ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 19.03.2001 N 205 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗРАБОТКЕ, ПРОИЗВОДСТВУ И ИСПЫТАНИЯМ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ"
Постановление
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по разработке, производству и испытаниям авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 марта 2001 г.
N 205
1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по разработке, производству и испытаниям авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения (далее именуется - авиационная техника), осуществляемой юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы.
2. Лицензирование деятельности по разработке, производству и испытаниям авиационной техники осуществляется в целях государственного регулирования развития авиации, обеспечения национальных интересов и безопасности государства, прав, законных интересов и здоровья граждан, соблюдения законодательства и международных обязательств Российской Федерации.
3. Лицензирование деятельности по разработке, производству и испытаниям авиационной техники осуществляет Российское авиационно-космическое агентство (далее именуется - лицензирующий орган).
Деятельность по разработке, производству и испытаниям авиационной техники составляют работы и услуги согласно приложению.
4. Лицензионными требованиями и условиями осуществления деятельности по разработке, производству и испытаниям авиационной техники являются:
а) соблюдение законодательства Российской Федерации, требований по защите сведений, составляющих государственную тайну, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных и взрывобезопасных норм и правил;
б) наличие специалистов, имеющих соответствующую квалификацию;
в) наличие зданий, сооружений и производственных площадей, необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности;
г) оснащение рабочих мест оборудованием, инструментом, контрольно-проверочной аппаратурой и иными техническими средствами, необходимыми для осуществления лицензируемого вида деятельности;
д) осуществление лицензируемого вида деятельности в соответствии с нормативными документами, регламентирующими состав работ и порядок их осуществления;
е) организация учета и хранения авиационной техники (в том числе документации), а также материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;
ж) наличие системы управления качеством продукции;
з) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, а также осуществление мероприятий, направленных на повышение технической защиты зданий, сооружений и помещений организаций соискателя лицензии;
и) обеспечение безопасности взрывоопасных производств.
5. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
наименования и организационно-правовой формы соискателя лицензии, места его нахождения (в том числе места нахождения территориально обособленных объектов), наименования банка и номера расчетного счета в банке;
лицензируемого вида деятельности, в том числе работ и услуг, и срока, в течение которого он будет осуществляться;
б) копии учредительных документов (устава, учредительного договора) и копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;
в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
г) копия документа, подтверждающего право владения и пользования зданиями, сооружениями, а также оборудованием и иными техническими средствами, необходимыми для осуществления лицензируемого вида деятельности;
д) пояснительная записка о работах и услугах, выполняемых в ходе осуществления лицензируемого вида деятельности, видах продукции, о наличии профессионально подготовленных специалистов, об укомплектованности необходимым производственными оборудованием и наличии соответствующей нормативной и технической документации;
е) документ, удостоверяющий наличие у соискателя лицензии системы управления качеством продукции;
ж) документ, подтверждающий, что доля участия иностранного капитала составляет менее 25 процентов уставного капитала соискателя лицензии, а его руководитель и входящие в органы управления лица являются гражданами Российской Федерации;
з) копия лицензии, предусмотренной Законом Российской Федерации "О государственной тайне" (в случае если осуществление работ не связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, представляется соответствующая справка);
и) копия документа, подтверждающего обеспечение соискателем технических мероприятий по защите сведений, составляющих государственную тайну, выданного органом, уполномоченным Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации, или заключение об отсутствии указанных сведений;
к) копия сертификата безопасности взрывоопасных производств (в случае отсутствия взрывоопасных производств представляется соответствующая справка);
л) копия документа надзорного органа, подтверждающего соответствие условий осуществления лицензируемого вида деятельности требованиям экологической безопасности;
м) копия документа органа государственной противопожарной службы, подтверждающего соответствие условий осуществления лицензируемого вида деятельности требованиям пожарной безопасности;
н) копия свидетельства о регистрации опасных производственных объектов, с помощью которых осуществляется лицензируемый вид деятельности, в государственном реестре опасных производственных объектов и копия договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта или страхового полиса (при отсутствии опасных производственных объектов уполномоченным федеральным органом представляется соответствующая справка);
о) документ, подтверждающий наличие у соискателя лицензии условий, обеспечивающих сохранность и полный учет авиационной техники;
п) копия платежного поручения с отметкой банка о внесении соискателем лицензии платы за рассмотрение заявления;
р) копия свидетельства о государственной аккредитации в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" соискателя лицензии в качестве научной организации при осуществлении им научно-исследовательских работ, предусмотренных в приложении к настоящему Положению.
