ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 07.04.92 N 10 (ред. от 27.08.92) "О ПОРЯДКЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ БАНКОВ"
Настоящая инструкция издана на основании Закона РСФСР "О налогообложении доходов банков" и Постановления Верховного Совета РСФСР "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О налогообложении доходов банков", Закона РСФСР " Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР".
I. Плательщики налога1. Плательщиками налога на доход являются:
- коммерческие банки, а также их филиалы, имеющие отдельный баланс, расчетный или иной счет;
- кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление отдельных банковских операций - по доходам от осуществляемых в установленном порядке отдельных банковских операций и сделок;
- Банк внешней торговли Российской Федерации;
- Сберегательный банк Российской Федерации;
- специальные банки (банки развития), созданные в порядке и на условиях, предусмотренных соответствующими законодательными актами Российской Федерации, для финансирования отдельных целевых республиканских (Российской Федерации), региональных и иных программ;
- банки с иностранными инвестициями, филиалы банков - нерезидентов, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление отдельных банковских операций.
Плательщики налога на доход, указанные в настоящем пункте, в дальнейшем именуются "банки".
Филиалы (представительства) иностранных банков, не получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации и не выполняющие соответствующие банковские операции, являются плательщиками налога на прибыль на основании Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 27 мая 1992 г. N 13 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц".
2. Предприятия, выполняющие операции и сделки, которые согласно Закону РСФСР "О банках и банковской деятельности" входят в перечень банковских, но не требуют получения лицензии Центрального банка Российской Федерации, не являются плательщиками налога в соответствии с настоящей Инструкцией.
3. Положения настоящей Инструкции не распространяются на Центральный банк Российской Федерации и его предприятия, учреждения и организации.
Предприятия и организации Центрального банка Российской Федерации уплачивают в бюджет налог на прибыль в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
II. Объект обложения налогом4. Объектом обложения налогом являются доходы банка, включая:
а) начисленные и полученные проценты по ссудам;
б) полученную плату за кредитные ресурсы;
в) комиссионные и иные сборы по аккредитивным, инкассовым, переводным и другим банковским операциям;
г) комиссионные и иные сборы по гарантийным операциям.
Под гарантийными операциями следует понимать выдачу поручительства, гарантии и иных обязательств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;
д) комиссионные и иные сборы за услуги по корреспондентским отношениям и услуги, оказанные предприятиям, организациям, банкам и учреждениям по ведению счетов, а также за информационные, консультационные, экспертные, трастовые и другие услуги;
е) от валютных операций, связанных с продажей наличной иностранной валюты и валюты, находящейся на счетах и вкладах;
ж) от лизинговых операций, связанных с предоставлением в аренду движимого и недвижимого имущества на длительный срок, а также от сдачи внаем заранее приобретенного имущества на определенный срок для удовлетворения временных потребностей арендатора и других;
з) от операций по страхованию валютных и кредитных рисков;
и) от факторинговых операций, связанных с приобретением права требования на поставку товара и оказанием услуг, принятием риска исполнения таких требований и инкассирование их, а также выполнением этих операций с дополнительным контролем за движением товаров;
к) от приобретенных или арендуемых брокерских мест на биржах, связанные с продажей и сдачей в аренду другим предприятиям права на проведение торгово-посреднических операций, а также от размещения и управления ценными бумагами, валюты, драгоценных металлов и камней, а также изделий из них и иных оказанных услуг;
л) платежи клиентов по возмещению почтовых, телеграфных и иных расходов банка. В состав доходов включаются суммы телеграфных расходов, возмещаемые банкам клиентами, а также взимаемые с физических лиц по переводным, аккредитивным и прочим телеграммам;
м) проценты и комиссионные сборы, полученные за прошлые (по отношению к отчетному) годы и востребованные проценты и комиссионные сборы, излишне уплаченные банком клиентам в прошлые (по отношению к отчетному) годы;
н) плата за услуги, оказанные населению;
о) платежи за инкассацию;
п) доходы, полученные за работу по размещению государственных ценных бумаг;
р) средства, поступившие от реализации основных фондов и иного имущества банка, определяемые в виде разницы между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и иного имущества, увеличенные на индекс инфляции в порядке, устанавливаемом Верховным Советом Российской Федерации. При этом первоначальная стоимость имущества не применяется к основным фондам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам.
