ЗАКОН СССР от 12.05.91 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ СОЮЗА ССР О ТРУДЕ"



12 мая 1991 года N 2151-1

Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:

Внести следующие изменения и дополнения в законодательные акты Союза ССР о труде:

1. В Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года ( Ведомости Верховного Совета СССР, 1970 г., N 29, ст.265; 1980 г., N 12, ст.214; 1982 г., N 19, ст.318; 1983 г., N 5, ст.74, N 33, ст.507; 1984 г., N 24, ст.422; 1986 г., N 22, ст.364; 1988 г., N 6, ст.95):

1) дополнить Основы статьей 17(1) следующего содержания:

Помимо оснований, предусмотренных статьей 17 настоящих Основ, трудовой договор некоторых категорий работников может быть прекращен в случаях:

1) однократного грубого нарушения трудовых обязанностей руководителем предприятия, учреждения, организации (филиала, представительства, отделения и другого обособленного подразделения) и его заместителями;

2) совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны администрации;

3) совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.

Законодательством Союза ССР и, в определяемых им пределах, законодательством союзных республик могут устанавливаться дополнительные основания прекращения трудового договора некоторых категорий работников при нарушении установленных правил приема на работу и в других случаях":

2) статью 18 изложить в следующей редакции:

Расторжение трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 1 (кроме случаев ликвидации предприятия, учреждения, организации), 1(1), 2, 5 статьи 17 настоящих Основ может быть произведено лишь с предварительного согласия соответствующего профсоюзного комитета.

Расторжение трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4, 7, 8 статьи 17 и пунктами 2 и 3 статьи 17(1) настоящих Основ, производится с учетом мнения соответствующего профсоюзного комитета. Отрицательное мнение профсоюзного комитета не препятствует расторжению трудового договора.

Профсоюзный комитет сообщает администрации в письменной форме о принятом решении в десятидневный срок";

3) дополнить Основы статьей 18(1) следующего содержания:

Расторжение трудового договора по инициативе администрации предприятия, учреждения, организации без согласия или учета мнения соответствующего профсоюзного комитета допускается в случаях:

ликвидации предприятия, учреждения, организации;

неудовлетворительного результата испытания, установленного при приеме на работу;

увольнения с совмещаемой работы в связи с приемом другого работника, не являющегося совместителем, а также в связи с ограничениями на работу по совместительству, предусмотренными законодательством;

восстановления на работе рабочего или служащего, ранее выполнявшего эту работу;

увольнения работника - не члена профессионального союза, действующего на предприятии, в учреждении, организации;

увольнения с предприятия, из учреждения, организации, где отсутствует профсоюзный комитет;

увольнения руководителя предприятия, учреждения, организации (филиала, представительства, отделения и другого обособленного подразделения), его заместителей, руководящих работников, избираемых, утверждаемых или назначаемых на должности органами государственной власти и управления, а также общественными организациями и другими объединениями граждан.

Законодательными актами Союза ССР и союзных республик могут быть предусмотрены и другие случаи расторжения трудового договора по инициативе администрации без согласия или учета мнения соответствующего профсоюзного комитета";

4) в названии и части второй статьи 54 слова " Уставы о дисциплине" заменить словами " Уставы и положения о дисциплине";

5) в статье 56:

пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5) увольнение (пункты 3, 7 и 8 статьи 17, а также пункт 1 статьи 17(1))";

часть вторую изложить в следующей редакции:

" Законодательными актами Союза ССР и союзных республик, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий рабочих и служащих также и другие дисциплинарные взыскания";

дополнить статью частью четвертой следующего содержания:

" При применении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника, отношение к труду";

6) дополнить Основы статьями 56(1), 56(2) и 56(3) следующего содержания:

Дисциплинарное взыскание применяется органом, которому предоставлено право приема (избрания, утверждения и назначения на должность) данного работника.

Дисциплинарные взыскания на работников, несущих дисциплинарную ответственность по уставам, положениям и другим актам законодательства Союза ССР и союзных республик о дисциплине, могут налагаться также органами, вышестоящими по отношению к органам, указанным в части первой настоящей статьи.

Работники, занимающие выборные должности, могут быть уволены только по решению органа, которым они избраны, и лишь по основаниям, предусмотренным законодательством.

До применения дисциплинарного взыскания от работника должно быть затребовано письменное объяснение.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске.

Взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии и или проверки финансово-хозяйственной деятельности - не позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) или постановление о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) рабонику, подвергнутому взысканию, под расписку.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.