6. В случае если копии документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения, не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригиналов.
7. При лицензировании деятельности по разработке, производству и испытаниям авиационной техники для государственных нужд необходимо согласовать с государственным заказчиком заявление, указанное в подпункте "а", с представителем государственного заказчика документы, указанные в подпунктах "е", "з", "о", а также заключение и справку, указанные в подпунктах "и" и "к" пункта 5 настоящего Положения.
8. Требовать от соискателя лицензий представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.
9. Документы, представленные в лицензирующий орган для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате их приема.
10. За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий 30 дней с даты получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.
12. Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение 3 дней после принятия соответствующего решения.
Соискателю лицензии направляется (вручается) уведомление о выдаче лицензии с указанием срока уплаты лицензионного сбора и реквизитов банковского счета либо уведомление об отказе в выдаче лицензии с указанием причины отказа.
13. Лицензия выдается на 5 лет, если в заявлении соискателя лицензии не указан меньший срок.
14. Передача лицензии другому юридическому лицу запрещается.
15. Выдача лицензии производится в течение 3 дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора.
16. Лицензия подписывается руководителем лицензирующего органа (в случае его отсутствия - заместителем руководителя) и заверяется гербовой печатью этого органа.
17. В лицензии указывается:
а) наименование лицензирующего органа;
б) наименование и место нахождения лицензиата (с указанием места нахождения территориально обособленных объектов);
в) код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
г) идентификационный номер налогоплательщика;
д) лицензируемый вид деятельности (работы и услуги, предусмотренные в приложении к настоящему Положению, а также наименование продукции);
е) срок, в течение которого будет осуществляться лицензируемый вид деятельности;
ж) номер лицензии и дата ее выдачи;
з) лицензионные требования и условия.
18. При осуществлении лицензируемого вида деятельности на нескольких территориально обособленных объектах лицензиату одновременно с лицензией выдаются заверенные лицензирующим органом копии соответственно числу указанных объектов. Плата за выдачу копий не взимается.
19. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
а) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
б) несоответствие деятельности соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
20. В случае отказа в выдаче лицензии плата за рассмотрение заявления не возвращается.
21. Соискатель лицензии имеет право обжаловать решения и действия лицензирующего органа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При обжаловании в административном порядке решения лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии соискатель лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы.
Независимая экспертиза проводится на договорной основе за счет соискателя лицензии.
22. Лицензирующий орган привлекает для проведения независимой экспертизы по согласованию с соискателем лицензии независимых экспертов или экспертные организации. Независимая экспертиза проводится в течение 30 дней с даты подачи соискателем лицензии соответствующего заявления.
Заключение независимых экспертов или экспертной организации представляется в лицензирующий орган, который в течение 5 дней после его получения уведомляет соискателя лицензии о принятом решении.
23. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата.
Продление срока действия лицензии осуществляется в таком же порядке, как и ее переоформление.
В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время ее действия зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.
24. В случае преобразования лицензиата, изменения его наименования или места нахождения лицензиат или его правопреемник обязан незамедлительно подать заявление о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов.
25. При переоформлении лицензии лицензирующий орган вносит изменения в реестр лицензий.
26. Переоформление лицензии осуществляется в течение 5 дней с даты представления лицензиатом соответствующего заявления.
До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданного документа.
27. Надзор за соблюдением лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
28. Лицензирующий орган в пределах своей компетенции имеет право:
а) проводить проверки соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;
б) запрашивать у лицензиата объяснения и документы по вопросам, возникающим при проведении проверок;
в) составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
г) выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
д) выносить предупреждение лицензиату и приостанавливать действие лицензии;
е) осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.
29. Лицензирующий орган не вправе требовать от лицензиата возмещение расходов, связанных с проведением проверок.
30. Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти в пределах своей компетенции при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщать в лицензирующий орган о выявленных нарушениях и принятых мерах.
31. Лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.