При реализации или безвозмездной передаче другим юридическим и физическим лицам основных фондов, оборудования, патентов, лицензий и иных материальных и нематериальных активов, приобретенных банком, получившим в связи с этим налоговый кредит или льготы по налогу, предусмотренные законодательством, облагаемый налогом доход увеличивается на сумму реализованных или переданных материальных и нематериальных активов в размере не менее их первоначальной стоимости, увеличиваемой в соответствии с индексом инфляции, определяемым Верховным Советом Российской Федерации.
с) денежные средства, материальные и нематериальные активы, средства фондов экономического стимулирования предприятий (организаций) и товары народного потребления, передаваемые банку как безвозмездно, так и в счет погашения процентов за полученный кредит.
5. Доходы, полученные банками в иностранной валюте, подлежат налогообложению вместе с доходами, полученными в рублях. При этом доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на день получения дохода.
III. Расчет налогооблагаемой базы6. Банки исчисляют налогооблагаемую базу путем уменьшения суммы доходов, перечисленных в разделе II настоящей Инструкции на суммы:
а) причитающиеся к уплате в бюджет в виде налога на имущество, земельного и целевых налогов на покрытие затрат на финансирование строительства, реконструкции, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования.
В соответствии с Законом РСФСР от 18 октября 1991 года N 1759-1 "О дорожных фондах в РСФСР" к целевым налогам относятся налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств и налог на приобретение транспортных средств;
б) платежей, вносимых в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также других обязательных платежей;
в) начисленных и уплаченных процентов по вкладам до востребования (расчетным и текущим счетам), срочным вкладам (депозитам) и межбанковским кредитам;
г) уплаченных комиссионных сборов за услуги и корреспондентские отношения в пределах, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации;
д) связанных с осуществлением валютных операций по покупке наличной иностранной валюты и валюты, находящейся на счетах и вкладах;
е) процентов и комиссионных сборов, уплаченных в счет прошлых (по отношению к отчетному году) лет и возврат процентов и комиссионных сборов, излишне взысканных с клиентов в прошлые (по отношению к отчетному) годы;
ж) амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, начисленных в течение налогооблагаемого периода, по нормам, утверждаемым в установленном порядке;
з) износа нематериальных активов (в том числе стоимость брокерского места), начисленные по нормам, рассчитанным банком исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования, но не более срока деятельности банка.
Норма износа нематериальных активов, срок полезного использования которых невозможно определить, устанавливается в расчете на десять лет, но не превышает срока деятельности банка.
При этом банки с иностранными инвестициями и филиалы банков - нерезидентов производят амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и начисление суммы износа нематериальных активов по нормативам и в порядке, установленным для российских предприятий, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации и бывшего СССР, межреспубликанскими договорами Российской Федерации и действующим законодательством;
и) расходов по аренде основных фондов в размере амортизационных отчислений на полное восстановление, а нематериальных активов (в том числе брокерского места) - в размере стоимости суммы начисленного износа;
к) расходов на пожарную и сторожевую охрану, ремонт;
л) операционных, канцелярских, почтово-телеграфных, по перевозке и хранению денежных средств и ценностей, а также платы другим банкам за расчетно-кассовое обслуживание и услуги вычислительных центров;
м) расходов, включаемых банками в состав затрат (кроме расходов на оплату труда) на основании Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Правительством Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации.
Впредь до утверждения Правительством Российской Федерации указанного Положения необходимо руководствоваться Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) на предприятиях СССР, утвержденными Госпланом СССР, Минфином СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР 30 ноября 1990 г. N ВГ-7-Д; 133; 01-17/2616; 17-24/10-69 (с учетом изменений и дополнений, внесенных Минэкономики СССР, Минфином СССР и Госкомстатом СССР 20 августа 1991 года N ВГ-139/3-23 и доведенных письмом Минфина СССР от 6 сентября 1991 г. N 51).
Уточнение состава доходов и расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой базы, производится Правительством Российской Федерации.
IV. Льготы по налогу7. От налогообложения освобождаются следующие доходы:
а) проценты по кредитам, предоставленным Правительству Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и Банку внешней торговли Российской Федерации или под их гарантии;
б) проценты и дивиденды, полученные по государственным облигациям и иным государственным ценным бумагам, а также доходы, полученные за работу по размещению государственных ценных бумаг.
