ПРИКАЗ МНС РФ от 29.12.2000 N БГ-3-07/466 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ ВЗЫСКАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ, ЗАЧЕТУ (ВОЗВРАТУ) ПЕРЕПЛАТЫ СУММ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ЭТИ ФОНДЫ И ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА (ВЗНОСА)"



Приказ

В связи с введением в действие с 1 января 2001 года единого социального налога (взноса) в соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 N 117-ФЗ "Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая" ("Собрание законодательства РФ", 2000, N 32, ст. 3340) и Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" ("Собрание законодательства РФ", 2000, N 32, ст. 3341) приказываю:

1. Утвердить Методические указания о порядке взыскания задолженности плательщиков по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, зачету (возврату) переплаты сумм страховых взносов в эти фонды и единого социального налога (взноса).

2. Руководителям управлений Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации довести данный Приказ до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

3. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2001 года.

Министр -
государственный советник
налоговой службы II ранга
Г.БУКАЕВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ О ПОРЯДКЕ ВЗЫСКАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ, ЗАЧЕТА (ВОЗВРАТА) ПЕРЕПЛАТЫ СУММ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ЭТИ ФОНДЫ И ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА (ВЗНОСА)

В связи с введением в действие с 1 января 2001 года единого социального налога (взноса) и отмены взимания страховых взносов в Фонды на налоговые органы Федеральным законом от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ возложен контроль за уплатой единого социального налога (взноса), а также в полном объеме, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), проведение всех мероприятий налогового контроля.

На налоговые органы также возлагается обязанность по взысканию сумм недоимки, пеней и штрафов в Фонды, образовавшихся на 1 января 2001 года, проведению проверок правильности исчисления, полноты и своевременности внесения страховых взносов в Фонды до 1 января 2001 года, а также контроль за соблюдением условий предоставления отсрочек и рассрочек по уплате страховых взносов и начисленным пеням, порядка реструктуризации задолженности по обязательным платежам в Фонды, принятому до введения в действие части второй Кодекса, и другие мероприятия налогового контроля. Исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога в неденежной форме Кодексом не предусмотрено, в связи с чем суммы недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в Фонды с 1 января 2001 года уплачиваются плательщиками взносов только денежными средствами.

Согласно статье 10 Федерального закона N 118-ФЗ недоимка по страховым взносам в Фонды и соответствующие пени уплачиваются в порядке, действующем до введения в действие части второй Кодекса.

Согласно статье 9 Федерального закона N 118-ФЗ взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в Фонды, образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Кодексом.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона N 118-ФЗ установленные действующим до введения в действие части второй Кодекса законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования санкции за правонарушения, совершенные до введения в действие части второй Кодекса, не взыскиваются после введения ее в действие, если ответственность за аналогичные правонарушения частью первой Кодекса не установлена.

В случае когда часть первая Кодекса устанавливает более мягкую ответственность за налоговое правонарушение, чем было установлено законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования, действующим до введения в действие части второй Кодекса, применяется ответственность, установленная частью первой Кодекса.

Санкции за несоблюдение законодательства о конкретных видах обязательного социального страхования, решения о взыскании которых были приняты, но взыскание которых не было произведено до введения в действие части второй Кодекса, после введения ее в действие могут быть взысканы лишь в части, не превышающей максимального размера налоговых санкций, предусмотренных частью первой Кодекса за аналогичные правонарушения.

Абзацем четвертым пункта 1 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года N 1462-р Минтруду России и Фондам поручено обеспечить сохранность в течение пяти лет первичных учетных документов плательщиков страховых взносов и, в случае необходимости, по запросу налоговых органов, если это связано с проверками своевременности и правильности уплаты страховых взносов плательщиками в государственные социальные внебюджетные фонды, предоставлять налоговым органам необходимую информацию по конкретным налогоплательщикам.

Согласно статье 87 Кодекса налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

В 1998 - 2000 годах уплата страховых взносов, начисление пеней и штрафов в Фонды производились в соответствии с законодательными и иными правовыми актами согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (не приводится).

В связи с этим в ходе выездных налоговых проверок плательщиков страховых взносов налоговым органам следует руководствоваться законодательством по соответствующему виду социального страхования, действовавшему в проверяемом периоде.

В порядке, установленном Кодексом, налоговыми органами с плательщиков взыскиваются суммы недоимки, пени и штрафов по страховым взносам в Фонды, как переданные налоговым органам региональными (территориальными) органами Фондов по Актам сверки расчетов плательщиков страховых взносов (далее - Акты сверки), так и начисленные по результатам выездных налоговых проверок.

На налоговые органы возлагается обязанность обеспечения взыскания вышеназванных сумм принудительными мерами: путем взыскания задолженности за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщиков в банках, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Кодекса, а также путем взыскания задолженности за счет иного имущества плательщиков в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Кодекса.

Указанный порядок распространяется и на суммы платежей в Фонды, выявленные налоговыми органами в результате выездных налоговых проверок, которые не уплачены плательщиком страховых взносов в сроки, указанные в направленном ему налоговым органом требовании об уплате недоимки по страховым взносам и пеням.

Согласно статье 21 Федерального закона N 118-ФЗ отсрочки (рассрочки) по уплате взносов, предоставленные до введения в действие части второй Кодекса Фондами, а также решения о реструктуризации сумм задолженности по взносам и начисленным пеням в Фонды, принятые до введения в действие части второй Кодекса, применяются в соответствии с условиями, на которых они были предоставлены.

С 1 января 2001 года при нарушении налогоплательщиком (плательщиком сборов) условий, на основании которых была предоставлена отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов в Фонды, либо условий уплаты налогов органами Фондов на основании представления налоговых органов принимается решение об отмене решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) в течение 5 дней. Сумма задолженности взыскивается налоговыми органами в порядке, установленном Кодексом.

Взыскание недоимки и пеней по страховым взносам в отношении физических лиц производится в судебном порядке.

В отношении организаций взыскание недоимки и пеней по страховым взносам производится в бесспорном порядке.

Штрафы с организаций и физических лиц взыскиваются только в судебном порядке.