32. Лицензирующий орган имеет право приостановить действие лицензии в случае:
а) выявления лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти в пределах их компетенции нарушений лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, а также обороноспособности и безопасности государства;
б) невыполнения лицензиатом решений лицензирующего органа, обязывающих его устранить выявленные нарушения.
33. Лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной:
а) в случае неуплаты лицензиатом в течение 3 месяцев лицензионного сбора;
б) с даты ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования;
34. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостанавливать действие лицензии на период до вступления в силу решения суда.
35. Основанием для аннулирования лицензии является:
а) обнаружение недостоверной или искаженной информации в документах, представленных для получения лицензии;
б) неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;
в) незаконность решения о выдаче лицензии.
36. Решение о приостановлении действия лицензии или о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до сведения лицензиата в письменной форме с соответствующим обоснованием в 3-дневный срок с даты принятия решения.
Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
37. Лицензирующий орган устанавливает срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать 6 месяцев.
В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
При устранении лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в 15-дневный срок принимает решение о возобновлении ее действия и в 3-дневный срок уведомляет о своем решении государственные надзорные и контрольные органы и лицензиата.
38. На период приостановления действия лицензии лицензиат сдает в лицензирующий орган лицензию и ее копии (при осуществлении деятельности на территориально обособленных объектах).
При возобновлении действия лицензии лицензирующий орган возвращает ее лицензиату. Плата при этом не взимается.
39. Лицензирующий орган информирует заинтересованные органы о приостановлении действия лицензии, о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии и аннулировании лицензии в письменной форме в течение 3 дней с даты принятия решения.
40. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:
а) сведения о лицензиате с указанием его наименования, организационно-правовой формы, кода по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций и места его нахождения (в том числе места нахождения территориально обособленных объектов);
б) лицензируемый вид деятельности;
в) номер лицензии и дата ее выдачи;
д) сведения о лицензирующем органе;
е) условия осуществления лицензируемого вида деятельности;
ж) сведения о переоформлении лицензии;
з) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
и) основание и дата аннулирования лицензии.
41. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой в той части, которая не содержит сведений, составляющих государственную тайну, и предоставляется на платной основе в виде выписок о лицензиатах.
42. Органам государственной власти и органам местного самоуправления информация из реестра лицензий предоставляется бесплатно.
43. Срок предоставления информации из реестра лицензий не может превышать 3 дня с даты подачи (регистрации) соответствующего заявления при условии предъявления документа, подтверждающего оплату этой услуги.
44. За рассмотрение заявления соискателя лицензии вносится плата в размере 300 рублей, за выдачу лицензии вносится лицензионный сбор в размере 1000 рублей, за переоформление лицензии, внесение в нее изменений и выдачу новой лицензии - плата в размере 10 рублей, за предоставление из реестра лицензий информации об одном лицензиате - плата в размере 10 рублей.
45. Средства, внесенные в качестве платы за рассмотрение заявлений, выдачу, продление, переоформление лицензий и предоставление информации из реестра лицензий, зачисляются в федеральный бюджет.
46. Финансирование расходов лицензирующего органа, связанных с осуществлением лицензионной деятельности, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Российскому авиационно-космическому агентству на содержание центрального аппарата.
47. За нарушение или ненадлежащее исполнение установленного порядка лицензирования должностные лица лицензирующего органа несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
48. Решения и действия лицензирующего органа могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
ПриложениеПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о лицензировании
деятельности по разработке,
производству и испытаниям авиационной
техники, в том числе авиационной
техники двойного назначения
Проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ.
Создание систем для научных исследований, систем проектирования и управления на основе компьютерных технологий.
Разработка системных и прикладных программ.
Разработка диагностических и экспертных систем.
Разработка и изготовление наземного технологического оборудования, контрольно-проверочной аппаратуры, испытательного оборудования и запасных частей.
Моделирование систем, комплексов, процессов.
Проведение экспертизы проектов.
Производство летательных аппаратов, двигателей, агрегатов и оборудования для летательных аппаратов, оборудования для контроля и диагностики, тренажеров.
Производство наземного и испытательного технологического оборудования, запасных частей.
Производство учебно-тренировочных средств и тренажеров.
Производство средств измерений и испытательного оборудования.
Проведение летных и наземных испытаний образцов авиационной техники, авиационных двигателей и оборудования.
Обеспечение испытаний летательных аппаратов летным и инженерно-техническим составом.