Орган, рассматривающий трудовой спор, вправе учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника, отношение к труду, а также соответствие дисциплинарного взыскания тяжести совершенного проступка.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергшимся дисциплинарному взыскания.

Органом, применившим взыскание, оно может быть снято до истечения года по собственной инициативе, по ходатайству непосредственного руководителя или трудового коллектива, если подвергнутый взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный работник.

В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к работнику не применяются";

7) статью 86 изложить в следующей редакции:

Трудовые споры по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде рассматриваются:

1) комиссиями по трудовым спорам;

2) профсоюзными комитетами предприятий, учреждений, организаций (подразделений);

3) районными (городскими) народными судами.

Трудовые споры некоторых категорий работников по отдельным вопросам рассматриваются вышестоящими органами (статья 94 настоящих Основ).

Трудовые споры об установлении работнику новых или изменении существующих условий труда разрешаются администрацией предприятия, учреждения, организации и соответствующим профсоюзным комитетом в пределах предоставленных им прав";

8) часть вторую статьи 87 исключить;

9) статью 88 изложить в следующем редакции:

Профсоюзный комитет предприятия, учреждения, организации (подразделения) рассматривает трудовые споры по заявлениям рабочих и служащих или администрации, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам, если законодательством не предусмотрен иной порядок их рассмотрения. Профсоюзный комитет выносит постановление по существу спора";

10) статью 89 изложить в следующей редакции:

В районных (городских) народных судах рассматриваются трудовые споры:

1) по заявлению рабочего, служащего, администрации или профессионального союза, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам;

2) по заявлению рабочего, служащего или администрации, когда они не согласны с постановлением профсоюзного комитета;

3) по заявлению рабочего, служащего или администрации при их несогласии с решением комиссии по трудовым спорам, если на предприятии, в учреждении, организации (подразделении) имеется несколько профессиональных союзов;

4) по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам или постановление профсоюзного комитета противоречит законодательству.

Непосредственно в районных (городских) народных судах рассматриваются трудовые споры по заявлениям:

1) рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, где комиссии по трудовым спорам не избираются;

2) рабочих и служащих о восстановлении на работе, независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы, за исключением споров работников, для которых предусмотрен иной порядок их рассмотрения;

3) администрации о возмещении рабочими и служащими материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации;

4) рабочих и служащих по вопросу применения трудового законодательства, который в соответствии с действующим законодательством был решен администрацией и профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации (подразделения) в пределах предоставленных им прав.

Непосредственно в районных (городских) народных судах рассматриваются также споры об отказе в приеме на работу:

лиц, приглашенных на работу в порядке перевода с другого предприятия, из учреждения, организации;

молодых специалистов, окончивших высшее или среднее специальное учебное заведение, а также лиц, окончивших профессионально-техническое учебное заведение и направленных в установленном порядке на работу на данное предприятие, в учреждение, организацию;

других лиц, с которыми администрация предприятия, учреждения, организации в соответствии с законодательством обязана заключить трудовой договор";

11) часть четвертую статьи 90 изложить в следующей редакции:

" Жалобы, поданные по истечении двух лет с момента вступления в законную силу решения суда или решения вышестоящего органа об отказе в восстановлении на работе, рассмотрению не подлежат";

12) часть вторую статьи 91 изложить в следующей редакции:

" Если расторжение трудового договора с рабочим или служащим произведено администрацией предприятия, учреждения, организации без обращения в соответствующий профсоюзных комитет (статья 18 настоящих Основ), суд приостанавливает производство по делу, запрашивает согласие или мнение профсоюзного комитета и после его получения рассматривает спор по существу. В случае отказа профсоюзного комитета в даче согласия на увольнение работника (часть первая статьи 18 настоящих Основ) суд принимает решение о восстановлении его на работе";

13) в статье 92 слова "но не более чем за три месяца" заменить словами "но не более чем за один год";

14) статью 94 изложить в следующей редакции:

Споры руководящих работников, избираемых, утверждаемых или назначаемых на должности высшими органами государственной власти и управления Союза ССР, союзных и автономных республик, судей, прокуроров, их заместителей и помощников, а также следователей прокуратуры по вопросам увольнения, изменения даты и формулировки причины увольнения, перевода на другую работу, оплаты за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы и наложения дисциплинарных взысканий рассматриваются вышестоящими органами.

