УКАЗ Президента РФ от 08.12.92 N 1556 "О ФЕДЕРАЛЬНОМ КАЗНАЧЕЙСТВЕ"
В целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения республиканского бюджета Российской Федерации, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств постановляю:
1. Образовать в Российской Федерации единую централизованную систему органов федерального казначейства (казначейство), включающую Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и территориальные органы по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт- Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.
Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций, печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач, подчиняются своему вышестоящему органу и начальнику Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.
Казначейство подчиняется Министру финансов Российской Федерации.
2. Возложить на органы казначейства выполнение следующих основных задач:
организацию, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета Российской Федерации, управление средствами на счетах казначейства;
регулирование финансовых отношений между республиканским бюджетом Российской Федерации и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за внебюджетными (федеральными) средствами;
осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;
сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления Российской Федерации отчетности о финансовых операциях Правительства Российской Федерации и состоянии бюджетной системы Российской Федерации;
управление и обслуживание совместно с Центральным банком Российской Федерации государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
разработку методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для соблюдения органами государственной власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также ведение учета государственной казны Российской Федерации.
3. В целях укрепления бюджетной дисциплины предоставить органам казначейства следующие права:
производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях, основанных на любых формах собственности, включая совместные предприятия, проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов,связанных с зачислением, перечислением и использованием средств республиканского бюджета Российской Федерации, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;
получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений и организаций, использующих средства республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также внебюджетные (федеральные) средства;
требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций устранения выявленных нарушений порядка исполнения республиканского бюджета Российской Федерации, контролировать их устранение;
приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), использующих средства республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетные (федеральные) средства, в случаях непредставления (или отказа предъявить) органам казначейства и их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием указанных средств;
изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и совершения операций с внебюджетными (федеральными) средствами. Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное постановление должностного лица органа казначейства;
предусматривать взыскание в бесспорном порядке с предприятий, учреждений и организаций средств, выделенных из республиканского бюджета Российской Федерации или внебюджетных (федеральных) средств, используемых не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка Российской Федерации;
налагать на банки или иные финансово-кредитные учреждения штраф в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в доход республиканского бюджета Российской Федерации, в государственные (федеральные) внебюджетные фонды, либо средств, перечисленных из республиканского бюджета Российской Федерации и указанных фондов на счета получателей в соответствующие банки или финансово-кредитные учреждения, в размере действующей в банке (финансово-кредитном учреждении), допустившем нарушение, процентной ставки при краткосрочном кредитовании, увеличенной на 10 пунктов. Вносить в Центральный банк Российской Федерации представления на лишение соответствующих банков и иных финансово-кредитных учреждений лицензий на совершение банковских операций.
Суммы санкций зачисляются соответственно в доход республиканского бюджета Российской Федерации или в государственные (федеральные) внебюджетные фонды.
Взыскание сумм санкций осуществляется органами налоговой службы России в 3-дневный срок по представлению органов казначейства.
4. Права, предусмотренный абзацами семь и восемь пункта 3 настоящего Указа, предоставляются только руководителям центрального и территориальных органов федерального казначейства.
5. Признать необходимым ведение казначейством счетов государственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также счетов по внебюджетным (федеральным) средствам государственных предприятий, учреждений и организаций.
6. Установить, что порядок и сроки проведения ревизий казначейства определяются Правительством Российской Федерации.
7. Правительству Российской Федерации:
принять необходимые меры к организации деятельности казначейства, в том числе решить в месячный срок в установленном порядке вопрос о выделении в г. Москве здания для размещения аппарата Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации;
в месячный срок внести в Верховный Совет Российской Федерации предложения о внесении изменений в действующее законодательство Российской Федерации, вытекающих из положений настоящего Указа;
утвердить согласованный с Центральным банком Российской Федерации график передачи казначейству в 1993 году функций по кассовому исполнению республиканского бюджета Российской Федерации;
рассмотреть вопросы взаимодействия казначейства с другими органами государственного управления, имея в виду исключить дублирование и параллелизм в работе этих органов.
8. Установить, что финансирование расходов по содержанию казначейства осуществляется за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации. Ассигнования на его содержание предусматривать в республиканском бюджете Российской Федерации отдельной строкой.
9. Министерству финансов Российской Федерации внести в месячный срок в Правительство Российской Федерации согласованный с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации проект положения о казначействе, а также предложения о численности работников его органов и затратах на их содержание.
10. Главам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, главам администраций краев, областей, автономных образований, городов и районов обеспечить соответствующие территориальные органы казначейства служебными помещениями и организовать их охрану, уделив особое внимание сохранности единой телекоммуникационной компьютерной системы казначейства.
11. Указ вступает в силу на основании и в порядке, установленном постановлением V Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. "О правовом обеспечении экономической реформы".
Президент Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН