования, оснастки и инструмента, средств связи и информатики; обеспечение государственных протезно-ортопедических предприятий Минтруда России транспортными средствами
34. Создание и развитие импортозамещающих производств новых образцов протезно-ортопедических изделий и оборудования для протезно-ортопедических предприятий Минтруд России, Минэкономики России, РКК "Энергия", организации (на конкурсной основе) 2000-2005 годы 12000 2000 2000 2000 расширение ассортимента и увеличение выпуска модулей и полуфабрикатов протезно-ортопедических изделий современной конструкции, а также специализированного технологического оборудования и инструмента для оснащения протезно-ортопедических предприятий
35. Создание и внедрение новых материалов для производства протезно-ортопедических изделий и их компонентов Минтруд России, Минэкономики России, РКК "Энергия", организации (на конкурсной основе) 2000-2004 годы 5000 1000 1000 1000 создание и внедрение в практику протезостроения современных материалов с улучшенными физико-химическими и механическими свойствами (композиционных, синтетических, на основе алюминиевых, магниевых и титановых сплавов и т. д.), обеспечивающих повышенную износостойкость и прочность протезов, увеличение их реабилитационного эффекта
36. Создание организаций реабилитационнотехнического профиля на базе федеральных центров медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, 69 государственных протезно-ортопедических предприятий и оснащение их специальным оборудованием Минтруд России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию), организации (на конкурсной основе) 2000-2005 годы 80000 5000 16000 16000 организация системы услуг, связанных с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, обучением инвалидов навыкам их эксплуатации; проведение испытаний, технического ремонта и обслуживания технических средств реабилитации
Формирование и государственное регулирование отечественного рынка реабилитационной индустрии
37. Создание и внедрение системы управления качеством продукции (товаров и услуг) реабилитационной индустрии Минтруд России, Минэкономики России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, РКК "Энергия", организации (на конкурсной основе) 2000-2003 годы 24000 2000 6000 6000 нормативное обеспечение контроля качества производства технических средств реабилитации для инвалидов; развитие государственной системы стандартизации и сертификации технических средств реабилитации для инвалидов; организация и оснащение пяти испытательных центров, созданных на базе научных учреждений Минтруда России, для проведения испытаний (не менее 120 образцов) новой реабилитационной техники
38. Формирование сети предприятий реабилитационной индустрии Минтруд России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию), организации (на конкурсной основе) 2000-2005 годы 15000 1840 2840 2840 создание единой системы ремонта и технического обслуживания технических средств реабилитации
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
39. Разработка новых технических средств реабилитации, комплектующих частей и сопутствующих изделий к ним Минтруд России, Миннауки России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, ВОИ, ВОС, ВОГ, организации (на конкурсной основе) 2001-2005 годы 8400 1400 1400 создание новых импортозамещающих образцов технических средств реабилитации (не менее 20 видов), комплектующих частей и сопутствующих изделий к ним (до 50 видов)
40. Разработка и внедрение новых реабилитационных технологий оказания протезно-ортопедической помощи инвалидам Минтруд России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, организации (на конкурсной основе) 2001-2005 годы 8400 1400 1400 разработка методического обеспечения диагностики опорно-двигательного аппарата инвалидов, методов подготовки к протезированию и оценки полученных результатов, проведения медицинской реабилитации лиц, перенесших ампутации конечностей; разработка методик и способов протезирования, обеспечивающих максимальный реабилитационный эффект и сокращение сроков протезирования инвалидов
41. Разработка новых моделей протезно-ортопедических изделий, комплектующих частей и сопутствующих изделий к ним Минтруд России, Минэкономики России, РКК "Энергия", организации (на конкурсной основе) 2001-2005 годы 9000 1500 1500 создание различных модификаций протезов верхних конечностей, в том числе биоэлектрических; расширение ассортимента протезов нижних конечностей, включая создание протезов с внешними источниками энергии; разработка новых моделей ортезов, ортопедических аппаратов и обуви; разработка и внедрение современных модулей и комплектующих частей протезно-ортопедических и лечебно-бандажных изделий