В случае восстановления работника на прежней работе по решению вышестоящего органа производится оплата за время вынужденного прогула со дня увольнения или за время выполнения нижеоплачиваемой работы, но не более чем за один год. При этом соответственно применяются статьи 92 и 93 настоящий Основ";

15) из части второй статьи 99(4) исключить слова " Жалобы руководителей, мастеров на освобождение от работы, а бригадиров - от руководства бригадой рассматриваются совместно вышестоящими хозяйственным и профсоюзным органами";

16) пункт 4 статьи 106 изложить в следующей редакции:

"4) дополнительные основания прекращения трудового договора некоторых категорий рабочих и служащих при определенных условиях";

17) в части первой статьи 107 слова "категории работников, трудовые споры которых рассматриваются в порядке подчиненности (часть первая статьи 94)" заменить словами "категории работников, трудовые споры которых рассматриваются вышестоящими органами (часть первая статьи 94)".

2. Статьи 18 и 19 Положения о правах профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1971 года ( Ведомости Верховного Совета СССР, 1971 г., N 39, ст.382; 1982 г., N 19, ст.318; 1988 г., N 6, ст.95), изложить в следующей редакции:

"18. До расторжения трудового договора по инициативе администрации предприятия, учреждения, организации она обязана в письменной форме обратиться в соответствующий профсоюзный комитет для получения его согласия или мнения на увольнение работника, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Союза ССР и союзных республик.

19. Профсоюзный комитет предприятия, учреждения, организации рассматривает трудовые споры по заявлениям рабочих и служащих или администрации, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам, если законодательством не предусмотрен иной порядок их рассмотрения. Профсоюзный комитет выносит постановление по существу спора".

3. Признать утратившими силу:

Постановление ЦИК и СНК СССР от 13 октября 1929 года " Об основах дисциплинарного законодательства Союза ССР и союзных республик" (СЗ СССР, 1929 г., N 71, ст. 670);

пункт 86 Постановления ЦИК СССР от 8 декабря 1929 года " Об утверждении постановлений, принятых в период между сессиями Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и подлежащих на основании ст.18 Конституции Союза ССР утверждению 2-й сессией Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР 5-го созыва" (СЗ СССР, 1929 г., N 75, ст.723);

Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 июля 1932 года " Об ответственности работников учреждений и управленческого аппарата хозяйственных органов за нарушение правил общей и противопожарной охраны служебных зданий и помещений и правил хранения служебных документов "(СЗ СССР, 1932 г., N 53, ст.319);

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 сентября 1956 года " Об изменении постановления ЦИК и СНК СССР от 7 июля 1932 г. " Об ответственности работников учреждений и управленческого аппарата хозяйственных органов за нарушение правил общей и противопожарной охраны служебных зданий и помещений и правил хранения служебных документов "( Ведомости Верховного Совета СССР, 1956 г., N 18, ст.391);

статью 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 января 1961 года " Об изменении и признании утратившими силу законодательных актов в связи с Законом СССР от 11 февраля 1957 года " Об отнесении к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов", Законами СССР от 25 декабря 1958 года об утверждении Основ уголовного законодательства, Основ законодательства о судоустройстве, Основ уголовного судопроизводства, Положения о военных трибуналах и Законами СССР от 25 декабря 1958 года об уголовной ответственности за государственные и воинские преступления" ( Ведомости Верховного Совета СССР, 1961г., N 4, ст.35);

Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1965 года "О порядке применения статьи 10 " Положения о правах фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза" ( Ведомости Верховного Совета СССР, 1965 г., N 40, ст.587);

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1974 года "О порядке рассмотрения трудовых споров по вопросам увольнения или изменения формулировки причин увольнения учителей общеобразовательных школ, признанных в результате аттестации не соответствующими занимаемой должности" ( Ведомости Верховного Совета СССР, 1974 г., N 20, ст.307);

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1974 года " Об утверждении Положения о порядке рассмотрения трудовых споров" ( Ведомости Верховного Совета СССР, 1974 г., N 22, ст.325);

статьи 12 и 13 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1983 года "О внесении изменений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам гражданских правоотношений, брака и семьи, труда и социального обеспечения" ( Ведомости Верховного Совета СССР, 1983 г., N 5, ст.74);

статью 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1983 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР" ( Ведомости Верховного Совета СССР, 1983 г., N 33, ст.507);

Закон СССР от 26 июля 1974 года " Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о порядке рассмотрения трудовых споров" ( Ведомости Верховного Совета СССР, 1974 г., N 31, ст.469).

Президент Союза Советских
Социалистических Республик
М.ГОРБАЧЕВ

\r\n