РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 24.04.2000 N ГКПИ 2000-150, 156, 162, 209



Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
народных заседателей Бабушкина В.У.,
Петелина С.Е.,
при секретаре Суетовой Н.В.,
с участием прокурора Астафьева С.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобам Журавлевой З.В., Золотовой И.В., Кириллова А.Ф. и общественной организации " Протвинский городской Совет ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил" о признании незаконным Разъяснения "О применении ограничений, установленных Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 1999 года N 54,

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 1999 г. N 54 было утверждено Разъяснение "О применении ограничений, установленных Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" (далее - Разъяснение), которое 31 декабря 1999 г. было зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации и официально опубликовано.

Заявители Журавлева З.В., Золотова И.В., Кириллов А.Ф. и общественная организация " Протвинский городской Совет ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил" обратились в Верховный Суд Российской Федерации с жалобами об оспаривании указанного Разъяснения, ссылаясь, что оно не соответствует действующему законодательству, как по порядку его принятия, так и по содержанию.

В судебном заседании Журавлева З.В., Золотова И.В., их представители Хорошилов Б.В. и Горбунова Л.И., представители общественной организации " Протвинский городской Совет ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил" Плетенев Б.В. и Костарев Н.Н. поддержали доводы жалоб и просили признать Разъяснение незаконным и не подлежащим применению со дня его принятия.

Кириллов А.Ф. направил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации Воронин Ю.В., Донцов С.Е. и Соловьева Л.В. жалобы заявителей не признали и просили суд отказать в их удовлетворении.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, исследовав материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Астафьева С.Т., полагавшего в удовлетворении жалоб отказать, суд считает, что жалобы заявителей не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 9 Положения о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1997 г. N 480, Минтруд России вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации принимать постановления и давать разъяснения по применению нормативных правовых актов в области социальной защиты населения, включающей в себя и пенсионное обеспечение.

Следовательно, не может быть признан обоснованным довод заявителей о том, что Минтруд России не имел права на принятие оспариваемого Разъяснения.

Не могут быть признаны состоятельными и доводы заявителей о подписании Разъяснения должностным лицом, не имеющим на то полномочий.

В соответствии с пунктом 9 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, в редакции от 11 декабря 1997 г., нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руководителем федерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности.

Судом установлено, что Разъяснение подписано первым заместителем Министра труда и социального развития Российской Федерации Ю.З. Люблиным, который исполнял на тот период обязанности Министра на основании Приказа по Минтруду от 28 декабря 1999 г. N 268.

Таким образом, Разъяснение подписано надлежащим должностным лицом.

Не нашли подтверждения в судебном заседании и доводы заявителей о несоответствии положений Разъяснения нормам Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий".

Доводы заявителей в этой части по существу сводятся к оспариванию абзацев 5, 6 и 7 Разъяснения, содержащих следующие положения:

" Часть четвертая статьи 1 Закона, на которую сделана отсылка в части второй статьи 4 Закона как на определяющую, какой именно индивидуальный коэффициент пенсионера, из упоминаемых в Законе, устанавливается с 1 февраля 1998 г. в размере 0,7, предусматривает, что отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в размере не свыше 1,2.

На основании этой отсылки, а также в связи с прямым указанием в части второй статьи 4 Закона на то, что индивидуальный коэффициент пенсионера, устанавливаемый с 1 февраля 1998 г. в размере 0,7, определяется только федеральным законом и ограничивает отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, временное ограничение в размере 0,7 применяется в совокупности с постоянно действующим ограничением в размере не свыше 1,2 к результату, получаемому при делении среднемесячного заработка пенсионера на среднемесячную заработную плату в стране в виде обычного числа (целого или дробного).

Оснований для распространения ограничения в размере 0,7 на величину индивидуального коэффициента пенсионера, исчисляемого в соответствии со статьей 1 Закона в процентах персонально для каждого пенсионера расчетным путем исходя из продолжительности трудового стажа и размера заработной платы, который применяется для определения размера его пенсии в рублях, не имеется".

По мнению заявителей, приведенные положения Разъяснения неправомерно относят ограничение в размере 0,7, являющееся ограничением индивидуального коэффициента пенсионера, применяемого для назначения размера пенсии, на результат, получаемый при делении среднемесячного заработка пенсионера на среднемесячную заработную плату в стране, что приводит к занижению сумм получаемых пенсий. Заявители полагают, что результат, получаемый при делении среднемесячного заработка пенсионера на среднемесячную заработную плату в стране, установлен федеральным Законом с 1 февраля 1998 г. в размере 1,2, а не 0,7.

Однако с такими доводами заявителей согласиться нельзя.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" (далее - Закон) государственные пенсии, исчисленные по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в связи с ростом заработной платы в стране подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера.

Индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.

Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране устанавливается путем деления среднемесячного заработка пенсионера за соответствующий период на среднемесячную заработную плату в стране за тот же период.

При определении индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в размере не свыше 1,2 независимо от основания назначения пенсии.

Размер пенсии в рублях устанавливается исходя из среднемесячной заработной платы в стране за предшествующий квартал по индивидуальному коэффициенту пенсионера.

В соответствии со статьей 4 названного Закона он вступает в силу с 1 февраля 1998 года.

При этом индивидуальный коэффициент пенсионера, определенный частью четвертой статьи 1 данного Федерального закона, ограничивающий отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, устанавливается в размере 0,7.

Размер указанного коэффициента на последующий период и сроки его действия устанавливаются федеральным законом, проект которого рассматривается одновременно с проектом федерального закона о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год.

Анализ приведенных положений Закона определенно свидетельствует о том, что правовое значение термина "индивидуальный коэффициент пенсионера", приведенного в статье 1 Закона, не тождественно термину "индивидуальный коэффициент пенсионера", использованному в статье 4 Закона.

Несмотря на схожесть терминологии, эти коэффициенты по своей правовой природе существенно различаются.

Так, согласно статье 1 Закона, индивидуальный коэффициент пенсионера, применяемый при назначении пенсий, характеризуется следующими признаками:

- определяется персонально для каждого пенсионера в зависимости от продолжительности его трудового стажа и величины заработной платы;

- определяется путем умножения размера пенсии в процентах на отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране;

- выражается в процентах;

- непосредственно законом по размеру не ограничен;

- для определения размера пенсии применяется как процентное отношение среднемесячной заработной платы в стране за предшествующий квартал.

В соответствии со статье 4 Закона имеется в виду индивидуальный коэффициент пенсионера, который:

- представляет собой отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране;

- выражается обычным числом (не в процентах);

- является лишь одним из двух сомножителей, при умножении которых определяется индивидуальный коэффициент пенсионера, предусмотренный статьей 1 Закона;

- ограничивается предельным размером 1,2 независимо от основания назначения пенсии;

- устанавливается с 1 февраля 1998 г. в размере, не превышающем 0,7, и действует до принятия соответствующего федерального закона, проект которого должен рассматриваться одновременно с проектом федерального закона о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год.

Указанные различия не позволяют сделать вывод о том, что с 1 февраля 1998 года индивидуальный коэффициент пенсионера (ИКП), применяемый при исчислении пенсий, установлен в размере 0,7.

Данный вывод суда подтверждается и Указом Президента Российской Федерации от 15 апреля 2000 г. N 680 " Об отношении среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, применяемом при определении индивидуального коэффициента пенсионера". Согласно статье 1 названного Указа с 1 мая 2000 года при исчислении пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране не должно превышать 0,8. Из преамбулы Указа следует, что он издан в целях повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, которым пенсии исчислены с применением индивидуального коэффициента пенсионера в соответствии с Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственный пенсий", и действует до вступления в силу соответствующего федерального закона.

Таким образом, с 1 мая 2000 года предельный размер индивидуального коэффициента пенсионера, применяемого при исчислении пенсий (при максимальном трудовом стаже), составит 60% (ИКП = 75% х 0,8 = 60%).

С учетом вышеизложенного следует, что правовых оснований для признания Разъяснения незаконным и не подлежащим применению со дня его принятия не имеется.

Суд не может согласиться с доводами заявителей о том, что имеются многочисленные доказательства в подтверждение того, что с 1 февраля 1998 г. размер индивидуального коэффициента пенсионера, применяемого при исчислении пенсий, установлен законом в размере 0,7.

В обоснование этого довода заявители ссылались, в частности, на Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 17 марта 1999 г. N 3763-II ГД "О реализации Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" и Постановление от 29 октября 1999 г. N 4497-II ГД " Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к Верховному Суду Российской Федерации".

Между тем указанные Постановления не могут являться основанием для удовлетворения жалоб заявителей, поскольку в Постановлении Конституционного Суда от 17 ноября 1997 г. N 17-П, которое является окончательным и не подлежит обжалованию, отмечено, что официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона должно приниматься, подписываться только в порядке, установленном для принятия, подписания и обнародования федерального закона.

В силу статьи 7 Гражданского процессуального кодекса при осуществлении правосудия по гражданским делам судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону.

Руководствуясь ст. 191 - 197, 231, 232, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

Журавлевой З.В., Золотовой И.В., Кириллову А.Ф., общественной организации " Протвинский городской Совет ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил" в удовлетворении жалоб о признании незаконным Разъяснения "О применении ограничений, установленных Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 1999 года N 54, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Народные заседатели
В.У.БАБУШКИН
С.Е.ПЕТЕЛИН

\r\n