Развитие материально-технической базы
42. Развитие и укрепление материальной базы и основных производственных фондов государственных протезно-ортопедических предприятий и реабилитационных учреждений Минтруд России, Минэкономики России, организации (на конкурсной основе) 2000-2005 годы 270000 29000 34000 34000 строительство и реконструкция: в 2000 г. Самарского, Чебоксарского, Пятигорского государственных протезно-ортопедических предприятий, фабрики ортопедической обуви (г. Санкт-Петербург), дома отдыха санаторного типа "Чайковский"; в 2001 году Волгоградского государственного протезно-ортопедического предприятия, Санкт-Петербургского научно-практического центра медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов имени Г.А.Альбрехта; в 2002 году Михайловского экономического колледжа-интерната (г. Михайлов, Рязанская область), Ессентукского профессионального училища-интерната для инвалидов (г. Ессентуки, Ставропольский край)
Итого по разделу III 671460 63740 97540 97540
IV. Информатизация и кадровое обеспечение деятельности государственных служб медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и реабилитационной индустрии
43. Создание федерального регистра учета инвалидов и социальных потребностей, связанных с инвалидностью Минтруд России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию), ВОИ, ВОС, ВОГ, организации (на конкурсной основе) 2000-2005 годы 10000 500 1500 1500 обеспечение учета и анализа динамики основных показателей инвалидности в Российской Федерации; создание системы персонифицированного учета инвалидов на федеральном и региональном уровнях, объема и структуры их потребностей; контроль за реализацией индивидуальных программ реабилитации инвалидов и оценка эффективности проводимых реабилитационных мероприятий
44. Разработка и внедрение федеральной автоматизированной информационно-справочной системы по проблемам инвалидности и инвалидов Минтруд России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию), ВОИ, ВОГ, ВОС, организации (на конкурсной основе) 2000-2005 годы 7000 1000 1000 1000 информационное обеспечение и консультирование специалистов и инвалидов по решению проблем, связанных с инвалидностью, с использованием единой системы обмена информацией Интернет (до 5 тыс. абонентов в 89 субъектах Российской Федерации в круглосуточном режиме функционирования)
45. Внедрение на государственных протезно-ортопедических предприятиях Минтруда России систем управления и организации производства, проектирования и изготовления протезно-ортопедических изделий, а также дистантных технологий, обеспечение ими инвалидов на основе современных вычислительных и аппаратно-программных средств Минтруд России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию), организации (на конкурсной основе) 2000-2005 годы 9000 1500 1500 1500 обеспечение государственных протезно-ортопедических предприятий программно-техническими средствами; формирование информационной базы данных в единой системе обмена информацией Интернет на федеральном и региональном уровнях
46. Подготовка и издание учебных и методических пособий, рекомендаций, нормативно-технических документов, информационных сборников, производство кино- и видеоматериалов по проблемам инвалидности и инвалидов Минтруд России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, ВОИ, ВОС, ВОГ, организации (на конкурсной основе) 2000-2005 годы 13000 1000 2000 2000 улучшение информационного и нормативно-методического обеспечения организаций различной ведомственной подчиненности, общественных объединений инвалидов
47. Организация и проведение рекламно-выставочной деятельности, участие в семинарах, совещаниях и конференциях по проблемам МСЭ и реабилитации инвалидов, реабилитационной индустрии и формирования рынка технических средств реабилитации и услуг для инвалидов Минтруд России, Минобразование России, Минкультуры России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию), ВОИ, ВОС, ВОГ, организации (на конкурсной основе) 2000-2005 годы 4500 600 600 600 внедрение современных технологий МСЭ и реабилитации инвалидов в деятельность организаций различной ведомственной подчиненности
48. Создание сети образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов для государственных служб МСЭ и реабилитации инвалидов, а также предприятий реабилитационной индустрии, формирование на их базе системы подготовки и повышения квалификации специалистов в этой области Минтруд России, Минобразование России, Минздрав России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, организации (на конкурсной основе) 2000-2005 годы 9000 1000 1500 1500 подготовка специалистов по 37 специальностям на базе 127 высших и 153 средних специальных учебных заведений; разработка государственных образовательных стандартов, программ и учебных планов для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов различного профиля и др.
49. Осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для учреждений государственных служб МСЭ и реабилитации инвалидов, а также предприятий реабилитационной индустрии и других организаций, занимающихся проблемами инвалидности и инвалидов Минтруд России, Минобразование России, Минздрав России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию), ВОИ, ВОС, ВОГ, организации (на конкурсной основе) 2000-2005 годы профессиональная подготовка до 4500 специалистов ежегодно; повышение эффективности функционирования государственных служб МСЭ и реабилитации инвалидов
50. Подготовка и издание учебно-методических пособий, учебников, руководств, справочных пособий и другой учебно-методической литературы для обеспечения профессиональной подготовки специалистов государственных служб МСЭ и реабилитации инвалидов, а также предприятий реабилитационной индустрии и общественных объединений инвалидов Минтруд России, Минздрав России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, ВОИ, ВОС, ВОГ, организации (на конкурсной основе) 2000-2005 годы 13000 1380 2380 2380 издание 150 тысяч экземпляров различной учебно-методической литературы для высших и средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для учреждений социальной защиты населения и других организаций, занимающихся проблемами инвалидности и инвалидов
Итого по разделу IV 65500 6980 10480 10480
V. Государственная поддержка общественных объединений инвалидов
51. Создание телевизионных программ для инвалидов, в том числе по проблемам инвалидов и их общественных объединений Минтруд России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, ВОИ, ВОС, ВОГ, организации (на конкурсной основе) 2000-2005 годы 1000 200 200 200 повышение информированности инвалидов и привлечение внимания общества к их проблемам
52. Реконструкция и развитие санаторно-курортных учреждений всероссийских общественных объединений инвалидов с созданием на их базе центров медицинской и социальной реабилитации Минтруд России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, ВОИ, ВОС, ВОГ 2000-2005 годы 169900 13980 38980 38980 создание центров медицинской и социальной реабилитации инвалидов; оснащение их современным оборудованием, техническими средствами реабилитации для проведения реабилитационных мероприятий 10 тыс. больных и инвалидов ежегодно
53. Поддержка действующих предприятий ВОГ для сохранения и создания новых рабочих мест для инвалидов по слуху Минтруд России, ВОГ 2000-2005 годы 50000 5000 5000 5000 обеспечение трудоустройства 3550 инвалидов по слуху на 68 предприятиях ВОГ
54. Создание в Российской Федерации системы услуг по сурдопереводу с использованием базы региональных отделений ВОГ Минтруд России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию), ВОГ 2000-2005 годы 43050 4610 8610 8610 подготовка и повышение квалификации специалистов по сурдопереводу на базе Межрегионального центра реабилитации лиц с проблемами слуха Минтруда России; оснащение региональных групп ВОГ специальным оборудованием для сурдоперевода
55. Организация и проведение всероссийских, международных и региональных фестивалей, конкурсов и спортивных соревнований для инвалидов Минтруд России, Минкультуры России, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию), ВОИ, ВОС, ВОГ 2000-2005 годы 10690 1137 2137 2137 создание условий для творческой и спортивной реабилитации инвалидов, в том числе обеспечение участия их в международных спортивных играх для инвалидов
56. Развитие полиграфической базы периодических печатных изданий ВОГ Минтруд России, ВОГ 2000-2005 годы 7500 1000 1500 1500 обеспечение информационного доступа и повышение уровня знаний инвалидов с нарушениями слуха
Итого по разделу V 282140 25927 56427 56427
Всего по Программе 1524200 156547 256847 256647

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к федеральной целевой программе
"Социальная поддержка инвалидов
на 2000-2005 годы"

БЮДЖЕТНАЯ ЗАЯВКА НА АССИГНОВАНИЯ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В 2000-2005 ГОДАХ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ НА 2000-2005 ГОДЫ"

(млн. рублей)

2000-2005 годы - всего В том числе 2000 год
Государственные инвестиции 342 41 (8)*
49
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы 37,1
Прочие нужды 1145,1 107,5
Всего 1524,2 148,5(8)*
156,5


* В скобках - объемы финансирования из дополнительных доходов.