8. При исчислении налога доход, определенный в соответствии с пунктами 4 - 7 настоящей Инструкции, при фактически произведенных затратах и расходах уменьшается на суммы:
а) отчислений в фонд страхования депозитов в коммерческих банках, фонд страхования коммерческих банков от банкротства, фонд компенсации коммерческим банкам разниц в процентных ставках - по одному проценту от балансовой прибыли за квартал в каждый из перечисленных фондов;
б) затрат, осуществляемых в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами на содержание находящихся на балансе банков объектов здравоохранения, домов престарелых и инвалидов, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, объектов культуры и спорта, учреждений образования, жилищного фонда, а также затрат банков на эти цели при их долевом участии в содержании перечисленных объектов. Затраты банков при долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территории которых находятся указанные объекты и учреждения;
в) взносов, направляемых на благотворительные цели, в экологические, оздоровительные, образовательные и другие фонды (общественные объединения), общественные организации инвалидов, религиозные объединения, зарегистрированные в установленном порядке, а также предприятиям, учреждениям и организациям культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта в сумме, не превышающей одного процента налогооблагаемого дохода, исчисленного в соответствии с пп. 4 - 7 настоящей Инструкции.
Указанные в настоящем подпункте фонды, предприятия, организации и учреждения, получившие такие средства от банков, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и их расходовании в сроки, установленные для сдачи годового бухгалтерского отчета.
В случае использования средств не по назначению в доход федерального бюджета в установленном порядке взыскивается сумма в размере этих средств.
V. Ставки налога на доход и порядок его зачисления9. К налогооблагаемой базе, исчисленной банком в соответствии с пунктами 4 - 8 настоящей Инструкции, применяется ставка 30 процентов.
10. Для банков, осуществляющих кредитные вложения в размере не менее 50 процентов от общих их сумм в крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия и организации агропромышленного комплекса, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, ставка налога применяется в размере 20 процентов.
Объем кредитных вложений, выделенных на цели производства и переработки сельскохозяйственной продукции, определяется путем умножения суммы кредита на срок кредитования и деления его на число дней в отчетном периоде (месяц - 30 дней, квартал - 90 дней).
В том случае, если время выдачи или погашения кредита выходит за пределы отчетного периода, то в качестве срока кредитования применяется только интервал, содержащийся в отчетном периоде.
Определенные таким образом суммы кредитов, направленных на цели производства и переработки сельскохозяйственной продукции, суммируются и относятся к рассчитанной аналогичным образом общей сумме кредитных вложений. В том случае, если полученное соотношение превышает 50 процентов, то к доходам банка за отчетный период применяется льготная налоговая ставка (20 процентов).
Пример определения доли кредитных вложений в крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия агропромышленного комплекса, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, в общей сумме кредитных вложений банков приведен в приложении N 4 к настоящей Инструкции.
11. Доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других банков и предприятий, дивиденды и проценты по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим банку, облагаются налогом у источника по ставке 18 процентов.
12. Иностранные банки, получающие доходы, не связанные с осуществлением деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, в том числе от дивидендов, процентов, арендных платежей, от использования авторских прав и лицензий и по другим видам доходов, источник которых находится на территории Российской Федерации, уплачивают налог по ставке 18 процентов.
13. Союзы, ассоциации и иные объединения банков, образованные ими для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществление совместных программ, не являются плательщиками налога на доход по настоящей Инструкции, а уплачивают налог на прибыль (подоходный налог) на общих основаниях.
14. Зачисление в бюджет налога на доход производится банками в федеральный бюджет в соответствии с Классификацией доходов и расходов бюджетов.
VI. Изменение ставок налога и состава доходов и расходов для исчисления налогооблагаемой базы15. Состав доходов и расходов для исчисления налогооблагаемой базы, размеры ставок налога, а также состав льгот по налогу и порядок их предоставления могут уточняться Верховным Советом Российской Федерации при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год.
VII. Порядок исчисления налога и сроки уплаты его в бюджет16. Сумма налога определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно в соответствии с положениями настоящей Инструкции.
17. В течение квартала плательщики производят авансовые взносы налога исходя из предполагаемой суммы дохода за налогооблагаемый период и ставки налога.
Для контроля за правильностью определения и полнотой перечисления в бюджет авансовых сумм налога на доход банки представляют налоговым органам по месту своего нахождения справки об авансовых суммах налога на текущий квартал по форме согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции. Указанные справки высылаются банками в двух экземплярах, один из которых налоговый орган передает финансовому органу по месту нахождения банка.
Авансовые взносы налога на доход производятся плательщиками не позднее 10 и 25 числа каждого месяца равными долями в размере одной шестой квартальной суммы налога на доход.
По ходатайству плательщика, имеющего незначительную сумму налога на доход, финансовый орган по месту нахождения плательщика может установить один срок уплаты в бюджет - 20 числа каждого месяца в размере одной трети квартальной суммы налога.
