ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.04.2001 N 302 "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОПТОВОЙ И РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ЮВЕЛИРНЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ ИЗ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ (СОДЕРЖАЩИМИ ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ)"
Постановление
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании оптовой и розничной торговли ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней (содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни).
2. Установить, что лицензии на оптовую и розничную торговлю ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней (содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни), выданные в установленном порядке до принятия настоящего постановления, сохраняют свое действие до окончания предусмотренного в них срока.
3. В заголовке и пункте 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 мая 1993 г. N 501 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 23, ст. 2112; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 29, ст. 3529; 1999, N 16, ст. 1999; N 41, ст. 4923), а также в заголовке и тексте Положения о Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства торговли Российской Федерации, утвержденного указанным постановлением, слова: "Министерство торговли Российской Федерации" в соответствующем падеже заменить словами: "Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации" в соответствующем падеже.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 апреля 2001 г.
N 302
1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования оптовой и розничной торговли ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней (содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни), осуществляемой организациями независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями.
2. Под ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней (содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни) понимаются украшения, предметы быта и культа, памятные, юбилейные и другие знаки, медали и другие изделия, изготовленные из сплавов драгоценных металлов - золота, серебра, платины, палладия, из недрагоценных металлов с покрытием и (или) вставками из драгоценных металлов, изделия из драгоценных и недрагоценных металлов со вставками из драгоценных - бриллиантов, сапфиров, рубинов, изумрудов, александритов и жемчуга, полудрагоценных, поделочных природных и искусственных камней, как произведенные в Российской Федерации, так и ввезенные на ее территорию (далее именуются - ювелирные изделия).
3. Лицензирование оптовой и розничной торговли ювелирными изделиями осуществляет Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации непосредственно и через свои территориальные органы - управления Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (далее именуются - лицензирующие органы).
Лицензии выдаются отдельно на оптовую и розничную торговлю ювелирными изделиями.
Выданные лицензии действительны на всей территории Российской Федерации.
4. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении оптовой и розничной торговли (далее именуется - торговля) ювелирными изделиями являются:
а) соблюдение лицензиатом законодательства Российской Федерации, правил продажи отдельных видов товаров, порядка обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них, выполнение обязательных требований государственных стандартов, а также экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных норм и правил (далее именуются - стандарты);
б) наличие у лицензиата необходимых помещений, оборудования и инвентаря, а также системы охраны территории и помещений, соответствующих требованиям стандартов;
в) наличие у работников, осуществляющих приемку, хранение, предпродажную подготовку и реализацию товара, специальной профессиональной подготовки.
5. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
наименования, организационно-правовой формы и места нахождения юридического лица, фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, индивидуального предпринимателя, адреса места фактического осуществления деятельности и места нахождения территориально обособленных объектов соискателя лицензии, реквизитов расчетного счета в банке;
вида торговли ювелирными изделиями (оптовая торговля, розничная, в том числе комиссионная торговля), которую соискатель лицензии намерен осуществлять, и срока, в течение которого она будет осуществляться;
б) копии учредительных документов со всеми изменениями и дополнениями и копия свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом);
копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
в) справка о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
г) сведения о наличии у соискателя лицензии необходимых помещений, оборудования и инвентаря, системы охраны территории и помещений, а также копии документов, подтверждающих право соискателя лицензии на владение, пользование или распоряжение имеющимся имуществом;
д) копии документов, подтверждающих наличие у работников, осуществляющих приемку, хранение, предпродажную подготовку и продажу ювелирных изделий, специальной профессиональной подготовки;
е) заключения государственных надзорных и контрольных органов о соответствии территории, помещений и оборудования, используемых при торговле ювелирными изделиями, а также условий охраны труда требованиям стандартов;
ж) документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления.
6. Документы, представленные в лицензирующий орган для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате их приема направляется (вручается) соискателю лицензии.
Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.
За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. За рассмотрение лицензирующим органом заявления взимается плата в размере 300 рублей, которая зачисляется в федеральный бюджет.
8. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
Лицензирующий орган обязан в течение 3 дней после принятия решения направить (вручить) соискателю лицензии уведомление о выдаче лицензии с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора или об отказе в выдаче лицензии с указанием причин отказа.
В случае отказа в выдаче лицензии плата за рассмотрение заявления возврату не подлежит.
Выдача лицензии производится в течение 3 дней со дня представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора.
9. За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в размере 1000 рублей, который зачисляется в федеральный бюджет.
10. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
а) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
б) несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
11. Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или его бездействие.
12. Соискатель лицензии при обжаловании в административном порядке отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы.
Независимая экспертиза проводится на договорной основе за счет соискателя лицензии.
13. Заявление о несогласии с отказом в выдаче лицензии и о проведении независимой экспертизы соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган, который формирует комиссию из независимых экспертов. В состав комиссии не могут входить работники лицензирующего органа.
Список членов комиссии направляется заявителю, который в случае несогласия с ее составом вправе представить в лицензирующий орган мотивированное возражение против привлечения каких-либо экспертов к участию в экспертизе.
Соискатель лицензии имеет право присутствовать на заседании комиссии.
14. Комиссия в течение 30 дней со дня получения заявления рассматривает представленные документы, осуществляет проверку соответствия соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям и принимает соответствующее заключение.
Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о заключении комиссии в течение 3 дней со дня его принятия.
При наличии положительного заключения комиссии лицензирующий орган обязан в течение 3 дней рассмотреть вопрос о выдаче лицензии. В случае повторного отказа в выдаче лицензии соискатель вправе обратиться в суд.
15. В лицензии указывается:
а) наименование лицензирующего органа;
б) наименование и место нахождения юридического лица, фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, индивидуального предпринимателя, адрес места фактического осуществления деятельности и места нахождения территориально обособленных объектов лицензиата;
в) идентификационный номер налогоплательщика;
г) лицензируемый вид деятельности с указанием видов торговли;
д) лицензионные требования и условия;
е) срок действия лицензии;
ж) дата принятия решения о выдаче лицензии;
з) номер лицензии и дата ее выдачи.
16. Лицензия подписывается руководителем лицензирующего органа (в случае его отсутствия - заместителем руководителя) и заверяется печатью.
17. Бланки лицензий являются документами строгой отчетности и имеют степень защиты на уровне ценной бумаги на предъявителя. Приобретение, учет и хранение указанных бланков осуществляет лицензирующий орган.
18. Лицензия выдается на 3 года, если в заявлении о выдаче лицензии не указан меньший срок.
Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии производится лицензирующим органом в порядке, установленном для ее получения.
19. При осуществлении торговли ювелирными изделиями на нескольких территориально обособленных объектах лицензиату одновременно с лицензией выдаются ее заверенные копии по числу таких объектов с указанием места нахождения каждого.
20. В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места нахождения, а также в случае изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя лицензиат - юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель - обязан незамедлительно подать заявление о переоформлении лицензии с приложением документов, подтверждающих указанные сведения.
Переоформление лицензии осуществляется в течение 5 дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления.
До переоформления лицензии лицензиат осуществляет свою деятельность на основании ранее выданной лицензии и расписки лицензирующего органа о приеме документов на ее переоформление.
При переоформлении лицензии лицензирующий орган вносит соответствующие данные в реестр лицензий.
За переоформление лицензии взимается плата в размере 10 рублей, которая зачисляется в федеральный бюджет.
21. Лицензирующий орган может приостановить действие лицензии в случае:
а) выявления лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти (в пределах их компетенции) нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий;
б) невыполнения лицензиатом решения лицензирующего органа, обязывающего лицензиата устранить выявленные нарушения;
в) подачи лицензирующим органом заявления в суд.
22. Лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной:
а) в случае непредставления в лицензирующий орган в течение 3 месяцев документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора;
б) с момента ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации (за исключением преобразования) либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
23. Лицензия может быть аннулирована по решению суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией.
24. Основанием для аннулирования лицензии является:
а) обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;
б) неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;
в) незаконность решения о выдаче лицензии.
25. Решение о приостановлении действия лицензии или о направлении в суд заявления о ее аннулировании доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с соответствующим обоснованием не позднее чем через 3 дня со дня принятия решения.
Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
26. Срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, устанавливается лицензирующим органом и не может превышать 6 месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
При устранении лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган обязан принять решение о возобновлении ее действия и в течение 3 дней уведомить о нем лицензиата и государственные надзорные и контрольные органы.
После представления лицензиатом в лицензирующий орган заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в течение 20 дней осуществляет проверку устранения выявленных нарушений и принимает решение о возобновлении (невозобновлении) действия лицензии.
На период приостановления действия лицензии лицензиат обязан сдать в лицензирующий орган лицензию и ее копии (при осуществлении деятельности на территориально обособленных объектах).
При возобновлении действия приостановленной лицензии плата не взимается.
27. Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется государственными надзорными и контрольными органами и лицензирующим органом в пределах их компетенции.
28. Лицензирующий орган в пределах своей компетенции имеет право:
а) проводить проверки соответствия деятельности лицензиата лицензионным требованиям и условиям;
б) запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и материалы по вопросам, возникающим при проведении проверок;
в) составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
г) выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки их устранения;
д) выносить предупреждение лицензиату;
е) осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.
29. Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти в пределах своей компетенции при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить в лицензирующий орган, выдавший лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах.
30. Лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением обязан предоставлять необходимую информацию и документы для проведения государственными надзорными и контрольными органами и лицензирующим органом проверок. Указанные органы не вправе требовать от лицензиата обеспечения условий проверок, связанных с материальными затратами лицензиата.
31. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:
а) сведения о лицензиате с указанием его кода по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (для юридического лица - наименование, организационно-правовая форма и место нахождения, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность), адреса места фактического осуществления деятельности, реквизитов расчетного счета в банке;
б) идентификационный номер налогоплательщика;
в) сведения о лицензирующем органе, выдавшем лицензию;
г) виды торговли ювелирными изделиями (с указанием их кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг);
д) дата принятия решения о выдаче лицензии;
е) номер лицензии и дата ее выдачи;
ж) срок действия лицензии;
з) сведения о переоформлении лицензии;
и) основания и даты приостановления, возобновления действия и аннулирования лицензии;
к) сведения о регистрации лицензии в реестре.
32. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц, которые на основании поданного в лицензирующий орган заявления вправе получить информацию в виде выписок о конкретных лицензиатах.
33. Срок предоставления информации из реестра лицензий не может превышать 3 дней со дня подачи соответствующего заявления и документа, подтверждающего внесение платы за предоставление информации.
34. За предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий, взимается плата в размере 10 рублей, которая зачисляется в федеральный бюджет.
Органам государственной власти и органам местного самоуправления указанная информация предоставляется бесплатно.
35. Должностные лица лицензирующего органа за нарушение или ненадлежащее исполнение требований настоящего Положения несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
36. Решения и действия лицензирующего органа могут быть обжалованы в установленном порядке в суд.