ПИСЬМО ГТК РФ от 13.12.2000 N 01-06/36226 "ОБ ИЗЪЯТИИ, АРЕСТЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ХОДЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ О НТП, ЗАВЕДЕННЫМ ПО ПРИЗНАКАМ СТ. 254 ТК РОССИИ"



В ГТК России поступают многочисленные обращения транспортных организаций о фактах неправомерного изъятия таможенными органами транспортных средств перевозчиков.

Проверки приводимых в данных обращениях фактов показали, что в подавляющем большинстве случаев изъятие транспортных средств проводилось с нарушениями таможенного законодательства, без достаточных правовых оснований.

Так, с учетом положений ч. 5 ст. 379 ТК России, а также ст. 58 Федерального закона от 21.07.97 N 119-ФЗ " Об исполнительном производстве" изъятие транспортных средств, не принадлежащих перевозчикам на правах собственности, в счет обеспечения взыскания штрафных санкций приводит к нарушениям таможенного законодательства и нанесению ущерба третьим лицам.

Зачастую указанные нарушения допускаются при осуществлении производства по делам о нарушении таможенных правил, заведенным по признакам ч. 1 ст. 254 ТК России по обстоятельствам, имевшим место в период 1996 - 1999 годов. Нередко основанием для заведения дел по данным фактам служит лишь отсутствие у таможенных органов информации о доставлении товаров в таможенный орган назначения.

Помимо этого, вследствие волокиты и затягивания сроков производства таможенные органы не предпринимают необходимых действий, направленных на поиск иных доказательств, свидетельствующих о недоставлении товаров и транспортных средств.

При принятии решения об изъятии, аресте транспортных средств для обеспечения взыскания штрафных санкций таможенным органом не исследуется вопрос о наличии на территории Российской Федерации у привлекаемого к ответственности лица филиала, представительства, отделения или другого обособленного подразделения и стоимости иного находящегося на территории Российской Федерации имущества.

Указанные нарушения наносят существенный ущерб участникам ВЭД и не способствуют развитию внешнеэкономических связей. Необоснованные действия должностных лиц таможенных органов, производящих изъятие, арест транспортных средств с нарушением таможенного законодательства без достаточных правовых оснований влекут за собой обращение организаций - перевозчиков в суды с исками о возмещении ущерба.

Учитывая изложенное, для принятия решения об изъятии, аресте транспортных средств в качестве обеспечения уплаты сумм возможных санкций по делам о НТП недоставление товаров и транспортных средств в определенное таможенным органом Российской Федерации место должно быть установлено доказательствами по делу, в том числе сведениями о подделке свидетельств о подтверждении доставки товаров и транспортных средств и / или использовании поддельных печатей и штампов на товаросопроводительных документах.

Предлагаю начальникам таможен осуществлять личный контроль за обоснованностью как изъятия, так и ареста транспортных средств международных перевозчиков в счет обеспечения взыскания штрафных санкций с учетом положений настоящего письма.

Первый заместитель
председателя Комитета
генерал - полковник
таможенной службы
В.И.МЕЩЕРЯКОВ

\r\n