18. Плательщики налога представляют налоговым органам по месту своего нахождения бухгалтерские отчеты (балансы) в порядке и сроки, установленные в соответствии с законодательством, и расчеты сумм налога на доход по форме согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции.
19. По окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года плательщики самостоятельно исчисляют сумму налога на доход нарастающим итогом с начала года, исходя из фактически полученного ими дохода, подлежащего налогообложению с учетом предоставленных льгот и ставки налога на доход. Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей.
20. Сумма налога на доход, исчисленная самими плательщиками, исходя из фактически полученного дохода, вносится ими в доход бюджета по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленном для представления квартальных бухгалтерских отчетов (балансов), а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета (баланса) за год.
21. Если налоговым органом в результате проверки расчетов будет установлено, что налог на доход подлежит взносу в бюджет в большей сумме, чем показано в расчете плательщика, уплата в бюджет доначисленных сумм налога по результатам перерасчетов производится в пятидневный срок со дня сообщения налоговым органом о сумме доплаты, а пеня начисляется по истечении пятидневного срока со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета (баланса).
22. Излишне внесенные суммы налога на доход засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются налоговым органом плательщику в десятидневный срок со дня получения его письменного заявления.
23. Плательщики обязаны до наступления срока платежа сдать в учреждение банка платежные поручения на перечисление в федеральный бюджет налога на доход, которые исполняются в первоочередном порядке.
24. В течение года банки с иностранными инвестициями и филиалы банков - нерезидентов вносят квартальные авансовые платежи в размере одной четверти годовой суммы платежей не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября и 15 декабря.
Авансовая сумма налога на текущий год определяется исходя из предполагаемого дохода и ставок налога. Уплата налога по фактически полученному доходу за год производится в безналичном порядке в 10-дневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год.
25. Сумма налогового платежа при переводе доходов за границу уплачивается в валюте перевода.
26. В случае прекращения своей деятельности банк погашает задолженность перед бюджетом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
VIII. Устранение двойного налогообложения27. Сумма дохода, полученная за пределами Российской Федерации, включается в общую сумму дохода, подлежащую налогообложению в Российской Федерации, и учитывается при определении размера налога.
28. Уплаченная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств сумма налога на доход, полученный на территории этих государств, засчитывается при уплате налога на доход в Российской Федерации. При этом размер засчитываемой суммы не может превышать суммы налога на доход, подлежащей уплате в Российской Федерации по доходу, полученному за ее пределами.
29. Правила устранения двойного налогообложения, предусмотренные настоящей статьей Закона, не распространяется на иностранных юридических лиц, получающих доходы в связи с деятельность в Российской Федерации.
IX. Специальные положения30. Если международными договорами Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем те, которые определены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Иностранный участник банка с иностранными инвестициями, имеющий в соответствии с международным договором Российской Федерации или бывшего СССР право на полное или частичное освобождение от обложения налогом дохода, полученного им в результате распределения дохода банка, подает заявление о снижении или отмене налога в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. В случае подачи заявления после перевода полученного дохода за границу оно должно быть представлено в течение календарного года со дня перевода. Заявление, поданное по истечении указанного срока, к рассмотрению не принимается.
Иностранные банки, филиалы банков - нерезидентов, имеющие в соответствии с международными договорами РСФСР или бывшего СССР право на полное или частичное освобождение от налога на доходы от источников в Российской Федерации, реализуют это право в соответствии с порядком, предусмотренным для иностранного участника банка с иностранными инвестициями.
31. Взимание налога с иностранных банков может быть ограничено или прекращено на основе принципа взаимности в случаях, когда в соответствующем государстве такие же меры осуществляются по отношению к российским юридическим лицам применительно к таким же или аналогичным налогам, что должно быть подтверждено налоговыми органами этого государства.
32. При совершении сделок банки не вправе принимать на себя какие-либо обязательства по возмещению расходов других юридических лиц и физических лиц по уплате налога с полученных в результате таких сделок доходов.
X. Ответственность плательщиков и контроль налоговых органов33. Ответственность плательщиков налога, а также осуществление налоговыми органами контроля за соблюдением положений настоящей Инструкции регулируются Законом РСФСР "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и другими законодательными актами.
Руководитель
Государственной налоговой службы
Российской Федерации
И.Н. ЛАЗАРЕВ
СОГЛАСОВАНО
Заместитель
Министра финансов Российской Федерации
С.В. ГОРБАЧЕВ